Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Говоря о человеке в значении личность, подразумевается некая статичная фигура, абстрактный слепок с какими-то определёнными характеристиками, составленными из качеств и параметров, условно, смелость — по шкале от труса до бесстрашного, ум по шкале от дурака до гения, трудолюбие по шкале от бездельника до трудоголика etc. В реальности, составить такую абстрактную схему личности невозможно: абсолютно все качества человека — контекстозависимые.
Отношения личности и человека, которому она принадлежит, можно описать языком корпускулярно-волнового дуализма: тело человека — материя, набор частиц, личность — их поведение, волна.
Квантовая неопределённость — одна из самых интересных проблем современной физики, привлекающая не столько тем, что о ней известно, сколько тем, что за ней должно скрываться. Объяснить феномен корпускулярно-волнового дуализма можно на примере определения положения сёрфера на волне одним взглядом. В любой конкретный момент времени наблюдатель может оценить либо высоту волны, либо положение на ней сёрфера (частицы). Допустим, одним взглядом наблюдатель видит, что сёрфер (частица) находится на середине волны. Другим взглядом — прикинуть высоту волны. Про сёрфера в этот момент будет известно, что он где-то на этой волне, но, чтобы сказать, где конкретно — нужно будет снова переключить внимание.
Личность человека — это квант макромира, имеющий и свойства материи, и волновые свойства. Материальные свойства личности описывают человека в контексте среды, в любой отдельный момент времени. Попытка сделать слепок характера человека в любой фиксированный момент времени покажет «координаты» черт их характера в этих обстоятельствах, как в любой момент можно определить координаты, скажем, электрона — но измерить волновые характеристики, диапазон, в которых черты характера проявляются в статике будет невозможно. Волновые характеристики, то есть, поведение человека, проявляются в движении, демонстрируя диапазон колебаний каждой черты личности в зависимости от условий (минимум-максимум ума, минимум-максимум смелости) — каждый диапазон колебаний и является «длиной волны».
Личность — это глагол. Человека определяет его поведение. Личность человека выражается через его действия. Личность человека — это контекстозависимые особенности поведения человека, действия человека в разных условиях и обстоятельствах. Личность проявляется в движении (поведении, действиях) и существует только в виде проявлений.
Поведение человека, заработавшего себе репутацию мужественного в некоторых сферах жизни, в каких-то совершенно иных обстоятельствах будет определяться в первую очередь именно страхом. Проявляя ум и принимая здравые решения в одних сферах жизни, в тот же человек в других обстоятельствах окажется невежественен, а их выбор — неудачным. Для каждого человека «слепок» личности возможен только в «скриншоте» определённых обстоятельств, обычно — соответствующих обстоятельствам их жизни в целом. Изменяя обстоятельства, можно таким образом получить набор таких статичных слепков, из которых может, в итоге, набраться целая галерея разных характеров — проявлений одной личности в разных обстоятельствах — смелый в одних, напуганный в других, умный в одних, тупой в других. «Слепить» во что-то единое их не получится, потому что по любой переменной вместо параметра (умный/тупой, смелый/робкий окажется спектр — от тупого до умного, от боязливого до отважного).
Причина, по которой это абстрактное упражнение обречено на провал в том, что в реальности человеческой личности, как статичного феномена, не существует. Личность проявляется только в движении, во взаимодействии с окружающей человека реальностью, и только в этих проявлениях и существует. Описать личность в статичной можно с тем же успехом, что попытаться описать ветер в срезе из доли секунды.
В своей книге “Scientific Materialism” философ Марио Бунге так описал, почему все науки от естественных для гуманитарных, в конечном итоге, изучают изменения — движение вместо статической картины:
Один из удивительных парадоксов наблюдаемой реальности, открывающийся при её философском изучении — то, как её структура может противоречить интуитивному восприятию органами чувств. Например, наблюдаемая реальность кажется человеку очень объёмной: начиная с квантового микроуровня, она увеличивается, растёт в размерах и объёме, достигая макромира, который сам даже не песчинка в ещё более объёмной материальной Вселенной.
