Правовое регулирование дронов: российские и европейские правила

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!

Законодательство о дронах развивается стремительно и меняется каждый год. Между тем, кажется, сейчас оно пришло в состояние относительной стабильности, позволяющей говорить о тех общих правилах, которые будут применяться уже на длительный срок. В этой статье я постарался обобщить всю информацию и прояснить аспекты правового регулирования дронов в России и Европе, которые помогут сориентироваться любителям этих машин в ближайшем будущем. Как зарегистрировать дрон? Какие действуют ограничения его использования? Что надо знать при перевозке дрона в ЕС или из ЕС? Этим вопросам посвящен данный лонгрид.

Российское право

Определение

В российском законодательстве действует понятие «беспилотное воздушное судно» (БВС) – воздушное судно, управляемое и контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта (внешним пилотом). Не трудно догадаться, что основными признаками, позволяющими относить аппарат к БВС, являются отсутствие пилота и дистанционное управление, что распространяет действие закона на любые виды летающих дронов, в т.ч. квадрокоптеры. Вопрос о применении данного термина к полностью автономным беспилотникам остается спорным.

Легализация дрона

Правила легализации дрона зависят от его взлетной массы – предусмотренной технической документацией максимальной массы аппарата, топлива и груза, с которыми он может осуществить нормальный безопасный полет.

Владельцы дронов, взлетная масса которых меньше 250 грамм, могут спать спокойно – они не обязаны проходить какие-либо юридические процедуры. Для остальных законом предусмотрено два порядка легализации, выбор одного из которых зависит от весовой категории дрона.

 1. Постановка на учет. Поставлены на учет должны быть дроны с взлетной массой от 250 грамм до 30 килограмм (легкие дроны). Это процедура заключается в простом уведомлении Росавиации о факте владения дроном. Заявление должно быть подано в ведомство в следующие сроки:

Основание приобретения дрона

Срок

Покупка в РФ

10 рабочих дней со дня покупки

Ввоз из другой страны

10 рабочих дней со дня ввоза

Самостоятельное изготовление

Срок не установлен, но пользоваться нельзя, пока дрон не будет поставлен на учет

Ахтунг! К заявлению нужно будет приложить фотографии БВС с нескольких ракурсов. Не лишним будет также приложить техдокументацию, подтверждающую взлетную массу до 30 килограмм. Отправить заявление можно следующими способами:

  • через Госуслуги

  • через Портал учета беспилотных воздушных судов

  • почтовым отправлением в Росавиацию по адресу: 125167, г. Москва, Ленинградский проспект, д. 37, корп. 2. При использовании этого способа на конверте необходимо сделать отметку «учет БВС».

Росавиация обязана ответить на заявку в течение 10 рабочих дней с даты ее получения. За это время ведомство присвоит аппарату учетный номер и направит его вместе с ответом владельцу. До присвоения учетного номера использовать дрон в полетном режиме нельзя.

2. Регистрация. Предназначена для дронов с взлетной массой выше 30 килограмм (тяжелые дроны). Регистрация подразумевает выдачу свидетельства о регистрации, номера дрона и занесение его в специальный реестр. Сроки подачи заявления – такие же, как для постановки на учет.

Помимо самого заявления и фотографий дрона, в Росавиацию нужно будет предоставить:

  • техническую документацию дрона и документы, подтверждающие право собственности на него;

  • сертификат летной годности на воздушное судно (для его получения нужно предварительно обратиться в Росавиацию, предоставив всю техническую документацию дрона);

  • сертификат летной годности оператора дрона (опять же выдается Росавиацией владельцу дрона по итогам прохождения квалификационных курсов и сдачи экзамена);

  • подтверждение страхования гражданской ответственности за управление дроном. 

Заявление на регистрацию подать тоже не так просто: это можно сделать одним из двух способов:

  • на личном приеме/через канцелярию в одном из региональных управлений Росавиации;

  • почтовым отправлением в Росавиацию по адресу: 125167, г. Москва, Ленинградский проспект, д. 37, корп. 2 (в таком случае на почте обязательно нужно оформить опись вложения – таково требование п. 21 соответствующего Приказа Минтранса).

Обработка заявления о регистрации занимает 10 рабочих дней со дня получения всех необходимых документов. Если с документами все в порядке, владельцу дрона выдается свидетельство о регистрации, аналогичное свидетельству о регистрации автомобиля, в котором указывается идентификационный номер БВС.

Денежный вопрос: пошлины и налоги

Госпошлина за постановку легкого дрона на учет не уплачивается. А вот при регистрации дрона с взлетной массой выше 30 килограмм придется заплатить 1 300 рублей.

