Per aspera ad astra, или как я строил ракету. Часть 2. Собираем альтиметр на STM32 и BMP280

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!



Всем привет! 

В предыдущей части я остановился на том, что мои ракеты удачно взлетели и приземлились, а на одной даже был установлен альтиметр. В этой статье я и расскажу о том как сделать простой высотомер на основе STM32 Nucleo L031K6 и датчика давления BMP 280 , который к тому же хранит все данные во Flash памяти.

Выбор железа 


Основные требования к альтиметру:
  1. Высокая скорость считывания высоты, так как ракета в апогее находится не слишком долго, а я хотел узнать именно максимальную высоту;
  2. Низкое энергопотребление, чтобы не ставить большой аккумулятор;
  3. Небольшие размеры всей конструкции.

Исходя из них в качестве микроконтроллера взял STM32 Nucleo L031K6 (высокая скорость работы, низкое потребление тока, малый размер). Высоту решил измерять с помощью барометра BMP280 (те же резоны, что и у МК). Также добавил кнопку, при нажатии которой начиналась запись высоты. Ну и питала всю электронику батарейка CR2032, подключенная через адаптер. В итоге получилась такая схема:


Использованные модули

STM32 Nucleo L031K6


BMP280


Адаптер для CR2032

Разработка кода


Код вы можете найти на моем гитхабе . Пины STM32 были сконфигурированы в CubeMX под IAR. Для работы с BMP280 использовал вот эту библиотеку, добавил в нее функцию расчета высоты над уровнем моря с помощью барометрической формулы и инициализацию датчика с нужными мне параметрами частоты считывания, фильтрации и тд. Так как я хотел измерить высоту полета относительно земли, мне нужно было сначала вычислить высоту над уровнем моря в моей местности, взять ее за «ноль» и относительно нее измерять высоту полета. Частота измерений равнялась 10 Гц.

Запись во Flash память происходила следующим образом так:
Организация памяти в STM32 L031K6


  • Для всех измерений выделил 8 Кбайт с 0x08006000 по 0x08007FFF адреса
  • На одно измерение выделил 2 байта
  • Во Flash записывал по 4 байта, то есть сразу два измерения
  • Максимальное количество измерений — 4096, этого хватало на запись примерно 7-ми минут полета
  • Высоту записывал в сантиметрах для большей точности

А происходила запись следующим образом:
  1. Если итератор записи четный, то в переменную с данными для записи во Flash сохраняем текущую высоту в младшую половину слова;
  2. Если итератор записи нечетный, то в переменную с данными для записи во Flash добавляем текущую высоту в старшую половину слова и сохраняем эту переменную в ячейку Flash

В итоге алгоритм работы программы следующий:
  1. После включения 5 секунд ждем нажатия кнопки для старта измерений высоты.
  2. Если кнопка не была нажата, то зажигаем встроенный светодиод и начинаем передачу по UART данных о высоте, записанных во Flash памяти
  3. Если кнопка была нажата, то два раза моргаем встроенным светодиодом и вычисляем высоту местности.
  4. После вычисления «нуля» два раза моргаем встроенным светодиодом и записываем во Flash-память высоту ракеты над землей.
  5. Когда выполнили передачу по UART или завершили измерения высоты, бесконечно моргаем встроенным светодиодом;
  6. Ждем пока нас найдут люди и выключат.


При питании STM’ки от CR2032 через пин 3.3V обнаружил, что код не работает. Проблема была в том, что при подаче питания через эту ногу необходимо было отпаять SB9 (расположен рядом с выводами RX и TX на обратной стороне МК)  иначе плата постоянно перезагружалась.

Теперь необходимо было проверить точность работы альтиметра. Взяв рулетку, я стал поднимать альтиметр на разные высоты и смотреть, что он измеряет. Результаты тестов лежат в соответствующей папке на гитхабе. В текстовых файлах — сырые данные с STM’ки, а в Excel’евских таблицах находятся красивые графики всех тестов. Точность соответствовала заявленной — ± 10см. Следует помнить, что высоту я измерял в сантиметрах, поэтому в таблице такие большие числа. 

