Постная выручка. Аналитики твердят, что на маркетплейсах за неделю вырос спрос на растительные продукты. Мы проверили

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

В России начался Великий пост и маркетологи вышли на тропу войны. Каждый старается изменить позиционирование продукта так, чтобы он казался посетителям магазинов наиболее подходящим для постного стола. Мы лично были свидетелями ситуации в которой покупатель пытался объяснить кассиру, что его интересуют именно чипсы с луком и зеленью, потому что бекон, сметана и сыр ему не подходят. 

Однако, тот случай на кассе - единичный. Интересно как на самом деле меняется спрос на растительные продукты в период, когда животные белки и жиры употреблять нельзя. Этим вопросом уже задались до нас журналисты и аналитики российских маркетплейсов. Если прямо сейчас вы введете в поисковой строке запрос схожий с “продажи растительного молока/мяса выросли”, то сразу наткнетесь на тематические новости. 

Собственно, сеть пестрит свежей статистикой в которой говорится, что продажи растительных продуктов резко скакнули вверх. Звучит вполне логично. Сообщается, что на Ozon растут продажи соевого мяса. С 8 по 15 марта рост составил 48% по сравнению с объемом продаж неделей ранее. При этом маркетплейс указывает, что чаще всего покупателей талий интересовать сыр тофу, соевые фарш и гуляш. Такая вот продуктовая корзина весны 2021 года.

Мы решили рассмотреть статистику продаж указанных товаров на Ozon за последние 14 дней. Этот период как раз охватывает подготовительную и первую неделю поста. Как изменился за это время спрос на растительные продукты? Рост - понятие растяжимое. Даже проданные 10 упаковок сыра вместо 1 - это существенный рост.

Смотрим на объемы продаж и выручку от реализации соевого сыра. Самый часто встречающей бренд на Ozon показывает интересные результаты. Спрос, правда, вырос. Как именно - смотрите на скриншоте ниже.

Анализ бренда-производителя соевых продуктов, маркетплейс Ozon, период 09.03-23.03.2021. Данные сервиса внешней аналитики маркетплейсов SellerFox.
Анализ бренда-производителя соевых продуктов, маркетплейс Ozon, период 09.03-23.03.2021. Данные сервиса внешней аналитики маркетплейсов SellerFox.

Спрос правда вырос вдвое, но продавцам маркетплейсов эти показатели вряд ли покажутся удивительными. Средняя количество проданных позиций в день - 4 штуки, а максимальная выручка за весь период составила всего 6 258 рублей. У еще одного производителя аналогичных соевых продуктов дела идут примерно по такому же сценарию. Так что сомневаться в статистике, предъявленной аналитиками Ozon не стоит - она честная. Другое дело, как подают полученную информацию интернет-порталы и СМИ. А если бы продавцы ориентировались при планировании продаж только на инфоповоды и не имели возможности проанализировать данные самостоятельно?

Анализ бренда-производителя соевых продуктов, маркетплейс Ozon, период 09.03-23.03.2021. Данные сервиса внешней аналитики маркетплейсов SellerFox.
Анализ бренда-производителя соевых продуктов, маркетплейс Ozon, период 09.03-23.03.2021. Данные сервиса внешней аналитики маркетплейсов SellerFox.

Посмотрим как обстоят дела с продуктами в категории "Растительное мясо". Они также упоминаются в списке товаров, спрос на которые стал расти с приходом постных дней. Данные также собраны с маркетплейса Ozon и на этот раз не стремятся демонстрировать рост спроса. Кривая стремится с нижним значениям графика. За неделю до начала поста, объем продаж растительного мяса был выше. При этом общая ситуация с этой категорией продуктов интереснее. В отличии от сыров, мясозаменители приносили продавцам большую выручку. В момент пикового спроса покупатели принесли продавцам за день больше 15 000 рублей.

Анализ категории "Соевое мясо", маркетплейс Ozon, период 09.03-23.03.2021. Данные сервиса внешней аналитики маркетплейсов SellerFox.
Анализ категории "Соевое мясо", маркетплейс Ozon, период 09.03-23.03.2021. Данные сервиса внешней аналитики маркетплейсов SellerFox.

Попробуем рассмотреть категорию с позиции популярных товаров. Судя по заявлениям Ozon, наиболее популярными стали соевый фарш и гуляш. Смотрим на данные аналитики. Указанные позиции на самом деле занимают первые места в списке самых популярных товаров. Правда, популярность принесла им на пару чуть больше 20 000 рублей за 14 дней.

