Почему Axure могла нагнуть Sketch и Figma, но не нагнула

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.


Эта статья не является историческим справочником с датами, вехами развития и секретными инсайтами, а лишь мой взгляд в историю развития продуктов и размышление о том почему Axure, имея всё то, за что мы так любим Скетч и Фигму, ещё задолго до появления оных, теперь ютится на задворках, но занимает особое место в сердцах хардкорных проектировщиков.


А ещё: Это не сравнение кто круче и не попытка засрать ваш любимый инструмент работы, каким бы он ни был.

Моё знакомство с Акшурой (здесь и далее я буду писать это название именно так) началось, нет, не с первых версий, как это часто бывает в подобных статьях, а с версии 6 или 7. Но те кто знает с какой периодичностью Акшура выпускает новые мажорные версии, понимает, что это было довольно давно.

Впервые открыв Акшуру я сразу понял, что это комбайн. Реальный. Огромный комбайн с кучей всяких функций. Но начав изучать её я понял, что все основные функции легко доступны и логика расположения панелей очень напоминает, как ни странно, Фотошоп. Это было приятно, ведь тогда Фотошоп ещё использовали для рисования сайтов и прочих интерфейсов. Да, было такое время. Вам, поколению (я даже не знаю какую букву латинского алфавита сейчас надо подставить), этого не понять. Такое знакомое расположение панелей, думаю они выбрали не случайно.

Давайте пробежимся по функциям, которые уже были в версии 7 и, которые широкое распространение получили только с приходом Скетча и Фигмы.

  • Компоненты. Да-да, те самые Символы (у Скетч) и Компоненты (у Фигмы), уже давно были и есть в Акшур. Только называются они Мастера. Принцип и логика работы мастеров абсолютна такая же, как у современных аналогов.

  • Стили. Предзаданные стили, которые можно быстро применять к любому тексту или объекту.
  • Библиотеки. Есть и были особые файлы в которых дизайнеры собирали свои компоненты и эти файлы можно было легко пристегнуть к вашему проекту и использовать не стандартные календарики и кнопочки, а специально подготовленные. Есть даже, библиотеки повторяющие стиль Бутстрапа.
  • Кликабельные прототипы. То что в Скетче появилось не так давно, а в Фигме чуть раньше с самого начала было в Акшуре. Это, по сути, была та самая киллер-фича Акшуры, которая делала её не альтернативой Фотошопу для задротов, а самостоятельным продуктом с довольно революционным подходом.
  • Выгрузка в облако. Не ручаюсь именно за версию 7 (тогда у меня была не совсем платная версия и юзать все фишки я не мог), но у 8-ки уже точно было. Не в пример лучше и стабильней того, что сейчас выкатывает Скетч.
  • Шаринг макета и комментирование. Примерно такое же, как сейчас в Фигме, только несколькими годами ранее.

  • Версионирование. Скетч для этого использует сторонний и платный Abstract. В Фигме это и не требуется судя по всему.




Что есть в Акшуре и нет в Фигме / Скетче


  • Адаптивность макетов. В Акшуре можно задать точки разрыва при которых макет будет перестраиваться у юзера на устройстве. В Фигма есть только несколько плагинов, которые просто будут эмитировать адаптивность в процессе дизайна, а не у юзера.
  • Вставка кода. Акшура сразу имела визуальный интерфейс программирования прототипа, который позволяет запрограммировать любой кусок прототипа и менять его состояния в зависимости от действий пользователя. А уж если вы знаете JavaScript, то вы можете сотворить просто что угодно в прототипе. Можете даже собрать работающий сайт. Фигма только сейчас робкими шагами идёт к интеграции кода в свой интерфейс. Естественно, в своём понимании как это должно работать и уже не JavaScript, а React, но идея встретить визуальный редактор и код далеко не нова.
  • Инструменты создания схем. Полезно для любителей создать CJM или просто структуру страниц/экранов интерфейса и логику разных сценариев. Сейчас чаще всего для этого принято использовать, например Miro или божественный Overflow, но в Акшуе это было из покон веков без необходимости прыгать в другие инструменты.


