Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Недавно, я наткнулся на имплементацию хуков для Flutter, о которой и хочу рассказать.
Зачем использовать хуки во Flutter?
Причины те же, по которой люди используют их в React, а именно:
Удобство
Отсутствие бойлерплейта
Простота для тривиальных случаев
В частности, неприятный момент со Statefull
виджетами – большое количество бойлерплейта с initState
и dispose
. Авторы реализации описывают проблему таким кодом:
class Example extends StatefulWidget {
final Duration duration;
const Example({Key key, required this.duration})
: super(key: key);
@override
_ExampleState createState() => _ExampleState();
}
class _ExampleState extends State<Example> with SingleTickerProviderStateMixin {
AnimationController? _controller;
@override
void initState() {
super.initState();
_controller = AnimationController(vsync: this, duration: widget.duration);
}
@override
void didUpdateWidget(Example oldWidget) {
super.didUpdateWidget(oldWidget);
if (widget.duration != oldWidget.duration) {
_controller!.duration = widget.duration;
}
}
@override
void dispose() {
_controller!.dispose();
super.dispose();
}
@override
Widget build(BuildContext context) {
return Container();
}
}
Думаю, взглянув на код, вы поняли ту боль, которую испытывали и его авторы.
Не желая мириться с болью, они вспомнили, что есть такая приятная вещь как хуки, и то как ими удобно пользоваться.
А вот так уже выглядит такой же пример, но с использованием хуков:
class Example extends HookWidget {
const Example({Key key, required this.duration})
: super(key: key);
final Duration duration;
@override
Widget build(BuildContext context) {
final controller = useAnimationController(duration: duration);
return Container();
}
}
Небольшой технический ликбез
Хуки прекрасны, но есть требование - нельзя использовать условия при использовании хуков (см. пример).
@override
Widget build(BuildContext context) {
if (isCondition) {
final val = useHook();
/// ... some code
} else {
final val2 = useHook2();
/// ... some code
}
}
Если же вас интересует, то как хуки работают и почему это не магия, то авторы рекомендуют прочитать о внутреннем устройстве хуков тут.
Если вкратце, то важен порядок вызова хуков. Внутри каждого виджета есть счетчик, используя хук, счетчик инкрементируется, и за счет этого получается различать где какой хук (собственно, из-за этого и появилось ограничение на if`ы).
Как использовать?
Для начала необходимо добавить в ваш flutter проект библиотеку flutter_hooks.
flutter pub add flutter_hooks
Теперь рассмотрим более подробно, какие возможности предоставляет эта библиотека.
Допустим, у нас есть стартовое приложение, которое генерит Flutter. Тут классический счетчик нажатий на кнопку.
class MyHomePage extends StatefulWidget {
const MyHomePage({Key? key, required this.title}) : super(key: key);
final String title;
@override
State<MyHomePage> createState() => _MyHomePageState();
}
class _MyHomePageState extends State<MyHomePage> {
int _counter = 0;
void _incrementCounter() {
setState(() {
_counter++;
});
}
@override
Widget build(BuildContext context) {
return Scaffold(
appBar: AppBar(
title: Text(widget.title),
),
body: Center(
child: Column(
mainAxisAlignment: MainAxisAlignment.center,
children: <Widget>[
const Text(
'You have pushed the button this many times:',
),
Text(
'$_counter',
style: Theme.of(context).textTheme.headline4,
),
],
),
),
floatingActionButton: FloatingActionButton(
onPressed: _incrementCounter,
tooltip: 'Increment',
child: const Icon(Icons.add),
),
);
}
}
Теперь перепишем его на хуки. Для этого будем использовать useState
и useCallback
.
useState
- создает стейт и возвращаетValueNotifier<T>
.
Всякий раз, когда значение ValueNotifier обновляется, то обновляется и виджет (ValueListenableBuilder
использовать не обязательно). При первом вызове требуется указать начальное значение, потом оно игнорируется.useCallback
- кэширование функции на основе списка ключей.
Удобная обертка useMemoized для callback`овuseMemoized
- кэширование значения на основе списка ключей.
class MyHomePage extends HookWidget {
const MyHomePage({Key? key, required this.title}) : super(key: key);
final String title;
@override
Widget build(BuildContext context) {
final counter = useState(0);
final increment = useCallback(() => counter.value++, [counter]);
// or useMemoized(() => () => counter.value++, [counter]);
return Scaffold(
appBar: AppBar(
title: Text(title),
),
body: Center(
child: Column(
mainAxisAlignment: MainAxisAlignment.center,
children: <Widget>[
const Text(
'You have pushed the button this many times:',
),
Text(
'${counter.value}',
style: Theme.of(context).textTheme.headline4,
),
],
),
),
floatingActionButton: FloatingActionButton(
onPressed: increment,
tooltip: 'Increment',
child: const Icon(Icons.add),
),
);
}
}
Окей, давайте что-нибудь поинтереснее.
Допустим мы хотим использовать Stream
. Для этого есть хук useStream
. Для начала напишем простой Stream
с цветами.
Stream<Color> colorsStream() async* {
final myColors = [
Colors.blue,
Colors.red,
Colors.yellow,
Colors.grey,
Colors.green,
];
while (true) {
for (final color in myColors) {
await Future.delayed(const Duration(milliseconds: 1000));
yield color;
}
}
}
Stream
есть, давайте использовать.
class MyHomePage extends HookWidget {
const MyHomePage({Key? key}) : super(key: key);
@override
Widget build(BuildContext context) {
final stream = useMemoized(() => colorsStream());
final color = useStream(stream, initialData: Colors.white);
return Scaffold(
body: Center(
child: AnimatedContainer(
height: 300,
width: 300,
duration: const Duration(milliseconds: 500),
decoration: BoxDecoration(
borderRadius: BorderRadius.circular(20),
color: color.data,
),
),
),
);
}
}
При использовании useStream
вызов build
будет происходить на каждое новые событие, так что учитывайте, когда будете создавать Stream
в методе build
.
На этом функционал библиотеки не оканчивается, она предоставляет большое количество методов:
Описание методов и ссылки на документацию
Базовые примитивы:
useEffect
useState
useMemoized
useRef
useCallback
useContext
useValueChanged
Хуки для работы асинхронными операциями:
useStream - подписываемся на события
Stream
useFuture - подписываемся на события
Future
useStreamController - создаем
StreamController
Хуки для управления стейтом:
useState
useReducer
usePrevious
Хуки для работы с анимациями:
useSingleTickerProvider
useAnimationController
useAnimation - подписываемся на события
Animation
и получаем её текущее значение.
Остальное:
useListenable - подписываемся на события
Listenable
, помечая виджет для ребилда при вызовеListener
useValueListenable подписываемся на события
ValueListenable
и получаем его значениеuseTextEditingController
useFocusNode
useTabController
useScrollController
usePageController
useIsMounted - эквивалент
State.mounted
Итог
На этом - все, спасибо за уделенное время, надеюсь, идея использовать хуки во Flutter заинтересовала вас так же, как и меня.