Меня всегда тянуло к обучению людей и шарингу знаний. Когда я был разработчиком, то охотно становился ментором у стажеров. И даже сейчас, работая тимлидом, я являюсь пипл-менеджером уже у senior-разработчиков. Но у меня никогда не было опыта работы преподавателем или наставником сразу для большой аудитории. Мне всегда казалось это чем-то интересным и вдохновляющим. Но мои ожидания не оправдались, как вы уже поняли из названия статьи.
Начало
Я решил попробовать поработать в IT-школе наставником на курсе веб-разработки. Довольно легко прошел собеседование и сделал тестовое задание. В обязанности наставника входило: проверка домашек, проведение личных консультаций со студентами, проведение воркшопов и ответы на вопросы студентов. ЗП должна была быть сдельная – обещали до 150 тыс. руб в месяц. Работа наставником рассматривалась как парт тайм и дополнение к основной работе.
Сначала мне все понравилось. Понятные, прозрачные процессы. Я быстро вкатился и начал активно выполнять работу. Параллельно изучал материалы школы, чтобы понимать какие знания у студентов.
На курс “с 0 до Pro” приходят нули
В подобных школах всегда есть конфликт между отделом разработки курсов и маркетинговым отделом. Разработчики курсов хотят сделать классный продукт. Маркетинговый отдел хочет впарить эти курсы максимальному количеству людей. Отсюда и такие названия – “С 0 до Pro за 5 месяцев”. И это работает, люди покупают. На курс реально приходят люди даже без базовых знаний работы с компьютером.
Кейс. Студент запрашивает личную консультацию по HTML-верстке. На консультации понимаю, что студент вообще не понимает ничего в компьютерах – что такое папки, файлы. Поэтому он не понимал как написать путь к картинке в HTML файле и что такое вообще путь. Проблема здесь в том, что студенту пихнули курсы, к которым он не готов. И расхлебывать это наставникам. Грустно, но скорее всего такие люди отвалятся через пару недель.
Проблема в целом понятна и очевидна для владельцев курсов. Ну не подходят курсы для совсем нулевых людей. Но как можно отказаться от лишних денежек. А люди отвалятся и сами виноваты. Не втащили, что ж поделать.
Авось примут домашку
Домашки, которые даже не запускаются – обычное дело. Зачем заморачиваться, что-то похожее слепил и отправил на проверку. Особенный ужас происходит в самом начале, когда осваивается верстка HTML&CSS:
не прислал файл стилей,
неправильные пути к картинкам,
ошибка во вложенности тегов, когда все разъезжается.
Ошибки очевидны, их невозможно не заметить. Но студент думает – авось примут и не станут докапываться.
При этом ты, как наставник, тратишь свой ресурс на проверки таких работ. Удовольствия в этом мало. Речи о каком-то шаринге знаний здесь даже не идет.
Какой код написать, чтобы ошибки не было
Как вам фраза от студента: “Я все делал как в задании и у меня вот такая ошибка. Какой код написать, чтобы работало?”. Я слышал эту фразу очень часто. Так и хочется сказать “загугли ошибку”. Но в итоге ты гуглишь ошибку сам и отправляешь ответ из первой ссылки. И так до бесконечности.
К сожалению курсы построены таким образом, что студенты делают задание по шагам. И если что-то пошло не так, то это приводит их в панику. Ошибки, если что, совсем банальные. Но курсы не учат студентов думать самостоятельно, они ведут их за ручку и в какой-то момент выбрасывают в суровую реальность.
Пассивная агрессия
Студенты могут позволить себе подобные высказывания:
Мне ответит кто-нибудь? Наставники, алло!
Я уже третий раз переделываю домашку! Сколько можно?
Не очень приятно, правда? Особенно, когда ты не можешь ответить как хотелось бы