Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Предисловие
Я при работе с микроконтроллерами часто сталкивался с бинарными протоколами. Особенно, когда есть несколько контроллеров. Или же используется bluetooth low energy и необходимо написать код для обработки бинарных данных в характеристике. Помимо кода всегда требуется понятная документация.
Всегда возникает вопрос - а можно ли описать как-то протокол и сгенерировать на все платформы код и документацию? В этом может помочь IDL.
1. Что такое IDL
Определение IDL довольно простое и уже представлено на wikipedia
IDL, или язык описания интерфейсов (англ. Interface Description Language или Interface Definition Language) — язык спецификаций для описания интерфейсов, синтаксически похожий на описание классов в языке C++.
Самое главное в IDL - он должен хорошо описывать интерфейс взаимодействия, API, протокол. Он должен быть достаточно понятен, чтобы служить другим инженерам документацией.
Бонус также является - генерация документации, структур, кода.
2. Мотивация
В процессе работы я попробовал разные кодогенераторы и IDL. Среди тех, что попробовал были - QFace (https://github.com/Pelagicore/qface), swagger (Это не IDL, а API development tool). Также существует коммерческое решение проблемы: https://www.protlr.com/.
Swagger больше подходит к REST API. Поэтому сразу был отметён. Однако его можно использовать если применяется cbor (бинарный аналог json с кучей крутых фич).
В QFace давно не было коммитов, хотелось некоторых "наворотов" для применения в embedded, возникли сложности при написании шаблона. Он не ищет символы сам, не умеет считать поля enum-ов.
Бесплатные решения было найти сложно, чтобы можно было комфортно использовать при разработке бинарных протоколов.
Поэтому я отказался от генераторов кода и IDL в пользу написания некоторых "автоматизаций" в коде, позволяющих проще писать адаптер протокола. Но протокол с коллегами продолжили описывать при помощи QFace. Решил в свободное время попробовать сделать что-то более или менее годное.
2.1 Обзор QFace
IDL, которая являлась источником вдохновения, имеет простой синтаксис:
module <module> <version>
import <module> <version>
interface <Identifier> {
<type> <identifier>
<type> <operation>(<parameter>*)
signal <signal>(<parameter>*)
}
struct <Identifier> {
<type> <identifier>;
}
enum <Identifier> {
<name> = <value>,
}
flag <Identifier> {
<name> = <value>,
}
Для генерации используется jinja2. Пример:
{% for module in system.modules %}
{%- for interface in module.interfaces -%}
INTERFACE, {{module}}.{{interface}}
{% endfor -%}
{%- for struct in module.structs -%}
STRUCT , {{module}}.{{struct}}
{% endfor -%}
{%- for enum in module.enums -%}
ENUM , {{module}}.{{enum}}
{% endfor -%}
{% endfor %}
Концепция интересная. Можно было просто "подпилить" для комфорта "напильником", что конечно и сделал мой коллега. Но мне показалось интересным взять библиотеку sly и просто написать IDL с нужными фичами.
3. Обзор sly
Почему именно sly - библиотека очень проста для описания грамматики.
Сначала надо написать лексер. Он токенизирует код чтобы далее было проще обрабатывать парсером. Код из документации:
class CalcLexer(Lexer):
# Set of token names. This is always required
tokens = { ID, NUMBER, PLUS, MINUS, TIMES,
DIVIDE, ASSIGN, LPAREN, RPAREN }
# String containing ignored characters between tokens
ignore = ' \t'
# Regular expression rules for tokens
ID = r'[a-zA-Z_][a-zA-Z0-9_]*'
NUMBER = r'\d+'
PLUS = r'\+'
MINUS = r'-'
TIMES = r'\*'
DIVIDE = r'/'
ASSIGN = r'='
LPAREN = r'\('
RPAREN = r'\)'
Нужно наследовать класс Lexer, в переменную tokens
- добавить свои использованные токены. Само определение токенов делается в теле класса - достаточно просто описать регулярное выражение, соответсвующее токену.
