Пишем Ретровейв на Angular

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Web Audio API существует уже давно, и про него есть немало статей. Поэтому про сам API много говорить не будем. Расскажем, что Web Audio и Angular могут стать лучшими друзьями, если их правильно познакомить. Давайте сделаем это!



Работа с Web Audio API заключается в создании графа аудионод, через которые будет проходить звук, чтобы в конечном итоге оказаться на колонках. В звук можно вносить задержку, менять громкость, накладывать искажения. Для этого в браузерах есть специализированные ноды с набором параметров. Изначально ноды создавались с помощью методов-фабрик аудиоконтекста:


const context = new AudioContext();
const gainNode = context.createGain();

Но с некоторых пор они стали полноценными классами с конструктором, а значит, от них можно наследоваться. Это позволит нам красиво и декларативно использовать Web Audio API в Angular.


Директивы


В Angular директивы — это классы, и они могут наследоваться в том числе и от нативных классов. Типичная цепочка обратной связи, которая добавит к нашему сигналу эхо, выглядит так:


const context = new AudioContext();
const gainNode = new GainNode(context);
const delayNode = new DelayNode(context);
const audioSource = new MediaElementAudioSourceNode(context, {
   mediaElement: audioElement.nativeElement,
});

gainNode.gain.value = 0.5;
delayNode.delayTime.value = 0.2;

audioSource.connect(gainNode);
audioSource.connect(context.destination);
gainNode.connect(delayNode);
delayNode.connect(gainNode);
delayNode.connect(context.destination);

Как видим, нативный код — сугубо императивный. Мы создаем объекты, задаем параметры, руками собираем граф через метод connect. В примере выше используется HTML audio тэг и, когда пользователь нажмет плей, он услышит свой аудиофайл с эффектом эха. Мы реализуем этот пример через директивы. AudioContext будет браться из Dependency Injection.


GainNode и DelayNode имеют всего один параметр — уровень громкости и время задержки соответственно. Это не просто числовой инпут, а некий AudioParam. Подробнее про него поговорим позже.


@Directive({
   selector: '[waGainNode]',
   inputs: [
     'channelCount',
     'channelCountMode',
     'channelInterpretation'
   ],
})
export class WebAudioGain extends GainNode {
   @Input('gain')
   set gainSetter(value: number) {
       this.gain.value = value;
   }

   constructor(@Inject(AUDIO_CONTEXT) context: AudioContext) {
       super(context);
   }
}

Заметим, что у всех нод есть три параметра: channelCount, channelCountMode и channelInterpretation. Благодаря inputs из декоратора @Directive мы можем просто перечислить их — и оно будет работать без единой строчки кода. DelayNode будет выглядеть точно так же. Для декларативной связи нодов добавим новый токен AUDIO_NODE, который будет предоставлять каждая наша директива:


@Directive({
   selector: '[waGainNode]',
   inputs: [
     'channelCount',
     'channelCountMode',
     'channelInterpretation'
   ],
   exportAs: 'AudioNode',
   providers: [{
     provide: AUDIO_NODE,
     useExisting: forwardRef(() => WebAudioGain),
   }],
})
export class WebAudioGain extends GainNode implements OnDestroy {
   @Input('gain')
   set gainSetter(value: number) {
       this.gain.value = value;
   }

   constructor(
     @Inject(AUDIO_CONTEXT) context: BaseAudioContext,
     @SkipSelf() @Inject(AUDIO_NODE) node: AudioNode | null,
   ) {
       super(context);

       if (node) {
           node.connect(this);
       }
   }

   ngOnDestroy() {
       this.disconnect();
   }
}

Директивы берут из DI вышестоящий нод и соединяются с ним. Обратите внимание на появление в декораторе exportAs — так ноды будут доступны через template reference variables. Теперь мы можем строить граф в шаблоне:


<ng-container waGainNode>
   <ng-container waDelayNode></ng-container>
</ng-container>

