DevRel как направление активно набирает популярность, и если еще лет 10 назад о таком никто не слышал, то сейчас отделы Developer Relations появляются практически во всех крупных IT-компаниях. В работе я постоянно сталкиваюсь с необходимостью поиска спикеров, авторов и менторов на хакатоны. Эту задачу сложно решить раз и навсегда: одним активистом не обойтись, а привлечение и подготовка новых — кропотливая системная работа. Разработчики не всегда горят желанием помогать DevRel отделу, и очень зря. В итоговом результате кроется мощный позитивный потенциал и для DevRel’ов, и для сотрудников.
Если у вас есть амбиции, вы хотите расти как профессионал, делиться знаниями с внешним миром и повышать свою стоимость на рынке, то DevRel в вашей компании — ваш лучший друг. В этом тексте мы разберем, почему это так, и чем DevRel и разработчики могут быть друг другу полезны. А в конце вы еще и узнаете, что связывает Developer Relations с авокадо.
Немного матчасти
Разберемся в дефинициях, чтобы быть на одной волне. Возможно, вы больше ассоциируете Developer Relations с продуктовой разработкой, где DevRel выполняет роль посредника между командой и пользователями. Но если мы вместо пользователей представим вообще всех людей в IT, а в качестве команды – IT-компанию, то суть от этого не поменяется.
Так сложилось, что DevRel на русскоговорящем рынке формируется больше как инструмент именно для b2e (business to employees) коммуникаций. Мы помогаем компаниям говорить с разработчиками на одном языке, при этом инструменты и функции внутри одни и те же: Developer Evangelism, Developer Advocacy, Community management и так далее. Но не будем уходить в дебри определений, это тема другого текста. Просто зафиксируем главное: задача DevRel в России — показать экспертизу компании и её сотрудников, чтобы утвердить свои позиции, в том числе как работодателя.
Пять причин начать делиться экспертизой
По моим наблюдениям, у многих в IT-сфере есть внутренняя потребность делиться своей экспертизой с внешним миром. Наличие этого желания – ключевой фактор успешной DevRel деятельности и самый эффективный мотиватор. Любая работа над материалом похожа скорее на марафон, чем на спринт, поэтому без самомотивации его сложно выдержать.
Захотеть и начать делиться опытом никогда не поздно: это взаимовыгодный процесс как для аудитории, так и для спикера или автора статьи, а вместе с ними и для DevRel отдела. Вот пять основных причин, почему делиться знаниями лучше, чем не делиться.
1. Работа над собственной экспертизой
Каждый наверняка хоть раз брался объяснить коллеге, другу, сокурснику какую-нибудь тему или показать решение задачи. Если да, то скорее всего вы отметили: когда объясняешь что-то другому, сам понимаешь тему лучше. Подготовка статьи или доклада работает точно так же. Вы структурируете имеющиеся знания, заполняете пробелы в процессе доработки, возможно, залезаете чуть дальше в сопутствующие детали, чем это требуется в вашей повседневной работе. Так вы оттачиваете собственный профессионализм и растите техническую экспертизу.
2. Улучшение софт скиллов
Про софт скиллы сейчас не говорит только ленивый. Я подчеркну лишь один момент: есть прямая корреляция между уровнем профессиональной реализации и уровнем коммуникационных навыков. Чем лучше вы взаимодействуете с людьми, тем вы более ценный кадр. Возможность выступить в качестве спикера или поработать над статьей с DevRel отделом в несколько иной парадигме, чем обычно — это отличная тренировка софт скиллов и гибкости подходов.
3. Обратная связь
Культура фидбека — еще одна актуальная вещь, о которой говорят наравне с софт скиллами. В IT существует очень активное коммьюнити, контакт с которым просто необходим для профессионального роста. Возможность получить обратную связь, сопоставить свой опыт с опытом других людей и правильно воспринять критику — это важнейшие компоненты, благодаря которым и происходит выход на новый уровень.
4. Ваш имидж и стоимость на рынке
Когда вы делитесь своими знаниями, вы создаете свою репутацию эксперта и заявляете о себе как о профессионале в коммьюнити и на рынке. Это, очевидно, поднимает вашу стоимость как сотрудника и ценность как специалиста: полезный хабрапост или удачное выступление на конференции точно добавит вам профессионального веса ничуть не меньше, чем успешно реализованный проект.
5. Борьба с выгоранием
Не самый очевидный пункт, но с моей точки зрения, самый важный. Процесс передачи знаний другим людям — это крутой и мощный инструмент против профессионального выгорания. Периодически переключаясь на такую деятельность, вы помогаете себе не забывать, что вы хороший спец, делаете важное дело и ваш опыт действительно полезен другим людям. Сложно переоценить, насколько это заряжает позитивом и мотивирует.
Вы очень нужны DevRel’ам, а они вам
Во многих компаниях DevRel отвечает за наполнение контентом блогов в технических медиа, за участие в митапах и конференциях. Одним словом, нам нужно иметь целую фабрику контента, с авторами и методиками: как их обучать, мотивировать, поддерживать. Важно понимать, что итоговый результат важен всем участникам процесса, а значит, это возможность для взаимовыгодного сотрудничества. DevRel берет на себя много организационных моментов, чтобы вы в свою очередь могли доставить свою экспертизу аудитории в лучшем виде.
Коучинг и мотивация
Создание контента требует огромного терпения и труда. Сложнее всего бывает начать: сформулировать идею, план, тезисы. DevRel помогает вам сделать первый шаг и не бояться чистого листа в Google Docs: один час структурного коучинга позволяет сфокусироваться и заложить фундамент будущего материала. А главное — первый результат даст заряд мотивации.
2. Площадка
Стать автором на хабре или medium не сложно, а вот пробиться на топовые конференции гораздо труднее, особенно если у вас нет опыта публичных выступлений. Компании дают площадки для старта: внутренние сообщества, собственные митапы, дни открытых дверей, хакатоны — все это площадки, где порог входа ниже, и нет строгих программных комитетов. Здесь можно набраться опыта для выступлений на широкую публику.
Аудитория
Продолжая мысль выше, у каждой компании есть часть лояльной целевой аудитории. Это тысячи или десятки тысяч человек, которые узнают ваше имя и, возможно, подпишутся на ваш блог, git hub или добавятся в LinkedIn.
И как приятный бонус: ваше выступление «под маркой» компании точно будет красиво смонтировано, и навечно останется на просторах YouTube. DevRel также помогут сделать так, чтобы этот вечный экспертный след был уверенным, профессиональным и цепляющим.
В заключение
Если погуглить Developer Relations, вы наткнетесь на большое количество референсов к авокадо, что поначалу немного сбивает с толку. И даже на обложке книги Mary Thengvall «The Business Value of Developer Relations» вас встречает армия маленьких авокадо (кстати, книга достойная).
Почему так? Ответ лежит, во-первых, в созвучности: одно из направлений DevRel, а именно — Developer Advocate, созвучно с Developer Advocado. Во-вторых, есть очаровательная аналогия между деятельностью DevRel’ов и авокадо: как авокадо содержит много жиров, но это полезные жиры, которые важны для организма, так и DevRel при первом приближении только тратит бюджет на работу с сообществом, но на самом деле приносит ощутимую пользу бизнесу через развитие людей, от чего выигрывают все.
Если вдруг у вас есть вопросы о Developer Relations, которые вас волнуют, поделитесь в комментариях. Будет очень полезно услышать, как вы видите DevRel и что для вас важно!