Почему мы ввели онлайн развлечения для удаленщиков в пандемию, хотя раньше были против

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!

Предновогоднее время отлично подходит для подведения итогов. В этом году под конец декабря хотим рассказать о некоторых преобразованиях, на которые нас толкнул “суровый 2020”

Технически для нашей работы ничего не поменялось - мы и так годами работали на удаленке. Но оказалось, что мы можем и должны компенсировать изменения в жизни максилектовцев, не связанные с рабочим процессом. Сегодня расскажем, как и почему у нас появились неформальные онлайн-мероприятия, хотя еще год назад подобные активности мы не развивали.

Удаленный формат работы закладывался у нас еще на этапе основания компании (когда-то наш основатель уже писал об этом). Но мы видели, что удаленка заходит не всем. С самого начала мы искали людей, которые смогут работать эффективно на удаленке, подходят по складу характера - людей, которые впишутся в наш коллектив и кому будет комфортно работать в наших условиях. Это не значит, что вопрос вовлечения специалистов для нас не стоит. Но стоит он по-другому, не так, как для среднестатистической компании, отправившейся на удаленку только в марте 2020 года.

Разница в том, что “наши” люди в условиях удаленной занятости жестко соблюдают баланс работы и личной жизни, самостоятельно выбирая, чем заниматься в личное время.

Поэтому мы всегда считали себя не в праве ограничить свободные часы максилектовцев. Все время, которое человек может “выгадать” от удаленного формата (в том числе, от сокращения дороги до рабочего места), он должен получить в собственное распоряжение.

Как и у любой компании, у нас были ритуалы, упрощающие онбординг, передачу знаний и коммуникации в коллективе. Мы проводили много онлайн встреч, использовали камеры, чтобы видеть лица друг друга и подключать эмпатию, генерировали разные сопутствующие активности, вроде сбора фотографий к постам в социальных сетях. Но принципиально ни работой, ни другими активностями не захватывали личное время. Его максилектовцы привыкли распределять между семьей, друзьями и увлечениями. Эту практику нарушали разве что ежегодный очный корпоратив и HR программы для совместного посещения конференций (только по желанию самого специалиста).

Пандемия не поменяла внутренние рабочие процессы, но изменила обстановку вокруг. Наша команда рассредоточена по разным городам, и в каждом из них масштабы локдауна отличались, но в целом доступ к привычным методам “разгрузки” после работы оказался ограничен. Кто любил путешествовать, вынужден был засесть дома. Кто предпочитал заниматься спортом в зале, ограничивался бегом чуть ли не под покровом ночи. А кто любил попробовать в пятницу вечером еду из нового ресторана, вынужден был временно вообще отказаться от этой активности.

И нам пришлось на это отреагировать.

Почему мы должны были реагировать?

В найме мы всегда отдаем предпочтение “результатникам” - тем, кто привык работать для достижения определенных целей и кто при этом обладает необходимой долей самостоятельности. К сожалению, на фоне “процессников” “результатники” довольно быстро выгорают, если их возможности ограничены. Чтобы замечать признаки выгорания на ранней стадии, мы с самого начала выстраивали сбор обратной связи - созвоны один на один, опросы и т.п. И после пары недель пандемии заметили, что ребятам не хватает “внепроектных” активностей.

Все по-разному отнеслись к новой реальности. Но наиболее яркий негатив в коллективе вызывало то, что пришлось отказаться от привычных ритуалов отдыха и переключений от работы.

Мы поняли, что нужно что-то менять! И начали действовать сразу по нескольким направлениям.

Обучение - 30% 

Мы запустили платформу для получения новых знаний и отработки практических навыков по разнообразным направлениям - от коммуникаций и эмоционального интеллекта, до тайм-менеджмента и переговорных навыков. Наняли внешних коучей.

Возможность обучения в онлайне заинтересовала примерно треть коллектива (30%). Тему и время для пилотного тренинга выбрали общим голосованием.

По итогам провели опрос о том, как стоит поменять формат в будущем. Остановились на 2-3 часовых мероприятиях не чаще одного раза в два месяца. В мероприятие такой длительности не так просто уместить много практики (а именно недостаток практики был главным замечанием к пилотному тренингу), но мы еще будем отрабатывать этот формат. В первую очередь определим требования к коучам и темам.

