Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Управление компьютером или роботом при помощи мысли — идея, которую многие ученые пытаются воплотить многие годы. Это сложная задача, поэтому надежных «мыслеинтерфейсов» пока нет.
Сейчас собственную технологию мыслеуправления устройствами — речь идет о дронах — пытается создать Пентагон. Сразу шесть команд исследователей работают над решением этой сложной задачи. А она сложнее, чем может показаться, поскольку в финале Пентагон планирует получить «технологию, которая позволяет управлять дронами и роями летательных аппаратов, оперируя ими со скоростью мысли, а не механических контроллеров».
Для реализации технологии в рамках программы Next-Generation Nonsurgical Neurotechnology разрабатывается неинвазивный нейроинтерфейс. Его создатели планируют научиться управлять устройствами при помощи мысли без необходимости подключать что-то к мозгу человека при помощи хирургической операции.
Шесть разных команд получили от Пентагона контракты на разработку технологии о которой идет речь, и идут к своей цели разными путями. Так, команда из Carnegie Mellon University пытается создать платформу управления дронами на основе электрических и ультразвуковых сигналов неинвазивного нейроинтерфейса. Университет Джона Хопкинса изучает возможность использования инфракрасного излучения.
Создание подобных систем поднимает ряд вопросов. Например, что будет, если солдат во время управления дронами задумается и даст ошибочную мысленную команду, которая уже пойдет в ход? Или что, если враг захватит нейроинтерфейс и начнет управлять дронами со своей стороны?
В этой ситуации очень много «что, если?», но ответов практически нет. Военным, если они хотят создать надежный нейроинтерфейс, придется решить множество возникающих проблем, причем не только технологического характера.
На этой фотографии показан парализованный человек, который получил имплантат в 2014 году. Сейчас ученые пытаются научиться правильно считывать сигналы мозга, чтобы в дальнейшем обходиться без имплантатов.
Операции такого рода чрезвычайно сложны, кроме того, они еще и очень дорогие. Так что если военным хочется создать супер-солдата, причем не одного, а целую армию, им придется искать возможность обходиться без хирургического вмешательства.
Сложность в том, что за некоторые действия человека отвечают очень слабые электрические сигналы в мозге. Настолько слабые, что в недалеком прошлом их даже не сумели бы считать. Но сейчас технологии идут вперед, так что снять электроэнцефалограмму мозга можно гораздо более точно, чем раньше.
Команды ученых, о которых идет речь, записывают сигналы, генерируемые нервными клетками, продолжительность которых составляет 10 микросекунд.
Задача разработать неинвазивный интерфейс была сформулирована Пентагоном еще в 2016 году. Проектом c самого начала занималось Агентство по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам (DARPA). Ведомство выделило многомиллионный грант нескольким научным заведениям. Все они работают в разных направлениях, как и говорилось выше.
Что касается инвазивного интерфейса, то в этой сфере впечатляющих успехов добилась компания Илона Маска Neuralink. На презентации в Сан-Франциско компания показала гибкие «нити», толщиной в 4–6 мкм каждая — это в примерно в 16 раз тоньше человеческого волоса. В «пучке» из шести нейронитей содержится 192 электрода, которые вживляются в мозг при помощи робота-хирурга. В ходе операции хирург старается избегать взаимодействия с кровеносными сосудами, что минимизирует воспалительные процессы.
Представители Neuralink провели несколько десятков успешных тестов, из них 19 — на крысах. В 87% операции на мозге крыс оказывались удачными. На презентации была показана крыса с USB-C портом на голове. Насколько можно судить, компания Маска получила гораздо больше денег, чем выделил на исследования Пентагон.
Как бы там ни было, разработка нейроинтерфейсов постепенно идет вперед, прогресс заметен. Вполне может быть, что через несколько лет одна из компаний или научно-исследовательских организаций представит более совершенные разработки, чем мы видели до этого. И тогда сингулярность существенно приблизится к нам. Пока же она все-таки где-то там.