В преддверии скорого старта курса «Архитектура и шаблоны проектирования» делимся с вами переводом материала.
Приглашаем также всех желающих на открытый демо-урок «Шаблоны GRASP». На этом занятии мы проанализируем функциональное разделение функционала и рассмотрим 9 шаблонов GRASP. Присоединяйтесь!
А вот и я со своей очередной статьей о паттернах проектирования, а именно о паттерне проектирования Builder (он же Строитель). Очень полезный паттерн проектирования, который позволяет нам шаг за шагом конструировать сложные объекты.
Паттерн проектирования Builder
Паттерн проектирования Builder разработан для обеспечения гибкого решения различных задач создания объектов в объектно-ориентированном программировании.
Паттерн проектирования Builder позволяет отделить построение сложного объекта от его представления.
Паттерн Builder создает сложные объекты, используя простые объекты и поэтапный подход.
Паттерн предоставляет один из лучших способов создания сложных объектов.
Это один из паттернов проектирования банды четырех (GoF), которые описывают, как решать периодически возникающие задачи проектирования в объектно-ориентированном программном обеспечении.
Этот паттерн полезен для создания разных иммутабельных объектов с помощью одного и того же процесса построения объекта.
Паттерн Builder — это паттерн проектирования, который позволяет поэтапно создавать сложные объекты с помощью четко определенной последовательности действий. Строительство контролируется объектом-распорядителем (director), которому нужно знать только тип создаваемого объекта.
Итак, паттерн проектирования Builder можно разбить на следующие важные компоненты:
Product (продукт) - Класс, который определяет сложный объект, который мы пытаемся шаг за шагом сконструировать, используя простые объекты.
Builder (строитель) - абстрактный класс/интерфейс, который определяет все этапы, необходимые для производства сложного объекта-продукта. Как правило, здесь объявляются (абстрактно) все этапы (buildPart), а их реализация относится к классам конкретных строителей (ConcreteBuilder).
ConcreteBuilder (конкретный строитель) - класс-строитель, который предоставляет фактический код для создания объекта-продукта. У нас может быть несколько разных ConcreteBuilder-классов, каждый из которых реализует различную разновидность или способ создания объекта-продукта.
Director (распорядитель) - супервизионный класс, под конролем котрого строитель выполняет скоординированные этапы для создания объекта-продукта. Распорядитель обычно получает на вход строителя с этапами на выполнение в четком порядке для построения объекта-продукта.
Паттерн проектирования Builder решает такие проблемы, как:
Как класс (тот же самый процесс строительства) может создавать различные представления сложного объекта?
Как можно упростить класс, занимающийся созданием сложного объекта?
Давайте реализуем пример со сборкой автомобилей, используя паттерн проектирования Builder.
Пример со сборкой автомобилей с использованием паттерна проектирования Builder
Шаг 1: Создайте класс Car (автомобиль), который в нашем примере является продуктом:
package org.trishinfotech.builder;
public class Car {
private String chassis;
private String body;
private String paint;
private String interior;
public Car() {
super();
}
public Car(String chassis, String body, String paint, String interior) {
this();
this.chassis = chassis;
this.body = body;
this.paint = paint;
this.interior = interior;
}
public String getChassis() {
return chassis;
}
public void setChassis(String chassis) {
this.chassis = chassis;
}
public String getBody() {
return body;
}
public void setBody(String body) {
this.body = body;
}
public String getPaint() {
return paint;
}
public void setPaint(String paint) {
this.paint = paint;
}
public String getInterior() {
return interior;
}
public void setInterior(String interior) {
this.interior = interior;
}
public boolean doQualityCheck() {
return (chassis != null && !chassis.trim().isEmpty()) && (body != null && !body.trim().isEmpty())
&& (paint != null && !paint.trim().isEmpty()) && (interior != null && !interior.trim().isEmpty());
}
@Override
public String toString() {
// StringBuilder class also uses Builder Design Pattern with implementation of java.lang.Appendable interface
StringBuilder builder = new StringBuilder();
builder.append("Car [chassis=").append(chassis).append(", body=").append(body).append(", paint=").append(paint)
return builder.toString();
}
}
Обратите внимание, что я добавил в класс проверочный метод doQualityCheck
. Я считаю, что Builder не должен создавать неполные или невалидные Product-объекты. Таким образом, этот метод поможет нам в проверке сборки автомобилей.
Шаг 2: Создайте абстрактный класс/интерфейс CarBuilder
, в котором определите все необходимые шаги для создания автомобиля.
package org.trishinfotech.builder;
public interface CarBuilder {
// Этап 1
public CarBuilder fixChassis();
// Этап 2
public CarBuilder fixBody();
// Этап 3
public CarBuilder paint();
// Этап 4
public CarBuilder fixInterior();
// Выпуск автомобиля
public Car build();
}
Обратите внимание, что я сделал тип CarBuilder
типом возврата всех этапов, созданных здесь. Это позволит нам вызывать этапы по цепочке. Здесь есть один очень важный метод build
, который заключается в том, чтобы получить результат или создать конечный объект Car
. Этот метод фактически проверяет годность автомобиля и выпускает (возвращает) его только в том случае, если его сборка завершена успешно (все валидно).