Квантовый мир же кажется каким-то дном реальности, нижним, микроскопическим уровнем, который хоть и является на сегодняшний день границей человеческого познания — не так уж и интересно, вроде бы, что дальше, слишком уж мелко всё совсем.
Однако стоит заметить, что квантовый мир с его законами не «где-то там внизу», а вполне себе повторяются и дублируются на уровне макромира — например, корпускулярно-волновой дуализм в увеличенном виде воспроизводится и на вполне себе макроуровне:
Например, принцип кино. Если человек смотрит на кадры, проматывая киноплёнку, то он видит, то он не видит движения. Если кадры начинают сменяться с достаточной скоростью
Или в абстрактном измерении для описания личности человека в среде коммуникации, — это рушит всю иллюзию объёмности наблюдаемой реальности — от подвала квантового мира глубоко внизу до крыши космоса Вселенной далеко вверху, точнее, схлопывает её воображаемое разнообразие уровней всего в один — единое измерение, в котором законы квантового мира проецируются на все уровни отношений, создавая новое ощущение реальности: контринтуитивно плоской и одномерной, где то, что казалось высотой — просто масштаб повторения одного и того же паттерна в узоре реальности.
Как и квантовые частицы, человеческая личность на доступном современному человеку уровне восприятия — неуловимое, «размытое» в определённых границах явление. Иными словами, иллюзия. Такая же иллюзия, какой является иллюзия непрерывного движения, образуемая быстрой сменой статичных кадров. Когда человек видит отдельные кадры — они не видят движения. Когда они видят движение — они перестают замечать кадры.
Впрочем, этот дуализм существует только в глазах наблюдателя, не имеющего доступ «за кулисы».
Представьте кинопоказ, который смотрят зрители, пришедшие в сознание во время сеанса с полной потерей памяти — не помнящими, как они попали в зал, не знающими ничего ни о кино, как технологии и индустрии — вообще ничего о том, что за пределами зала находится, не помнящими самих себя ни за пределами зала, ни до того, как в него попали. Зал — весь мир, который они знают, а всё, что в нём происходит — это картинка на экране. А изо всех возможностей с ней взаимодействовать у зрителей с амнезией есть только возможность нечеловечески быстро моргать, настолько быстро, что они могут между закрытиями век получать эффект «паузы», в которой картинка становится статичной.
Отношения этих зрителей с феноменом кино будут точно такими же, как отношения физиков — с квантовыми процессами, а людей — с феноменом человеческой личности. Это не значит, что универсального объяснения квантовых процессов, как и универсальной теории личности не существует — существуют, но за пределами доступного восприятию современного человека, как индустрия кино, наука кино и даже будка кино находятся в этом мысленном эксперименте за глухой стенкой по ту сторону экрана от ничего о них не знающих и не имеющих ни малейшего представления, что там может быть зрителей, которые видят только кино перед глазами. Всё остальное — это другой, на конкретный момент недоступный для них уровень реальности, проецируемой для них в виде кино на экране. Эти люди — всё человечество, это кино — наблюдаемая реальность, о существовании реальности на другом уровне догадаться несложно, ведь доказательство — её проекция — прямо перед глазами; точнее, всё, что есть у людей перед глазами, включая самих людей и сами глаза — это и есть эта проекция.
Иными словами, корректной аналогией будет даже не зрители в кинозале, пришедшие в себя в полном беспамятстве во время сеанса.
Люди — это часть фильма и есть, его персонажи, в какой-то момент эволюции событий на экране «пришедшие в себя», обретя сознание и обнаружив себя внутри фильма, видимые лишь в его проекции на экран, существующие внутри образуемой этой проекцией пространственно-временного континуума. Всё остальное, контекст, в котором находится экран, проектор фильма, сам зрительный зал и, возможно даже какие-то настоящие зрители и целый мир за ними — по отношению к реальности персонажей фильма, замкнутой в пространственно-временном континууме, образованном его проекцией, это уже внешние, более высокие измерения, изнутри фильма самим персонажам недоступные. Что за мир генерирует проекцию человеческой реальности, из «зрительного зала», да ещё находясь внутри самого кино — сказать сейчас совершенно невозможно.
