Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Красноярск, детская железная дорога.
Мы в Туту все немного гики. Говорят, не очень правильно путать хобби и работу, но всё равно, когда мы видим странный поезд, то сразу в него садимся. Даже если нам не в ту сторону.
В Красноярске к Универсиаде резко увеличили число электричек внутри города, чем-то похожих на Московские центральные диаметры. А ещё Алексей хотел добраться домой в Москву на электричках.
Отвечая на вопрос, удалось ли проехать весь путь на электричках, — нет. Фокус не прошёл, но я расскажу про то, что удалось узнать по дороге и что необычно в транспорте по дороге.
С чего началось
В Красноярске проходила Универсиада. Это как Олимпийские игры, только поменьше и для студентов. Там есть ряд удивительных особенностей с транспортом, и часть мы фиксили руками (только на время соревнований), а часть покрыли скриптами.
Больше всего был интересен вопрос, что станет с этой системой после окончания всех громких событий.
Итак, поскольку Алексей не любит летать на самолётах (но использует при необходимости), то туда поехал поездом. Обратного билета не брал.
Красноярск
В Красноярске нет маршруток. Вообще. Все автобусные перевозки — автобусами большой вместимости. И проблем это не создаёт.
А ещё через город проходит не только Транссиб, но и четыре направления городских электричек. Когда-то это были промышленные линии подвоза материалов к производствам и вывоза готовой продукции, а сейчас отличное соединение жилых районов с центром города и производствами. В принципе можно сказать, что всё как в Швейцарии, если не считать того, что это всё-таки Красноярск.
Тариф — 19 рублей, оплата — транспортной картой (вроде Тройки в Москве, эта же карта работает в автобусах, экономия два рубля при пересадке). В 2008 году запустили первые две, сейчас уже 32 электрички на пять тысяч пассажиров в день.
Сейчас в городе с электричками в целом всё хорошо за исключением того, что они ходят довольно редко. Есть свои особенности: долгое время в пути из-за смены направления движения, не везде есть платформы. Яркий пример — у «Платинум Арены», где было открытие и закрытие игр, платформы нет. На электричке из центра надо проехать мимо неё, затем на станции стоянка около 10 минут для смены направления движения, затем уже можно на платформу Тихие Зори, далее — пешком. Не везде хорошие подходы к платформам: есть слабо освещённые тропинки, и идти вечером немного страшно.
Основной пассажиропоток бывает утром и вечером, поэтому днём — большие интервалы.
Вторая особенность системы, важная для нас, — что в Красноярске на станции Красноярск пассажирский меняется номер поезда.
На сайте РЖД и других сайтах городские электрички показываются как два разных поезда, что вполне логично, если вы работаете на железной дороге. Но это физически один поезд, и можно просто не выходить, чтобы поехать дальше.
Вот как это выглядит с точки зрения логики расписания: поезд 6343-й становится 6673-м:
Мы же решили их склеивать, потому что в пользовательской логике это разумнее, а с учётом большого количества иногородних к Универсиаде — ещё и гуманно. Выше в расписании вы видите, что они склеены на верхнем уровне, а вот так выглядит график движения:
Разница во времени связана с тем, что у нас оно по умолчанию местное, а на РЖД по умолчанию — московское.
Это как раз та часть, которая во время Универсиады поддерживалась руками, а сейчас делается автоматически, потому что надо было ещё придумать, как определять неразрывные поезда.
В самой электричке на самый дальний маршрут устроено так: билет всё те же 19 рублей по городу, четыре вагона, и в них как кондуктор ходит контролёр туда-сюда. Билет можно взять в кассе или прямо у него. При пересечении границы города надо доплатить 100 рублей сверху за поездку.
Турникеты оригинальные: нужно просто проходить без показа билета. Они работают, как в метро: те, что на выход, — диодами для людей.