Анализ категории "Соевое мясо", маркетплейс Ozon, период 09.03-23.03.2021. Данные сервиса внешней аналитики маркетплейсов SellerFox.
Анализ категории "Соевое мясо", маркетплейс Ozon, период 09.03-23.03.2021. Данные сервиса внешней аналитики маркетплейсов SellerFox.

Идем дальше. Ozon и другие российские маркетплейсы не указывали на рост спроса на растительные напитки - альтернативное молоко. Однако, офлайн-ритейл и службы доставки говорят о том, что внимание к этим товарам подросло. Например, «Азбука вкуса» отмечает повышение спроса на растительное мясо на 15%, а «Самокат» - на 27%. Смотрим, что произошло с этими товарами на маркетплейсах за последние 14 дней. Ниже статистика, собранная на маркетплейсе Ozon. И тут все гораздо интереснее, чем на мясной кухне.

Анализ категории "Растительное и кокосовое молоко", маркетплейс Ozon, период 09.03-23.03.2021. Данные сервиса внешней аналитики маркетплейсов SellerFox.
Анализ категории "Растительное и кокосовое молоко", маркетплейс Ozon, период 09.03-23.03.2021. Данные сервиса внешней аналитики маркетплейсов SellerFox.

Во-первых, видно, что спрос на товары данной категории значительно выше, чем на растительное мясо. Показатели выручки тоже вызывают уважение. Однако, утверждать, что начало поста вызвало стремительный рост всех значений - нельзя. Напротив, начиная с прошлой неделе спрос на растительные напитки начал падать. С утверждениями офлайн-ритейла такие данные никак не вяжутся. Попробуем рассмотреть популярные позиции - какие товары продаются в данной категории чаще и приносят большую выручку.

Анализ категории "Растительное и кокосовое молоко", маркетплейс Ozon, сортировка по объему продаж, период 09.03-23.03.2021. Данные сервиса внешней аналитики маркетплейсов SellerFox.
Анализ категории "Растительное и кокосовое молоко", маркетплейс Ozon, сортировка по объему продаж, период 09.03-23.03.2021. Данные сервиса внешней аналитики маркетплейсов SellerFox.
Анализ категории "Растительное и кокосовое молоко", маркетплейс Ozon, сортировка по объему выручки, период 09.03-23.03.2021. Данные сервиса внешней аналитики маркетплейсов SellerFox.
Анализ категории "Растительное и кокосовое молоко", маркетплейс Ozon, сортировка по объему выручки, период 09.03-23.03.2021. Данные сервиса внешней аналитики маркетплейсов SellerFox.

Видно, что в топе товаров - овсяное и кокосовое молоко. Причем первое, по итогам 14 дней, оказалось лидером как по объему принесенной выручки, так и по количеству продаж. И пусть со статистикой офлайн-ритейла данные графиков не очень схожи, деньги в этой категории есть. Даже при наличии падающего спроса.

Конечно, утверждать, что все эти изменения в показателях спроса и объема продаж связаны с переходом покупателей на постное меню - нельзя. Не стоит забывать, что растительные продукты могут покупать сторонники здорового образа жизни и вегетарианцы. О том кто конечный покупатель, данная аналитика пока не расскажет. С другой стороны, очень хочется, чтобы ей пользовалось как можно больше продавцов. Ведь гораздо проще самому переправить данные статистики и цифры, опубликованные в СМИ, чем пересчитывать убытки, которые продавец может понести просто потому что доверился преувеличенной или недостоверной информации и занялся продажами неприбыльного товара.

Источник: https://habr.com/ru/post/548584/


Интересные статьи

Интересные статьи

Предлагаем вашему вниманию подборку с ссылками на новые материалы из области фронтенда и около него. Читать дальше →
Компания Amazon — одна из главных выгодоприобретателей текущего кризиса. Пока другие фирмы считают убытки, к Безосу, наоборот, бегут покупатели, решившие лишний раз не выходить на улицу. Впло...
Предлагаем вашему вниманию подборку с ссылками на новые материалы из области фронтенда и около него. Читать дальше →
Можно ли хоть в чем-то разбираться, когда у тебя 20-40 команд с зоопарком из PHP, Go, Angular, React’а и не только? Кто умеет сделать запрос к базе данных, а кто потерял этот навык? Кто и ско...
Эта статья продолжает наш недавний материал про миграцию RabbitMQ и посвящена MongoDB. Поскольку мы обслуживаем множество кластеров Kubernetes и MongoDB, пришли к естественной необходимости м...