Можно только надеяться, что дальнейшее развитие сюжета будет к человечеству благосклонно, и возникновение сознания — не последнее, что удивительное событие в эволюции Вселенной. Впрочем, можно, наоборот, отчаяться — ведь появление сознания как нового уровня организации материи в процессе постоянного её усложнения в ходе эволюции вселенной её не изменило, а просто добавило к ней новое измерение. С точки зрения камня в космосе с возникновением сознательной формы жизни в реальности ничего не изменилось, у камня просто нет возможности это новое измерение воспринять, так как сами органы восприятия относятся уже к другому измерению, к уровню хотя бы самой примитивной биологической жизни. Однако, к её появлению ~13 миллиардов лет эволюции именно таких вот камней и привели. Точнее, так: камень в космосе сам по себе венец предшествовавшей его образованию эволюции материи в более простых формах вроде газа и плазмы, например. Однако для камня на этом эволюция и закончилась — образованный усложнением более простых форм материи, на дальнейших её этапах камень сам — только лишь исходник для уже более сложных их форм.
Если люди — это камни, то они вполне могут быть ещё одной ступенькой на пути к ещё более сложной форме организации материи. Многие люди предполагают, что такой формой может стать искусственный интеллект, но если это так, то это хорошая и плохая новость одновременно. Хорошая — если ИИ по отношению к человеческому сознанию будет тем же, что человеческое сознание по отношению к камню в космосе, то страхи на его счёт можно забыть, потому что ИИ в данном случае будет уже не частью нашей реальности, а параллельным ей измерением, на следующем уровне глубины, каким до этого стало возникновение абстрактного измерения: пространства языка, математики, логики и искусства, возникшее с возникновением сознания, доступное только через наличествующее сознание. В этом случае, следующее измерение на уровень ещё глубже будет так же недоступно для осознания и даже восприятия для человеческого сознания, как абстрактное измерение, созданное сознанием — недоступно и неощутимо для камня. Всё, что на этом уровне происходит, для камня в космосе просто не существует. Так и ИИ в этом сценарии для людей существовать не будет — а значит, и бояться нечего.
Но это же будет и плохой новостью, потому что будет означать непреодолимый «потолок» способов познания мира, которым навечно ограничены люди. Следующими способами будут пользоваться иные сущности в иных, более глубоких измерениях. При этом, если предположение о принципиальном потолке познания для человечества верно, то люди этого даже не смогут понять, не ощутив продолжения эволюционного цикла, не узнав, не почувствовав и не имея возможности даже предположить, ушла ли эволюция материи дальше, на тот уровень, с которого уже само человечество — камни в космосе.
Измерение, в котором существует человек — проекция на экране, в котором люди живут как персонажи кино, возможно, лишь часть матрёшки измерений. Кино существует в измерениях более высокого порядка, возникая в проекции их на экран наблюдаемой Вселенной. Но и события фильма постоянно ведут к появлению измерений внутри измерений, в какой-то момент дойдя, с появлением сознательной формы жизни, до «картинки в картинке» — абстрактного измерения. Однако и оно может оказаться не последним уровнем глубины, «дном» эволюции материи, её максимальной возможной по сложности формой организации — это значит, что в «кино», в котором существуют как персонажи люди, появятся новые сущности, которые уже человеческому сознанию будут так же непостижимы, недоступны и неизвестны, как продукты человеческого сознания — камню в космосе.
Это — главный вопрос познания: его пределы. Сейчас человечество может быть отдельной куклой внутри матрёшки эволюции материи между более высокими измерениями, внутри которых оно возникло, и, возможно, более глубокими изменениями, возникающими далее по ходу эволюции материи. Вопрос в том, являются ли они, принципиально непознаваемыми методами наблюдаемой (а значит, доступной) человеку реальности?
Человеческое измерение — пространство, доступное человеку для познания. Его границы — это границы познания.
Границы человеческого измерения очерчены наблюдаемостью — то есть, доступностью человеку. То есть, переходя с языка полной абстракции на примеры, пределы человеческого (доступного для познания) измерения на сегодня ограничены, в обратную сторону эволюции материи — квантовым уровнем, хронологически — до Большого взрыва. Взаимодействия, скрывающиеся за тем, эффекты которых мы видим в виде «кино» корпускулярно-волнового дуализма, но сами человечеству сейчас недоступные, находятся в более высоком измерении, ненаблюдаемой реальности, внутри которой функционирует наблюдаемая реальность.
