Полезные возможности ST+Codesys 3, которые многие не замечают

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Введение

За время работы инженером-программистом ПЛК очень часто в ходе разработки находились не самые очевидные, но довольно простые и красивые решения как типовых, так и специализированных задач. В этой статье хочу поделиться опытом и рассказать как сделать разработку под ПЛК приятнее и эффективнее.

Об опыте автора

Опыт работы с ПЛК: 3 года.

Разработка под ПЛК: Beckhoff CX series, SE Modicon M221, WAGO 750 series.

Среды разработки: TwinCAT 3, EcoStruxure Machine Expert-Basic, CODESYS V2.3.

Основная часть опыта приходится на ST+TwinCAT 3, который базируется на CODESYS и IEC 61131.

Статью решил написать так как покидаю OT и перехожу в мир IT. Хочется поделится опытом, чтобы эти 3 года не прошли даром.

Среда разработки

Если часто приходиться комментировать части кода - то узнайте какое сочетание клавиш позволит вам это сделать, это сэкономит много времени. В TwinCAT XAE Shell для комментирования выделенного кода: Ctrl+K+C и Ctrl+K+U для расскомментирования.

Обезвредьте кнопку Stop, чтобы случайно не остановить ПЛК, иногда такое случайное нажатие может привести к нежелательным последствиям. В TwinCAT XAE Shell можно выбрать какие кнопки выводить на toolbar. После локальной отладки программы рекомендую скрыть кнопку остановки ПЛК.

Structured Text

STRING vs WSTRING

В TwinCAT 3 есть возможность использовать Unicode строки. Они могут пригодиться, если необходимо передовать специфические символы, но без необходимости лучше не использовать WSTRING.

STRING

WSTRING

Format

ASCII

Unicode

Size of character

BYTE (1 byte)

WORD (2 bytes)

Terminator

Null character

0

Date and time

Почти в любом проекте необходимо знать точное время, вычислять временные интервалы. Часто работа с временем и датами доставляет много проблем и боли. Для себя я нашёл решение, уверен, оно упростит многим жизнь.

F_GetSystemTime() (Функция из модуля Tc2_System)

Эта функция может быть использована для считывания метки времени операционной системы. Временная метка представляет собой 64-разрядное целое значение с точностью до 100 нс. Помимо прочего, его можно использовать для синхронизации задач или измерения времени. Одна единица соответствует 100 нс. Время представляет собой количество интервалов в 100 нс с 1 января 1601 года.

Хранятся отметки в переменных типа ULINT. Зная всё это мы можем без труда рассчитывать интервалы времени с точностью до 100нс! Нужно просто найти разность между отметками.

К сожалению, стандартных функций для преобразования отметки в тип DATETYPE я не нашёл, поэтому пришлось реализовать такую функцию самостоятельно:

(*
:Description: Convert time since 1 January 1601 in 100 ns to DATE_AND_TIME  (Преобразует время с 1 Января 1601 года в 100 нс в DATE_AND_TIME)
:Usability: Convert timestamp to datetime

:Note: check then nSystemType more then 01.01.1970 00:00:00

Version history:
Kozhemaykin E. A. | Creating | 16.08.2021;
*)

FUNCTION F_SystemTimeToDT : DT
VAR CONSTANT
    SECONDS_BETWEEN_1601_AND_1970 : ULINT := 11_644_473_600;
END_VAR
VAR_INPUT
    nSystemTime : ULINT; // One unit is 100 ns since 1 January 1601
END_VAR
VAR
    nSeconds : ULINT;
END_VAR
nSeconds := (nSystemTime / 10_000_000) - SECONDS_BETWEEN_1601_AND_1970;
F_SystemTimeToDT := ULINT_TO_DT(nSeconds);

Как видно из кода, сложность заключалась в расчёте интервала между начальным отсчётом системного времени ПЛК и типа DATETIME.

