Пишем свою навигацию в Qt

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!

Всем привет. Я android разработчик с небольшим стажем. И сегодня я бы хотел поделиться опытом разработки учебного проекта на C++ и Qt с простой навигацией между экранами. Буду рад услышать критику или дополнения к моему решению и надеюсь, что оно сможет кому-то помочь и упростить жизнь.

Задача

Прежде чем начать, определимся с двумя терминами, чтобы в итоге не возникало путаницы.
Окно — самое обычное окно в windows или любой другой os.
Экран — какой-то контент, который может сменяться другим внутри окна.

У меня была идея проекта, что-то вроде упрощенной версии Trello, но для ее реализации нужно было определиться с тем, как будет осуществляться смена контента в окне. Какие вообще есть варианты? Мы можем создавать разные окна на каждую задачу, но такой вариант плохо сказывается на пользовательском опыте и не нравится мне.

Чтобы отказаться от главного окна, нужно написать навигатор, который будет уметь заменять экраны внутри QStackedWidget и предоставит различные сценарии переходов от одного экрана к другому. Также необходимо знать о предыдущих экранах для возможности вернуться к ним и как-то передавать данные.

На изображении ниже представлена схема приложения и переходы. Когда приложение запускается, мы видим заставку, потом выполняется замена экрана на стартовый или на главный. При этом вернуться с главного экрана на загрузку мы не можем.

В итоге, посмотрев на схему, мы можем составить небольшой список подзадач, которые хотим реализовать:

  1. Общий родитель у экранов для реализации взаимодействий.

  2. Фабрика экранов.

  3. Определение команд для навигации у экранов.

  4. Хранение стека экранов.

Общая модель экрана

Очевидный этап проработки навигатора — вынесение связанных с ним методов в отдельный класс BaseFragment. Это базовый экран, от которого мы унаследуем все остальные. Пока это просто абстракция, но мы к нему еще вернемся и допишем.

class BaseFragment: public QFrame {
    Q_OBJECT

signals:
    //тут мы потом определим сигналы для навигатора
 
public:
    BaseFragment();
    ~BaseFragment();

    //тут реализуем что-то из жизненного цикла
};

Далее реализуем несколько экранов опираясь на BaseFragment. Каждый из фрагментов является виджетом, который мы можем поместить в QStackedWidget и выбрать отображаемый.

class LoginFragment: public BaseFragment

class StartFragment: public BaseFragment

class RegistrationFragment : public BaseFragment

Фабрика фрагментов

После того, как мы сделали несколько фрагментов, нам нужно создать фабрику экранов, чтобы сделать навигацию независимой от конкретно этого проекта. Реализация навигации из проекта в проект не будет меняться, достаточно определить правило, по которому мы будем создавать экраны.

class BaseScreensFactory {
public:
    BaseScreensFactory();
    ~BaseScreensFactory();

    virtual BaseFragment* create(QString tag);
    virtual QString createStart();
};

Фабрика имеет всего два виртуальных метода:

  1. create(QString tag) — создает экран по его идентификатору (идентификатор мы указываем в конкретной реализации фабрики);

  2. createStart() — возвращает идентификатор стартового экрана.

Ниже реализация фабрики в моем проекте:

// screensfacrory.h заголовочный файл
namespace screens {
    static const QString SPLASH_TAG = "splash";
    static const QString START_TAG = "start";
    static const QString LOGIN_TAG = "login";
    static const QString REGISTRATION_TAG = "registration";
  	// и так далее.....
};

class ScreensFactory: public BaseScreensFactory {
public:
    ScreensFactory();
    ~ScreensFactory();

    BaseFragment* create(QString tag) override;
    QString createStart() override;
};

// screensfacrory.cpp исходники
BaseFragment* ScreensFactory::create(QString tag) {
    qDebug("ScreensFactory create");
    if (tag == SPLASH_TAG) {
        return new SplashFragment;
    } else if (tag == START_TAG) {
        return new StartFragment;
    } else if (tag == LOGIN_TAG) {
        return new LoginFragment;
    } else if (tag == REGISTRATION_TAG) {
       // и так далее.....
    }
}

QString ScreensFactory::createStart() {
    return SPLASH_TAG; // идентификатор стартового экрана.
}

Наконец сама навигация

Когда у нас есть модель экрана и фабрика, создающая эти экраны по названию, мы можем написать класс, который будет получать от текущего экрана название следующего и создавать его. Далее новый экран будет добавляться в QStackedWidget контейнер и показываться пользователю.

Нужные нам методы навигации:

  • navigateTo(tag) — переход к новому экрану с добавлением этого экрана в цепочку открытых живущих.