Шаг 3: Теперь пора написать ConcreteBuilder
. Как я уже упоминал, у нас могут быть разные варианты ConcreteBuilder
, и каждый из них выполняет сборку по-своему, чтобы предоставить нам различные представления сложного объекта Car
.
Итак, ниже приведен код ClassicCarBuilder
, который собирает старые модели автомобилей.
package org.trishinfotech.builder;
public class ClassicCarBuilder implements CarBuilder {
private String chassis;
private String body;
private String paint;
private String interior;
public ClassicCarBuilder() {
super();
}
@Override
public CarBuilder fixChassis() {
System.out.println("Assembling chassis of the classical model");
this.chassis = "Classic Chassis";
return this;
}
@Override
public CarBuilder fixBody() {
System.out.println("Assembling body of the classical model");
this.body = "Classic Body";
return this;
}
@Override
public CarBuilder paint() {
System.out.println("Painting body of the classical model");
this.paint = "Classic White Paint";
return this;
}
@Override
public CarBuilder fixInterior() {
System.out.println("Setting up interior of the classical model");
this.interior = "Classic interior";
return this;
}
@Override
public Car build() {
Car car = new Car(chassis, body, paint, interior);
if (car.doQualityCheck()) {
return car;
} else {
System.out.println("Car assembly is incomplete. Can't deliver!");
}
return null;
}
}
Теперь напишем еще один строитель ModernCarBuilder
для сборки последней модели автомобиля.
package org.trishinfotech.builder;
public class ModernCarBuilder implements CarBuilder {
private String chassis;
private String body;
private String paint;
private String interior;
public ModernCarBuilder() {
super();
}
@Override
public CarBuilder fixChassis() {
System.out.println("Assembling chassis of the modern model");
this.chassis = "Modern Chassis";
return this;
}
@Override
public CarBuilder fixBody() {
System.out.println("Assembling body of the modern model");
this.body = "Modern Body";
return this;
}
@Override
public CarBuilder paint() {
System.out.println("Painting body of the modern model");
this.paint = "Modern Black Paint";
return this;
}
@Override
public CarBuilder fixInterior() {
System.out.println("Setting up interior of the modern model");
this.interior = "Modern interior";
return this;
}
@Override
public Car build() {
Car car = new Car(chassis, body, paint, interior);
if (car.doQualityCheck()) {
return car;
} else {
System.out.println("Car assembly is incomplete. Can't deliver!");
}
return null;
}
}
И еще один SportsCarBuilder
для создания спортивного автомобиля.
package org.trishinfotech.builder;
public class SportsCarBuilder implements CarBuilder {
private String chassis;
private String body;
private String paint;
private String interior;
public SportsCarBuilder() {
super();
}
@Override
public CarBuilder fixChassis() {
System.out.println("Assembling chassis of the sports model");
this.chassis = "Sporty Chassis";
return this;
}
@Override
public CarBuilder fixBody() {
System.out.println("Assembling body of the sports model");
this.body = "Sporty Body";
return this;
}
@Override
public CarBuilder paint() {
System.out.println("Painting body of the sports model");
this.paint = "Sporty Torch Red Paint";
return this;
}
@Override
public CarBuilder fixInterior() {
System.out.println("Setting up interior of the sports model");
this.interior = "Sporty interior";
return this;
}
@Override
public Car build() {
Car car = new Car(chassis, body, paint, interior);
if (car.doQualityCheck()) {
return car;
} else {
System.out.println("Car assembly is incomplete. Can't deliver!");
}
return null;
}
}
Шаг 4: Теперь мы напишем класс-распорядитель AutomotiveEngineer
, под руководством которого строитель будет собирать автомобиль (объект Car
) шаг за шагом в четко определенном порядке.
package org.trishinfotech.builder;
public class AutomotiveEngineer {
private CarBuilder builder;
public AutomotiveEngineer(CarBuilder builder) {
super();
this.builder = builder;
if (this.builder == null) {
throw new IllegalArgumentException("Automotive Engineer can't work without Car Builder!");
}
}
public Car manufactureCar() {
return builder.fixChassis().fixBody().paint().fixInterior().build();
}
}
Мы видим, что метод manufactureCar
вызывает этапы сборки автомобиля в правильном порядке.