Функция для получения текущей даты/времени в формате DATETIME
(*
:Description: Return datetime now in format DATE_AND_TIME (DT)
:Usability: For getting datetime now in format DATE_AND_TIME (DT)

Version history:
Kozhemaykin E. A. | Creating | 16.08.2021;
*)

FUNCTION F_DateTimeNow : DT
F_DateTimeNow := F_SystemTimeToDT(F_GetSystemTime());
Функция для получения прошедшего времени в формате TIME
(*
:Description: Time passed since tStart (Прошло времени c tStart)
:Usability: If need check how long time past

Version history:
Kozhemaykin E. A. | Creating | 16.08.2021;
*)

FUNCTION F_TimePassed : TIME
VAR_INPUT
    tStart: ULINT; (* Время начала в 100нс от 01.01.1601,
                    текущее время в данном формате предоставляет функция F_GetSystemTime()*)
END_VAR
F_TimePassed := ULINT_TO_TIME((F_GetSystemTime() - tStart) / 10000);

Числовые константы

Большинство документаций по обмену по промышленным протоколам содержит шестнадцатиричные адреса регистров, номера функций, обозначения комманд и т.д. Для битовых операций необходимо представлять числа в двоичном виде. Чтобы эффективно решать задачи, где приходиться отходить от десятичной системы счисления необходимо знать о возможности задания константных чисел заданного типа в заданной системе счисления.

В общем виде задание числовой константы выглядит так:

{datetype}#{numeral system}#value 

Пример: DINT#16#A1

Числовые значения могут быть двоичными числами, восьмеричными числами, десятичными числами или шестнадцатеричными числами. Если целое значение не является десятичным числом, его основание должно быть записано перед целочисленной константой, за которой следует символ хэша (#). Для шестнадцатеричных чисел цифры для чисел от 10 до 15, как обычно, представлены буквами A-F.

Типом этих числовых значений может быть BYTE, WORD, DWORD, SINT, USINT, INT, UINT, DINT, UDINT, REAL или LREAL.

ANY type

В языках программирования со статической типизацией довольно сложно делать универсальные функции/функциональные блоки. Когда мне поставили задачу собирать и анализировать различные данные, я решил, что копировать функциональные блоки и изменять в них только тип входного значения - не лучший вариант. Тогда появилась идея приводить все типы к одному и по объективным причинам это тип LREAL.

При реализации функции или метода вы можете объявлять входные данные (VAR_INPUT) как переменные с типом данных ANY. Далее вы можете получить указатель на значение, тип данных и размер переданной на этот вход переменной.

Структура типа данных ANY
TYPE AnyType :
STRUCT
    // the type of the actual parameter
    typeclass : __SYSTEM.TYPE_CLASS ;
    // the pointer to the actual parameter
    pvalue : POINTER TO BYTE;
    // the size of the data, to which the pointer points
    diSize : DINT;
END_STRUCT
END_TYPE

Кроме типа ANY существуют также дочерние типы:

Дерево наследования типов
Дерево наследования типов

Хочу обратить внимание что на вход типа ANY не может быть подана константа, поэтому в некоторых случаях придётся создавать дополнительную переменную.

Зная про этот тип мне удалось реализовать функцию, которая приводила данные разных типов к LREAL.

Функция по преобразованию числовых типов в LREAL
(*
:Description: Convert ANY_NUM and ANY_BIT to LREAL
:Usability: For development universal functions

:Note:
Valid types is:
ANY_NUM:
    - ANY_REAL: REAL, LREAL
    - ANY_INT: USINT, UINT, UDINT, ULINT, SINT, INT, DINT, LINT
ANY_BIT:
    - BYTE, WORD, DWORD, LWORD

Version history:
Kozhemaykin E. A. | Creating | 01.06.2021;
Kozhemaykin E. A. | {CLASS_TO_LREAL -> TO_LREAL | 03.11.2021;
 
*)

FUNCTION F_AnyNumToLREAL : LREAL
VAR_INPUT
    AnyNum: ANY; // Variable for converting, need have address
END_VAR
VAR
    pReal : POINTER TO REAL;   // pointer to a variable of the type REAL
    pLReal : POINTER TO LREAL;  // pointer to a variable of the type LREAL
    
    pUSInt : POINTER TO USINT;   // pointer to a variable of the type USInt
   	pUInt : POINTER TO UINT;  // pointer to a variable of the type UInt
   	pUDInt : POINTER TO UDINT;  // pointer to a variable of the type UDInt
    pULInt : POINTER TO ULINT;   // pointer to a variable of the type ULInt
    
   	pSInt : POINTER TO SINT;  // pointer to a variable of the type SInt
    pInt : POINTER TO INT;   // pointer to a variable of the type Int
   	pDInt : POINTER TO DINT;  // pointer to a variable of the type DInt
    pLInt : POINTER TO LINT;   // pointer to a variable of the type LInt
    
    pByte : POINTER TO BYTE;  // pointer to a variable of the type Byte
    pWord : POINTER TO WORD;   // pointer to a variable of the type Word
   	pDWord : POINTER TO DWORD;  // pointer to a variable of the type DWord
    pLWord : POINTER TO LWORD;   // pointer to a variable of the type LWord