Квизы - 20%

Пиво по скайпу и прочие способы неформального общения, которые люди начали искать для себя в изоляции, - это все хорошо. Но мы поняли, что людям “нашего круга” нужна цель. По окончании рабочего дня далеко не каждый способен в качестве такой цели воспринять турнир по шахматам или лекцию по физике. Так что для совместного отдыха с коллегами мы выбрали легкий и непринужденный формат онлайн квизов. Заявляясь как команда “Номады 21 века”, мы можем немного лучше узнать друг друга и даже посоревноваться с другими. Это сплачивает.

Провели пилотную игру - заняли 97 место из примерно 120 команд. Не феерический результат, но всем участникам понравилось. К сожалению, в пилотный день удалось собрать совсем небольшую команду - всего 4 человека, хотя изначально заявлялось в два раза больше. Скорее всего неудачно выбрали день и время, а у многих семьи, с которыми уже были другие планы. Мы сделали выводы - в будущем будем планировать такие вещи не чаще одного раза в пару месяцев и анонсировать дату игры не менее чем за месяц.

Квиз заказывали здесь. Эта компания - не монополист, но использовали их ресурс и остались довольны. 

Онлайн-игры - 17%

Еще одна цель для совместного времяпровождения - онлайн-игры. По пятницам вечером мы начали гонять зомби в “7 Days to Die”

Игру выбирали не случайным образом. Во-первых, старались избегать жестких требований к аппаратным ресурсам. Во-вторых, эта игра подошла нам логикой. “7 Days to Die” - командная. Общий результат зависит от того, как сработает каждый игрок. В то же время, это игра-песочница, где участники не ограничены в действиях жесткой логикой. Так что команда должна проникнуться духом единства - распределить задачи, добывать ресурсы и прокачивать навыки, чтобы успешно отразить атаку зомби. Получаем полноценный тимбилдинг. А как показала практика, еще и онбординг для только что присоединившихся к команде. Плюс ко всему это способ слить негатив, если он накопился за рабочую неделю, поскольку убийства зомби вполне реалистичны.

Как ни странно, вечер пятницы для игр оказался удобнее всего. Его выбрали голосованием. “7 Days to Die” - не та игра, в которую можно побегать 15 минут. Мы несколько сократили игровой процесс - на нашем сервере до нашествия зомби проходит только 5 дней, при этом 1 день длится не час, а 40 минут. Но даже при таких сокращениях на сессию игры требуется несколько часов. Поэтому главным ограничением тут выступали вечерние созвоны на проектах в другие дни недели, которые у всех заканчиваются в разное время. Если ждать, пока все освободятся, то закончат игроки уже далеко заполночь. Это тяжело реализовать накануне следующего рабочего дня. А после игры в пятницу можно спокойно отоспаться.

Традиция можно сказать прижилась - игра проходит каждую пятницу. Постоянно играет около 5-7 человек (около 15%).

Скорее всего мы на этой игре не остановимся - будем пробовать и другие. 

Тайный Санта - 94%

В удаленной работе очень не хватает возможности случайно заметить “у кулера” личные качества и увлечения коллег. 

Тайный Санта - активность, которая приоткрывает завесу тайны над этой стороной их жизни, дает повод для общения. Эта идея зашла удивительно хорошо. Участие в Тайном Санте у нас добровольное. Но инициативу проявил почти весь коллектив - 94%.

Для выбора дарителей и одаряемых мы использовали генератор https://www.drawnames.com/. Он разгрузил и вовлек в процесс HR. Им не пришлось отказываться от участия, чтобы вручную составлять таблички, кто и кому посылает подарок. Настроили все честно - даже организатор группы не видит внутреннюю механику. При этом мы открыли вишлисты для всех участников группы - это немного раскрывает личность каждого. В рабочем проекте ты вряд ли узнаешь, что твой коллега любит забавные носки или как раз сейчас закупает оборудование для самогоноварения.

По-началу у коллег было много вопросов и по самому сервису, и особенно по доставке. Где-то для отправки нужно было отчество, где-то требовалось взаимодействие с таможней. Но в итоге все смогли решить. Как раз сегодня у нас крайний срок обмена подарками. Почти все их получили чуть раньше.

Инициативу на следующий новый год мы точно сохраним, тем более группа на сервисе не удаляется. А вот тиражировать идею на прочие праздники скорее всего не будем. Все-таки подарки коллегам требуют затрат. Может появиться ощущение, что все время надо на что-то сдавать. Будет как в известном фильме:

Онлайн корпоратив

Онлайн-корпоратив - это всегда “немного не то”. Но выбирать нам не приходится. Мы планировали провести очный корпоратив в первой половине 2020 года, потом по понятным причинам перенесли его на осень, а теперь отодвинули на неопределенный срок. Но ожидание возможности провести очную встречу не мешает лишний раз встретиться в онлайне.