Теперь пришло время написать класс Main
для выполнения и тестирования нашего кода.
package org.trishinfotech.builder;
public class Main {
public static void main(String[] args) {
CarBuilder builder = new SportsCarBuilder();
AutomotiveEngineer engineer = new AutomotiveEngineer(builder);
Car car = engineer.manufactureCar();
if (car != null) {
System.out.println("Below car delievered: ");
System.out.println("======================================================================");
System.out.println(car);
System.out.println("======================================================================");
}
}
}
Ниже приведен вывод программы:
Assembling chassis of the sports model
Assembling body of the sports model
Painting body of the sports model
Setting up interior of the sports model
Below car delievered:
======================================================================
Car [chassis=Sporty Chassis, body=Sporty Body, paint=Sporty Torch Red Paint, interior=Sporty interior]
======================================================================
Я надеюсь, что вы хорошо разобрались в объяснении и примере, чтобы понять паттерн Builder
. Некоторые из нас также находят у него сходство с паттерном абстрактной фабрики (Abstract Factory), о котором я рассказывал в другой статье. Основное различие между строителем и абстрактной фабрикой состоит в том, что строитель предоставляет нам больший или лучший контроль над процессом создания объекта. Если вкратце, то паттерн абстрактной фабрики отвечает на вопрос «что», а паттерн строитель - «как».
Исходный код можно найти здесь: Real-Builder-Design-Pattern-Source-Code
Я нашел паттерн Builder
невероятно полезным и одним из наиболее часто используемых в приложениях в настоящее время. Я пришел к выводу, что Builder
лучше подходит для работы с иммутабельными объектами. Все мы знаем, как много есть хороших иммутабельных объектов, и их использование увеличивается день ото дня, особенно после релиза Java 8.
Я использую Builder
для написания своих сложных иммутабельных классов, и я бы хотел продемонстриовать здесь эту идею.
В качестве примера у нас есть класс Employee
, в котором есть несколько полей.
public class Employee {
private int empNo;
private String name;
private String depttName;
private int salary;
private int mgrEmpNo;
private String projectName;
}
Предположим, только два поля EmpNo
и EmpName
являются обязательными, а все остальные - опциональные. Поскольку это иммутабельный класс, у меня есть два варианта написания конструкторов.
Написать конструктор с параметрами под все поля.
Написать несколько конструкторов для разных комбинаций параметров, чтобы создать разные представления объекта
Employee
.
Я решил, что первый вариант мне не подходит, так как мне не нравится, когда в методе больше трех-четырех параметров. Это выглядит не очень хорошо и становится еще хуже, когда многие параметры равны нулю или null
.
Employee emp1 = new Employee (100, "Brijesh", null, 0, 0, "Builder Pattern");
Второй вариант тоже не очень хорош, так как мы создаем слишком много конструкторов.
public Employee(int empNo, String name) {
super();
if (empNo <= 0) {
throw new IllegalArgumentException("Please provide valid employee number.");
}
if (name == null || name.trim().isEmpty()) {
throw new IllegalArgumentException("Please provide employee name.");
}
this.empNo = empNo;
this.name = name;
}
public Employee(int empNo, String name, String depttName) {
this(empNo, name);
this.depttName = depttName;
}
public Employee(int empNo, String name, String depttName, int salary) {
this(empNo, name, depttName);
this.salary = salary;
}
public Employee(int empNo, String name, String depttName, int salary, int mgrEmpNo) {
this(empNo, name, depttName, salary);
this.mgrEmpNo = mgrEmpNo;
}
public Employee(int empNo, String name, String depttName, int salary, int mgrEmpNo, String projectName) {
this(empNo, name, depttName, salary, mgrEmpNo);
this.projectName = projectName;
}
Итак, вот решение с помощью паттерна Builder
:
package org.trishinfotech.builder.example;
public class Employee {
private int empNo;
private String name;
private String depttName;
private int salary;
private int mgrEmpNo;
private String projectName;
public Employee(EmployeeBuilder employeeBuilder) {
if (employeeBuilder == null) {
throw new IllegalArgumentException("Please provide employee builder to build employee object.");
}
if (employeeBuilder.empNo <= 0) {