  • back() — переход к предыдущему экрану с в цепочке с удалением текущего из нее.

  • replace(tag) — замена текущего экрана в цепочке на новый.

  • newRootScreen(tag) — удаление текущей цепочки и создание нового экрана.

  • navigateToWhithData(tag, data) — то же самое, что и navigateTo(tag), только вместе с именем экрана передается ссылка на какой-то объект.

Например, когда мы открываем экран с регистрацией, находясь на экране приветствия, выполняется метод navigateTo(REGISTRATION_TAG), после регистрации нужно открыть главный экран, но запретить переход назад. Для этого выполняем newRootScreen(MAIN_TAG).

Чтобы навигатор понимал, что нужно текущему фрагменту, в класс BaseFragment нужно дописать сигналы для методов навигации, описанных выше.

class BaseFragment: public QFrame {
    Q_OBJECT

signals:
  	//дописанные сигналы
    void back();
    void navigateTo(QString tag);
    void newRootScreen(QString tag);
    void replace(QString tag);
    
    void navigateWhithData(QString tag, BaseModel* model);
 
public:
    BaseFragment();
    ~BaseFragment();

  	//дописанные методы для жизненного цикла
    virtual void onPause();
    virtual void onResume();
    virtual void setData(BaseModel* model);
};

Поскольку фрагменты не все время находятся на экране, мы можем ставить на паузу процессы, выполняющиеся в нем, вызывая onPause(), и возобновлять, вызывая onResume() из навигатора, который мы скоро напишем. И метод setData() мы вызываем при передаче данных в фрагмент.

После долгих подготовок переходим к написанию навигации. Навигатор будет получать QStackedWidget как контейнер для фрагментов и BaseScreensFactory для создания фрагментов.

navigator.h:

class Navigator: public QObject {
    Q_OBJECT
private:
    QStackedWidget *currentContainer;
    BaseScreensFactory *screensFactory;
    QLinkedList<BaseFragment*> stack;

    /**
     * @brief createAndConnect
     * @param tag тэг создаваемого фрагмента.
     *
     * Создание фрагмента по тегу и его
     * прикрепление к навигатору.
     *
     * @return фрагмент присоединенный к слотам навигатора.
     */
    BaseFragment* createAndConnect(QString tag);

    /**
     * @brief connectFragment
     * @param fragment фрагмент который переходит
     *        в активное состояние.
     *
     * Прикрепление текущего фрагмента
     * к слотам навигатора для быстрого
     * и удобного перехода между экранами.
     *
     */
    void connectFragment(BaseFragment *fragment);

    /**
     * @brief disconnectFragment
     * @param fragment
     *
     * Отключение сигналов от фрагмента.
     */
    void disconnectFragment(BaseFragment *fragment);
public:
    Navigator(
            QStackedWidget *container,
            BaseScreensFactory *screensFactory
    );
    ~Navigator();
    BaseFragment* getStartScreen();

public slots:
    /**
     * @brief navigateTo
     * @param tag имя следующего экрана.
     *
     * Переход к следующему экрану.
     */
    void navigateTo(QString tag);

    /**
     * @brief back
     *
     * Переход назад по цепочке.
     */
    void back();

    /**
     * @brief replace
     * @param tag имя экрана на который
     *        произойдет замена.
     *
     * Замена текущего экрана с сохранением
     * предыдущей цепочки.
     */
    void replace(QString tag);

    /**
     * @brief newRootScreen
     * @param tag имя экрана на который
     *        произойдет замена.
     *
     * Замена текущего экрана на новый и сброс
     * всей цепочки экранов.
     */
    void newRootScreen(QString tag);

    /**
     * @brief navigateWhithData
     * @param model
     *
     * Тот же navigateTo но с данными.
     */
    void navigateWhithData(QString tag, BaseModel* model);
};

Во время смены экранов происходит немного магии с их заменой. При создании фрагмента его сигналы нужно прикрепить к слотам навигатора. При смене фрагмента текущий нужно открепить от слотов и прикрепить новый. connectFragment присоединяет все слоты к сигналам, после этого навигатор управляется этим фрагментом. disconnectFragment открепляет все сигналы. createAndConnect создает фрагмент по его имени через фабрику и сразу прикрепляет его к навигатору. getStartScreen создает стартовый экран по имени, указанному в фабрике, и прикрепляет его к навигатору.

