Всем привет! Год назад я написал статью про то, как я организовывал университетский курс по обработке сигналов. Судя по отзывам, в статье много интересных идей, но она большая и тяжелочитаемая. И я давно хотел разбить её на более маленькие и написать их понятнее.
Но писать одно и то же два раза как-то не получается. Вдобавок, в этом году дали о себе знать существенные проблемы в организации этого курса. Поэтому я решил написать несколько статей про каждую из идей в отдельности, порассуждать о плюсах и минусах.
Эта нулевая статья — исключение. В ней — про мотивацию преподавателя. Про то, почему хорошо преподавать — это полезно и приятно как для себя, так для мира.
Что стимулирует меня
Прежде всего, мне это интересно и приятно! Попробую сформулировать, чем именно.
Мне нравится придумывать какие-то правила, по которым другим придется жить хотя бы семестр. Нравится усовершенствовать готовые правила, уже существующие или построенные мной. Чтобы они становились лучше, решали какие-то проблемы, которые у меня или у студентов возникают.
Для хорошего курса нужно много: подобрать материал, разумно расположить его по семестру, научиться понятно и интересно объяснять, продумать адекватную и стимулирующую студентов систему отчетности. Проектирование такого курса — не только очень интересная, но и практически полезная задача. Ее можно решать без конца. Можно наблюдать промежуточные улучшения на практике — в научно-исследовательских задачах с такими наблюдаемыми на практике улучшениями обычно плохо, преподавание может это скомпенсировать.
Еще мне, конечно, нравится делиться своими знаниями — кажется, что я от этого выгляжу умнее и привлекательнее. Нахожусь как-бы во главе аудитории. Нравится, что хоть кто-то меня выслушивает, причем внимательно. Делает то, что я считаю правильным. Плюс, статус преподавателя сам по себе создает приятный ореол.
Но интересно и приятно — это не все. Преподавание делает меня лучше: более знающим, более способным.
Я вынужден существенно глубже погружаться в материал. Я же не хочу, чтобы студенты на меня осуждающе смотрели и думали: "вот ещё одному нечем заняться кроме как читать нам какую-то чепуху, в которой он сам не считает нужным разобраться".
Когда студенты примерно понимают материал, они начинают задавать вопросы. Бывает, что вопросы оказываются умными и приближают к неизведанному. Бывает, что уже в самом вопросе содержится мысль, которая раньше не приходила в голову. Или как-то неправильно учитывалась.
Случается, что новые знания появляются из результатов студенческого труда. Например, студенты делая практические задания или улучшая материалы курса, предлагают новые для меня алгоритмы, формулы оценок качества. Может быть, я даже слышал раньше про эти идеи, но все никак не мог заставить себя разобраться. А тут приходят и говорят: "Почему бы это не добавить в курс? Это лучше чем то, что есть, потому-то ..." — и приходится разбираться, не убежишь.
Кроме этого, преподавание — активная практика общения со студентами. Я отвечаю на их вопросы, стараясь быть понятным и не уходить в дебри.
Это у меня получается плохо=(
В ходе общения я невольно оцениваю способности и трудолюбие студентов. Потом автоматически происходит сверка этих оценок с тем, что реально сделал студент. Само по себе выходит, что я учусь оценивать потенциал других людей.
Случается узнавать интересные факты о устройстве мира. Например, в этом году мне довелось прочувствовать, насколько сильно могут отличаться потоки студентов с разницей всего в один год.
Как ещё преподавание может помочь тому, кто преподает?
Есть несколько идей.
- Можно использовать студентов для проверки исследовательских гипотез. Да, я не считаю, что использовать труд студентов по теме предмета в своих целях — это не этично и плохо. Наоборот, студенты ощущают, что то, что они делают — действительно нужно. Это приятное ощущение, оно стимулирует к более качественному выполнению заданий.
- Можно понимать, как разные люди будут реагировать на ваши слова. Учиться общаться более эффективно.
- Можно проводить эксперименты по организации командной работы.
- Можно познакомиться с будущими специалистами в своей области. Возможно, с некоторыми из них потом придется сотрудничать. А возможно, кто-то из студентов понравится, и ты потом пригласишь его к себе на работу. Наблюдая за человеком в течение семестра его можно узнать намного лучше, чем за несколько собеседований.
Ну и в грустные минуты можно вспоминать о том, что ты много кому передал частичку своих знаний и опыта. Они не потерялись=)