throw new IllegalArgumentException("Please provide valid employee number.");
}
if (employeeBuilder.name == null || employeeBuilder.name.trim().isEmpty()) {
throw new IllegalArgumentException("Please provide employee name.");
}
this.empNo = employeeBuilder.empNo;
this.name = employeeBuilder.name;
this.depttName = employeeBuilder.depttName;
this.salary = employeeBuilder.salary;
this.mgrEmpNo = employeeBuilder.mgrEmpNo;
this.projectName = employeeBuilder.projectName;
}
public int getEmpNo() {
return empNo;
}
public String getName() {
return name;
}
public String getDepttName() {
return depttName;
}
public int getSalary() {
return salary;
}
public int getMgrEmpNo() {
return mgrEmpNo;
}
public String getProjectName() {
return projectName;
}
@Override
public String toString() {
// Класс StringBuilder также использует паттерн проектирования Builder с реализацией
// интерфейса java.lang.Appendable
StringBuilder builder = new StringBuilder();
builder.append("Employee [empNo=").append(empNo).append(", name=").append(name).append(", depttName=")
.append(depttName).append(", salary=").append(salary).append(", mgrEmpNo=").append(mgrEmpNo)
.append(", projectName=").append(projectName).append("]");
return builder.toString();
}
public static class EmployeeBuilder {
private int empNo;
protected String name;
protected String depttName;
protected int salary;
protected int mgrEmpNo;
protected String projectName;
public EmployeeBuilder() {
super();
}
public EmployeeBuilder empNo(int empNo) {
this.empNo = empNo;
return this;
}
public EmployeeBuilder name(String name) {
this.name = name;
return this;
}
public EmployeeBuilder depttName(String depttName) {
this.depttName = depttName;
return this;
}
public EmployeeBuilder salary(int salary) {
this.salary = salary;
return this;
}
public EmployeeBuilder mgrEmpNo(int mgrEmpNo) {
this.mgrEmpNo = mgrEmpNo;
return this;
}
public EmployeeBuilder projectName(String projectName) {
this.projectName = projectName;
return this;
}
public Employee build() {
Employee emp = null;
if (validateEmployee()) {
emp = new Employee(this);
} else {
System.out.println("Sorry! Employee objects can't be build without required details");
}
return emp;
}
private boolean validateEmployee() {
return (empNo > 0 && name != null && !name.trim().isEmpty());
}
}
}
Я написал EmployeeBuilder
как публичный статический вложенный класс. Вы можете написать его как обычный публичный класс в отдельном файл Java. Большой разницы я не вижу.
Теперь напишем программу EmployeeMain
для создания объекта Employee
:
package org.trishinfotech.builder.example;
public class EmployeeMain {
public static void main(String[] args) {
Employee emp1 = new Employee.EmployeeBuilder().empNo(100).name("Brijesh").projectName("Builder Pattern")
.build();
System.out.println(emp1);
}
}
Надеюсь, вам понравилась идея. Мы можем использовать это при создании более сложных объектов. Я не реализовал здесь распорядителя (Director), так как все шаги (сбор значений для полей) не являются обязательными и могут выполняться в любом порядке. Чтобы убедиться, что я создаю объект Employee
только после получения всех обязательных полей, я написал метод проверки.
Пример с оформлением заказа в ресторане с использованием паттерна Builder
Я хочу еще показать вам пример кода для оформления заказа в ресторане, где Order (заказ) является иммутабельным объектом и требует тип обслуживания заказа - Order Service Type (Take Away - с собой/Eat Here - в заведении), всех необходимых нам продуктов питания (Food Items) и имени клиента (Customer Name - опционально) в время оформления заказа. Продуктов питания может быть сколько угодно. Итак, вот код этого примера.
Код для перечисления OrderService
:
package org.trishinfotech.builder;
public enum OrderService {
TAKE_AWAY("Take Away", 2.0d), EAT_HERE("Eat Here", 5.5d);
private String name;
private double tax;
OrderService(String name, double tax) {
this.name = name;
this.tax = tax;
}
public String getName() {
return name;
}
public double getTax() {
return tax;
}
}
Код для интерфейса FoodItem
:
package org.trishinfotech.builder.meal;
import org.trishinfotech.builder.packing.Packing;
public interface FoodItem {
public String name();
public int calories();
public Packing packing();
public double price();
}
Код для класса Meal
(блюдо). Класс Meal
предлагает заранее определенные продукты питания со скидкой на цену товара (не на цену упаковки).
