Правила следования для успешного собеседования

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!

Успех прохождения собеседования напрямую зависит от того, насколько хорошо подготовлен соискатель. И вот нам назначено собеседование в 15:00, но что-то не складывается - погода испортилась, начинаем опаздывать, укладка не смотрится, надеть нечего… И именно в этот момент посещает мысль - “Может ну его это собеседование? Позвоню, отменю. Не последнее же”. Признавайтесь, было дело?

Давайте разберемся по порядку, с какими сложностями мы сталкиваемся, когда собираемся на собеседование, когда мы туда пришли, что происходит на нем и после. А главное - как избежать “саботажных” мыслей.

1. Ничего не знать о компании и вакансии

Уверена, но хоть раз у вас было такое собеседование. Вы рассчитывали на свое обаяние и харизму, полагая, что этим очаруете HR и успешно пройдете первый этап собеседования. Но заветный фидбек приносил сухой или, как часто бывает, шаблонный ответ - “К сожалению, мы выбрали другого кандидата”.

Безусловно, умение быть интересным собеседником значительно повышает шансы на успех, ведь развитые soft skills все чаще становятся ключевыми требованиями к кандидату. Именно гибкие навыки помогают эффективно работать и применять свои профессиональные навыки наилучшим образом. Возьмем за hard skills “железо” компьютера, а за soft skills его “программное обеспечение”. При слабом “ПО” с недостатками уже не важно насколько хорошее “железо”, ровно, как и покупка навороченного смартфона, который тормозит и зависает. Каким бы крутым устройство не было, если им будет затруднительно пользоваться - оно станет бесполезным. Так и с кандидатами - без хорошо развитых гибких навыков даже уникальные профессиональные компетенции станут бесполезными и их не получится применить на практике.

HR без труда проверит необходимый для вакансии набор soft skills. Достаточно лишь расспросить кандидата про предыдущий опыт работы и реализованные им проекты. То, как формулирует свой ответ кандидат ловко расшифрует HR и сделает определенные выводы. 

Но, что еще HR без труда проверит, так это ваше знание компании и какую роль вы хотите в ней занимать. Достаточно лишь спросить - “Почему вы хотите работать у нас?”. И каким бы отличным переговорщиком вы не были, провалив ответ на этот вопрос, можно уже не рассчитывать на работу в данной компании.

К сожалению, универсального ответа на этот вопрос тут нет. Но можно заранее подготовиться к собеседованию с компанией и изучить не только ее официальный сайт, но и различные упоминания в СМИ, а еще лучше интервью с ключевыми лицами компании, где они охотно делятся своими планами развития или расскажут о нелегком пути, который они прошли, чтобы стать такой сильной компанией. Это может вдохновить вас стать месте с компанией частью новых и масштабных проектов.

После обучения на Project manager в Яндекс Практикум по программе Акселерации мне отправили вакансию в компании Pinkman, которая меня заинтересовала. Не по всем требованиям подходила, но меня вдохновила история создания компании. Первые сотрудники были тесно связаны с гонками, а один из реализованных проектов - сайт для поклонников российского дрифта, среди которых была и я. Какое совпадение подумала я. Желание работать именно у них увеличилось в разы. Около часа подготавливала сопроводительное, отвечающее на вопросы - почему хочу у них работать и какой вклад компании могу принести в данной должности. И даже то, что не подходила по половине требований не остановило желание там работать. Ведь hard skills всегда можно добрать, было бы желание.

2. Не читать отзывы сотрудников о работодателе

С отзывами нужно быть аккуратнее, т.к. в мире интернета все покупается и продается, а особенно отзывы. Но их все равно необходимо изучить. Возможно, они помогут подготовить вопросы, которые захочется задать HR после основной части собеседования для разъяснения некоторых моментов. Например, задержки в зарплате или адаптация новых сотрудников, а может частая текучка кадров станет первым звоночком.

