Перспективы ИТ в России (пессимистичный прогноз)

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!

Слушай, шото мне не нравится здешний режим
Чует мое сердце, шо мы накануне грандиозного шухера


Решил написать статью-размышление о ближайших перспективах в ИТ сфере (а может в вообще) в России. Ближайших на 10-20 лет. Плюс-минус. Все изложенные ниже мысли являются результатом личных наблюдений и личных выводов за период с 1991 года и по текущий момент.


Вас когда-нибудь срывало в неуправляемый занос на автомобиле? В первый раз? Уверенность в себе растет у молодого водителя после получения прав очень быстро. Вот он все контролирует, ловко входит в поворот, крутит руль, нажимает педали и вдруг автомобиль превращается в большой кусок летящего металла, который поехал куда-то всем не туда, куда вы хотели и привычная реакция на ваши действия сменилась совершенно непредсказуемым поведением. Было такое? Если да, то вы отлично помните то чувство полной беспомощности и даже какой-то парализации «а что, собственно, происходит?». Потом, если повезло, вы справились с ситуацией и, готов спорить, дальше поехали куда более спокойно и предусмотрительно. Но, что самое главное, теперь вы знаете как оно бывает на самом деле.
Под катом много текста. Кратко не получилось.


Кто постарше, наверное, помнит финансовый кризис 1998 года. Думаю, не ошибусь если скажу, что для подавляющего большинства рядовых людей он случился совершенно неожиданно. На тот момент казалось, что наконец-то все наладилось. Зюганов проиграл выборы 1996 года (после которых у меня так и осталось в памяти «да-да-нет-да» и «проголосуй или проиграешь») и призрак возврата прошлого исчез. Все стало более-менее ровно. Да, автомобили были еще далеко не у каждого, но уже можно было зарабатывать, что-то покупать и как-то стабильно жить, попивая пиво на поинтовках. Привет всей 2:5030, кстати. Все цены были в долларах и курс был четко 1 доллар США = 6 руб. Так было с 1997 года (помните рекламу «копейка возвращается»?) и по 17е августа 1998 года. Почему я уверен в неожиданности случившегося? И по своим ощущениям, и по поведению своих знакомых. Более того, могу сказать, что и последствия кризиса слабо представлялись на тот момент. Это был первый кризис так называемой новой России, где вот-вот должно было начаться процветание. Так вот. 17е августа 1998 года. Понедельник. Я просто пришел на работу, привычно открыл утренний Интернет, прочитал новости и крайне удивился с курса валют. Какие интересные события, подумал я. А один мой знакомый, наверное, удивился еще больше. Он купил квартиру 17го августа, подписав договор, оплатив его накануне, в пятницу, перед этим обменяв доллары на рубли (по курсу 1 к 6) в обменнике. Тогда не было ипотек и деньги копились. Разумеется, в долларах. Накопил он на тот момент только на однушку на окраине Питера. По его воспоминаниям, уже на следующий день после 17го он мог бы купить на ту сумму в долларах квартиру если не в центре, то уж точно в нормальном районе города и нормальную по метражу. Но было как было. В общем, кризис 1998 года был чем-то очень новым и неизведанным. И крайне неожиданным. Так как я получал зарплату в долларах, то первых две недели я воспринимал происходящее как все то же самое с незапланированной прибавкой к з.п. Ну и самый популярный вопрос в продажах стал «а у тебя какой?». А потом прошло две недели и наступило 1е сентября. Считать мне стало особо нечего – я стал безработным. Впервые услышал «нам очень жаль, но из-за последних событий мы в ваших услугах больше не нуждаемся». В общем, пока не наступило 17е августа 1998 года и произошло то, что произошло, это не могло произойти, потому что не могло.


Теперь финансовые кризисы если не норма, то привычное явление. События 2014 года по общественному резонансу были ощутимо слабее событий 2009 года, а события последних месяцев с курсом доллара до 80 и отрицательной ценой нефти вообще мало кого трогают. Привыкли и смирились. Кто побогаче и так держит деньги в валюте, а кому нечего держать тот просто наблюдает с некоторой отрешенностью. Привыкли.


Но если финансовый кризис в России выражается в ожидаемом и привычном (к сожалению) падении покупательной способности рубля и подорожания всего и вся, то системные кризисы, а, точнее, их предпосылки, выглядят не так ярко. Однако, по моим ощущениям, мы как раз подходим к некоему Рубикону или точке бифуркации в управленческой (системной) сфере. И вот почему.