package org.trishinfotech.builder.meal;
import java.util.ArrayList;
import java.util.List;
import java.util.Objects;
import java.util.stream.Collectors;
import org.trishinfotech.builder.packing.MultiPack;
import org.trishinfotech.builder.packing.Packing;
public class Meal implements FoodItem {
private List<FoodItem> foodItems = new ArrayList<FoodItem>();
private String mealName;
private double discount;
public Meal(String mealName, List<FoodItem> foodItems, double discount) {
super();
if (Objects.isNull(foodItems) || foodItems.stream().filter(Objects::nonNull).collect(Collectors.toList()).isEmpty()) {
throw new IllegalArgumentException(
"Meal can't be order without any food item");
}
this.mealName = mealName;
this.foodItems = new ArrayList<FoodItem>(foodItems);
this.discount = discount;
}
public List<FoodItem> getFoodItems() {
return foodItems;
}
@Override
public String name() {
return mealName;
}
@Override
public int calories() {
int totalCalories = foodItems.stream().mapToInt(foodItem -> foodItem.calories()).sum();
return totalCalories;
}
@Override
public Packing packing() {
double packingPrice = foodItems.stream().map(foodItem -> foodItem.packing())
.mapToDouble(packing -> packing.packingPrice()).sum();
return new MultiPack(packingPrice);
}
@Override
public double price() {
double totalPrice = foodItems.stream().mapToDouble(foodItem -> foodItem.price()).sum();
return totalPrice;
}
public double discount() {
return discount;
}
}
Еда:
Код для класса Burger
:
package org.trishinfotech.builder.food.burger;
import org.trishinfotech.builder.meal.FoodItem;
import org.trishinfotech.builder.packing.Packing;
import org.trishinfotech.builder.packing.Wrap;
public abstract class Burger implements FoodItem {
@Override
public Packing packing() {
return new Wrap();
}
}
Код для класса ChickenBurger
:
package org.trishinfotech.builder.food.burger;
public class ChickenBurger extends Burger {
@Override
public String name() {
return "Chicken Burger";
}
@Override
public int calories() {
return 300;
}
@Override
public double price() {
return 4.5d;
}
}
Код для класса VegBurger
(веганский бургер):
package org.trishinfotech.builder.food.burger;
public class VegBurger extends Burger {
@Override
public String name() {
return "Veg Burger";
}
@Override
public int calories() {
return 180;
}
@Override
public double price() {
return 2.7d;
}
}
Код для класса Nuggets
:
package org.trishinfotech.builder.food.nuggets;
import org.trishinfotech.builder.meal.FoodItem;
import org.trishinfotech.builder.packing.Container;
import org.trishinfotech.builder.packing.Packing;
public abstract class Nuggets implements FoodItem {
@Override
public Packing packing() {
return new Container();
}
}
Код для класса CheeseNuggets
:
package org.trishinfotech.builder.food.nuggets;
public class CheeseNuggets extends Nuggets {
@Override
public String name() {
return "Cheese Nuggets";
}
@Override
public int calories() {
return 330;
}
@Override
public double price() {
return 3.8d;
}
}
Код для класса ChickenNuggets
:
package org.trishinfotech.builder.food.nuggets;
public class ChickenNuggets extends Nuggets {
@Override
public String name() {
return "Chicken Nuggets";
}
@Override
public int calories() {
return 450;
}
@Override
public double price() {
return 5.0d;
}
}
Напитки:
Напитки бывают разных размеров. Итак, вот код перечисления BeverageSize
:
package org.trishinfotech.builder.beverages;
public enum BeverageSize {
XS("Extra Small", 110), S("Small", 150), M("Medium", 210), L("Large", 290);
private String name;
private int calories;
BeverageSize(String name, int calories) {
this.name = name;
this.calories = calories;
}
public String getName() {
return name;
}
public int getCalories() {
return calories;
}
}
Код для класса Drink
:
package org.trishinfotech.builder.beverages;
import org.trishinfotech.builder.meal.FoodItem;
public abstract class Drink implements FoodItem {
protected BeverageSize size;
public Drink(BeverageSize size) {
super();
this.size = size;
if (this.size == null) {
this.size = BeverageSize.M;
}
}
public BeverageSize getSize() {
return size;
}
public String drinkDetails() {
return " (" + size + ")";
}
}
Код для класса ColdDrink
:
package org.trishinfotech.builder.beverages.cold;
import org.trishinfotech.builder.beverages.BeverageSize;
import org.trishinfotech.builder.beverages.Drink;
import org.trishinfotech.builder.packing.Bottle;
import org.trishinfotech.builder.packing.Packing;
public abstract class ColdDrink extends Drink {
public ColdDrink(BeverageSize size) {
super(size);
}
@Override public Packing packing() {
return new Bottle();
}
}
Код для класса CocaCola
