Если вы зайдете на сайт Killed By Google, то увидите длинный список из 259 сервисов, которые компания Google уже закрыла, и еще несколько, которые будут (или были) закрыты в этом или следующем году. В их числе: G-Suite (устаревшая бесплатная версия), приложения Google Chrome, Google OnHub, YouTube Originals и Google Currents. Единственный из этих сервисов, который может быть кому-то интересен, — YouTube Originals. А о Google OnHub и Google Currents вы, возможно, даже не слышали.
Примечание переводчика:
Прямо сейчас на кладбище Google роют еще одну могилу — в этот раз для Google Stadia. Компания решила закрыть облачный сервис, о чем сообщила 29 сентября на своем сайте. Stadia будет работать до 18 января 2023 года. Причина — низкая популярность сервиса. Google попросту не удалось привлечь в Stadia большую аудиторию.
До 2019 года YouTube Originals был эксклюзивной функцией для премиум-подписчиков, но со временем YouTube открыл доступ к сервису для всех пользователей. Возможно, YouTube Originals «съедает» слишком много денег и не оправдывает затрат, из-за чего Google решила закрыть его в декабре этого года.
Что касается приложений для Google Chrome, не волнуйтесь. Несмотря на то, что с марта 2020 года Google не принимает в сервис новые приложения, сам интернет-магазин Chrome, как и расширения, продолжит работать.
Несмотря на мой скромный опыт использования этих приложений, я не буду по ним скучать. Первым приложением Chrome, которое я установил, был Spotify. На мой взгляд, по качеству звука оно заметно уступало как мобильному, так и десктопному приложению и даже сайту. Мой опыт со Spotify и уже имеющимися расширениями из интернет-магазина отбили у меня желание пользоваться приложениями Chrome. Расширения закроют практически все ваши потребности, а если вам понадобится приложение, вы всегда сможете скачать его отдельно.
За всю историю своего развития Google убила огромное количество продуктов — корпорация может позволить себе экспериментировать с самыми разными сервисами, ожидаемо, что многие из них просто не выстрелят. Вот несколько из решений Google, закрытие которых вызвало немало споров.
YouTube Messages
YouTube запустил YouTube Messages в 2017 году. Это был сервис личных сообщений, который позволял пользователям общаться тет-а-тет или группами, а не в комментариях к видео. Основная функция сервиса заключалась в том, чтобы дать людям возможность делиться видео напрямую, без посредников.
У TechCrunch есть несколько теорий о том, почему сервис решили закрыть. Возможно, Google решил отказаться от YouTube Messages, потому что сервисом слишком мало пользовались. Ведь у Google уже был набор приложений для обмена сообщениями, так что острой необходимости в еще одном мессенджере просто не было.
Однако была еще одна, не менее важная причина закрытия сервиса обмена сообщениями. Как оказалось, юные пользователи просто обожали эту функцию. Под юными пользователями я имею в виду детей. Судя по всему, они использовали этот сервис, чтобы просматривать недоступные для детей видео. Пользователи могли поделиться с ними ссылкой на «запрещенный» ролик через YouTube Messages, и вуаля — контент открыт. Скорее всего, это было еще одним спорным моментом, который YouTube хотел поскорее забыть.
Пока YouTube разбирался с YouTube Messages, компания решала еще один важный момент, связанный с детьми: комментарии. Одно время пользователи могли комментировать видео для детей, из-за чего детский контент стал приманкой для разного рода «стервятников», и миллионы роликов были буквально скомпрометированы. Чтобы избежать проблем, компания решила отключить комментарии почти ко всем видео для детей. Так что пользователи с разного рода «недобрыми намерениями» тоже могли стать причиной закрытия YouTube Messages.
Помощь сообщества
А это еще одна фича — ее YouTube официально закрыл 28 сентября 2020 года. Функция «Помощь сообщества» позволяла любому пользователю Интернета добавлять субтитры и переводы к любому видео на YouTube. С критикой этого шага выступили не только слабослышащие ютуберы, но и простые пользователи.
Пользователь YouTube и создатель контента Рикки Пойнтер на своем канале заявила, что субтитры, созданные сообществом, были «инструментом доступности, который позволял глухим и слабослышащим людям смотреть видео, а создателям роликов не тратить деньги на создание субтитров».
Многие контент-мейкеры также отмечали, что благодаря поддержке сообщества и созданным другими пользователями переводам они могут охватить еще более широкую аудиторию.
В связи с реакцией слабослышащих пользователей YouTube решил «предоставить авторам, которые использовали функцию «Помощь сообщества» хотя бы в трех видео за последние 60 дней, бесплатную полугодовую подписку на сервис субтитров Amara». Однако даже без этого жеста доброй воли YouTube на платформе все еще есть возможность автоматически генерировать субтитры или добавлять их вручную.
YouTube утверждал, что этой функцией пользовались недостаточно активно, но, по мнению пользователей, виновата в этом сама платформа. Возможно, если бы YouTube нормально рекламировал эту возможность, ей бы пользовались намного больше людей. Пожалуй, отключение этой функции было одним из самых спорных решений YouTube, если, конечно, не считать решения скрыть количество дизлайков.
Как я уже сказал выше, есть еще 262 других сервиса, которые Google уничтожила, и о большинстве из них многие никогда не слышали.
Великие эксперименты Google
Google — одна из немногих компаний на Земле, которая может позволить себе инвестировать в создание провальных продуктов. Несмотря на то, что такие компании, как Apple и Amazon, тоже вкладывают немалые средства во множество различных проектов, они, как правило, придерживаются принципов перфекционизма и не выпускают продукты до тех пор, пока не доведут их до совершенства. Особенно Apple. Именно благодаря перфекционистской бизнес-модели кладбище Apple ничтожно по сравнению с кладбищем Google.
В конечном счете, Google — это бизнес, ориентированный на прибыль. Если продукт не приносит прибыли, скорее всего, компания быстро распрощается с ним.
Как говорилось в анализе Android Central, посвященном кладбищу Google, Google — одна из крупнейших компаний, и число ее сотрудников слишком велико, чтобы ими могла управлять всего одна команда. По этой причине штат разбит на множество мелких, управляемых команд, у каждой из которых есть своя специализация. Кроме того, этим командам довольно непросто эффективно взаимодействовать друг с другом, поэтому отдельные команды экспериментируют с различными идеями приложений. Такие приложения, как Google+ и Inbox, — это лишь немногие из таких экспериментов, которые в конечном итоге провалились.
Однако это не означает, что эксперименты Google — один сплошной провал. Многие сервисы компании смогли набрать аудиторию и стать популярными, например, Google Fi (бывший Project Fi) и Google Assistant. Без экспериментов не будет и инноваций.
Как и возможности конкурировать. В случае с Google — c теми же Apple и Microsoft. Есть немало примеров того, как Google отстает от других игроков из-за собственной нерасторопности. Взять тот же Google Pay, который пострадал из-за присутствия Apple и Amazon в этой сфере.
Похоже, что масштаб кладбища проектов не помог Google научиться правильно прогнозировать успех того или иного продукта. В течение следующих двух лет в список Killed by Google попадут еще пяток другой сервисов, и это будут далеко не последние «жертвы» корпорации.