Парсер - делает работу по преобразованию набора токенов по определенным правилам. С помощью его и осуществляется основная работа. В случае компиляторов - преобразование в байт-код/объектный файл итд. Для интерпретаторов - можно сразу выполнять вычисления. При реализации кодогенератора - можно преобразовать в дерево классов.
Также парсер задается очень простым способом (пример из документации):
class CalcParser(Parser):
# Get the token list from the lexer (required)
tokens = CalcLexer.tokens
# Grammar rules and actions
@_('expr PLUS term')
def expr(self, p):
return p.expr + p.term
@_('expr MINUS term')
def expr(self, p):
return p.expr - p.term
@_('term')
def expr(self, p):
return p.term
@_('term TIMES factor')
def term(self, p):
return p.term * p.factor
@_('term DIVIDE factor')
def term(self, p):
return p.term / p.factor
@_('factor')
def term(self, p):
return p.factor
@_('NUMBER')
def factor(self, p):
return p.NUMBER
@_('LPAREN expr RPAREN')
def factor(self, p):
return p.expr
Каждый метод класса отвечает за парсинг конкретной конструкции. В декораторе @_
указывается правило, которое обрабатывается. Имя метода sly распознает как название правила.
В этом примере сразу происходят вычисления.
Подробнее можно прочитать в официальной документации: https://sly.readthedocs.io/en/latest/sly.html
4. Процесс создания
В самом начале программа получает yml файл с настройками. Затем при помощи sly преобразовывает код в древо классов. Далее выполняются вычисления и поиски объектов. После вычисления - передается в jinja2 шаблон и дерево символов.
Читать как был определен список токенов для лексера может быть скучно, поэтому перейдем сразу к парсеру.
Вначале определили, что модуль состоит из списка термов:
@_('term term')
def term(self, p):
t0 = p.term0
t1 = p.term1
t0.extend(t1)
return t0
Затем определим, что терм состоит из определений структуры, энумератора или интерфейса разделенные символом ";"(SEPARATOR
):
@_('enum_def SEPARATOR')
def term(self, p):
return [p.enum_def]
@_('statement SEPARATOR')
def term(self, p):
return [p.statement]
@_('interface SEPARATOR')
def term(self, p):
return [p.interface]
@_('struct SEPARATOR')
def term(self, p):
return [p.struct]
Здесь терм сразу паковался в массив для удобства. Чтобы список термов (term
term
правило) работал уже сразу с листами и собрал в один лист.
Ниже представлен набор правил для описания структуры:
@_('STRUCT NAME LBRACE struct_items RBRACE')
def struct(self, p):
return Struct(p.NAME, p.struct_items, lineno=p.lineno)
@_('decorator_item STRUCT NAME LBRACE struct_items RBRACE')
def struct(self, p):
return Struct(p.NAME, p.struct_items, lineno=p.lineno, tags=p.decorator_item)
@_('struct_items struct_items')
def struct_items(self, p):
si0 = p.struct_items0
si0.extend(p.struct_items1)
return si0
@_('type_def NAME SEPARATOR')
def struct_items(self, p):
return [StructField(p.type_def, p.NAME, lineno=p.lineno)]
@_('type_def NAME COLON NUMBER SEPARATOR')
def struct_items(self, p):
return [StructField(p.type_def, p.NAME, bitsize=p.NUMBER, lineno=p.lineno)]
@_('decorator_item type_def NAME SEPARATOR')
def struct_items(self, p):
return [StructField(p.type_def, p.NAME, lineno=p.lineno, tags=p.decorator_item)]
@_('decorator_item type_def NAME COLON NUMBER SEPARATOR')
def struct_items(self, p):
return [StructField(p.type_def, p.NAME, bitsize=p.NUMBER, lineno=p.lineno, tags=p.decorator_item)]
Если описать простым языком правила - структура (struct
) содержит поля структур (struct_items
). А поля структур могут определяться как:
тип (
type_def
), имя (NAME
), разделитель (SEPARATOR
)тип (
type_def
), имя, двоеточие (COLON
), число (NUMBER
- для битфилда, означает количество бит), разделительсписок декораторов (
decorator_item
), тип, имя, разделительсписок декораторов, тип, имя, двоеточие (
COLON
), число (NUMBER
- для битфилда), разделитель
Новшество относительно QFace (однако есть в protlr) - была введена возможность описывать специальные условные ссылки на структуры. Было решено назвать эту фичу - alias.