Для вывода звука в конце цепочки создадим директиву waAudioDestination:


@Directive({
   selector: '[waAudioDestinationNode]',
   exportAs: 'AudioNode',
})
export class WebAudioDestination extends GainNode 
   implements OnDestroy {
   constructor(
       @Inject(AUDIO_CONTEXT) context: AudioContext,
       @Inject(AUDIO_NODE) node: AudioNode | null,
   ) {
       super(context);
       this.connect(context.destination);

       if (node) {
           node.connect(this);
       }
   }

   ngOnDestroy() {
       this.disconnect();
   }
}

Для создания петель, как в примере с обратной связью, недостаточно подключения через Dependency Injection. Мы сделаем специальную директиву. Она позволит нам передать нод как инпут, чтобы подключиться к нему:


@Directive({
   selector: '[waOutput]',
})
export class WebAudioOutput extends GainNode implements OnDestroy {
   @Input()
   set waOutput(destination: AudioNode | undefined) {
       this.disconnect();

       if (destination) {
           this.connect(destination);
       }
   }

   constructor(
       @Inject(AUDIO_CONTEXT) context: AudioContext,
       @Inject(AUDIO_NODE) node: AudioNode | null,
   ) {
       super(context);

       if (node) {
           node.connect(this);
       }
   }

   ngOnDestroy() {
       this.disconnect();
   }
}

Обе эти директивы наследуются от GainNode, что создает дополнительное звено в цепи. Это облегчает разъединение в ngOnDestroy. Нам не нужно помнить, с чем связан текущий нод, достаточно просто отрезать this от всего разом.


Источники


Последняя нужная нам директива отличается от остальных. Это нод-источник, он всегда находится на вершине дерева. Мы будем вешать директиву на audio тэги, и она будет превращать их для нас в MediaElementAudioSourceNode:


@Directive({
   selector: 'audio[waMediaElementAudioSourceNode]',
   exportAs: 'AudioNode',
   providers: [
       {
           provide: AUDIO_NODE,
           useExisting: forwardRef(() => WebAudioMediaSource),
       },
   ],
})
export class WebAudioMediaSource extends MediaElementAudioSourceNode
   implements OnDestroy {
   constructor(
       @Inject(AUDIO_CONTEXT) context: AudioContext,
       @Inject(ElementRef) {nativeElement}: ElementRef<HTMLMediaElement>,
   ) {
       super(context, {mediaElement: nativeElement});
   }

   ngOnDestroy() {
       this.disconnect();
   }
}

Воссоздадим пример с эффектом эха через директивы:


<audio src="/demo.wav" waMediaElementAudioSourceNode>
    <ng-container #node="AudioNode" waDelayNode [delayTime]="0.2">
        <ng-container waGainNode [gain]="0.5">
            <ng-container [waOutput]="node"></ng-container>
            <ng-container waAudioDestinationNode></ng-container>
        </ng-container>
    </ng-container>
    <ng-container waAudioDestinationNode></ng-container>
</audio>

В Web Audio API много различных нодов, но все их можно реализовать похожим образом. Из нодов-источников важными являются также осциллятор и аудиобуфер. Зачастую мы не хотим ничего добавлять в HTML и нам нет нужды давать пользователю контроль над запуском звука. В этом случае хорошо подойдет AudioBufferSourceNode. Единственное неудобство — он не может сам использовать файл по ссылке, ему требуется готовый `AudioBuffer. Мы поможем ему с этим и создадим сервис для превращения аудиофайлов в AudioBuffer:


@Injectable({
   providedIn: 'root',
})
export class AudioBufferService {
   private readonly cache = new Map<string, AudioBuffer>();

   constructor(
      @Inject(AUDIO_CONTEXT) private readonly context: AudioContext
   ) {}

   fetch(url: string): Promise<AudioBuffer> {
       return new Promise<AudioBuffer>((resolve, reject) => {
           if (this.cache.has(url)) {
               resolve(this.cache.get(url));

               return;
           }

           const request = new XMLHttpRequest();

           request.open('GET', url, true);
           request.responseType = 'arraybuffer';
           request.onerror = reject;
           request.onabort = reject;
           request.onload = () => {
               this.context.decodeAudioData(
                   request.response,
                   buffer => {
                       this.cache.set(url, buffer);
                       resolve(buffer);
                   },
                   reject,
               );
           };
           request.send();
       });
   }
}

Теперь мы создадим директиву для AudioBufferSourceNode, которая принимает на вход и AudioBuffer, и ссылку на аудиофайл:


export class WebAudioBufferSource extends AudioBufferSourceNode 
   implements OnDestroy {
   @Input('buffer')
   set bufferSetter(source: AudioBuffer | null | string) {
       this.buffer$.next(source);
   }

   readonly buffer$ = new Subject<AudioBuffer | null | string>();

   constructor(
       @Inject(AudioBufferService) service: AudioBufferService,
       @Inject(AUDIO_CONTEXT) context: AudioContext,
       @Attribute('autoplay') autoplay: string | null,
   ) {
       super(context);

       this.buffer$
           .pipe(
               switchMap(source =>
                   typeof source === 'string'
                       ? service.fetch(source)
                       : of(source),
               ),
           )
           .subscribe(buffer => {
               this.buffer = buffer;
           });

       if (autoplay !== null) {
           this.start();
       }
   }

   ngOnDestroy() {
       this.buffer$.complete();

       try {
           this.stop();
       } catch (_) {}

       this.disconnect();
   }
}

Отметим, что тут мы добавили поддержку атрибута autoplay по аналогии с тэгом audio, чтобы запускать звук сразу после создания директивы.


AudioParam


У нодов есть особый тип параметров — AudioParam. У GainNode таковым является громкость. Именно поэтому мы задавали его через сеттер. Значения такого параметра можно автоматизировать. Он может плавно меняться — линейно, по экспоненте или даже по массиву чисел за заданное время. Нам нужен обработчик для инпута, который позволил бы управлять поведением всех AudioParam параметров наших директив. Для этого создадим специальный декоратор:


@Input('gain')
@audioParam('gain')
gainParam?: AudioParamInput;

Декоратор будет передавать обработку в специальную функцию:


export type AudioParamDecorator<K extends string> = (
   target: AudioNodeWithParams<K>,
   propertyKey: string,
) => void;

export function audioParam<K extends string>(
   param: K,
): AudioParamDecorator<K> {
   return (target, propertyKey) => {
       Object.defineProperty(target, propertyKey, {
           set(
               this: AudioNode & Record<K, AudioParam>,
               value: AudioParamInput,
           ) {
               processAudioParam(
                   this[param],
                   value,
                   this.context.currentTime,
               );
           },
       });
   };
}

Строгая типизация не позволит нам случайно повесить декоратор на несуществующий параметр. Что же представляет собой новый тип AudioParamInput? Кроме числа в него входит еще объект вида:


export type AudioParamAutomation = Readonly<{
   value: number;
   duration: number;
   mode: 'instant' | 'linear' | 'exponential';
}>;

Функция processAudioParam транслирует эти значения в команды нативного API. Ее содержимое скучное, так что я опишу только принцип работы. Если значение параметра 0 и мы хотим, чтобы оно линейно изменилось до 1 за секунду, — передадим такой объект: {value: 1, duration: 1, mode: ‘linear’}. Для сложных автоматизаций понадобится еще возможность передать массив таких объектов.