:
package org.trishinfotech.builder.beverages.cold;
import org.trishinfotech.builder.beverages.BeverageSize;
public class CocaCola extends ColdDrink {
public CocaCola(BeverageSize size) {
super(size);
}
@Override
public String name() {
return "Coca-Cola" + drinkDetails();
}
@Override
public int calories() {
if (size != null) {
switch (size) {
case XS:
return 110;
case S:
return 150;
case M:
return 210;
case L:
return 290;
default:
break;
}
}
return 0;
}
@Override
public double price() {
if (size != null) {
switch (size) {
case XS:
return 0.80d;
case S:
return 1.0d;
case M:
return 1.5d;
case L:
return 2.0d;
default:
break;
}
}
return 0.0d;
}
}
Код для класса Pepsi
:
package org.trishinfotech.builder.beverages.cold;
import org.trishinfotech.builder.beverages.BeverageSize;
public class Pepsi extends ColdDrink {
public Pepsi(BeverageSize size) {
super(size);
}
@Override public String name() {
return "Pepsi" + drinkDetails();
}
@Override public int calories() {
if (size != null) {
switch (size) {
case S:
return 160;
case M:
return 220;
case L:
return 300;
default:
break;
}
}
return 0;
}
@Override public double price() {
if (size != null) {
switch (size) {
case S:
return 1.2d;
case M:
return 2.2d;
case L:
return 2.7d;
default:
break;
}
}
return 0.0d;
}
}
Код для класса HotDrink
:
package org.trishinfotech.builder.beverages.hot;
import org.trishinfotech.builder.beverages.BeverageSize;
import org.trishinfotech.builder.beverages.Drink;
import org.trishinfotech.builder.packing.Packing;
import org.trishinfotech.builder.packing.SipperMug;
public abstract class HotDrink extends Drink {
public HotDrink(BeverageSize size) {
super(size);
}
@Override public Packing packing() {
return new SipperMug();
}
}
Код для класса Cuppuccinno
:
package org.trishinfotech.builder.beverages.hot;
import org.trishinfotech.builder.beverages.BeverageSize;
public class Cappuccino extends HotDrink {
public Cappuccino(BeverageSize size) {
super(size);
}
@Override public String name() {
return "Cappuccino" + drinkDetails();
}
@Override public int calories() {
if (size != null) {
switch (size) {
case S:
return 120;
case M:
return 160;
case L:
return 210;
default:
break;
}
}
return 0;
}
@Override public double price() {
if (size != null) {
switch (size) {
case S:
return 1.0d;
case M:
return 1.4d;
case L:
return 1.8d;
default:
break;
}
}
return 0.0d;
}
}
Код для класса HotChocolate
:
package org.trishinfotech.builder.beverages.hot;
import org.trishinfotech.builder.beverages.BeverageSize;
public class HotChocolate extends HotDrink {
public HotChocolate(BeverageSize size) {
super(size);
}
@Override public String name() {
return "Hot Chocolate" + drinkDetails();
}
@Override public int calories() {
if (size != null) {
switch (size) {
case S:
return 370;
case M:
return 450;
case L:
return 560;
default:
break;
}
}
return 0;
}
@Override public double price() {
if (size != null) {
switch (size) {
case S:
return 1.6d;
case M:
return 2.3d;
case L:
return 3.0d;
default:
break;
}
}
return 0.0d;
}
}
Упаковка:
Код интерфейса Packing
:
package org.trishinfotech.builder.packing;
public interface Packing {
public String pack();
public double packingPrice();
}
Код для класса Bottle
:
package org.trishinfotech.builder.packing;
public class Bottle implements Packing {
@Override
public String pack() {
return "Bottle";
}
@Override
public double packingPrice() {
return 0.75d;
}
}
Код для класса Container
:
package org.trishinfotech.builder.packing;
public class Container implements Packing {
@Override
public String pack() {
return "Container";
}
@Override
public double packingPrice() {
return 1.25d;
}
}
Код для класса MultiPack
. Упаковка MutiPack
служит вспомогательной упаковкой для еды, когда мы используем разные упаковки для разных продуктов.
package org.trishinfotech.builder.packing;
public class MultiPack implements Packing {
private double packingPrice;
public MultiPack(double packingPrice) {
super();
this.packingPrice = packingPrice;
}
@Override
public String pack() {
return "Multi-Pack";
}
@Override
public double packingPrice() {
return packingPrice;
}
}
Код для класса SipperMug
:
package org.trishinfotech.builder.packing;
public class SipperMug implements Packing {
@Override
public String pack() {
return "Sipper Mug";
}
@Override
public double packingPrice() {
return 1.6d;
}
}
Код для класса Wrap
:
package org.trishinfotech.builder.packing;
public class Wrap implements Packing {
@Override
public String pack() {
return "Wrap";
}
@Override
public double packingPrice() {
return 0.40d;
}
}
Код служебного класса BillPrinter
, который я написал для печати детализированного счета.