На электричках есть контроль безопасности: можно попасть в них только через вокзал. А вход на вокзал, как обычно, оборудован интроскопом и усталым охранником с ручным металлодетектором. С другой стороны, транзитные пассажиры должны выйти в город, а потом зайти обратно на вокзал, если им надо на другую платформу. Это ограничение безопасности Универсиады. Ещё во время соревнований в каждой электричке были охранники — смотрели за забытыми вещами. Если ты уходил в туалет, то сразу поднимали панику и спрашивали. В поездах было примерно так же.
Поезда очень чистые, и явно видно, что о них хорошо заботятся.
Сложилось ощущение: несмотря на то, что электрички в среднем на полчаса быстрее автобуса на маршрутах с окраин до центра, в городе их пока мало воспринимают как общественный транспорт. Остановки не очень удобные, особенно это было заметно по спортивным объектам. Рядом с основной ледовой ареной проходит путь, но платформы нет. На станции Енисей электричка меняла кабину 10 минут, потом шла дальше, там высадка. Это не очень удобно, поэтому многие пользовались автобусом.
В Москве примерно похожая ситуация с электричками в городской черте. Мы сначала думали, что проект МЦД будет чем-то вроде ребрендинга городских электричек, но оказалось, что там очень интересная интеграция с остальной транспортной системой города. В итоге должно получиться повысить количество привлекательных для пассажиров маршрутов, пустить новые «Иволги» и обновить инфраструктуру.
Маршрут
Теперь, собственно, слово Алексею:
Хотел посмотреть Новосибирск и Омск. Сходил на Красноярские Столбы:
Ещё погулял по Дивногорску и поехал. Из Красноярска до Новосибирска — на поезде. Взял билет до станции Обь. Заодно перефотографировал там всё. Это важно, потому что на более мелких станциях — более полное расписание, чтобы всем местным быть в курсе особенностей. Ну и часто снимал по дороге.
В ходу — бумажное расписание, в середине — вклейка с изменениями, а в ней ручкой — прямо оперативные изменения.
Зачем мне такие картинки? Потому что мы до сих пор грузим их к себе на сервера для коррекции ошибок как независимый источник данных. А когда-то начинали только с них.
Есть интересные пересадочные маршруты.
Дивногорск — Красноярск. Почти везде можно по приложениям купить билеты, в Омске — своё собственное. В Красноярске — тоже, но после Универсиады это ещё и официально по городу. У контролёра я был первый такой, она долго пыталась понять, как сосканировать. В конце концов получилось. Надо было увеличить метку, потому что их устройство на близком расстоянии работало плохо.
Итак, Красноярск Пасс 20:30 — Обь 09:44, далее на электричке Обь — Сады 10:02 — 10:13.
Вообще дальше хотел уехать на автобусе в город, но он в этот момент только ушёл. Пришла электричка в другую сторону, контролёры уже прошли, и я спонтанно решил сесть и поехать куда-нибудь, быстро посмотрев (пока электричка стояла на Оби, там минуты две была стоянка), что обратно можно вернуться.
Тут мне была интересна её загруженность. Поскольку билет взять не успел, то поехал зайцем. Доехал до остановки, когда была электричка в обратную сторону. Посмотрел оригинальные павильоны — они типовые для Новосибирска и необычные для Москвы.
Затем на электричке — до Новосибирска-Западного, на трамвае — до метро, далее прогулка по городу целый день. Во время прогулки прокатился по почти кольцевому маршруту Гагаринская — Сокур — Центр, чтобы получше узнать местные электрички. Вышел на остановке «Центр» и там около часа смотрел загруженность электричек. Хотел найти битком набитую: слышал, что может быть такое. Но не нашёл. Все от четырёх до 10 вагонов — составность под пассажиропоток, сидячие места везде были. Но мало.
Ходят торговцы, как в Москве, но реже. Как дома. Составы похожие и платформы низкие.