Вакансий для джунов с хорошей зарплатой не так много. И когда увидела привлекательную вакансию, подходящую под мои скиллы, то обрадовалась, но недолго. Изучив “свежие” отзывы сотрудников поняла, что в компании Open Space и на рабочих местах нормой является курить вейпы. Согласитесь, некурящим проработать 8 часов в такой обстановке будет проблематично. Тем не менее ценности компании и заботу о сотрудников я с ней не разделила…

3. Опаздывать на собеседование…из-за пробок или мандража

С утра нам хочется не спеша собраться, привести себя в опрятный вид (к слову, который по умолчанию должен быть опрятным) и без приключений доехать до офиса компании, если собеседование оффлайн. Для онлайн-формата не будет лишним надеть что-нибудь на низ, мало ли что.

Помню времена, когда не было смартфонов и приходилось запоминать карту маршрута на компьютере. Мне не всегда удавалось по этой причине найти офис компании, из-за чего до собеседования не доходила… Но сейчас такое не прокатит! Благодаря продвинутым картам с построением маршрута (на такси, на общественном транспорте и даже пешком) можно заранее спрогнозировать сколько времени нужно заложить на дорогу. Однако, не всегда стоит на них полагаться и лучше накинуть немного времени сверху, так скажем небольшой буфер.

И вот мы выбрали наиболее оптимальный маршрут, собрались, выехали из дома и тут возникает НО…появляется страх перед собеседованием и начинает трясти. Посещают мысли, где мы начинаем формировать негативные ассоциации, что собеседование провалим и вообще себя как-то плохо проявим. Тут задача негативные ассоциации заменить на позитивные и тут нам поможет тот самый буфер, который мы заложили в свой маршрут. Дополнительное время нужно провести с пользой для успешного прохождения собеседования. Например, зайти в кофейню неподалеку и расслабиться за чашечкой ароматного кофе.

А еще давайте обманем мозг? И тут нам помогут актеры, которые умело вживаются в свою роль на сцене. Попробуем так сделать и мы. Пусть мы поедем не на собеседование, а на встречу, чтобы познакомиться с новыми людьми, где пообщаемся и заодно расскажем о себе. На таких встречах не допрашивают, а узнают о тебе. Сыграйте роль, где вы делитесь своими успехами, а не пытаетесь выделиться на фоне других кандидатов. Это поможет чувствовать себя более уверенно и спокойно. И остерегайтесь “100 гр для храбрости” - такое успокоительное оставим на другой повод. 

4. Теряться во время собеседования

Задать тон собеседованию крайне важно. И он задается не когда мы садимся в кресло перед HR, а сильно раньше - еще до входа в компанию. Тут участвуют ассоциации от вида здания, то, как выглядит ресепшен, встретил ли HR, насколько комфортный офис и т.д. Мы формируем первое впечатление, которое потом будет очень сложно исправить. Это же первое впечатление делают и о нас. Важно не забывать, что в этот момент мы с компанией в равных позициях.

Стакан воды поможет нам во время собеседования. Один глоток - это 3-4 секунды форы, которые можно использовать в свою пользу и обдумать свой ответ. Никто не запретит утолить жажду, ведь во время собеседования приходиться много говорить и испытывать сухость в горле нормально.

Вопросы на собеседования могут быть самые разные, ведь HR волнуют не только наши навыки и опыт работы, но и интеллект с психологической устойчивостью. Тем не менее есть самые часто задаваемые вопросы, которые можно услышать на собеседовании. И к ним необходимо подготовиться заранее, желательно, отрепетировав свои ответы. Ведь под каждым вопросом кроется тайный смысл и правильный ответ на них может стать залогом успешного собеседования.

Самые часто задаваемые вопросы на собеседовании:

  1. Расскажите о себе

  2. Какие ваши сильные и слабые стороны?

  3. Расскажите о своих неудачах

  4. Почему вы хотите работать именно у нас?

  5. Кем вы видите себя через несколько лет?

  6. Какими будут ваши первые шаги на новом месте работы?

  7. Что вы больше всего цените в коллективе?

  8. Что вы надеетесь получить от этой работы?

  9. У вас есть предложения от других компаний?

  10. Почему вы ушли с прошлого места работы?

  11. На какой уровень зарплаты претендуете?

  12. Почему мы должны взять на эту работу именно вас? Чем вы отличаетесь от других кандидатов?

Если заранее подготовиться к тому, что может спросить HR, то на собеседовании ответы будут звучать убедительнее и будет меньше волнений.

Рассказ о себе должен стать визиткой и иметь следующую структуру:

  1. Кто вы?

  2. Чем вы хотите заниматься?