В 1991 году в России была изменена форма ведения хозяйства. В упрощенном варианте это можно обозначить так: начиная с 1991 года в России (СССР) легализовался бизнес. Если опустить все подробности, оценочные суждения-рассуждения и так далее, то существенным моментом можно выделить такой: все крупные бизнесы в России на сегодня родом из 90х. И их не просто создали тогда. Куда интереснее то, что ими все еще управляют их создатели. А что отличало людей того времени от сегодняшних, выросших в новой парадигме?


Первое – это советское воспитание. Как бы там ни было, но заложенное в 50-60 годах, когда проходило детство современных российских миллионеров и миллиардеров никуда не денется. Конечно, отношение к этому заложенному багажу можно изменить или просто игнорировать, но нельзя его не иметь. И самое большое в этом багаже одна мелкая (простите за такой парадокс) деталь – результат труда. Капиталистическая система ведения хозяйства не предполагает потребление результата труда тем, кто этот результат производит. Как минимум по причине того, что все при капитализме необходимо продать, чтобы продукт стал товаром. И получить деньги. Чтобы на них купить что-то нужное. Любое капиталистическое производство имеет цель продать, а не произвести, как раз по причине нужды купить что-то другое. Поэтому, например, почти никто из работающих на заводе Бентли на самих бентли не ездит и позволить себе не может. И если мы оглянемся вокруг себя (особенно в ИТ) то нигде не найдем результат своего труда. Да и он нас не особо интересует. Платят за работу и хорошо. Мы можем делать свою работу хорошо или плохо, качественно или спустя рукава, но по итогу ценно только то, что можно продать. А бесконечное разделение труда превращает конкретный труд каждого работника во что-то абстрактное. Продается — вот тебе зарплата и иногда премия. Нет продаж? Нам очень жаль, но… Добро пожаловать на улицу. Такой закон рынка.


Второе прямо вытекает из первого – понимание откуда что берется. Все же связь о том, что чтобы надеть рубашку начинать надо с поля хлопка или льна, а не зарабатывания денег (просто зарабатывания) для похода в магазин для любого советского человека была очевидна и понятна. Хотя и давала сбои, когда советский же человек ругал советское же качество или дефицит. Ведь ругал-то он, по факту, самого себя. В общем, это не так важно. Важно именно понимание причинно-следственной связи. Вспомнились строчки из Носова, которые вызывали смех и улыбки «Осмотрев клубни внимательно, Скуперфильд начал догадываться, что перед ним самый обыкновенный картофель. Впрочем, он далеко не был уверен в своей догадке, так как до этого видел картофель только в жареном или вареном виде и к тому же почему-то воображал, что картофель растет на деревьях.»


Так вот. Поколение бизнесменов, которые сейчас правят бал, не просто рубят бабло ради вареной картошки, но еще и отлично знают откуда эта картошка берется. Поколение 90х это поколение реалистов и прагматиков. Однако, время неумолимо. И тут я перехожу к сути своего эпиграфа. Время не только неумолимо, но оно еще и незаметно. Казалось бы, Путин пришел совсем недавно, но между Путиным в 1999 году и Путиным сейчас разница между человеком 47 и 68 лет. Можно сказать, что Путин сегодня в отцы годится Путину тогда. Напомню, что дедушка Ленин умер в возрасте 54 лет. Конечно, медицина шагнула вперед, но все равно 70 лет – это 70 лет. И эти 70 лет, наверное, средний возраст бизнесменов 90х. Скоро они отойдут от дел и им на смену придет поколение наследников. Без бесполезного багажа своих предков. И те предприятия, которые или перешли в частные руки в ходе приватизации или были созданы частными руками в 90е, перейдут в руки совсем другого поколения с совсем другими представлениями о жизни. Разница эта уже заметна в части так называемых менеджеров, у которых есть лишь представление о том, что такое предприятие и как оно должно работать. И представление четкое и прямое "прибыль есть — хорошо, прибыли нет — плохо". А заниматься можно чем угодно. Все решает прибыль.


«Что же, этот Грязинг только и делал, что на диване валялся да мебель ломал? — спросил Незнайка. — А когда же он своей фабрикой управлял?
Зачем же ему фабрикой управлять? Для этого у него управляющий есть. Раз в неделю управляющий приходит к нему с отчетом. А он как увидит, что доходы от фабрики уменьшились, сейчас же управляющего вон и назначит нового. Вот новый и начнет стараться, чтобы доходы были побольше: уменьшит плату рабочим, повысит цены на мыло. Таким образом, сам Грязинг ничего не делает, а денежки наживает. Уже несколько миллионов нажил.»