END_VAR
VAR_OUTPUT
    OrginalType: __SYSTEM.TYPE_CLASS;
    bInvalidType: BOOL := FALSE;
END_VAR
// Real numbers
IF (AnyNum.TypeClass = __SYSTEM.TYPE_CLASS.TYPE_REAL) THEN
    pReal := AnyNum.pValue;
    OrginalType := __SYSTEM.TYPE_CLASS.TYPE_REAL;
    F_AnyNumToLREAL := TO_LREAL(pReal^);
ELSIF (AnyNum.TypeClass = __SYSTEM.TYPE_CLASS.TYPE_LREAL) THEN
    pLReal := AnyNum.pValue;
    OrginalType := __SYSTEM.TYPE_CLASS.TYPE_LREAL;
    F_AnyNumToLREAL := pLReal^;

// Bit's numbers
ELSIF (AnyNum.TypeClass = __SYSTEM.TYPE_CLASS.TYPE_BYTE) THEN
    pByte := AnyNum.pValue;
    OrginalType := __SYSTEM.TYPE_CLASS.TYPE_BYTE;
    F_AnyNumToLREAL := TO_LREAL(pByte^);
ELSIF (AnyNum.TypeClass = __SYSTEM.TYPE_CLASS.TYPE_WORD) THEN
    pWord := AnyNum.pValue;
    OrginalType := __SYSTEM.TYPE_CLASS.TYPE_WORD;
    F_AnyNumToLREAL := TO_LREAL(pWord^);
ELSIF (AnyNum.TypeClass = __SYSTEM.TYPE_CLASS.TYPE_DWORD) THEN
    pDWord := AnyNum.pValue;
    OrginalType := __SYSTEM.TYPE_CLASS.TYPE_DWORD;
    F_AnyNumToLREAL := TO_LREAL(pDWord^);
ELSIF (AnyNum.TypeClass = __SYSTEM.TYPE_CLASS.TYPE_LWORD) THEN
    pLWord := AnyNum.pValue;
    OrginalType := __SYSTEM.TYPE_CLASS.TYPE_LWORD;
    F_AnyNumToLREAL := TO_LREAL(pLWord^);

// Unsigned integers
ELSIF (AnyNum.TypeClass = __SYSTEM.TYPE_CLASS.TYPE_USINT) THEN
    pUSInt := AnyNum.pValue;
    OrginalType := __SYSTEM.TYPE_CLASS.TYPE_USINT;
    F_AnyNumToLREAL := TO_LREAL(pUSInt^);
ELSIF (AnyNum.TypeClass = __SYSTEM.TYPE_CLASS.TYPE_UINT) THEN
    pUInt := AnyNum.pValue;
    OrginalType := __SYSTEM.TYPE_CLASS.TYPE_UINT;
    F_AnyNumToLREAL := TO_LREAL(pUInt^);
ELSIF (AnyNum.TypeClass = __SYSTEM.TYPE_CLASS.TYPE_UDINT) THEN
    pUDInt := AnyNum.pValue;
    OrginalType := __SYSTEM.TYPE_CLASS.TYPE_UDINT;
    F_AnyNumToLREAL := TO_LREAL(pUDInt^);
ELSIF (AnyNum.TypeClass = __SYSTEM.TYPE_CLASS.TYPE_ULINT) THEN
    pULInt := AnyNum.pValue;
    OrginalType := __SYSTEM.TYPE_CLASS.TYPE_ULINT;
    F_AnyNumToLREAL := TO_LREAL(pULInt^);

