Если попробовать найти определение что такое стартап, а что такое бизнес в интернете, то можно совершенно и полностью запутаться. Даже, если искать на авторитетных ресурсах. При этом бизнес - это еще более-менее устоявшееся понятие, которое разобрано и понятно на интуитивном уровне, а вот со стартапом все не так. Начнем с того, что главной характеристикой стартапа все будут выделять разное, кто-то скажет, что стартап должен быть технологичным, кто-то скажет, что обязательно нужно быть убыточным, а кто-то что нельзя быть стартапом долго, так как только новая компания - стартап. Но все эти определения неверны и им можно показать огромное количество примеров, опровергающих эти доводы:
Новый? Udemy и AirBnb искали ProductMarketFit (Состояние продукта достойное рынка, считается что начинать продажи стоит только при его достижении) более 2-х лет, а Roblox заявляют почти о 10-ти годах.
Технологичный? Скажите это стартапу, который придумал добавить кармашек на кросовки, чтобы во время бега не носить ключи (оборот 158 млн), а также Российскому "Бери заряд!", который сдает павербанки в аренду. Там нет сложных технологий, но это стартапы.
Убыточный? Startupplanner стали прибыльными на 2-ой месяц, при продаже второго заказа. Или Zappos, который торговал обувью сразу в прибыль, не сразу но достаточно быстро стал прибыльным и GitHub - сервис для управления версионностью программного кода.
Маленький? На своем старте Tesla сразу нанимала сотни сотрудников, как и стриминговый сервис Quibi, стартовал с инвестициями в 1,75 миллиарда и несколькими сотнями сотрудников.
Что же тогда отличает стартап от бизнеса? Отсутствие рабочей бизнес-модели.
Стартап - это временная организация по поиску работающей бизнес-модели.
Оставим на минутку это определение, вы вернетесь к нему после того как мы разберемся, что же такое бизнес-модель? Это ответы на вопросы как работает ваша компания. Чтобы объяснение было понятнее разберем его сразу на примере - представьте продуктовый магазин. Самый обычный магазин 24 часа, в вашем доме, кстати в моем детстве они в основном назывались женскими именами, в моем дворе это был «Галина» а в соседнем «Светлана».
Вы легко ответите на все вопросы из серии как работает этот бизнес:
Какая должна быть площадь у магазина?
Где должен находиться магазин и точка продажи?
Сколько продавцов нанимать в штат?
Какая цена выставляться на товар?
Какие товары нужно привозить?
Это все на поверхности, потому что бизнес-модель такого предприятия проста и понятна. Но если мы изменим хоть один пункт в нашем списке, например "точка продажи" - место, где покупатель рассчитывается и получает товар. В нашем магазине у дома это кассовая зона, скорее всего на выходе из магазина, а представим, что мы меняем ее на "у двери в квартиру клиента". С этого момента мы изобрели "Самокат", "Озон фреш" и "Яндекс лавку". Сейчас это уже тоже бизнесы и в них многое понятно, но в 2017 году изменение ответа на этот вопрос бизнес-модели сделало обычный продуктовый магазин стартапом.
Под изменение точки продажи сразу нужно пересмотреть все остальные ответы на вопросы. Теперь нам не достаточно 2-3 продавцов, нам нужно много курьеров и сборщиков. Какие товары продаем? Чтобы было удобно доставлять нужно сильно сократить ассортимент до самых важных и востребованных, какая цена? немного дороже чем в магазине, так как клиент будет готов заплатить за сервис и т.д. Потихоньку вся бизнес-модель сильно изменилась и сейчас понятно, что это работает. А вот в момент формирования этой идеи она выглядела безумно, наверняка запускать ее было страшно и рискованно.
Подведем итог и вернемся к определению - когда вы придумали новую бизнес-модель и нет уверенности, что это все будет работать, то это стартап. Как только вы ее проверили и поняли, что это рабочая схема - вы бизнес. Граница между стартапом и бизнесом весьма размыта, но это все равно самое точное и верное определение из всех доступных.
И по традиции - Telegram канал, там много теории стартапа от действующего руководителя акселератора.