Почему ваш бизнес может быть разрушен

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Привет, Хабр!

На связи снова Максим Горшков, специалист по информационной безопасности корпоративного облачного провайдера Cloud4Y. Хочу поднять вопрос о деятельности, результаты которой обычно незаметны, но крайне важны для бизнеса. Я имею в виду кибербезопасность. Будучи следователем по расследованию киберпреступлений в недавнем прошлом, я изрядно насмотрелся на компании, которые пострадали из-за недостаточно серьёзного отношения к информационной безопасности.

Начну с того, что заниматься частным бизнесом в России непросто. Перед руководителем компании всё время стоит задача оптимизации расходов. Это нормальная практика, если не возводить принцип оптимизации расходов в абсолют. В противном случае «оптимизация», столь любимая многими «эффективными менеджерами», может сыграть злую шутку с компанией.

Уверен, что вы можете назвать не один десяток компаний, в которых существует огромная пропасть между зарплатой менеджера и топ- менеджера. Или где по модным тенденциям численность маркетологов превышает численность технических специалистов.

Для российского руководителя мотивы подобного поведения очевидны. Зачем менеджеру платить больше, если и так устраиваются на работу? Зачем нужны сотрудники, которые не приносят деньги? Если условный технический отдел и так что-то делает и вроде как всё работает.

Возможно, подобное наблюдается и в вашей компании. Всё это привычно, давно работает и вроде как всех устраивает. Но что, если я скажу, что компании с подобными принципами устройства бизнеса в обозримом будущем могут исчезнуть? Нет, это не сгущение красок. Это скорее предупреждение.

Зарождение

Приведу реальные примеры. Киберпреступность в правоприменительной практике стала звучать где-то с 2014 года. До этого крайне редкие «хакерские» дела были единичными и часто раскручивались для того, чтобы показать активную работу правоохранителей на этом поле.

Мошенничества с использованием социальной инженерии вообще не воспринимались всерьёз, а уголовные дела по подобным преступлениям возбуждались далеко не всегда. Люди писали заявления, но дальше материалов проверок дело не могло продвинуться. А число преступлений начало расти.

В итоге правоохранительная система была вынуждена пересмотреть своё отношение к преступлениям в интернете. Дела стали заводить активнее. Я помню случаи, когда в день возбуждалось более 100 уголовных дел, связанных с интернет-преступлениями.

Наверное, вы сейчас спросите: а каким боком тут бизнес стоит? А дело в том, что преступники быстро перепрофилировались, перейдя с атак на бабушек на атаку бизнеса. На моей памяти было около 50 компаний, чьи бухгалтеры переводили внушительные суммы преступникам, получив «личное распоряжение директора». Продавцы торговых точек «снимали кассу» и переводили деньги мошенникам. А от настоящих кибератак некоторым компаниям и вовсе пришлось закрыться.

Причём векторы атак были разные. Далеко не всегда эксплуатировались уязвимости типа EternalBlue, (CVE-2017-0144 с помощью которой широко распространялись шифровальщики WannaCry, Petiya), хотя и они тоже были. Встречался и банальный подброс запоминающих устройств со зловредной программой, получающей удаленный доступ к ПК, например, главного бухгалтера или директора.

Я буду честен, правоохранительная система «оптимизирована» настолько, что не может достаточно эффективно бороться с киберпреступностью. Так что можно сказать, что киберпреступления угрожают не только бизнесу, но и государству в целом.

Что изменится в скором будущем? Киберпреступность эволюционирует и вырывается вперёд в борьбе с правоохранительной системой. Из-за такого дисбаланса заниматься взломом порой выгоднее, чем развивать свой бизнес. Просто представьте, что среднестатистический социальный инженер, а попросту телефонный мошенник, за рабочий день способен получить около 100 тыс. рублей, а в региональных компаниях системный администратор с функциями информационного безопасника в месяц не зарабатывает и 50 тыс. рублей.

И я ещё не говорю про доходы профессиональных киберпреступников, которые умеют писать эксплойты. Вы уверены, что новый эксплойт не будет использован на вашей компании до того, как он попадет в базу данных антивирусных программ? Какая-то не очень весёлая перспектива — оказаться испытательным полигоном для нового зловреда.

Пережимать гайки тоже не стоит

Стоить отметить, что существует и другая крайность в бизнесе, касающаяся в основном корпоративного бизнеса. Назовём её «иллюзорный барьер».

В корпорациях, руководимых отдельными эффективными менеджерами, создают рабочие условия, похожие на армейские. И в большинстве случаев эти жёсткие внутренние распорядки лишь увеличивают коэффициент стресса сотрудников компаний. И не приносят пользы. Почему такой вывод и чем он подкреплен? А вы попробуйте загуглить базы данных клиентов банков, причём не только в открытой части интернета. И в вопросе защиты персональных данных клиентов тех или иных крупнейших компаний многое станет понятным.

