Преврати любимое дело в работу, и…

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!

Вам нравится что-то делать. Вы увлечены этим делом. И вы подумываете превратить увлечение в профессию?

Это же просто здорово, когда берёшься за работу с юношеским энтузиазмом, когда в процессе работы раз за разом испытываешь детский восторг!

И как это прекрасно: зарабатывать себе на жизнь, занимаясь любимым делом! Рецепт долгой счастливой жизни: любить свою работу, увлечённо трудиться, воспринимать трудности как вызов, смотреть на мир горящими глазами.

И это работает! Правда, недолго…

Проиллюстрирую мысль анекдотом:

Мальчишки повадились пинать мячом в стену дома. За стеной жил пенсионер, и ему это не нравилось.

Однажды пенсионер вышел во двор и сказал, что будет платить по три копейки за удар (давно это было). Через день цена поднялась до пяти копеек. А ещё через день пенсионер сообщил, что пенсия закончилась, и заплатить он мальчишкам не может.

«Бесплатно пинать не будем», – сказали ему дети осипшими от мороженого голосами и ушли на другой двор.

Ситуация...

Мальчишки пинали мячом в стену, потому что им это нравилось. Их никто не заставлял. Их мотивация была внутренней.

Пенсионер, в силу своего жизненного опыта, отлично понимал, что любая попытка запрета вызовет у мальчишек протест, и они начнут пинать мячом в стену его дома с гораздо большим энтузиазмом. Просто из вредности.

Не можешь пресечь – возглавь! И пенсионер превращает любимое занятие мальчишек в работу. Причём, в работу с простой и понятной сдельной системой оплаты труда: один удар – три копейки, сто ударов – три рубля.

Вот так мальчишки и получили работу своей мечты: им стали платить деньги за дело по душе. Стали ли они от этого счастливыми?

Нет, не стали, потому что внутренняя мотивация заменилась внешней. Вместо того, чтобы получать удовольствие от игры в мяч, мальчишки начали считать удары мячом об стену, т.е. работать «на результат». Раньше это была всецело их игра, теперь они стали «работать на дядю».

По сюжету анекдота никто не пострадал: пенсионер обрёл покой, а мальчишки подзаработали на мороженое, а может, и на новый мяч.

...когда события могут развиваться двумя путями...

В современном мире интернета и социальных сетей события развивались бы совсем по другому сценарию.

То, что пенсионер платит деньги за удары мячом о стену, надолго тайной бы не осталось: кто-то проболтался бы, кто-то бы «видос запостил». В результате другие мальчишки об этом тоже бы узнали, и им бы тоже захотелось получать деньги за дело по душе. И таким образом на каждое оплачиваемое рабочее место образовался бы конкурс.

Если есть конкурс, должна быть и система оценки. Дворовая компания с неформальными отношениями внутри группы начала бы обретать иерархическую структуру, а иерархия всегда подразумевает неравенство. В том числе и в доходах.

Команда вольно или невольно стала бы наращивать производительность, избавляясь от малопродуктивных, и принимая в команду высокопродуктивных игроков по конкурсу. А «за воротами предприятия» не только дворовые стоят, там же есть и ребята из спортивных школ, настоящие «профи»!

Теперь представьте, что производительность возросла многократно, и в команде появились даже «десятикратные футболисты»! Принесло ли это кому-то из них счастье?

Нет, не принесло, потому что фонд оплаты труда не бесконечен. Многократное повышение производительности труда в реальном мире не ведёт к пропорциональному увеличению заработной платы. Оно приводит к увеличению норм выработки и снижению расценок.

В результате все недовольны. Кого-то «уволили», и он лишился мороженого. Кто-то остался, но ему меньше платят.

Очень тяжело в этой ситуации неформальному лидеру. Теперь он капитан клуба, но и ему несладко. Раньше он просто пинал мяч с друзьями. А теперь у него и друзей не осталось.

Раньше они были «командой единомышленников», а теперь все перессорились. На «старичков» уже не опереться, а на пятки наступают более квалифицированные новички.