Аналогично дело обстоит с налогами: от них освобождены владельцы легких дронов, а вот за дрон, подлежащий регистрации, придется платить транспортный налог (Письмо ФНС №БС-4-21/2295@ от 11.02.2019). Размер налога зависит от региона, в котором зарегистрирован владелец и мощности устройства (кВт). Например, за грузовой дрон с мощностью двигателей 3 кВт в Москве транспортный налог будет составлять 1 020 руб. за год владения. Список ставок по всем регионам России можно посмотреть здесь.

Использование дрона

Перед первым запуском на корпус дрона должен быть нанесен его учетный или идентификационный номер. Главное требование – чтобы он был визуально опознаваем. Рекомендации по этому поводу можно посмотреть на сайте Росавиации и YouTube.

Далее – запуск в небо, то есть использование непосредственно по назначению. Дроны легче 30 килограмм можно запускать без разрешения при соблюдении следующих условий:

  • светлое время суток;

  • ясная погода;

  • высота полета – не более 150 метров.

В остальных случаях, а также при запуске тяжелых дронов, придется запрашивать разрешение на использование воздушного пространства. Для его получения необходимо разработать план полета и отправить его в уполномоченный орган.

Кто занимается выдачей разрешений? Если полет планируется в пределах города, нужно обратиться в комитет по транспорту администрации соответствующего населенного пункта. В остальных случаях дорога ведет к территориальным центрам Росавиации. Лучше всего не мучить себя ненужной волокитой и согласовать план полета онлайн через электронную систему предоставления планов полетов.

Что нужно знать при разработке плана полета:

  • маршрут не должен проходить через различные ограниченные или запрещенные зоны: территории аэропортов и диспетчерских зон, вертолетных площадок, военных полигонов и т.п. Их актуальное расположение можно посмотреть здесь.

  • запрещены полеты над городами федерального значения: Москвой, Санкт-Петербургом, Севастополем (Приказ Минтранса № 254 от 24.06.2020).

  • запрещены полеты над массовыми скоплениями людей.

Коммерческое использование

Если хочется использовать дрон не только для того, чтобы порадовать себя любимого, но и подзаработать, придется получать сертификат эксплуатанта. Здесь не важно, используется дрон для фото- и видеосъемки оператором на свадьбе или же для профессиональной перевозки грузов.

Такой сертификат можно получить только являясь индивидуальным предпринимателем или представителем юрлица. Для этого необходимо направить в Росавиацию целый пакет документов (все как в большой авиации):

  • свидетельство о регистрации дрона;

  • сертификат летной годности;

  • свидетельство о квалификации оператора дрона;

  • полис страхования гражданской ответственности;

  • руководство по производству полетов.

В дополнение к этому те, кто планирует использовать дрон для геодезических или картографических работ, обязаны предоставить разрешение Генштаба и ФСБ.

Штрафы и ответственность

Нарушение правил регистрации и использования дрона в России может дорого обойтись. Так, запуск дрона без постановки на учет или регистрации, в случае обнаружение этого факта властями, может повлечь за собой привлечение владельца к административной ответственности по ст. 11.4 КоАП в виде штрафа: для граждан его максимальная планка составляет 50 тыс. рублей, а для компаний – 300 тыс. рублей.

Если в результате нарушения правил полета дрон причинит людям вред легкой или средней тяжести (т.е. не опасный для жизни), то пилот вынужден будет оплатить административный штраф до 5 000 рублей и возместить стоимость лечения. А вот за причинение тяжкого вреда здоровью или смерти оператор дрона может сесть за решетку на срок до трех лет (ст.ст. 109, 118 УК РФ).

Европейское право

Определение

Европейское право использует термин «дрон» и определяет его как любой воздушный аппарат, летающий автономно или будучи пилотируемым дистанционно пилотом вне борта. Это определение несколько шире российского, так как включает и полностью автономные модели, запрограммированные на осуществление полета без участия человека.

Легализация дрона

В отличие от России, все дроны, произведенные на территории ЕС, проходят сертификацию и идентификацию. Поэтому отдельно регистрировать дрон, купленный в ЕС, не надо. Не требуется предпринимать какие-либо действия и умельцам, изготовившим дрон легче 250 грамм своими руками. А вот хэнд-мейд потяжелее уже надо проводить через процедуру сертификации у одного из аккредитованных изготовителей серийных дронов.

Таким образом, в большинстве случаев какой-либо регистрации дрона от владельца не требуется. Однако сам он должен зарегистрироваться как пилот на сайте соответствующего ведомства той страны, где он находится. Никаких пошлин за это оплачивать не надо. Список ссылок по странам можно найти здесь.