Почему так происходит? Потому что в модели директивного управления топ-менеджеров часто не рассматривается вопрос о том, что расходы на безопасность недостаточны или уходят не в том направлении. Условно говоря, собирается совещание, где обсуждаются расходы компании. Коммерческий директор говорит, что ему нужно расширить штат «продажников», директор по ИТ говорит, что нужно усилить безопасность. Генеральный директор задает им один вопрос: что получит от этого компания? Первый говорит про деньги, второй про абстрактную безопасность. И решение при распределении средств становится очевидным. Очевидным до того самого времени «Ч», когда ущерб от кибератаки превысит выгоду от работы целого отдела маркетологов на несколько лет вперед.

Скажете, опять нагнетаю? В недалеком прошлом с помощью вредоносной программы, внедрённой на сервера атомной электростанции, злоумышленники смогли навредить ядерной программе Ирана. А это, на минуточку, ключевой стратегический объект целой страны. Прошло уже больше 10 лет с того момента. Сейчас злоумышленники действуют ещё хитрее, придумывают новые способы «заработка».

Приведу совсем недавний случай, о котором рассказали бывшие коллеги по следственной работе. В России активно внедряются цифровые подписи. Планируется, что уже скоро каждый будет иметь возможность подписать что-либо прямо с домашнего компьютера. Пока это всё на стадии внедрения, злоумышленники уже разработали преступную схему.

Да, государство более-менее защищено, но часть функций: по аттестации, регистрации цифровых подписей, — передало частным компаниям, получившим лицензию на подобный род деятельности. И членами одной преступной группы стали сотрудники такой вот частной компании, имеющей право выпускать цифровые подписи.

Что было дальше? Получив возможность регистрации цифровых подписей граждан, злоумышленники находили недавно умерших одиноких пенсионеров и оформляли сделку купли-продажи квартиры «задним числом». Сделка благополучно регистрировалась в Россреестре и квартира уходила злоумышленникам. Схема существовала достаточно долгое время, а была раскрыта тогда, когда у умерших обнаружились наследники, добившиеся возбуждения дела по странной сделке. Это и есть пример «бытового» киберпреступления, актуального в настоящее время.

Что будет дальше

Нужно понимать, что, для реализации такого сценария требуется участие квалифицированных специалистов. Киберпреступность по уровню квалификации порой опытнее даже профильных отделов ИБ компаний. В капиталистическом мире опыт и профессионализм там, где есть деньги. Так что пока компании будут экономить на специалистах, они будут жить как на пороховой бомбе. Эпоха хакеров-энтузиастов заканчивается, наступает эпоха масштабного преступного бизнеса, который прекрасно понимает, что вложенные условно 50 млн. рублей в поиск zero-day уязвимостей и разработку эксплойтов под них могут принести миллиарды, разрушив целые сектора бизнеса на корню.

А ваш бизнес готов к кибератакам таких вот сообществ, в которых работает целый штат финансово замотивированных программистов, пентестеров, всевозможных аналитиков? Государство неспроста усиленно готовится к беспрецедентной возможной «кибервойне». Но и вам рекомендую озаботиться тем же вопросом.

Спасибо за внимание.


Что ещё интересного есть в блоге Cloud4Y

→ Частые ошибки в настройках Nginx, из-за которых веб-сервер становится уязвимым

→ Пароль как крестраж: ещё один способ защитить свои учётные данные

→ Тим Бернерс-Ли предлагает хранить персональные данные в подах

→ Подготовка шаблона vApp тестовой среды VMware vCenter + ESXi

→ Создание группы доступности AlwaysON на основе кластера Failover

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить очередную статью. Пишем не чаще двух раз в неделю и только по делу.

Источник: https://habr.com/ru/company/cloud4y/blog/553920/


Интересные статьи

Интересные статьи

В сфере услуг есть процессы, которые отбирают много времени у администраторов или владельцев: прием звонков и запись клиентов, ведение календаря записей и графика работы ...
Привет, меня зовут Стасия, и я хочу поделиться своими идеями касательно практического применения Алисы для людей с ментальными расстройствами. Её функционал как голосового помощника можно...
Предыстория Когда-то у меня возникла необходимость проверять наличие неотправленных сообщений в «1С-Битрикс: Управление сайтом» (далее Битрикс) и получать уведомления об этом. Пробле...
Любой технически сложный hardware-проект — всегда уравнение с множеством неизвестных: платформа, компоненты, технологии, производство, функциональность, реализуемость. «Пощупать», что получается,...
Существует масса вариантов удаленного взаимодействия. Принято выделять дистанционную работу и фриланс, но чаще мы находимся в каком-то из промежуточных состояний. И состояние состоянию рознь. Одн...