А больше всех недовольны «профи»! Их взяли по конкурсу на работу в «компанию мечты», а им постоянно расценки «режут». Они лучше всех знают, как пинать мячом в стену. Они с закрытыми глазами попадают мячом в любой квадрат стены. Капитан рядом с ними никакой не лидер, а дилетант и самозванец.

Мы видим, мотивация уже всех мальчишек в клубе – внешняя. Причём у многих вновь принятых она была внешней изначально: они шли в клуб денег заработать.

Все мальчишки недовольны. И никого из мальчишек не интересует, почему же пенсионер им платит, и где пенсионер берёт для этого деньги.

...один из которых ведёт к катастрофе...

Пока мальчишки увлечённо пинали мячом в стену, они не обращали внимания на ряд серьёзных организационных моментов: их не интересовала причина открытия клуба, их не интересовал источник финансирования.

Мы помним, что пенсионер открыл клуб, чтобы спровадить мальчишек со двора. Клуб финансировался из собственных средств пенсионера.

Миссия клуба была выполнена, но клуб не был закрыт. Скорее всего, кто-то стал платить деньги, чтобы посмотреть, как мальчишки пинают мяч в стену. Произошёл pivot.

На любой источник финансирования в реальном мире всегда образуется конкурс. Особенно, если рынок новый и растущий. И вот в соседних дворах мальчишки тоже начинают пинать мяч в стену за деньги инвесторов.

Уволенные из первой команды мальчишки трудоустраиваются в клубы конкурентов. По мере наполнения рынка начинается охота на «профи». Кто не может предложить «профи» расценки в несколько раз больше чем у конкурентов, теряют деньги инвесторов и закрываются.

Мальчишки становятся богатыми. Их начинают узнавать на улицах и просить автограф. Становятся ли мальчишки от этого счастливыми?

Нет, не становятся! Они достигают успеха, но никакой радости от этого уже не получают. Их начинают окружать дураки и неудачники. Жизнь становится скучной, а мир – серым. Ни один удар мяча об стену не может изменить такой мир к лучшему

Кто виноват? Естественно, руководство клубов и пенсионер: они извратили саму суть движения. Пинание мяча в стену должно было изменить мир к лучшему и объединить человечество, но вмешался менеджмент. А если бы мальчишкам не мешали…

Мальчишки не сдаются, они продолжают борьбу. Они ведут каналы, блоги и выступают на конференциях и в ток-шоу. Но почему-то, всякий раз когда мальчишки собираются, чтобы объединиться и совместными усилиями начать изменять мир к лучшему, между ними происходит драка.

А в это время во дворе, где всё начиналось, другие мальчишки увлечённо играют в русскую лапту...

От автора

Может показаться, что эта публикация – про «айтишников». На самом деле, она и про «айтишников» тоже. Узнаваемый антураж был добавлен исключительно для лёгкости восприятия.

С подобными реалиями я сталкивался ещё когда тренировался в детско-юношеской спортивной школе. Декорации меняются, сюжет остаётся.

Справедливости ради должен заметить, что даже в профессиональном спорте кто-то ухитряется сохранять в себе детский восторг и остатки внутренней мотивации.

Эта заметка впервые была опубликована в канале «Слабоумие и отвага», как и многие другие мои заметки об искусстве управления.

Источник: https://habr.com/ru/post/646149/


Интересные статьи

Интересные статьи

В научной работе NVIDIA 2019 года улучшенный дифференциальный рендерер — DIB-R представлен как инструмент решения одной из самых популярных сегодня задач Deep Learning: г...
Последние пять лет я работаю в аутсорсинге, поэтому часто занимаюсь запуском новых продуктов. Чаще всего первый шаг - создание так называемого MVP (minimum viable product...
В 1С-Битрикс: Управление сайтом (как и в Битрикс24) десятки, если не сотни настраиваемых типов данных (или сущностей): инфоблоки, пользователи, заказы, склады, форумы, блоги и т.д. Стр...
Получить трафик для интернет-магазина сегодня не проблема. Есть много каналов его привлечения: органическая выдача, контекстная реклама, контент-маркетинг, RTB-сети и т. д. Вопрос в том, как вы распор...
В интернет-магазинах, в том числе сделанных на готовых решениях 1C-Битрикс, часто неправильно реализован функционал быстрого заказа «Купить в 1 клик».