Регистрироваться нет необходимости, если:

  • дрон легче 250 грамм и не имеет камер и сенсоров;

  • дрон легче 250 грамм, имеет камеры и сенсоры, но при этом является игрушкой.

Использование дрона

Этот вопрос был раскрыт в посте Andrey@at_wrike, но за прошедшее время правила немного изменились, да и перевод с английского поможет легче сориентироваться.

Итак, на сайте Агентства авиационной безопасности ЕС (EASA) можно найти достаточно информативную табличку о том, что можно, а что нельзя в зависимости от весовой категории дрона. Вот ее перевод на русский:

Ахтунг! Правила выше действуют до 1 января 2023 года.

Для запуска дрона тяжелее 25 кг. (подкатегория С) необходимо согласовать план полета (полетный сценарий) с национальным органом каждой страны, через которую будет проходить полет, а также получить лицензию оператора дрона «специальной категории». Насколько это тяжело будет зависеть от конкретной страны ЕС.

Кроме этого, есть еще несколько моментов, на которые нужно обратить внимание:

  • любым дронам нужно получить дополнительное разрешение на пролет над запретными зонами, расположение которых можно посмотреть здесь;

  • если дрон тяжелее 20 килограмм, необходимо застраховать гражданскую ответственность;

  • для дронов подкатегорий А1-А3 не надо согласовывать план полета и получать разрешение на полет.

Коммерческое использование

Дроны подкатегорий А1-А3 можно использовать в любых коммерческих целях без дополнительных юридических процедур. Использование тяжелых дронов категории С в коммерции регулируется в каждой стране ЕС по-своему, и бюрократическая процедура согласования коммерческого предназначения может занять длительный период времени.

Штрафы и ответственность

Размер наказания за несоблюдение правил пользования дронами зависит от конкретной страны ЕС, на территории которой произошло нарушение. В большинстве случаев это – денежные штрафы, причем весьма существенные.

Так, во Франции несоблюдение требований по обучению пилота и пилотированию вблизи людей и построек может повлечь за собой взыскание штрафа в размере до 75 тыс. евро. Если при этом пострадали люди, пилот может быть привлечен и к уголовной ответственности в виде лишения свободы на срок до одного года.

Полеты над запретными зонами также могут встать в копеечку: если дрон забрел в такую зону по неосторожности пилота, последний будет вынужден заплатить штраф в размере до 15 тыс. евро. Если власти докажут умышленный характер нарушения, то штраф может вырасти до 45 тыс. евро.

Аналогично дело обстоит в Германии: за нарушение правил полета и подготовки пилота предусмотрен штраф до 50 тыс. евро. Пролет над немецкими запрещенными зонами и несанкционированное вмешательство в воздушное движение может обойтись любителю дронов не только штрафом, но и лишением свободы от 6 месяцев до 10 лет.

Со своим дроном в Европу и наоборот

При въезде в ЕС со своим дроном, регистрировать его не нужно. Достаточно зарегистрировать себя как пилота онлайн через сайт национального ведомства той страны, в которой планируется запустить дрон в первый раз. После этого аппарат можно будет использовать на территории всего Евросоюза с соблюдением правил, которые были указаны выше. Единственное требование – полученный регистрационный номер пилота нужно будет наклеить на корпус аппарата. Если собираетесь использовать несколько дронов – достаточно наклеить на каждый из них это номер.

В обратном случае, если купленный в Европе дрон хочется использовать в России, придется проходить процедуру его постановки на учет/регистрации в Росавиации, как если бы устройство было куплено на родине. Дрон можно будет использовать только после получения российского учетного или идентификационного номера.

Источник: https://habr.com/ru/company/timeweb/blog/647747/


Интересные статьи

Интересные статьи

Мы рады представить вам релиз GitLab 14.3 с правилами запуска сканирований безопасности для проектов, следующим поколением SAST для снижения количества ложных срабатываний в Ruby, установкой разрешени...
Все знают, что защитить свою информацию от чужих глаз и большого брата можно только в одном случае - если писать в стол. Однако, крупные компании делают все, чтобы доказать - информация пользователей ...
К 2020 году вы не могли не заметить, что миром правят данные. И, как только речь заходит о работе с ощутимыми объёмами, появляется необходимость в сложном многоэтапном ко...
Договариваемся об эффективном и удобном общении при удалённой работе (и не только) Недавно общался с другом, который переводит компанию на удалённую работу, рассказывал о нашем опыте поддержания...
Если честно, к Д7 у меня несколько неоднозначное отношение. В некоторых местах я попискиваю от восторга, а в некоторых хочется топать ногами и ругаться неприличными словами.