Когда я перешёл от дизайна исключительно к проектированию (сейчас уже не так), дизайнеры, которые уже начинали щупать Скетч, никак не могли понять зачем мне этот комбайн и продолжали убеждать, что Скетч лучше. Но чётко объяснить чем конкретно он лучше не мог никто. По функциям Скетч проигрывал под чистую. Преимущество Скетча было на уровне ощущений. Он был действительно, более дружелюбен и нов. В этом, как мне кажется, и кроется проблема Акшуры — она кажется сложной. Слишком много всего она умеет. Многое из этого не нужно (например, генерация документации на основе структуры прототипа) даже тем кто в ней работает каждый день. Если бы я проводил А/Б тест на привлекательность интерфейса Акшуры и Скетча результат был бы 0 против 100 не в пользу Акшуры. Но на самом деле, сравнивать Скетч и Акшуру бессмысленно. Один инструмент про создание красивого интерфейса, а другой про динамический прототип.

Самое смешное, что даже сам процесс создания и редактирования шейпов в Акшуре гораздо ближе к современным принципам «рисования» в Скетч / Фигма чем в Фотошопе тех лет. Т. е. по факту в Акшуре можно нарисовать финальный дизайн ничем не хуже чем в Фигма. Единственная проблема будет с тенями (в Акшур они не очень) и эффектами наложения слоёв (которых в Акшуре просто нет), но честно говоря наложением слоёв, лично я, и не пользовался никогда.

Адобе, создав вполне не плохой, на мой взгляд, XD всё же смогли если не запрыгнуть, то хотя бы зацепиться кончиками пальцев за уходящий поезд и сейчас трепыхаются по шпалам, но держатся. А вот Акшур запрыгнуть не успели и фактически бегут за поездом в гордом одиночестве и на них с поезда изредка и с грустью в глазах поглядывают проектировщики, которые уже давно взяли волю в кулак всё более невозмутимо открывают Фигму.

На мой взгляд Акшур в какой-то момент пережила экзистенциальный кризис, отголоски которого испытывает до сих пор. С одной стороны стремясь быть похожей на героев нового времени, с другой придерживаться своих концепций и оставаться комбайном для всего и сразу. И, кажется, разработчики выбрали первый путь и стараются держать руку на пульсе, понимая, что мир изменился. Об этом говорит хотя бы то что Акшура теперь поддерживает приём файлов и Скетча, и Фигмы и даже XD (и ни один из них не поддерживает файлы Акшуры). Правда, я не знаю никого, кто будучи в здравом уме захотел бы перейти из Фигмы в Акшур.

Этот пост для меня, как некая дань уважения к Акшуре и ностальгия по работе в ней. А также взгляд в будущее с робкой надеждой на реннесанс Акшур в массовом дизайнерском сознании. Ведь она сейчас стремительно меняется и, по сути, уже не хуже Скетча и точно лучше (оценочное суждение) XD. В новой версии появился CSS код для разрабов и даже настройка анимации для дизайнеров. Да, что я вам рассказываю. Просто проверьте сами.
Источник: https://habr.com/ru/post/501662/


Интересные статьи

Интересные статьи

В обновлении «Сидней» Битрикс выпустил новый продукт в составе Битрикс24: магазины. Теперь в любом портале можно создать не только лендинг или многостраничный сайт, но даже интернет-магазин. С корзино...
Всем привет! Я бэкэнд-разработчик, пишу микросервисы на Java + Spring. Работаю в одной из команд разработки внутренних продуктов в компании Тинькофф. У нас в команде часто встает вопрос оптими...
Как-то у нас исторически сложилось, что Менеджеры сидят в Битрикс КП, а Разработчики в Jira. Менеджеры привыкли ставить и решать задачи через КП, Разработчики — через Джиру.
Изображение: Unsplash Участники биржевых торгов во все времена стремились обогнать конкурентов, чтобы заключить самую выгодную сделку быстрее всех. Сегодня мы поговорим о том, какие методы...
Я работаю с Реактом на протяжении почти 3 лет, использовал как Redux так и MobX и у меня к текущему моменту возник вопрос. Почему абсолютное большинство front-end разработчиков продолжают свято в...