Они действительно смутно представляют, где и как растет условный картофель, прежде чем стать частью гарнира в дорогом ресторане. У них есть лишь воображение о том, как оно должно быть. Реальность их интересует достаточно мало. И их можно понять. Люди выросли на определении ума «Если ты такой умный, то где твои деньги?». Деньги есть – значит делаешь все правильно и тебя можно послушать. Денег нет – ты делаешь что-то не так и зачем тебя слушать. Вот и весь расклад. За деньги же можно все купить. Ну, или почти все. Но это менеджеры, которых все еще держит в рамках старая школа, а не наследники, которые будут принимать ключевые решения или сами или при помощи нанятых ими управленцев и которых уже некому будет направлять.


Назревающая системная проблема в своей основе, на мой взгляд, содержит то, что бизнес 90х знает не только смысл труда, но и что такое жить без денег в их современном понимании. Они стали богатыми людьми из обычных, хотя и (как выражались раньше) приблатенных, людей. Но их наследники не такие. Они уже выросли в достатке и отсутствии необходимости черпать знания и опыт. А зачем, если условный (или реальный) папа все решит? В итоге мы имеем взрослого человека с детскими установками, но совсем недетскими последствиями принимаемых решений. И эти последствия мы очень хорошо видим в так называемых госкомпаниях. Чем отличаются разные газпромы, роскосмосы и им подобные ржд? Тем, что там совершенно не хотят платить рабочему персоналу. Казалось бы, огромные монополисты с гигантскими прибылями, а тот же ИТ персонал оплачивается куда ниже, чем по рынку. Почему? Так монополия. Сверхприбыли. Для топов. А остальным не надо. Они же не топы. А что заначит низкая оплата специалиста? Это отсутствие как факт или как постепенное вымывание качественных и опытных специалистов для поддержания (хотя бы поддержания) существующих систем. Ведь «где твои деньги?» работает в обе стороны и если специалист может получать в другом месте больше, то зачем ему оставаться на текущем? И там тоже идет смена поколений с другими установками, где ответственность к результату выражается лишь в денежном эквиваленте (прибылей или потерь). К сожалению, именно в госкомпаниях уровень ИТ специалистов (за очень редкими исключениями, которые и оплачиваются отдельно) катастрофический. И это тоже можно понять. Что, если в вашем вагоне будет туалет с дыркой и запираемый в санитарных зонах, вы не поедете? А значит купите билет и занесете свою копеечку. И значит и так сойдет.


Так почему же мы стоим на пороге грандиозного шухера, как выразился герой Михаила Григорьевича Попандопуло. Потому что сопровождение сложных систем требует соответствующего навыка и опыта. Причем реального навыка и опыта, а не проверенного менеджером, который хорошо умеет зарабатывать деньги и назначен другом сами знаете кого, как родственника с нужной фамилией. Этого немного мало для определения возможности доверить систему. Но другого опыта отбора персоанала нет. И я боюсь, что крах систем не будет носить постепенный характер. Это как раскрученный мотор гоночного болида, в котором откалывается какой-то некачественный кусок, совершенно не играющий роли детали и превращает инженерный гений в груду бесполезного металла за какие-то мгновения. Просто кто-то не проверил этот участок. Да, был специалист, который следил, но двигатель столько раз ходил без пробл и этого специалиста уволили как совершенно бесполезного. А оставшиеся даже не знали, что надо и туда иногда заглядывать.


Может ли такое произойти в сфере ИТ? Или вообще? Как мне кажется, это уже происходит и остается лишь ожидание перед острой фазой резкого срыва в неуправляемый занос. Старое поколение управленцев уходит. Вместе с ними уходит и знание "как оно на самом деле" и на смену приходит поколение тех, кто только думает, что знает и еще не попадал в ситуацию, когда надо принимать действительно решения, которые проверят их правильность.


Вот такие мысли.

Источник: https://habr.com/ru/post/528082/


Интересные статьи

Интересные статьи

Согласно известной шутке все мемуары в книжных магазинах должны располагаться в разделе «Фантастика». Но в моём случае это и правда так! Давным-давно в далёкой-далёкой галактике в р...
В нашем блоге мы много говорили об иностранных решениях для мониторинга и аудита, и вот пришло время для отечественной разработки. MONQ — зонтичная система с коннекторами для распространённых...
Две недели назад на Хабре рассказывали о протоколе DNS-over-HTTPS (DoH) , недавно принятом в качестве стандарта RFC 8484. Разработанный Mozilla, Google и Cloudflare протокол DNS-шифрования с...
От скорости сайта зависит многое: количество отказов, брошенных корзин. Согласно исследованию Google, большинство посетителей не ждёт загрузки больше 3 секунд и уходит к конкурентам. Бывает, что сайт ...
Сегодня российская космическая отрасль немало работает по иностранным заказам и в международных проектах. Однако прежние заказчики — США и Европа — сокращают или собираются сокращать сотрудни...