package org.trishinfotech.builder.util;
import java.time.LocalDateTime;
import java.time.format.DateTimeFormatter;
import java.util.concurrent.atomic.DoubleAdder;
import org.trishinfotech.builder.Order;
import org.trishinfotech.builder.OrderService;
import org.trishinfotech.builder.meal.Meal;
import org.trishinfotech.builder.packing.Packing;
public class BillPrinter {
static DateTimeFormatter dtf = DateTimeFormatter.ofPattern("yyyy/MM/dd HH:mm:ss");
public static void printItemisedBill(Order order) {
OrderService service = order.getService();
System.out.printf("%60s\n", "Food Court");
System.out.println("=================================================================================================================");
System.out.printf("Service: %10s (%2.2f Tax) Customer Name: %-20s\n", service.getName(), service.getTax(), order.getCustomerName());
System.out.println("-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------");
System.out.printf("%25s | %10s | %10s | %10s | %15s | %10s | %10s\n", "Food Item", "Calories", "Packing", "Price", "Packing Price", "Discount %", "Total Price");
System.out.println("-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------");
DoubleAdder itemTotalPrice = new DoubleAdder();
order.getFoodItems().stream().forEach(item -> {
String name = item.name();
int calories = item.calories();
Packing packing = item.packing();
double price = item.price();
double packingPrice = packing.packingPrice();
double discount = item instanceof Meal? ((Meal)item).discount() : 0.0d;
double totalItemPrice = calculateTotalItemPrice(price, packingPrice, discount);
System.out.printf("%25s | %10d | %10s | %10.2f | %15.2f | %10.2f | %10.2f\n", name, calories, packing.pack(), price, packing.packingPrice(), discount, totalItemPrice);
itemTotalPrice.add(totalItemPrice);
});
System.out.println("=================================================================================================================");
double billTotal = itemTotalPrice.doubleValue();
billTotal = applyTaxes(billTotal, service);
System.out.printf("Date: %-30s %66s %.2f\n", dtf.format(LocalDateTime.now()), "Total Bill (incl. taxes):", billTotal);
System.out.println("Enjoy your meal!\n\n\n\n");
}
private static double applyTaxes(double billTotal, OrderService service) {
return billTotal + (billTotal * service.getTax())/100;
}
private static double calculateTotalItemPrice(double price, double packingPrice, double discount) {
if (discount > 0.0d) {
price = price - (price * discount)/100;
}
return price + packingPrice;
}
}
Почти все готово. Пришло время написать наш иммутабельный класс Order
:
package org.trishinfotech.builder;
import java.util.ArrayList;
import java.util.List;
import java.util.Objects;
import java.util.stream.Collectors;
import org.trishinfotech.builder.meal.FoodItem;
public class Order {
private List<FoodItem> foodItems = new ArrayList<FoodItem>();
private String customerName;
private OrderService service;
public Order(OrderService service, List<FoodItem> foodItems, String customerName) {
super();
if (Objects.isNull(service)) {
throw new IllegalArgumentException(
"Meal can't be order without selecting service 'Take Away' or 'Eat Here'");
}
if (Objects.isNull(foodItems) || foodItems.stream().filter(Objects::nonNull).collect(Collectors.toList()).isEmpty()) {
throw new IllegalArgumentException(
"Meal can't be order without any food item");
}
this.service = service;
this.foodItems = new ArrayList<FoodItem>(foodItems);
this.customerName = customerName;
if (this.customerName == null) {
this.customerName = "NO NAME";
}
}
public List<FoodItem> getFoodItems() {
return foodItems;
}
public String getCustomerName() {
return customerName;
}
public OrderService getService() {
return service;
}
}
А вот код для OrderBuilder
, который конструирует объект Order
.
package org.trishinfotech.builder;
import java.util.ArrayList;
import java.util.List;
import org.trishinfotech.builder.beverages.BeverageSize;
import org.trishinfotech.builder.beverages.cold.CocaCola;
import org.trishinfotech.builder.beverages.cold.Pepsi;
import org.trishinfotech.builder.food.burger.ChickenBurger;
import org.trishinfotech.builder.food.burger.VegBurger;
import org.trishinfotech.builder.food.nuggets.CheeseNuggets;
import org.trishinfotech.builder.food.nuggets.ChickenNuggets;
import org.trishinfotech.builder.meal.FoodItem;
import org.trishinfotech.builder.meal.Meal;
public class OrderBuilder {
protected static final double HAPPY_MENU_DISCOUNT = 5.0d;
private String customerName;
private OrderService service = OrderService.TAKE_AWAY;
private List<FoodItem> items = new ArrayList<FoodItem>();
public OrderBuilder() {
super();
}
// Сеттеры для каждого поля в целевом объекте. В этом примере это Order.
// Возвращаемым типом у нас будет сам Builder (например, OrderBuilder), чтобы сделать возможным цепной вызов сеттеров.