BaseFragment* Navigator::getStartScreen() {
    return createAndConnect(this->screensFactory->createStart());
}

void Navigator::connectFragment(BaseFragment *fragment) {
    connect(fragment, &BaseFragment::back, this, &Navigator::back);
    connect(fragment, &BaseFragment::replace, this, &Navigator::replace);
    connect(fragment, &BaseFragment::navigateTo, this, &Navigator::navigateTo);
    connect(fragment, &BaseFragment::newRootScreen, this, &Navigator::newRootScreen);
    connect(fragment, &BaseFragment::navigateWhithData, this, &Navigator::navigateWhithData);
}

void Navigator::disconnectFragment(BaseFragment *fragment) {
    disconnect(fragment, &BaseFragment::back, this, &Navigator::back);
    disconnect(fragment, &BaseFragment::replace, this, &Navigator::replace);
    disconnect(fragment, &BaseFragment::navigateTo, this, &Navigator::navigateTo);
    disconnect(fragment, &BaseFragment::newRootScreen, this, &Navigator::newRootScreen);
    disconnect(fragment, &BaseFragment::navigateWhithData, this, &Navigator::navigateWhithData);
}

BaseFragment* Navigator::createAndConnect(QString tag) {
    BaseFragment *fragment = this->screensFactory->create(tag);
    connectFragment(fragment);
    return fragment;
}

В конструкторе сохраняем ссылки на контейнер и фабрику, создаем стартовый фрагмент и кладем его в контейнер.

Navigator::Navigator(
        QStackedWidget *container,
        BaseScreensFactory *screensFactory
) {
    this->screensFactory = screensFactory;
    this->currentContainer = container;
    BaseFragment* startFragment = getStartScreen();
    this->stack.append(startFragment);

    currentContainer->addWidget(stack.last());
    currentContainer->setCurrentIndex(0);
}

Остается только прописать каждый слот. В слотах нет ничего сложного: чтобы не плодить плашки с кодом я приведу только реализацию navigateTo. В нем мы создаем новый фрагмент по идентификатору, затем тормозим текущий фрагмент и открепляем от навигатора. Далее прикрепляем новый фрагмент и добавляем его в контейнер.

void Navigator::navigateTo(QString tag) {
    BaseFragment *newFragment = this->screensFactory->create(tag);
    stack.last()->onPause();
    disconnectFragment(stack.last());
    connectFragment(newFragment);
    stack.append(newFragment);
    currentContainer->addWidget(newFragment);
    currentContainer->setCurrentWidget(newFragment);
}

Когда навигатор написан, можно создать его экземпляр и передать в него ссылки на контейнер и фабрику. Это все, что нужно написать в главном окне. Все остальные изменения будут касаться только фабрики фрагментов и самих фрагментов.

MainWindow::MainWindow(QWidget *parent)
    : QMainWindow(parent)
{   
    try {
        container = new QStackedWidget;

        this->factory = new ScreensFactory;
        this->navigator = new Navigator(
                    this->container,
                    this->factory
        );

        this->setCentralWidget(container);
    } catch (std::exception& e) {
        qDebug("%s", e.what());
    }
}

Взгляд со стороны

Сейчас мы посмотрели на большое количество кусочков кода, сперва может показаться, что они мало чем связаны. После долгих попыток разобраться это ощущение не пропадает, и это на самом деле хорошо. В итоге мы получили возможность разрабатывать различные экраны приложения абсолютно независимо от остальных частей. Мы пишем реализацию BaseFragment и добавляем ее в фабрику.

Мне мое решение очень помогло в реализации проекта. Я смог ускорить разработку и разделить код.

Всем дочитавшим спасибо, надеюсь кому-то это поможет.

Вот ссылка GitHub проекта

Источник: https://habr.com/ru/post/550440/


Интересные статьи

Интересные статьи

Кто бы что ни говорил, но я считаю, что изобретение велосипедов — штука полезная. Использование готовых библиотек и фреймворков, конечно, хорошо, но порой стоит их отложить и создать ...
Сегодня я поделюсь с вами пошаговым руководством как написать свой babel плагин. Вы сможете использовать эти знания для автоматизации правок, рефакторинга или кодогенерации. Читать да...
Те, кто собираются открывать интернет-магазин, предварительно начитавшись в интернете о важности уникального контента, о фильтрах, накладываемых поисковиками за копирование материалов с других ресурсо...
Вам приходилось сталкиваться с ситуацией, когда сайт или портал Битрикс24 недоступен, потому что на диске неожиданно закончилось место? Да, последний бэкап съел все место на диске в самый неподходящий...
Всё началось с приобретения автором на вторичном рынке интересного устройства — Smart Response XE (краткое описание). Предназначено оно для школ: каждый ученик в классе получает по девайсу, п...