@_('DECORATOR ALIAS NAME COLON expr struct SEPARATOR')
def term(self, p):
return [Alias(p.NAME, p.expr, p.struct), p.struct]
Это было сделано чтобы поддерживалась следующая конструкция:
enum Opcode {
Start = 0x00,
Stop = 0x01
};
@alias Payload: Opcode.Start
struct StartPayload {
...
};
@alias Payload: Opcode.Stop
struct StopPayload {
...
};
struct Message {
Opcode opcode: 8;
Payload<opcode> payload;
};
Данная конструкция обозначает, что если opcode
= Opcode.Start
(0x00) - payload
будет соответствовать структуре StartPayload
. Если opcode
= Opcode.Stop
(0x01) - payload
будет иметь структуру StopPayload
. То есть создаем ссылку структуры с определенными условиями.
Следующее что было сделано - отказался от объявления модуля. Показалось это избыточным так как - имя файла уже содержит имя модуля, а версию писать бессмысленно так как есть git. Хороший протокол имеет прямую и обратную совместимость и в версии нуждаться не должен. Был выкинут тип flag так как есть enum, и добавил возможность описания битфилдов. Убрал возможность определения сигналов так как пока что низкоуровневого примера, демонстрирующего пользу, не было.
Была добавлена возможность python-подобных импортов. Чтобы можно было импортировать из другого модуля только конкретный символ. Это полезно для генерации документации.
Для вычислений был создан класс - Solvable
. Его наследует каждый объект, которому есть что посчитать. Например, для SymbolType
(тип поля класса или интерфейса). В данном классе этот метод ищет по ссылке тип, чтобы добавить его в поле reference. Чтобы в jinja можно было сразу на месте обратиться к полям enum или структуры. Класс Solvable
должен искать во вложенных символах вычислимые и вызывать solve
. Т.е. вычисления происходят рекурсивно.
Пример реализации метода solve для структуры:
def solve(self, scopes: list):
scopes = scopes + [self]
for i in self.items:
if isinstance(i, Solvable):
i.solve(scopes=scopes)
Как видно, в методе solve
есть аргумент - scopes
. Этот аргумент отвечает за видимость символов. Пример использования:
struct SomeStruct {
i32 someNumber;
@setter: someNumber;
void setInteger(i32 integer);
};
Как видно из примера - это позволяет производить поиск символа someNumber
в области видимости структуры, вместо явного указания SomeStruct.someNumber
.
Заключение
По сравнению с QFace мне удалось - упростить написание шаблона за счет поиска типов, вычисления перечислений. Также полезно иметь импорт символов и возможность условно ссылаться на разные структуры.
В папке examples/uart - находится пример генерации заголовков, кода и html документации. Пример иллюстрирует типичный uart протокол с применением новых фич. Подразумевается, что функции типа put_u32 итд - определит сам пользователь исходя из порядка байт и архитектуры MCU.
Ознакомиться подробнее с реализацией можно по ссылке: https://gitlab.com/volodyaleo/volk-idl
P.S.
Это моя первая статья на Хабр. Буду рад получить отзывы - интересна ли данная тематика или нет. Если у кого-то есть хорошие примеры кодо+доко-генераторов бинарных протоколов для Embedded, было бы интересно прочитать в комментариях. Или какая-то успешная практика внедрения похожих систем для описания бинарных протоколов.
В данном проекте я не обращал особого внимания на скорость работы. Некоторые вещи делал чтобы "быстрее решить задачу". Было важнее получить рабочий код, который можно уже пробовать применять к разным проектам.