public OrderBuilder name(String customerName) {
this.customerName = customerName;
return this;
}
public OrderBuilder service(OrderService service) {
if (service != null) {
this.service = service;
}
return this;
}
public OrderBuilder item(FoodItem item) {
items.add(item);
return this;
}
// Комбо предложения
public OrderBuilder vegNuggetsHappyMeal() {
List<FoodItem> foodItems = new ArrayList<FoodItem>();
foodItems.add(new CheeseNuggets());
foodItems.add(new Pepsi(BeverageSize.S));
Meal meal = new Meal("Veg Nuggets Happy Meal", foodItems, HAPPY_MENU_DISCOUNT);
return item(meal);
}
public OrderBuilder chickenNuggetsHappyMeal() {
List<FoodItem> foodItems = new ArrayList<FoodItem>();
foodItems.add(new ChickenNuggets());
foodItems.add(new CocaCola(BeverageSize.S));
Meal meal = new Meal("Chicken Nuggets Happy Meal", foodItems, HAPPY_MENU_DISCOUNT);
return item(meal);
}
public OrderBuilder vegBurgerHappyMeal() {
List<FoodItem> foodItems = new ArrayList<FoodItem>();
foodItems.add(new VegBurger());
foodItems.add(new Pepsi(BeverageSize.S));
Meal meal = new Meal("Veg Burger Happy Meal", foodItems, HAPPY_MENU_DISCOUNT);
return item(meal);
}
public OrderBuilder chickenBurgerHappyMeal() {
List<FoodItem> foodItems = new ArrayList<FoodItem>();
foodItems.add(new ChickenBurger());
foodItems.add(new CocaCola(BeverageSize.S));
Meal meal = new Meal("Chicken Burger Happy Meal", foodItems, HAPPY_MENU_DISCOUNT);
return item(meal);
}
public Order build() {
Order order = new Order(service, items, customerName);
if (!validateOrder()) {
System.out.println("Sorry! Order can't be placed without service type (Take Away/Eat Here) and any food item.");
return null;
}
return order;
}
private boolean validateOrder() {
return (service != null) && !items.isEmpty();
}
}
Готово! Теперь пришло время написать Main
для выполнения и тестирования результат:
package org.trishinfotech.builder;
import org.trishinfotech.builder.beverages.BeverageSize;
import org.trishinfotech.builder.beverages.cold.CocaCola;
import org.trishinfotech.builder.beverages.cold.Pepsi;
import org.trishinfotech.builder.beverages.hot.HotChocolate;
import org.trishinfotech.builder.food.burger.ChickenBurger;
import org.trishinfotech.builder.food.nuggets.CheeseNuggets;
import org.trishinfotech.builder.food.nuggets.ChickenNuggets;
import org.trishinfotech.builder.util.BillPrinter;
public class Main {
public static void main(String[] args) {
OrderBuilder builder1 = new OrderBuilder();
// you can see the use of chained calls of setters here. No statement terminator
// till we set all the values of the object
Order meal1 = builder1.name("Brijesh").service(OrderService.TAKE_AWAY).item(new ChickenBurger())
.item(new Pepsi(BeverageSize.M)).vegNuggetsHappyMeal().build();
BillPrinter.printItemisedBill(meal1);
OrderBuilder builder2 = new OrderBuilder();
Order meal2 = builder2.name("Micheal").service(OrderService.EAT_HERE).item(new ChickenNuggets())
.item(new CheeseNuggets()).item(new CocaCola(BeverageSize.L)).chickenBurgerHappyMeal()
.item(new HotChocolate(BeverageSize.M)).vegBurgerHappyMeal().build();
BillPrinter.printItemisedBill(meal2);
}
}
А вот и результат работы программы:
Food Court
=================================================================================================================
Service: Take Away (2.00 Tax) Customer Name: Brijesh
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Food Item | Calories | Packing | Price | Packing Price | Discount % | Total Price
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Chicken Burger | 300 | Wrap | 4.50 | 0.40 | 0.00 | 4.90
Pepsi (M) | 220 | Bottle | 2.20 | 0.75 | 0.00 | 2.95
Veg Nuggets Happy Meal | 490 | Multi-Pack | 5.00 | 2.00 | 5.00 | 6.75
=================================================================================================================
Date: 2020/10/09 20:02:38 Total Bill (incl. taxes): 14.89
Enjoy your meal!
Food Court
=================================================================================================================
Service: Eat Here (5.50 Tax) Customer Name: Micheal
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Food Item | Calories | Packing | Price | Packing Price | Discount % | Total Price
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Chicken Nuggets | 450 | Container | 5.00 | 1.25 | 0.00 | 6.25
Cheese Nuggets | 330 | Container | 3.80 | 1.25 | 0.00 | 5.05
Coca-Cola (L) | 290 | Bottle | 2.00 | 0.75 | 0.00 | 2.75
Chicken Burger Happy Meal | 450 | Multi-Pack | 5.50 | 1.15 | 5.00 | 6.38
Hot Chocolate (M) | 450 | Sipper Mug | 2.30 | 1.60 | 0.00 | 3.90
Veg Burger Happy Meal | 340 | Multi-Pack | 3.90 | 1.15 | 5.00 | 4.86
=================================================================================================================
Date: 2020/10/09 20:02:38 Total Bill (incl. taxes): 30.78
Enjoy your meal!
Ну вот и все! Я надеюсь, что этот урок помог освоить паттерн Builder.
Исходный код можно найти здесь: Real-Builder-Design-Pattern-Source-Code
и здесь: Builder-Design-Pattern-Sample-Code
Узнать подробнее о курсе «Архитектура и шаблоны проектирования».
Смотреть вебинар «Шаблоны GRASP».