Приятное и полезное в преподавании

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Всем привет! Год назад я написал статью про то, как я организовывал университетский курс по обработке сигналов. Судя по отзывам, в статье много интересных идей, но она большая и тяжелочитаемая. И я давно хотел разбить её на более маленькие и написать их понятнее.


Но писать одно и то же два раза как-то не получается. Вдобавок, в этом году дали о себе знать существенные проблемы в организации этого курса. Поэтому я решил написать несколько статей про каждую из идей в отдельности, порассуждать о плюсах и минусах.


Эта нулевая статья — исключение. В ней — про мотивацию преподавателя. Про то, почему хорошо преподавать — это полезно и приятно как для себя, так для мира.



Что стимулирует меня


Прежде всего, мне это интересно и приятно! Попробую сформулировать, чем именно.


Мне нравится придумывать какие-то правила, по которым другим придется жить хотя бы семестр. Нравится усовершенствовать готовые правила, уже существующие или построенные мной. Чтобы они становились лучше, решали какие-то проблемы, которые у меня или у студентов возникают.


Для хорошего курса нужно много: подобрать материал, разумно расположить его по семестру, научиться понятно и интересно объяснять, продумать адекватную и стимулирующую студентов систему отчетности. Проектирование такого курса — не только очень интересная, но и практически полезная задача. Ее можно решать без конца. Можно наблюдать промежуточные улучшения на практике — в научно-исследовательских задачах с такими наблюдаемыми на практике улучшениями обычно плохо, преподавание может это скомпенсировать.


Еще мне, конечно, нравится делиться своими знаниями — кажется, что я от этого выгляжу умнее и привлекательнее. Нахожусь как-бы во главе аудитории. Нравится, что хоть кто-то меня выслушивает, причем внимательно. Делает то, что я считаю правильным. Плюс, статус преподавателя сам по себе создает приятный ореол.



Но интересно и приятно — это не все. Преподавание делает меня лучше: более знающим, более способным.


Я вынужден существенно глубже погружаться в материал. Я же не хочу, чтобы студенты на меня осуждающе смотрели и думали: "вот ещё одному нечем заняться кроме как читать нам какую-то чепуху, в которой он сам не считает нужным разобраться".


Когда студенты примерно понимают материал, они начинают задавать вопросы. Бывает, что вопросы оказываются умными и приближают к неизведанному. Бывает, что уже в самом вопросе содержится мысль, которая раньше не приходила в голову. Или как-то неправильно учитывалась.


Случается, что новые знания появляются из результатов студенческого труда. Например, студенты делая практические задания или улучшая материалы курса, предлагают новые для меня алгоритмы, формулы оценок качества. Может быть, я даже слышал раньше про эти идеи, но все никак не мог заставить себя разобраться. А тут приходят и говорят: "Почему бы это не добавить в курс? Это лучше чем то, что есть, потому-то ..." — и приходится разбираться, не убежишь.


Кроме этого, преподавание — активная практика общения со студентами. Я отвечаю на их вопросы, стараясь быть понятным и не уходить в дебри.


Спойлер:

Это у меня получается плохо=(


В ходе общения я невольно оцениваю способности и трудолюбие студентов. Потом автоматически происходит сверка этих оценок с тем, что реально сделал студент. Само по себе выходит, что я учусь оценивать потенциал других людей.


Случается узнавать интересные факты о устройстве мира. Например, в этом году мне довелось прочувствовать, насколько сильно могут отличаться потоки студентов с разницей всего в один год.



Как ещё преподавание может помочь тому, кто преподает?


Есть несколько идей.


  • Можно использовать студентов для проверки исследовательских гипотез. Да, я не считаю, что использовать труд студентов по теме предмета в своих целях — это не этично и плохо. Наоборот, студенты ощущают, что то, что они делают — действительно нужно. Это приятное ощущение, оно стимулирует к более качественному выполнению заданий.
  • Можно понимать, как разные люди будут реагировать на ваши слова. Учиться общаться более эффективно.
  • Можно проводить эксперименты по организации командной работы.
  • Можно познакомиться с будущими специалистами в своей области. Возможно, с некоторыми из них потом придется сотрудничать. А возможно, кто-то из студентов понравится, и ты потом пригласишь его к себе на работу. Наблюдая за человеком в течение семестра его можно узнать намного лучше, чем за несколько собеседований.

Ну и в грустные минуты можно вспоминать о том, что ты много кому передал частичку своих знаний и опыта. Они не потерялись=)


Источник: https://habr.com/ru/post/460729/


Интересные статьи

Интересные статьи

Всем привет! Не так давно на работе в рамках тестирования нового бизнес-процесса мне понадобилась возможность авторизации под разными пользователями. Переход в соответствующий р...
Но если для интернет-магазина, разработанного 3–4 года назад «современные» ошибки вполне простительны потому что перед разработчиками «в те далекие времена» не стояло таких задач, то в магазинах, сдел...
Несмотря на то, что “в коробке” с Битриксом уже идут модули как для SOAP (модуль “Веб сервисы” в редакции “Бизнес” и старше), так и для REST (модуль “Rest API” во всех редакциях, начиная с...
1С Битрикс: Управление сайтом (БУС) - CMS №1 в России по версии портала “Рейтинг Рунета” за 2018 год. На рынке c 2003 года. За это время БУС не стоял на месте, обрастал новой функциональностью...
В Челябинске проходят митапы системных администраторов Sysadminka, и на последнем из них я делал доклад о нашем решении для работы приложений на 1С-Битрикс в Kubernetes. Битрикс, Kubernetes, Сep...