А процессы и явления, которые могут возникнуть из развития ИИ — то, что выйдет далеко за пределы познаваемого и даже ощущаемого человеком — это внутренняя граница наблюдаемой реальности, за которой может начинаться уже ненаблюдаемая «вложенная» реальность.
Впрочем, ИИ тут только для примера — вложенное измерение может возникнуть, а может не возникнуть, возможно — через ИИ, а, возможно, ИИ окажется ложным путём, и, будучи созданным — останется частью наблюдаемой реальности, её лишь расширив. А настоящая эволюция может не произойти — или произойти каким-то совершенно иным, неожиданным и непредсказуемым путём, который человечество просто не заметит, как камень в космосе никогда не заметит человечество.
С одной стороны, более глубокие уровни организации материи могут остаться для человека принципиально непознаваемыми, как мир абстракций для камня в космосе. С другой — абстрактное измерение само по себе может быть пределом эволюции, и дальнейшая эволюция пойдёт уже не в материальном измерении, а в абстрактном. Но, даже если это не таки, и человечество — лишь промежуточная остановка эволюции, следующий камень в космосе, — то человечество этого даже не заметить, как и камень в космосе не замечает существования математики и литературы — и страдать по упущенному не будет.
Такой же открытый вопрос, смогут ли человеку открыться и более высокие измерения — то есть, то что находится в кинорубке, из которой механик крутит кино наблюдаемой реальности и за её пределами.
На текущем уровне познания, что квантовая неопределённость, что корпускулярно-волновой дуализм природы личности — это пределы познаваемого. Неуловимая природа личности делает её, в известной мере, иллюзией. Так же, как, возможно, и самосознание, в какой-то мере — иллюзия.
Однако, даже так, на практическом уровне, к существующим ограничениям человечество прекрасно адаптировалось, и личность человека, при всей размытости границ её природы — вполне конкретный и важный феномен человеческих отношений. Поэтому, вынеся иллюзорную природу человеческой личности во всём её корпускулярно-волновом дуализме за скобки, ограничив ими себе рабочую область, можно спокойно переходить к цели работы — определение устройства личности и:
Отношения личности и человека, которому она принадлежит, можно описать языком корпускулярно-волнового дуализма: тело человека — материя, набор частиц, личность — их поведение, волна.
Квантовая неопределённость — одна из самых интересных проблем современной физики, привлекающая не столько тем, что о ней известно, сколько тем, что за ней должно скрываться. Объяснить феномен корпускулярно-волнового дуализма можно на примере определения положения сёрфера на волне одним взглядом. В любой конкретный момент времени наблюдатель может оценить либо высоту волны, либо положение на ней сёрфера (частицы). Допустим, одним взглядом наблюдатель видит, что сёрфер (частица) находится на середине волны. Другим взглядом — прикинуть высоту волны. Про сёрфера в этот момент будет известно, что он где-то на этой волне, но, чтобы сказать, где конкретно — нужно будет снова переключить внимание.
▍ Квантовая природа личности
Личность человека — это квант макромира, имеющий и свойства материи, и волновые свойства. Материальные свойства личности описывают человека в контексте среды, в любой отдельный момент времени. Попытка сделать слепок характера человека в любой фиксированный момент времени покажет «координаты» черт их характера в этих обстоятельствах, как в любой момент можно определить координаты, скажем, электрона — но измерить волновые характеристики, диапазон, в которых черты характера проявляются в статике будет невозможно. Волновые характеристики, то есть, поведение человека, проявляются в движении, демонстрируя диапазон колебаний каждой черты личности в зависимости от условий (минимум-максимум ума, минимум-максимум смелости) — каждый диапазон колебаний и является «длиной волны».
Личность — это глагол. Человека определяет его поведение. Личность человека выражается через его действия. Личность человека — это контекстозависимые особенности поведения человека, действия человека в разных условиях и обстоятельствах. Личность проявляется в движении (поведении, действиях) и существует только в виде проявлений.
