Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Иногда вещи находят себе применение неожиданно и не в том, для чего их задумывали.
В 1960-е годы Кен Томпсон — легенда программирования — написал компьютерную игру Space Travel для операционной системы Multics. Система была проектом компании Bell Lab, где он работал вместе с Денисом Ритчи. Позже проект закрыли, и чтобы продолжать играть в свою Space Travel, Томпсон решил портировать ее на компьютер PDP-7. Инструменты, которые он создал для порта, затем легли в основу операционной системы Unix.
Томпсон написал в одиночку первые три версии. Для Unix был нужен системный язык — так появился B. Позже Денис Ритчи, коллега и друг Томпсона, подхватил разработку и написал язык C. Вот так в основе почти всего, на чем построены современные технологии, лежало желание поиграть в компьютерную игру и пет-проекты для забавы.
Кен Томпсон построил блестящую карьеру исследователя в области computer science. В середине 2000-х он устроился в Google, где вместе с Робом Пайком и Робертом Грейсмером создал Golang — один из самых популярных языков последнего времени.
Go придумывали как простой язык для всего
К тому времени Google уже разрастался в гигантскую корпорацию, начинались проблемы со скоростью разработки. Там было очень много кода на C++, поддерживать его становилось все труднее. Задача, которую себе поставила компания, казалась почти наивной — изобрести очень простой язык, на котором можно будет делать очень сложные вещи.
Мы все сошлись на том, что ненавидим C++, и решили, что ни одна фича не попадает в язык, пока каждый из нас троих не будет убежден в ее необходимости — и тогда язык не обрастет лишним мусором, появившимся непонятно зачем.
Кен Томпсон
Создатели хотели решить проблемы медленной сборки программ, неконтролируемых зависимостей, сложной разработки инструментов и проблем межъязыкового взаимодействия. За основу языка они взяли C, Pascal и Oberton и попытались собрать из них все лучшее. В итоге они стали делать язык с очень простым синтаксисом, строгой статической типизацией, автоматической сборкой мусора и простыми средствами для управления многопоточностью.
Golang анонсировали в 2009 году, в 2012 состоялся релиз. Язык быстро стал набирать популярность, но и сталкивался с критикой. Ключевую фишку языка — простоту — многие разработчики посчитали и главным минусом.
«Из-за стремления к простоте в Go отсутствуют конструкции, которые в остальных языках воспринимаются как что-то естественное. Вначале это может показаться хорошей идеей, но на практике выходит многословный код, — писал Гэри Уилоуби. — Go был разработан, чтобы быть простым, и он преуспел в этой цели. Он был написан для слабых программистов, используя в качестве заготовки старый язык. Поставляется он в комплекте с простыми инструментами для выполнения простых вещей. Его просто читать и просто использовать. Он крайне многословный, невыразительный и плох для умных программистов».
Но такая критика была и не совсем критикой для создателей языка. Сам Роб Пайк описывал язык почти также, но в отличие от критиков, не говорил о невыразительности как о чем-то плохом:
Ключевой момент здесь, что в гугле работают не исследователи. Они, как правило, молоды, идут работать после учебы, где, возможно, изучали Java, или C/C++, или Python. Они не смогут сразу разобраться в навороченном языке, но в то же время мы хотим, чтобы они создавали хорошее ПО. Именно поэтому язык должен быть прост для понимания и изучения.
Тем не менее, уже в 2012 году многие разработчики увидели перспективы Go в тех областях, для которых его изначально не задумывали. В своем твиттере Дерек Коллисон писал:
* Прогноз: в течение следующих двух лет Go станет доминирующим языком для IaaS, PaaS и оркестрации.
Так и произошло — почти в то же время, когда создавали язык, в IT начала стремительно развиваться культура DevOps, в которой Go почти сразу стал стандартом.
DevOps придумывали как agile для инфраструктурщиков
Долгие годы в цикле разработки ПО царила строгая иерархия — программисты писали код, системные администраторы следили, чтобы написанное нормально работало на железе — каждый отвечал только за свою область. Когда где-то всплывали баги, начиналась битва профессий. Программисты утверждали, что проблема где-то на серверах и это не их дело; администраторы уверяли, что с серверами все отлично, просто на них положили кривой код.
Рано или поздно ошибку устраняли (или нет), и все начиналось заново.