  3. Что вы для этого умеете?

  4. Какие у вас есть для этого полезные навыки?

Это поможет выстроить логичный и последовательный рассказ, который задаст тон всему собеседованию.

Отличной тренировкой может стать постановочное собеседование с другом или членом семьи, особенно, если попросить их задавать провокационные вопросы. Прелесть таких “собеседований” в том, что каждый раз тон беседы будет различаться и в итоге станет проще формулировать свои мысли, не теряясь и путаясь в ответах.

5. Не задавать вопросы на собеседовании

На собеседовании будут задавать много вопросов, но, когда-нибудь эти вопросы закончатся и наступит череда ваших вопросов. И здесь пригодится то, что вы узнали о компании, когда готовились к собеседованию. Этим вы сверяете все обещанное с реальностью, чтобы не ошибиться с выбором места работы.

Чтобы не забыть задать вопросы, разъясняющие некоторые моменты, необходимо заранее подготовить список вопросов. Он может быть в заметках телефона или в бумажном блокноте, где вам удобнее. Здесь важно подмечать реакцию HR на каждый вопрос и то, как исчерпывающе будет дан ответ или будет от него увиливание.

Как-то раз на мой вопрос про “плюшки” в компании HR дал короткий и сухой ответ - “ДМС, вот это и вот это”. Для особо опытных и внимательных это был бы тревожный звоночек, означающий, что “компания не может выделить деньги и это максимум того, что есть, у них все строго и к людям относятся, как к ресурсу”. В общем-то все так и было. Компенсацию проезда по рабочим поездкам и выделение средств на найм курьера в свой отдел выпрашивала несколько месяцев, пока не сменила работу. Собственно, в другой компании HR на этот же вопрос ответила развернуто, позитивно и с огоньком в глазах. HR, который доволен своей работой, процессами внутри компании и не “играющий/уговаривающий“ виден сразу.

Мой список вопросов делится на 2 блока: ключевые и разъясняющие. Разъясняющие вопросы формирую в процессе подготовки к собеседованию, когда изучаю компанию в интернете. Например, негативные отзывы от бывших сотрудников, где нужно прояснить некоторые детали. Ключевые вопросы помогают понять отношение компании к будущему сотруднику и чаще всего именно по ним делаю вывод - хочу ли работать в компании или продолжу поиски. Например, как развит в компании онбординг и есть ли пересмотр зарплаты каждый год. 

6. Не спросить о следующем шаге после собеседования

Все вопросы заданы, ответы получены и вроде бы все понятно, а дальше что? 

Часто HR завершает встречу словами, что сообщит результат позже и мы, не зная сроков, уходим довольные результатом общения. Тут мы совершаем ошибку. В конце встречи необходимо получить более конкретные сроки по обратной связи и что делать, если обратной связи не будет. Например, через неделю будет фидбек, но, если его не будет, то можно позвонить (или написать HR). HR не против, если с ним свяжутся.

***

Эти простые шаги нередко упускаются и только с опытом приходит уверенное, а главное результативное прохождение собеседований. Пусть вас больше не пугают “саботажные” мысли. Чем качественнее вы подготовитесь к собеседованию, тем увереннее будете себя на нем чувствовать. Рано или поздно вы найдете компанию, которая оценит по достоинству вас, и которую по достоинству оцените вы.

Помните, собеседования должны приносить не страхи, а возможности.

Источник: https://habr.com/ru/post/686270/


Интересные статьи

Интересные статьи

Сотрудник аутстафф-компании, которая предлагает клиентам выделенные команды разработчиков, проходит собеседование не только в момент трудоустройства. Смена проекта случается в среднем раз в полгода-го...
Появившиеся в 2006 году сервисы Google по работе с текстовыми документами (Google Docs) и таблицами (Google Sheets), дополненные 6 лет спустя возможностями работы с вирту...
Доброго времени суток. Просторы интернета давно не являются безопасным пространством (если его вообще можно было когда-либо считать как таковым) для пользователя. Тем более необычным я...
Без правильной обратной связи в команде даже успешные компании могут недополучать до 22% выручки. К такому выводу пришли исследователи из Gallup и Workplace Medicine. Кул...
Есть несколько способов добавить водяной знак в Битрикс. Рассмотрим два способа.