Мы будем передавать не число, а подобный объект с коротким duration, чтобы задать параметр. Это позволит избежать слышимых скачков при моментальном изменении. Однако создавать его каждый раз самим неудобно. Напишем пайп, который будет принимать на вход значение и длительность, и опционально режим:


@Pipe({
   name: 'waAudioParam',
})
export class WebAudioParamPipe implements PipeTransform {
   transform(
       value: number,
       duration: number,
       mode: AudioParamAutomationMode = 'exponential',
   ): AudioParamAutomation {
       return {
           value,
           duration,
           mode,
       };
   }
}

Кроме всего этого AudioParam можно автоматизировать подключением к нему осциллятора. Обычно используют частоты меньше 1, это называется LFO — Low Frequency Oscillator. Он создает плавающие эффекты в звуке. В примере ниже это придает протяжным аккордам движение — благодаря модуляции частоты срезающего фильтра. Для связи осциллятора и параметра годится все та же директива waOutput, которую мы уже создали. Нод возьмем благодаря exportAs директивы:


<ng-container waOscillatorNode frequency="0.2" autoplay>
   <ng-container waGainNode gain="3000">
       <ng-container [waOutput]="filter.frequency"></ng-container>
   </ng-container>
</ng-container>

<ng-container waOscillatorNode autoplay [frequency]="note">
   <ng-container
       #filter="AudioNode"
       waBiquadFilterNode
       type="bandpass"
       frequency="4000"
   >
       <ng-container waAudioDestinationNode></ng-container>
   </ng-container>
</ng-container>

Время ретровейва


Web Audio API подходит для самых разных целей: от обработки голоса в реальном времени для подкаста до проведения всевозможных вычислений, преобразований Фурье и прочего. С нашими директивами мы создадим небольшой музыкальный фрагмент:


https://stackblitz.com/edit/angular-web-audio


Начнем с простого — ровная ритм-секция. Для отсчета тактов создадим стрим и добавим его в DI:


export const TICK = new InjectionToken<Observable<number>>('Ticks', {
   factory: () => interval(250, animationFrameScheduler)
      .pipe(share()),
});

В такте у нас будет 4 доли. Затем создадим компонент beat и преобразуем этот стрим:


kick$ = this.tick$.pipe(map(tick => tick % 4 < 2));

Он будет выдавать true на каждый такт и false на каждую середину такта. Этот поток мы используем для запуска звуковых фрагментов:


<ng-container
   *ngIf="kick$ | async; else snare"
   waAudioBufferSourceNode
   autoplay
   buffer="kick.wav"
>
   <ng-container waAudioDestinationNode></ng-container>
</ng-container>
<ng-template #snare>
  <ng-container
     waAudioBufferSourceNode
     autoplay
     buffer="snare.wav"
  >
     <ng-container waAudioDestinationNode></ng-container>
  </ng-container>
</ng-template>

Теперь добавим мелодию. Мы запишем ноты в виде числового представления, где 69 — средняя нота ля. Функцию перевода ноты в частоту для осцилляторов можно найти хоть в Википедии. Выглядят ноты так:


const LEAD = [
   70, 70, 70, 70, 70, 70, 70, 68,
   68, 68, 68, 68, 75, 79, 80, 87,
   87, 87, 87, 87, 87, 87, 87, 87,
   87, 87, 87, 87, 84, 80, 79, 75,
   80, 80, 80, 80, 80, 80, 80, 80,
   80, 80, 80, 80, 79, 75, 72, 70,
   70, 70, 70, 70, 70, 70, 70, 68,
   72, 75, 79, 80, 80, 79, 79, 75,
];

Компонент будет выдавать нужную частоту для ноты на каждой доле такта:


notes$ = this.tick$.pipe(map(note => toFrequency(LEAD[note % 64])));

А вот в шаблоне развернется настоящий синтезатор. Но прежде напишем еще один пайп — для автоматизации громкости в виде ADSR-огибающей. ADSR означает attack, decay, sustain, release, и график громкости выглядит следующим образом:



Нам нужно, чтобы звук начинался и потом быстро угасал. Пайп будет довольно незамысловатым:


@Pipe({
   name: 'adsr',
})
export class AdsrPipe implements PipeTransform {
   transform(
       value: number,
       attack: number,
       decay: number,
       sustain: number,
       release: number,
   ): AudioParamInput {
       return [
           {
               value: 0,
               duration: 0,
               mode: 'instant',
           },
           {
               value,
               duration: attack,
               mode: 'linear',
           },
           {
               value: sustain,
               duration: decay,
               mode: 'linear',
           },
           {
               value: 0,
               duration: release,
               mode: 'linear',
           },
       ];
   }
}

Теперь применим этот пайп для создания мелодии на синтезаторе:


<ng-container *ngIf="notes$ | async as note">
  <ng-container 
    waOscillatorNode 
    detune="5" 
    autoplay 
    [frequency]="note"
  >
    <ng-container 
      waGainNode
      [gain]="0.1 | adsr : 0 : 0.1 : 0.02 : 0.5"
    >
      <ng-container waAudioDestinationNode></ng-container>
    </ng-container>
  </ng-container>
  <ng-container
    waOscillatorNode
    type="sawtooth"
    autoplay
    [frequency]="note"
  >
    <ng-container
      waGainNode
      [gain]="0.1 | adsr : 0 : 0.1 : 0.02 : 0.5"
    >
      <ng-container
        #feedback="AudioNode"
        waGainNode
        gain="0.7"
      >
        <ng-container waDelayNode delayTime="0.3">
          <ng-container [waOutput]="feedback"></ng-container>
        </ng-container>
        <ng-container waConvolverNode buffer="response.m4a">
          <ng-container waAudioDestinationNode></ng-container>
        </ng-container>
      </ng-container>
      <ng-container waAudioDestinationNode></ng-container>
    </ng-container>
  </ng-container>
</ng-container>

Что же здесь происходит? У нас есть два осциллятора. Первый — синусоида с ADSR-пайпом. Во втором же случае мы видим уже знакомый цикл для создания эха, только звук еще проходит через ConvolverNode. Это создает эффект акустики помещения на основе импульсной характеристики. О ConvolverNode и принципе его работы можно много и интересно говорить, но это тема для отдельной статьи. Остальные дорожки в примере работают аналогичным образом. Ноды соединяются друг с другом, изменения параметров автоматизируются через LFO или меняются плавно с использованием пайпа waAudioParam.


Заключение


Я рассказал лишь малую часть, упростив некоторые моменты. Мы выпустили полный перевод Web Audio API под декларативный подход Angular — со всеми нодами и возможностями в виде open-source-библиотеки @ng-web-apis/audio.


Если сравнивать чистый Web Audio API с canvas и созданием графики с помощью императивных команд, то данная библиотека — это SVG.

Это часть проекта Web APIs for Angular, цель которого — создание идиоматических легковесных оберток нативного API для удобного использования в Angular. Если вас интересует, например, Payment Request API или вы хотите поиграть в браузере на вашей MIDI-клавиатуре — приглашаем вас посмотреть все наши релизы.

Источник: https://habr.com/ru/company/tinkoff/blog/493622/


Интересные статьи

Интересные статьи

Привет, Хабр! Представляю вашему вниманию перевод статьи "Pythonで0からディシジョンツリーを作って理解する (1. 概要編)". 1.1 Что такое Decision Tree? 1.1.1 Пример Decision Tree Например, у нас...
С чего всё началось Начнём с постановки проблемы. Дано: один ноутбук. Новый ноутбук, геймерский. С RGB-подсветкой. Вот такой примерно ноутбук: Картинка взята с lenovo.com Есть ещё програ...
Всем привет! В данном руководстве хочу рассказать как подружить CUDA C/С++ и Rust. И в качестве примера напишем небольшую программу на Rust для вычисления скалярного произведения векторов, в...
Некоторое время назад мне довелось пройти больше десятка собеседований на позицию php-программиста (битрикс). К удивлению, требования в различных организациях отличаются совсем незначительно и...
Согласно многочисленным исследованиям поведения пользователей на сайте, порядка 25% посетителей покидают ресурс, если страница грузится более 4 секунд.