// Signed integers
ELSIF (AnyNum.TypeClass = __SYSTEM.TYPE_CLASS.TYPE_SINT) THEN
    pSInt := AnyNum.pValue;
    OrginalType := __SYSTEM.TYPE_CLASS.TYPE_SINT;
    F_AnyNumToLREAL := TO_LREAL(pSInt^);
ELSIF (AnyNum.TypeClass = __SYSTEM.TYPE_CLASS.TYPE_INT) THEN
    pInt := AnyNum.pValue;
    OrginalType := __SYSTEM.TYPE_CLASS.TYPE_INT;
    F_AnyNumToLREAL := TO_LREAL(pInt^);
ELSIF (AnyNum.TypeClass = __SYSTEM.TYPE_CLASS.TYPE_DINT) THEN
    pDInt := AnyNum.pValue;
    OrginalType := __SYSTEM.TYPE_CLASS.TYPE_DINT;
    F_AnyNumToLREAL := TO_LREAL(pDInt^);
ELSIF (AnyNum.TypeClass = __SYSTEM.TYPE_CLASS.TYPE_LINT) THEN
    pLInt := AnyNum.pValue;
    OrginalType := __SYSTEM.TYPE_CLASS.TYPE_LINT;
    F_AnyNumToLREAL := TO_LREAL(pLInt^);
    
//Invalid type
ELSE
    F_AnyNumToLREAL := 0;
    bInvalidType := TRUE;
END_IF

REFERENCE

Все знают про указатели (POINTER) и связанные с ними проблемы, так вот многие из них можно избежать, если использовать ссылки(REFERENCE):

  • Ссылки проще в использовании: ссылку не нужно разыменовывать (с помощью ^), чтобы получить доступ к содержимому объекта, на который ссылается ссылка.

  • Более чистый синтаксис для передачи значений: Если вход является ссылкой, то нет необходимости писать ADDR(value).

  • В отличие от указателей, для ссылок компилятор проверяет типы данных при передаче значений.

Стоит отметить, что не всегда ссылкой можно заменить указатель, но когда это возможно, то сделайте это.

Pragmas

Инструкции pragma влияют на свойства переменных, относящихся к процессу компиляции или предкомпиляции. Не поленитесь просмотреть возможности каждого типа pragmas - обязательно найдёте что-то полезное для своего проекта.

Типы pragmas:

  • Message pragmas

  • Attribute pragmas

  • Conditional pragmas

  • Region pragma

  • Pragmas for warning suppression

Union

Union - тип структуры, который позволяет представлять значение в разных типах данных. Данная структура полезна при отладке кода а также при обработке входных значений.

В случае, если нужно обращаться к битам, то это можно сделать через точку. Но у этого способа я вижу огромный недостаток: нет возможности итерироваться по битам. Если нужно разобрать переменную на байты или по 16-бит или другим сложным образом, то вместо написания сложных функций попробуйте сначала сделать это с помощью Union.

SEL, MIN, MAX, LIMIT

Многим программистам ПЛК часто не хватает синтаксического сахара, которого много в других языках программирования. На примере функции SEL хочется показать, что возможно этот "сахар" в виде тернарного оператора не особо нужен.

Если вам нужно выбрать значение в зависимости от условия, выможете сделать это в одну строку:

value := SEL(condition, if false, if true);

Если вам нужно ограничить значение сверху и/или снизу, это также можно сделать в одну строку:

value := MIN(value, max_limit);
value := MAX(value, min_limit);
or
value := LIMIT(min_limit, value, max_limit); 

Многие функции и операторы, которых нам не хватает уже написаны - нужно только поискать.

Заключение

В статье описано,то на что лично мне захотелось обратить внимание (ООП решил не трогать). Буду рад если мой опыт принесёт кому-то пользу. Попрошу при использовании предоставленных функций оставлять продолжать version history.

Делитесь своим опытом в комментариях. Чтобы быть в курсе событий и общаться с коллегами предлагаю перейти по ссылкам: тг-канал proPLC, тг-чат proPLC.

Надеюсь не забанят

Нет войне

Источник: https://habr.com/ru/post/655235/


Интересные статьи

Интересные статьи

Крупным компаниям со сложной структурой иногда не хватает грамотной коммуникации и выстроенных процессов взаимодействия между отделами. Из-за этого возникают накладки, которые тормозят работу, снижают...
Абсолютное большинство студентов, которые учат английский как второй, делают упор на разговорный язык. И это оправдано. Ведь английский нужен как средство коммуникации: с...
Ищете вдохновения в области тестирования программного обеспечения? Вашему вниманию список материалов от одних из самых известных экспертов в этой области. Насладитесь 14 ...
Самый первый рабочий созвон в моей жизни вызвал сложные чувства. С одной стороны, это было довольно круто — я говорил с американцами из майкрософт как равный член команды, меня слуш...
Устраивать конкурсы в инстаграме сейчас модно. И удобно. Инстаграм предоставляет достаточно обширный API, который позволяет делать практически всё, что может сделать обычный пользователь ручками.