Поведение человека, заработавшего себе репутацию мужественного в некоторых сферах жизни, в каких-то совершенно иных обстоятельствах будет определяться в первую очередь именно страхом. Проявляя ум и принимая здравые решения в одних сферах жизни, в тот же человек в других обстоятельствах окажется невежественен, а их выбор — неудачным. Для каждого человека «слепок» личности возможен только в «скриншоте» определённых обстоятельств, обычно — соответствующих обстоятельствам их жизни в целом. Изменяя обстоятельства, можно таким образом получить набор таких статичных слепков, из которых может, в итоге, набраться целая галерея разных характеров — проявлений одной личности в разных обстоятельствах — смелый в одних, напуганный в других, умный в одних, тупой в других. «Слепить» во что-то единое их не получится, потому что по любой переменной вместо параметра (умный/тупой, смелый/робкий окажется спектр — от тупого до умного, от боязливого до отважного).
Причина, по которой это абстрактное упражнение обречено на провал в том, что в реальности человеческой личности, как статичного феномена, не существует. Личность проявляется только в движении, во взаимодействии с окружающей человека реальностью, и только в этих проявлениях и существует. Описать личность в статичной можно с тем же успехом, что попытаться описать ветер в срезе из доли секунды.
В своей книге “Scientific Materialism” философ Марио Бунге так описал, почему все науки от естественных для гуманитарных, в конечном итоге, изучают изменения — движение вместо статической картины:
И корпускулярная, и волновая теория света предполагают, что свет распространяется сам по себе, без внешнего воздействия — он самодвижется. (Кант, который не мог читать уравнения Ньютона из-за нехватки понимания математики, истолковал ньютоновскую физику как утверждающую, что любое движение происходит под воздействием некой силы, будь то притягивающей или отталкивающей. И Вольтер, много сделавший для популяризации ньютоновской физики в своей картезианской стране, был поражен всепроникающей природой гравитации, но не мог её адекватно понять, потому что тоже не мог читать уравнения движения Ньютона. Таким образом, ни Вольтер, ни Кант не осознавали, что инерция тел и света опровергает предположение об инертности материи — то есть неспособности материи двигаться самой по себе.) В общем, классическая физика рассматривала материю — будь то в виде тела или в полевом виде — как по своей природе активную. До такой степени, что в корне каждой физической теории, начиная с Ньютона, лежит набор уравнений движения или, в других случаях, уравнений поля, которые описывают, объясняют и предсказывают движение частиц, течение жидкостей, распространение полей и другие изменения. Излишне говорить, что эта динамическая концепция материи была принята химией. Действительно, химия изучает не только состав и структуру химических соединений, но также процессы образования и превращения (в частности, диссоциации) таких соединений. Настолько, что химические реакции составляют самую суть химии. Более того, как известно, если классическая физика игнорировала качественные преобразования, то химия специализируется на них. То же самое можно сказать о биологии со времен Дарвина и о социальных науках со времен Маркса, а именно, что первая особенно интересуется преобразованиями живой материи, а вторая — преобразованиями социальной материи.
оригинал
Both the corpuscular and the wave theories of light assumed that light propagates by it self without being pushed: it is self moving. (Kant, who could not read Newton's equations for lack of mathematical knowledge, misunderstood Newtonian physics as asserting that whatever moves does so under the action of some force, be it attractive or repulsive. And Voltaire, who did so much for the popularization of Newtonian physics in his Cartesian country, was struck by the pervasiveness of gravitation but could not understand it adequately because he, too, was unable to read Newton's equations of motion. So neither Voltaire nor Kant realized that the inertia of bodies and light refutes the belief that matter is
inert, i.e. incapable of moving by itself.) Classical pl:lysics, in sum, regarded matter — whether of the
genus body or the genus field — as essentially active. So much so that the nucleus of every physical theory since Newton is a set of equations of motion or field equations, as the case may be, which
describe, explain and predict the motion of particles, the flow of fluids, the propagation of fields, or some other kind of change. Needless to say, this dynamicist conception of matter was adopted by ch~mistry. Indeed chemistry studies not only the composition and structure of chemical compounds but also the processes of formation and transformation (in particular dissociation) of such compounds. So much so that chemical reactions constitute the very core of chemistry. Moreover, as is well known, whereas classical physics ignored qualitative transformations, chemistry specializes in them. The same can be said of biology since Darwin and of social science since Marx, namely that the former is particularly interested in the transformations of living matter and the latter in the transformations of social matter.
