«Право на ремонт» становится всё сильнее: в США производителей обяжут в течение 7 лет поставлять запчасти к устройствам

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

О «праве на ремонт» на Хабре писали уже не раз и не два. Если коротко, то это движение, которое ратует за предоставление пользователю возможности ремонтировать купленные электронные устройства, бытовую технику и транспортные/сельскохозяйственные средства. На днях в Калифорнии, США, приняли один из наиболее строгих для производителей законопроектов. Он даёт больше возможностей относительно ремонта техники пользователям и обязывает производителей этой техники помогать покупателям в случае поломки. Развивается «право на ремонт» и в других регионах. Подробности — под катом.

Что там в США?

Пока что закон, о котором говорилось выше, приняли только в Калифорнии, одном из наиболее «технологичных» штатов Америки. Но, как это обычно бывает, в скором времени аналогичные законы могут принять и в других штатах, а также странах.

Суть документа в том, чтобы производители гаджетов и бытовой техники обеспечивали запас деталей, которые могут понадобиться для ремонта, в течение семи лет после выхода товара. Это касается электронных устройств дороже $100. Если девайс стоит от $50 до $99, тогда запчасти должны быть доступны со стороны производителя в течение трёх лет. Если это требование не соблюдается, на компанию могут подать в суд, и, скорее всего, суд примет решение в пользу покупателя.

Правда, есть в законе и места, которые можно назвать лазейками для производителей. Например, детали и инструменты для ремонта последние должны предоставлять на «справедливых и разумных условиях». Что это за справедливость и кто будет оценивать разумность условий, пока неясно. В итоге может получиться так, как в случае с Apple, которая для официальной замены экрана предоставляет два чемодана инструментов с ценой аренды всего этого в 2-3 сотни долларов.

В настоящий момент аналогичные законопроекты одобрили в Миннесоте и Колорадо. Положение приняли в штате Нью-Йорк, однако в него внесли значительные изменения, которые обеспечивают дополнительные возможности OEM-производителям.

Кстати, о поддержке закона объявила корпорация Apple, которая ранее всеми силами препятствовала инициативе «права на ремонт».

Ещё один интересный нюанс в том, что игровые консоли исключены из закона. В нём прямо говорится, что «игровые консоли не входят в список подлежащих действию закона продуктов». Игровая консоль при этом означает не просто корпус с платой, а ещё и периферийные устройства, которые применяются пользователем для игры. Возможно, производители консолей лоббировали исключение своих устройств из закона. Может быть, причина и в чём-то другом. Но факт остаётся фактом — девайсы, которые продаются миллионами, не подлежат действию закона о «праве на ремонт».

А как с «правом на ремонт» обстоит дело в ЕС?

В Европейском союзе обеспокоены тем, что срок эксплуатации электронных устройств и бытовой техники сокращается. Электронного мусора становится всё больше и больше, во многом благодаря отсутствию запчастей для устройств, а также высокой стоимости ремонта. Если эту проблему решить путём увеличения продолжительности срока эксплуатации технически сложных устройств, снизится негативное воздействие на окружающую среду.

В прошлом году был принят закон, согласно которому у сервисных центров должен быть доступ к запчастям устройств спустя пять лет после ухода этих устройств с рынка. В число запчастей входят батареи, экраны, зарядные порты, механические кнопки, микрофоны, динамики, крепления экранов (для раскладушек и ноутбуков).

Кроме того, производители аккумуляторов должны разрабатывать батареи, которые соответствуют ряду важных критериев:

  • сохранять объём на уровне 83% после 500 циклов заряда-разряда

  • сохранять объём на уровне 80% после 1 000 циклов заряда-разряда

Так же, как и в США, в Европейском союзе решили обеспечить доступ сервисам по ремонту и обычным пользователям к запчастям электронных устройств и бытовой техники. Для многих таких девайсов запчасти исчезают уже через несколько месяцев после продажи, и достать их можно только путём разборки вышедших из строя аналогичных моделей.

Кроме того, зачастую отсутствуют инструменты для ремонта, включая софт, схемы, мануалы и т. п. Для того чтобы улучшить ситуацию, закон предполагает доступ ко всему этому в течение 5 лет после выхода устройства в продажу.

В этом же году в ЕС приняли закон, согласно
которому все батареи в телефонах и ноутбуках должны быть съёмными. За последние
несколько лет у производителей вошло в моду делать аккумуляторы внутренними,
причём в некоторых случаях их ещё и снять не получится (как у некоторых моделей
Surface от Microsoft). Получается, что пользователь сам заменить аккумулятор не
может, а сервисный центр за такую работу может взять сумму, равную части
стоимости нового устройства. Неудивительно, что при таких условиях владельцы
гаджетов предпочитают выкинуть сломанный девайс и приобрести новый.

В законопроекте, который был принят в начале 2023 года, говорится, что аккумуляторы должны быть «съёмными», а заменить их можно «доступными в широкой продаже инструментами без использования специализированных средств. Если всё же замена потребует использования последних, производитель устройства должен бесплатно их предоставить».

Как дела с ремонтами в РФ?

Ситуация понемногу меняется к лучшему. Минприроды ещё пару лет назад выражало солидарность с коллегами из других стран, считая, что подобные меры приведут к снижению объёмов электронного мусора.

Сейчас в законе о защите потребителей говорится следующее: «Изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок службы товара (работы) длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определённого периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде».

Что в итоге?

Сейчас активность сторонников «права на ремонт» возросла многократно — речь как о сервисных центрах, так и об обычных пользователях. Присоединяются к этому движению и законодатели, что не может не радовать. Можно надеяться, что через 2-3 года количество электронного мусора действительно сократится, а пользователи смогут выполнять простейший ремонт гаджетов и бытовой техники самостоятельно.

Источник: https://habr.com/ru/companies/ru_mts/articles/761462/


Интересные статьи

Интересные статьи

Мы думаем, что развитие ИИ идет только в одном направлении. Что они становятся умнее, поглощая больше данных, и всё точнее отвечают на вопросы. Но что если это не так?Новое исследование из Стэнфорда п...
Приветствую хабравчане!Глава 1 - Нытье про то, что раньше было лучшеДесяток лет читаю Хабр, в основном разработка, программирование, старое железо и посты с адовым рейтингом. Видел несколько постов об...
Похоже на то, что термояд становится все более реальным — китайским физикам, разработавшим токамак EAST, удалось установить рекорд продолжительности удержания сверх горячей плазмы. Та...
Одна из тех вещей, которые точно не стоит делать в этой жизни второй раз — это развивать малый бизнес до среднего. Кто это проходил, знает, что это потраченные пять–десять лет жизни. ...
Рассказываем, что такое IoT Inspector и как он работает. / фото PxHere PD О безопасности интернета вещей В консалтинговой фирме Bain & Company (PDF, стр.1) говорят, что c 2017 по 2021 ...