В моем портфолио шесть мобильных приложений на 1С и еще два сейчас в разработке. Заказчики - относительно крупные компании, чей штат начинается со 100 человек. Приходят они, как правило, с негативным опытом использования готовых решений. Моя экспертиза - их замена на кастомные приложения. Почему на кастомные? Сейчас объясню.
Специфика узкого рынка
Стационарные решения подходят не всем, многие хотят решать учетные проблемы при помощи мобильных приложений. Набор примерно такой:
агентские системы для компаний, чьи торговые представители бегают по территории и собирают заказы;
складские системы – когда у вас огромный склад, и вам неудобно, чтобы сотрудник на погрузчике ехал из одного конца в другой, чтобы занести что-то в компьютер;
экспедиторские системы, в которых нужно составить маршрут для водителей, и в каждой точке этого маршрута решить определенную бизнес-задачу;
системы для руководителей, которым важно быстро видеть отчеты и иметь возможность сделать это в машине, на отдыхе, где угодно.
В поисках этих решений начинается такой бизнес-трип. Вы заходите на Play Market, а там, пожалуйста – “Мобильная торговля” бесплатно. Качайте и ставьте. Вы качаете, получаете мобильное приложение, но оно не взаимодействует с вашей центральной базой, нужна интеграция. В рекламном буклете написано: интегрировано с “Управлением торговлей”. Но ваше “Управление торговлей” локализовано для вашего рынка. Интеграция в чистом виде не работает, нужно переделывать. Окей, переделали, заплатили денег за модификацию обмена с центральной базой, поставили это чудо на десяток телефонов сотрудников, изменили под это бизнес-процессы. И тут возникает главный вопрос – как изменить функционал приложения.
И вот, условный клиент из страны X звонит в Россию, в офис условного “Агент XXX” и слезно просит: ребята, у меня в мобильном приложении есть 10 отчетов, но позарез нужен 11-й. В ответ, естественно, слышит дружное ржание. Он кидается к местному поставщику 1С-решений. Но исходных кодов у него нет, и ему остается только тоже звонить в Москву. В ответ то же ржание: “Ты кто, франчайзи? Сколько у тебя копий в год? Десять? Иди лесом”. В результате наш клиент не получает ничего.
Приложения с Play Market – это модель “ешь, что дают”. Вы не в том положении, чтобы позвонить кому-то и сказать: добавьте мне модель учета скидки. Так не работает.
Альтернатива такова: приходит на рынок борзый разработчик, предлагает написать мобильное приложение по вашим требованиям и просит за это от 5000 евро. У вас от такой суммы инфаркт, вы же привыкли к 1С, который стоит копейки. Поэтому вы ставите приложение с Play Market, собираете все кочки на этом пути и в итоге приходите к кастомному решению.
Ценность открытого кода и защита от дураков
Первый фундаментальный момент – 1С-ные конфигурации поставляются в исходных кодах. Заказчик получает не просто программу, он получает исходный текст программы и, значит, может его модифицировать. Главное, что можно пригласить специалиста, и тот сделает необходимые модификации.
Правда, тут есть нюанс. Специфика индустрии такова, что порог входа низкий. У вас может возникнуть соблазн поручить эти модификации племяннику бухгалтера или сыну подруги жены. Они второкурсники факультета программирования, большие молодцы и отличники, которые возьмут за такую работу сто баксов.
Так вот, единственная защита от дураков – не подпускать этих дураков к коду, а заказывать грамотное сопровождение. Только так продукт будет доведен до ума, и вы получите именно то, что хотели.
Почему 1С
Представьте, что вы задумали производить мебель. Первый путь – начать с выращивания деревьев. Второй – закупать готовые шкафы и пытаться нарастить их до нужной высоты. И, наконец, у вас есть золотая середина – запастись фурнитурой, ножками, мебельными щитами и прочим. Все это в учетных системах дает 1С.
В 1С точно найдена точка баланса: где закончилась основная архитектура и начинается кастомная доработка. Второй важный момент – распространение. Если 90% бизнеса ведет учет на 1С, ну что я ему противопоставлю? Я дорабатываю то, что у вас установлено.
Инсайты заказчиков
При работе с учетными системами у заказчика возникает два инсайта. Первый – процесс важнее системы. Маркетинговые стратегии построены так: есть чудесный продавец с чудесной программой, и как только вы ее купите, жизнь наладится. Это брехня. Автоматизация начинается с процесса, который нужно создать: первый сотрудник красит, второй пакует, третий возит. Причем первый красит строго в белый цвет, а третий возит из левого угла в правый. Вот когда вы создали и отладили процесс, можете искать в нем место для программных инструментов.
Второй инсайт состоит в том, что качество важнее количества. Обычная боль типового заказчика учетной системы – это желание увидеть на мобильном устройстве большое количество реквизитов покупателей. И вот он приходит: в одной руке у него опыт использования простых и понятных Google Tasks, а в другой – желание уместить в заказ покупателя 250 реквизитов. Это каждый раз интересный опыт: убедить человека, что скорость важнее попытки показать на мобильном экране все 250 реквизитов заказа, что нужно фокусировать внимание пользователя на важном, а неважное засовывать под капот. Так что выбираем пять основных показателей, а не вываливаем на маленький экран всю эту бороду и судорожно пытаемся в ней разобраться.
Коробки vs кастомная доработка
Еще один важный момент состоит в том, что 1С-ных изготовителей можно разделить на три категории. Первая – коробейники. Это конторки, которые занимаются перепродажей чужих конфигураций. В штате у них из технических специалистов – максимум установщик. Вы устанавливаете и подписываете договор сопровождения, скажем, на 350 долларов в год. Вам дают телефон консультанта и сажают на него девочку с улицы. Дальше конторка занимается тем, что раздражает клиентов. Если девочка достаточно глупая, клиент быстро устанет и отстанет. Цель конторки достигнута.
Вторая категория - разработчики монопродуктов. Это серьезные программисты, которые занимаются разработкой этих самых продуктов, которые потом продают коробейники. В результате их деятельности получается некий монопродукт, который они в таком виде поставляют на рынок. Берите или не берите. У этих людей все хорошо с техническими компетенциями, у них одна проблема - они не реагируют на оперативные запросы заказчика. У них есть регулярные обновления, но состав обновлений определяется не вашим желанием, а их планом работ.
Ну и третья категория - кастомные разработки под конкретного клиента. То есть когда разработчику звонят и говорят: знаете, два года назад мы купили у этих плохих людей конфигурацию, что-то работает, что-то нет, помогите. Этим, собственно, и занимаюсь я.
Михаил Шмундяк
Технический директор компании “Meta-Sistem” SRL