Мы изучили опыт проведения корпоративов в крупных ИТ-компаниях - с шумихой и в масштабе, и поняли, что нам бы это не зашло. Имея удачный опыт квиза, мы наняли организатора для проведения более “камерной” детективной игры. Чтобы обеспечить фуршет, мы предложили каждому участнику заказать в своем городе еды с доставкой на определенную сумму (ее компенсирует компания).

По онлайн-корпоративу мы пока не готовы отчитаться о результатах - еще не успели собрать и проанализировать мнение коллектива. По результатам мероприятия нам смонтируют видеоролик - мы опубликуем его в соцсетях вместе с более развернутым описанием инициативы.

Как мы это внедряли

Важно не только то, что именно внедрять, но и как внедрять. Мы не старались устроить революцию, а вводили все постепенно, готовили коллектив к нововведениям через опросы и обсуждения. В итоге активностей не так много, зато “неудачной” можно назвать только одну. 

Отсутствие посещений конференций мы хотели компенсировать удаленными докладами. Но эта практика у нас не “взлетела”. Чтобы конференция была востребованной, ей необходим качественный контент. А для этого нам нужно либо внутри иметь очередь из желающих выступить (а с нашей политикой невмешательства в личную жизнь сотрудников без отрыва от производства это сделать сложно), либо приглашать внешних спикеров. Мы переосмыслили ситуацию и поняли, что для нас трудозатраты не дадут желаемого эффекта - мы не сможем конкурировать с известными конференциями, которые постепенно перебираются в онлайн-формат.

Никакие активности мы не стали делать обязательными - у нас нет KPI по доле привлеченных или обязательного “порога явки”, чтобы инициатива продолжила свое существование. Все только по собственному желанию. А свою задачу мы видим в том, чтобы предоставить саму возможность, чтобы в условиях пандемии каждый мог выбрать себе те активности, которые ему интересны и помогают расслабиться после работы.

По итогам каждого пилота мы проводим опрос - спрашиваем об общем впечатлении и готовности снова поучаствовать в чем-то аналогичном. Оставляем только те идеи, о которых хорошо отзываются сами максилектовцы.

Для новых людей все эти инициативы становятся неотъемлемой частью нашего рабочего процесса. Но прежде мы стараемся закрыть базовые потребности - обустроить рабочее место, создать рабочую среду и т.п. Да и в целом продолжаем акцентировать внимание на задачах и интересном технологическом стеке, а не на играх и квизах. Что бы мы там не придумывали для разрядки атмосферы, а работа должна быть в центре!

И, конечно, пока действуют ограничения, мы продолжаем искать пути для совершенствования. Сейчас, например, думаем над темой онлайн-спорта. По итогам массовой удаленки РБК насчитал 19% людей, получивших проблемы со здоровьем из-за сидячего образа жизни. У нас всегда была HR-программа компенсации части расходов на спорт. Что именно оплачивать, максилектовцы выбирали сами. Это могла быть оплата абонемента в спортзал, индивидуальные занятия спортом или спортинвентарь - от велосипеда до запчастей на Ниву для участия в гонках по грязи.

Сейчас спортзалы уже работают. Но если подойти к вопросу формально, их посещение - это повышенный риск заражения COVID-19. Мы со своей стороны хотим дать каждому выбор - ходить или не ходить, в зависимости от своего отношения к ситуации. Попробуем спорт в онлайн формате :-)

Источник: https://habr.com/ru/company/maxilect/blog/534940/


Интересные статьи

Интересные статьи

Хотела бы поделиться лайфхаком, который позволит кому-то сэкономить на онлайн-курсах, особенно новичкам в профессии, отдающих по 100тыщ за годовые курсы, а кому-то сделат...
В начале 2018 года на рынке кредитования наметился тренд по активному созданию банками онлайн-решений для клиентов. Появились онлайн-сервисы, облегчающие процесс получения кредитов в таки...
Несколько месяцев назад мы решили провести онлайн-хакатон для всех желающих геймдизайнеров/разработчиков и художников. Было интересно организовать масштабный ивент не в формате «мы даем недел...
До третьей международной конференции по практической кибербезопасности OFFZONE 2020 остался всего 71 день. У организаторов кипит работа, но и участникам есть чем себя занять в ожидании. В сегодня...
В сфере разработки программного обеспечения, нередко встречаются тезисы наподобие «Nobody cares about your code» (перевод — «Твой код никого не интересует»), «Код всего лишь инструмент» и ситуаци...