inert, i.e. incapable of moving by itself.) Classical pl:lysics, in sum, regarded matter — whether of the
genus body or the genus field — as essentially active. So much so that the nucleus of every physical theory since Newton is a set of equations of motion or field equations, as the case may be, which
describe, explain and predict the motion of particles, the flow of fluids, the propagation of fields, or some other kind of change. Needless to say, this dynamicist conception of matter was adopted by ch~mistry. Indeed chemistry studies not only the composition and structure of chemical compounds but also the processes of formation and transformation (in particular dissociation) of such compounds. So much so that chemical reactions constitute the very core of chemistry. Moreover, as is well known, whereas classical physics ignored qualitative transformations, chemistry specializes in them. The same can be said of biology since Darwin and of social science since Marx, namely that the former is particularly interested in the transformations of living matter and the latter in the transformations of social matter.
Один из удивительных парадоксов наблюдаемой реальности, открывающийся при её философском изучении — то, как её структура может противоречить интуитивному восприятию органами чувств. Например, наблюдаемая реальность кажется человеку очень объёмной: начиная с квантового микроуровня, она увеличивается, растёт в размерах и объёме, достигая макромира, который сам даже не песчинка в ещё более объёмной материальной Вселенной.
Квантовый мир же кажется каким-то дном реальности, нижним, микроскопическим уровнем, который хоть и является на сегодняшний день границей человеческого познания — не так уж и интересно, вроде бы, что дальше, слишком уж мелко всё совсем.
Однако стоит заметить, что квантовый мир с его законами не «где-то там внизу», а вполне себе повторяются и дублируются на уровне макромира — например, корпускулярно-волновой дуализм в увеличенном виде воспроизводится и на вполне себе макроуровне:
Например, принцип кино. Если человек смотрит на кадры, проматывая киноплёнку, то он видит, то он не видит движения. Если кадры начинают сменяться с достаточной скоростью
Или в абстрактном измерении для описания личности человека в среде коммуникации, — это рушит всю иллюзию объёмности наблюдаемой реальности — от подвала квантового мира глубоко внизу до крыши космоса Вселенной далеко вверху, точнее, схлопывает её воображаемое разнообразие уровней всего в один — единое измерение, в котором законы квантового мира проецируются на все уровни отношений, создавая новое ощущение реальности: контринтуитивно плоской и одномерной, где то, что казалось высотой — просто масштаб повторения одного и того же паттерна в узоре реальности.
Как и квантовые частицы, человеческая личность на доступном современному человеку уровне восприятия — неуловимое, «размытое» в определённых границах явление. Иными словами, иллюзия. Такая же иллюзия, какой является иллюзия непрерывного движения, образуемая быстрой сменой статичных кадров. Когда человек видит отдельные кадры — они не видят движения. Когда они видят движение — они перестают замечать кадры.
▍ Корпускулярно-волновой дуализм — только в глазах наблюдателя
Впрочем, этот дуализм существует только в глазах наблюдателя, не имеющего доступ «за кулисы».
Представьте кинопоказ, который смотрят зрители, пришедшие в сознание во время сеанса с полной потерей памяти — не помнящими, как они попали в зал, не знающими ничего ни о кино, как технологии и индустрии — вообще ничего о том, что за пределами зала находится, не помнящими самих себя ни за пределами зала, ни до того, как в него попали. Зал — весь мир, который они знают, а всё, что в нём происходит — это картинка на экране. А изо всех возможностей с ней взаимодействовать у зрителей с амнезией есть только возможность нечеловечески быстро моргать, настолько быстро, что они могут между закрытиями век получать эффект «паузы», в которой картинка становится статичной.