Но в индустрии все очень быстро менялось, она росла страшными темпами. Сокращалось время доставки фич до пользователей, количество постоянных обновлений увеличивалось, сама неопределенность разработки продуктов становилась более явной — некоторые вещи буквально собирали и дорабатывали на ходу регулярными апдейтами.
В таких условиях разобщенность отделов начинала сильно вредить, и даже существующий почти десять лет agile — манифест неопределенности и гибкости — не особо помогал.
В 2008 году администратор баз данных Патрик Дебуа поехал на конференцию Agile Toronto, где познакомился с другим админом — Андрю Клэй Шафером. Оба интересовались аджайлом и тем, как бы получше внедрить его в сисадминское дело. На той же конференции они увидели выступление, где один из спикеров говорил, как в его команде разработчики и админы пытаются работать вместе.
Из всех этих дискуссий Дебуа и Шафер вынесли идею провести отдельную конференцию, посвященную только этим вопросам.
В то время еще не было термина Devops — была только идея. Я написал в твиттере, что было бы здорово провести конференцию в Европе и обсудить саму идею. Agile System Administrators — так себе название для мероприятия, поэтому мне предложили назвать его DevOpsDays — с этого и началось движение Devops.
Через год конференцию провели в Бельгии. Буквально сразу название стало именем нового подхода к работе, который за несколько лет перевернул представление о ролях разработчиков и администраторов в IT.
Суть была такова — разработчики участвуют в деплое, администраторы пишут скрипты, все автоматизируется. С этого начался не только сдвиг в философии и отношению к ролям в команде, но и софтверные изменения. Новая практика требовала новых инструментов. Docker, Kubernetes, Terraform и прочие вещи, которые сейчас плотно ассоциируются с работой девопс-инженера — появились на этой волне. И почти все они были написаны на Go.
Почему Go и DevOps идеально подошли друг другу
Когда в Google начали разрабатывать Kubernetes — у команды уже накопилось огромное наследие инструментов для контейнеризации. Но Кубер начали писать с нуля, поэтому встал вопрос выбора языка. Джо Беда, основной разработчик сервиса, рассказывал, что в Гугле используются многие языки — не только свои разработки — и они выбирали между С/С++, Java и Python.
Си не взяли, потому что это довольно «пугающий» язык для многих разработчиков, который оброс колоссально огромной инфраструктурой. Сообществу все труднее и труднее договориться, что, где и как правильно использовать.
Java не подошла, потому что разработчики стремились сделать установку простой на как можно более широком количестве платформ. Python откинули из-за динамической типизации.
А вот Go по словам Беды был «и не слишком высокоуровневым, и не слишком низкоуровневым». Список причин, почему команда Kubernetes выбрала его, довольно широк:
Все библиотеки есть из коробки почти для всего, что им было нужно.
Быстрые инструменты. «С ними мы подсели на скорость разработки», — пишет Беда.
В Go не бывает сложного кода. «Никто не пишет на нем фабрики фабрик. Понять любую часть системы, просто пробежавшись по ней взглядом, — вполне реально».
Анонимные функции.
Сборка мусора, о которой не надо задумываться.
Строгая типизация.
Но это плюсы для разработки инструмента. Когда обычные девопс-инженеры рассказывают, почему Go стал стандартом в их области, чаще всего называют
Три основные причины
Его реально очень просто учить и читать. Многие и разработчики, и девопсы говорят, что достаточно прочитать общую документацию, чтобы идти и использовать код на продакшене без особых проблем.
У него самая простая для использования многопоточность. Горутины и Каналы — фичи, которые хвалят даже те, кто невзлюбил Go.
Он невероятно прост в эксплуатации. И это, пожалуй, главная причина, почему язык так хорош для инфраструктурных инженеров.
«По сравнению с Python, Ruby или Node.js, установка единственного исполняемого файла — мечта инженеров по эксплуатации. Конечно, это вовсе не такая большая проблема с учетом все более широкого использования Docker, но отдельные исполняемые файлы еще и уменьшают размер контейнеров», — пишет Сильвиан Валлез.
Исходный код компилируется в бинарный файл. Из-за этого при деплое приложения — не надо заранее устанавливать необходимые зависимости, можно просто переносить и запускать, где угодно.
Что вы сами думаете про Go? Как и почему используете? Заходите к нам в сообщество — там мы постоянно разбираем различные проблемы и задачи из сферы Devops, обсуждаем вещи, которые пригодятся и на собеседованиях, и в работе.