Далее — поезд дальнего следования: Новосибирск-главный 01:09 — Татарская 07:06. Пересел на электричку Татарская 7:28 — Омск 10:32. Там надоело ходить с вещами, сдался в камеру хранения на пригородном вокзале (она недорогая, в районе 100 рублей, в Новосибирске не стал сдавать, так как там сильно дорого/сутки + получалось два дня, т. к. поезд — в час ночи, а терять час, чтобы приехать на вокзал до полуночи, тоже не хотелось). И дальше была электричка в обратную сторону, доехал до Привокзальной.
Посмотрел вокзал, далее сел в электричку, проехал одну остановку и далее на автобусе поехал примерно вдоль трассы недостроенного метрополитена к единственной в городе станции метро и метромосту. Осмотрел весь метрополитен пешком: станция работает как подземный переход.
Автобус от вокзала ехал вдоль трассы потенциального метрополитена. Везде стоит забор с буквой М, и указаны названия стройплощадок. Выглядит, как метро. Метромост посмотрел: выглядит слегка заброшенным. А переход получился хорошим, просторным.
Вернулся на трамвае на вокзал, сел в электричку Омск 15:30 — Называевская 18:02, далее — Называевская — Ишим.
Есть детский вагон в электричке. В дальних электричках есть отдельный вагон повышенной комфортности. На входе в него надо доплатить 40 рублей, и будет бизнес-класс (мягкие кресла чуть пошире — и всё). Доплата есть не во всех электричках, в части электричек проезд просто по обычному билету. Занимают вагон полностью сразу на конечной.
Доехал с пересадкой в Называевской. Попытался взять билет — продали до какого-то километра. В поезде контролёры сказали, что надо было сразу у них брать. Купил у них билет дальше. Приехал в Ишим, сел на поезд вечером. Был вариант доехать на поезде до Москвы. Дешёвых билетов не было, я посмотрел вариант — был дешёвый билет до предыдущей станции. В последний отсек 40 % скидки перед туалетом. Запаха нет, поезда хорошие. Ишим — Зуевка до ст. Глазов (21:28 — 05:33). Там сел на электричку до Кирова и из Кирова ночным поездом — до Коврова (20:34 — 15:41), был ещё Глазов — Киров. Оттуда Ковров — Владимир и Владимир — Купавна. Во Владимирской области хотел посмотреть загруженность. Там локальная аномалия: в районе Коврова — под 100 %, потом низкая. В Коврове сели солдаты и через две остановки вышли: это постоянные, по словам местных. Стало чуть понятнее.
В составе электрички Владимир — Москва было четыре вагона повышенной комфортности. В депо обычных составов и вагонов — впритык, а плановый ремонт проводить надо, плюс бывают неисправности. Вот и выцепляют вагоны, а взамен ставят то, что есть в наличии, чтобы не уменьшать число вагонов: в данном случае вагоны от экспресса. Потому что экспрессы в основном сейчас новые, с кондиционерами и прочим, а у старых вагонов от экспрессов срок службы ещё не истёк, вот их и используют как резервные. Я в такой состав попал за обычные деньги.
Кто тут гик?
Нет, мы не всегда так делаем, возвращаясь в Москву.
Да, мы хорошо знаем свою предметную область, поэтому часто изучаем транспорт на практике.
Нет, это совершенно необязательно для разработчика.
Почему это может быть полезно? Потому что, наблюдая за пассажирами, можно придумать киллер-фичу. Ну или просто понять, как сделать людям удобнее, и сказать продуктологу. А дальше поменять мир. Немного. И не сразу.
Ещё наши посты про железную дорогу: Аэроэкспресс, про транссиб, Гранд Экспресс, какие бывают поезда, энергосистемы вагонов, как устроен пассажирский вагон, как собирают вагоны, как они эволюционировали, про Ленинградский вокзал, про паровозы, про старые вагоны. Большой FAQ про поезда дальнего следования и неочевидные правила.