Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
С чего всё началось?
Уроки английской грамматики застали меня ещё в обычной советской школе, где пионеров учили, что London is the capital of Great Britain, что в первом лице будущего времени следует использовать “shall”, а в остальных лицах используется модальный глагол “will”.
Много позже практика общения сделала для меня очевидным, что советские учебники устарели; “will” используется повсеместно невзирая на лица, а рудимент глагола “shall” способен всего лишь выразить нотку нетерпения в вопросах типа: “Shall we play a game tonight?”
Стоило мне окончательно заменить свой школьный шаблон употребления модальных глаголов “shall” и “will” на клише, отлитое из десятилетий собственной практики, как дивный голос сэра МакКеллена одной-единственной фразой разрушил устоявшийся было стереотип.
В одном из ярких эпизодов кинотрилогии “Властелин колец” волшебник Гэндальф, защищая мост над бездной Мории от демонического существа Балрога и полчищ орков, бьёт посохом оземь и произносит твёрдо и чётко:
You shall not pass!
Это грозное заклинание Гэндальфа разрушило не только каменный мост Казад-дум, но и моё представление о невозможности использования во втором лице модального глагола “shall”.
“Как так?” - крутилось в моей голове, - “В чём тут дело? Архаизм? Привычка британцев говорить, не соблюдая собственные грамматические правила?”
С этого и началось моё мини - расследование.
Ошибка, сэр!
Обратившись к английскому первоисточнику, мне без труда удалось обнаружить, что профессор Толкин в главе про мост Казад-дум использовал другую, хотя и близкую по смыслу фразу, вложив её в уста мудрого мага аж четырежды:
You cannot pass!
Сэр Питер Джексон в своей экранизации рассматриваемого эпизода романа “Братства кольца” урезал количество этих фраз волшебника ровно в два раза. Гэндальф, стоя на мосту и обращаясь к Балрогу, произносит “You cannot pass”, а затем, уже успешно отразив атаку, эффектно изрекает магическое заклинание “You shall not pass”, которого, повторюсь, не было в авторском оригинале.
Сам сэр Иэн Мюррей МакКеллен в шоу Грэма Нортона в 2019 году признался, что фраза, которая стала его визитной карточкой, на самом деле - результат удачной сценической ошибки:
Заклинание
Сила фразы Гэндальфа и её прямо-таки магическое воздействие на широкую публику и узкий каменный мост заключается, по моему мнению, в трансцендентной окраске грамматической конструкции “You shall not”. Замена модальных глаголов “will” или “can” на “shall” в отрицаниях придаёт фразам метасмыслы заклинания, завета, табуированного запрета.
Возьмём для примера библию. Действительно, основа христианской морали - десять заповедей, начертанных перстом Божьим на скрижалях завета, используют всё ту же грамматическую форму “You shall not…”, то есть смысл заповедей передаёт модальный глагол “shall” в отрицании во втором лице.
Английский юмор
Англичане не были бы англичанами, если бы не обыграли взаимообмен “shall” и “will”.
Тонущий в Темзе шотландец, не уяснивший себе тонкостей употребления модальных глаголов в лицах, вместо мольбы о помощи:
I shall die, no one will save me!
выкрикивает фразу самоубийцы, заклиная ни в коем случае не спасать его:
I will die, no one shall save me!
Таким образом, замена одного модального глагола на другой не является грамматической ошибкой, а передаёт нюансы смысла через грамматику, тогда как в русском языке для передачи смыслового посыла используются другие приёмы.
Тонкости грамматики
Для непосвященного в тонкости английской грамматики подобные примеры амфиболии способны исказить суть, либо, наоборот, раскрыть богатство оттенков смыслов для грамотного собеседника.
А вам встречались английские грамматические конструкции, которые были бы удивительны либо непонятны? Оставляйте их в комментариях, и мы обязательно разберём такие конструкции в следующих статьях.