Отношения этих зрителей с феноменом кино будут точно такими же, как отношения физиков — с квантовыми процессами, а людей — с феноменом человеческой личности. Это не значит, что универсального объяснения квантовых процессов, как и универсальной теории личности не существует — существуют, но за пределами доступного восприятию современного человека, как индустрия кино, наука кино и даже будка кино находятся в этом мысленном эксперименте за глухой стенкой по ту сторону экрана от ничего о них не знающих и не имеющих ни малейшего представления, что там может быть зрителей, которые видят только кино перед глазами. Всё остальное — это другой, на конкретный момент недоступный для них уровень реальности, проецируемой для них в виде кино на экране. Эти люди — всё человечество, это кино — наблюдаемая реальность, о существовании реальности на другом уровне догадаться несложно, ведь доказательство — её проекция — прямо перед глазами; точнее, всё, что есть у людей перед глазами, включая самих людей и сами глаза — это и есть эта проекция.
Иными словами, корректной аналогией будет даже не зрители в кинозале, пришедшие в себя в полном беспамятстве во время сеанса.
Люди — это часть фильма и есть, его персонажи, в какой-то момент эволюции событий на экране «пришедшие в себя», обретя сознание и обнаружив себя внутри фильма, видимые лишь в его проекции на экран, существующие внутри образуемой этой проекцией пространственно-временного континуума. Всё остальное, контекст, в котором находится экран, проектор фильма, сам зрительный зал и, возможно даже какие-то настоящие зрители и целый мир за ними — по отношению к реальности персонажей фильма, замкнутой в пространственно-временном континууме, образованном его проекцией, это уже внешние, более высокие измерения, изнутри фильма самим персонажам недоступные. Что за мир генерирует проекцию человеческой реальности, из «зрительного зала», да ещё находясь внутри самого кино — сказать сейчас совершенно невозможно.
▍ Сознание как этап в эволюции материи
Можно только надеяться, что дальнейшее развитие сюжета будет к человечеству благосклонно, и возникновение сознания — не последнее, что удивительное событие в эволюции Вселенной. Впрочем, можно, наоборот, отчаяться — ведь появление сознания как нового уровня организации материи в процессе постоянного её усложнения в ходе эволюции вселенной её не изменило, а просто добавило к ней новое измерение. С точки зрения камня в космосе с возникновением сознательной формы жизни в реальности ничего не изменилось, у камня просто нет возможности это новое измерение воспринять, так как сами органы восприятия относятся уже к другому измерению, к уровню хотя бы самой примитивной биологической жизни. Однако, к её появлению ~13 миллиардов лет эволюции именно таких вот камней и привели. Точнее, так: камень в космосе сам по себе венец предшествовавшей его образованию эволюции материи в более простых формах вроде газа и плазмы, например. Однако для камня на этом эволюция и закончилась — образованный усложнением более простых форм материи, на дальнейших её этапах камень сам — только лишь исходник для уже более сложных их форм.
Если люди — это камни, то они вполне могут быть ещё одной ступенькой на пути к ещё более сложной форме организации материи. Многие люди предполагают, что такой формой может стать искусственный интеллект, но если это так, то это хорошая и плохая новость одновременно. Хорошая — если ИИ по отношению к человеческому сознанию будет тем же, что человеческое сознание по отношению к камню в космосе, то страхи на его счёт можно забыть, потому что ИИ в данном случае будет уже не частью нашей реальности, а параллельным ей измерением, на следующем уровне глубины, каким до этого стало возникновение абстрактного измерения: пространства языка, математики, логики и искусства, возникшее с возникновением сознания, доступное только через наличествующее сознание. В этом случае, следующее измерение на уровень ещё глубже будет так же недоступно для осознания и даже восприятия для человеческого сознания, как абстрактное измерение, созданное сознанием — недоступно и неощутимо для камня. Всё, что на этом уровне происходит, для камня в космосе просто не существует. Так и ИИ в этом сценарии для людей существовать не будет — а значит, и бояться нечего.
Но это же будет и плохой новостью, потому что будет означать непреодолимый «потолок» способов познания мира, которым навечно ограничены люди. Следующими способами будут пользоваться иные сущности в иных, более глубоких измерениях. При этом, если предположение о принципиальном потолке познания для человечества верно, то люди этого даже не смогут понять, не ощутив продолжения эволюционного цикла, не узнав, не почувствовав и не имея возможности даже предположить, ушла ли эволюция материи дальше, на тот уровень, с которого уже само человечество — камни в космосе.