Сборка альтиметра


Так как во время приземления ракета может сильно ударится о землю, необходимо было хорошо зафиксировать всю электронику, чтобы при тряске не отваливались проводки, или, того хуже, сами модули. Альтиметр разместил в головном обтекателе (места там было достаточно, и стабильности за счет смещения центра тяжести к головному обтекателю прибавилось) в 3D-печатном креплении. STM’ка стояла вертикально, BMP280 контактами вверх и под крепление приклеил адаптер для CR2032. Из-за того, что он не помещался в корпус ракеты, пришлось немного сточить контакты минуса. Рядом с контактами в боковой стенке 3D-печатного крепления проточил вертикальную канавку, чтобы протянуть через нее минус от CR2032, а под плюсом просверлил отверстие и пустил провод через него. Думал крепить альтиметр к головному обтекателю с помощью самореза, поэтому в корпусе есть отверстие, но потом от этой идеи отказался.


Модель крепления, напечатанного на 3D-принтере

Собранный блок альтиметра

Вид сверху


Вид снизу

Кнопку приклеил рядом с BMP280, установил остальные модули в свои места, припаял все провода и замотал все синей изолентой залил для надежности термоклеем. 

В обтекатель ракеты альтиметр плотно вставлялся. Для того, чтобы он никуда не отлетел после удара, протянул через отверстие в креплении резинку, соединяющую корпус ракеты и обтекатель. 


Собранный альтиметр. Вид спереди  


Вид сзади. Видна резинка, соединяющая альтиметр с ракетой

Альтиметр был готов! Теперь предстояло его испытать, а это значит, что я снова отправился на полигон!

Запуск альтиметра и результаты измерений


К сожалению первый запуск был с неисправными двигателями, о которых я писал в прошлой статье.

В итоге график получился таким:


По горизонтали — номер измерения. Каждые 10 измерений — 1 секунда. По вертикали — высота в сантиметрах

Ракета взлетела на 15м, затем устремилась в землю. После прохождения апогея через 1 секунду началась какая-то аномалия: после значения 12м почему-то показания упали до -8м. Это произошло в момент второго запуска двигателя (которого не должно было быть), так что не исключаю, что неисправный двигатель как-то повлиял на альтиметр. Во всех остальных тестах он работал отлично, так что это была проблема явно не в электронике. В общем, те испытания альтиметра были успешными лишь наполовину, так как во вторую половину полета произошла аномалия. Сам график вы можете найти на гитхабе, он называется rocket_flight_fall_test.

После ремонта ракеты я снова отправился на полигон и в этот раз испытания прошли успешно. Полет был отличным, показания альтиметра были стабильными и соответствовали полету. График полета получился вот такой:


По горизонтали — номер измерения. Каждые 10 измерений — 1 секунда. По вертикали — высота в сантиметрах

Ракета поднялась на 150м и успешно приземлилась. Таким образом это испытание было полностью успешным. Я удостоверился в том, что альтиметр работает и приступил к разработке новой бортовой аппаратуры.

Заключение


В итоге, я полностью собрал компактный альтиметр, который помещается в небольшую модель ракеты. Испытания прошли успешно, электроника пережила взлет и посадку и измерила высоту полета. На этом проект разработки альтиметра я закончил, возможно в будущем использую его в одной из ракет, потому что знать высоту полета иногда очень полезно (например, если вы запускаете ракеты ради достижения максимальной или какой-нибудь определенной высоты). Сейчас, как я уже говорил, я занимаюсь разработкой бортовой камеры с радиопередатчиком, потому что ракету с такой серьезной электроникой я терять не намерен. 

Спасибо за внимание!
Источник: https://habr.com/ru/post/520772/


Интересные статьи

Интересные статьи

В продолжении предыдущей статьи, расскажу о других мотиваторах для вовлеченных сотрудников. Поощрение инициативы По данным Рамблера (news.rambler.ru/) треть россиян считают инициативу...
Немного шутеров для stm32; как, зачем, что получилось. Предисловие Будучи поклонником «старой» школы шутеров с одной стороны и embedded-разработчиком с другой, я всегда испытывал интерес,...
Довольно часто музыкальную составляющую компьютерных игр затмевают геймплей и сюжет. Однако есть проекты, в которых звук не просто выходит на первый план, но становится неотъемлемой частью игрово...
Сегодня мы публикуем первую часть перевода материала, который посвящён созданию собственных синтаксических конструкций для JavaScript с использованием Babel.
А вам слабо в свои 25-30-35-40-45 сесть за обучение? Не корпоративное, не оплаченное по тарифу «контора платит», не вынужденное и когда-то недополученное высшее, а самостоятельное? Сесть за свой ...