Измерение, в котором существует человек — проекция на экране, в котором люди живут как персонажи кино, возможно, лишь часть матрёшки измерений. Кино существует в измерениях более высокого порядка, возникая в проекции их на экран наблюдаемой Вселенной. Но и события фильма постоянно ведут к появлению измерений внутри измерений, в какой-то момент дойдя, с появлением сознательной формы жизни, до «картинки в картинке» — абстрактного измерения. Однако и оно может оказаться не последним уровнем глубины, «дном» эволюции материи, её максимальной возможной по сложности формой организации — это значит, что в «кино», в котором существуют как персонажи люди, появятся новые сущности, которые уже человеческому сознанию будут так же непостижимы, недоступны и неизвестны, как продукты человеческого сознания — камню в космосе.
Это — главный вопрос познания: его пределы. Сейчас человечество может быть отдельной куклой внутри матрёшки эволюции материи между более высокими измерениями, внутри которых оно возникло, и, возможно, более глубокими изменениями, возникающими далее по ходу эволюции материи. Вопрос в том, являются ли они, принципиально непознаваемыми методами наблюдаемой (а значит, доступной) человеку реальности?
Человеческое измерение — пространство, доступное человеку для познания. Его границы — это границы познания.
Границы человеческого измерения очерчены наблюдаемостью — то есть, доступностью человеку. То есть, переходя с языка полной абстракции на примеры, пределы человеческого (доступного для познания) измерения на сегодня ограничены, в обратную сторону эволюции материи — квантовым уровнем, хронологически — до Большого взрыва. Взаимодействия, скрывающиеся за тем, эффекты которых мы видим в виде «кино» корпускулярно-волнового дуализма, но сами человечеству сейчас недоступные, находятся в более высоком измерении, ненаблюдаемой реальности, внутри которой функционирует наблюдаемая реальность.
А процессы и явления, которые могут возникнуть из развития ИИ — то, что выйдет далеко за пределы познаваемого и даже ощущаемого человеком — это внутренняя граница наблюдаемой реальности, за которой может начинаться уже ненаблюдаемая «вложенная» реальность.
Впрочем, ИИ тут только для примера — вложенное измерение может возникнуть, а может не возникнуть, возможно — через ИИ, а, возможно, ИИ окажется ложным путём, и, будучи созданным — останется частью наблюдаемой реальности, её лишь расширив. А настоящая эволюция может не произойти — или произойти каким-то совершенно иным, неожиданным и непредсказуемым путём, который человечество просто не заметит, как камень в космосе никогда не заметит человечество.
С одной стороны, более глубокие уровни организации материи могут остаться для человека принципиально непознаваемыми, как мир абстракций для камня в космосе. С другой — абстрактное измерение само по себе может быть пределом эволюции, и дальнейшая эволюция пойдёт уже не в материальном измерении, а в абстрактном. Но, даже если это не таки, и человечество — лишь промежуточная остановка эволюции, следующий камень в космосе, — то человечество этого даже не заметить, как и камень в космосе не замечает существования математики и литературы — и страдать по упущенному не будет.
Такой же открытый вопрос, смогут ли человеку открыться и более высокие измерения — то есть, то что находится в кинорубке, из которой механик крутит кино наблюдаемой реальности и за её пределами.
На текущем уровне познания, что квантовая неопределённость, что корпускулярно-волновой дуализм природы личности — это пределы познаваемого. Неуловимая природа личности делает её, в известной мере, иллюзией. Так же, как, возможно, и самосознание, в какой-то мере — иллюзия.
Однако, даже так, на практическом уровне, к существующим ограничениям человечество прекрасно адаптировалось, и личность человека, при всей размытости границ её природы — вполне конкретный и важный феномен человеческих отношений. Поэтому, вынеся иллюзорную природу человеческой личности во всём её корпускулярно-волновом дуализме за скобки, ограничив ими себе рабочую область, можно спокойно переходить к цели работы — определение устройства личности и:
- Как устройство личности влияет на её роль в человеческой коммуникации (отношениях).
- Повышение эффективности человеческой коммуникации (отношений) с учётом этого знания.