Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Я уже довольно долго собираю и настраиваю десктопы с Linux для дома и офиса, и последнее время не без удовольствия выбираю конфигурации со встроенной графикой Intel. Когда-то я начинал с машинки, в которую поставил с Core i3-2105, (HD Graphics 3000), позднее — более новый Core i3-9000 (UHD Graphics 630), а совсем недавно мне очень недорого достался Intel NUC5PPYH, разумеется тоже с фирменным графическим контроллером Intel.
Сразу хочу сказать, что если вы не играете в коммерческие игры в Linux, то графические "встройки" Intel — это лучший выбор в плане стабильности и поддержки производителя. Видеодрайвер уже много лет есть в ядре, и он просто работает: с аппаратным ускорением из коробки, без тиринга, без дополнительных проприетарных блобов и прочей головной боли. Более того, таких драйверов минимум два: это традиционный 'intel' и более новый 'modesetting'. Графика Intel с самого начала лучше всего работала в Wayland, не будем забывать и об этом.
Поводом для этой заметки стало наблюдение: эффекты рабочего стола могут тормозить на старых "встройках" Intel при том, что в OpenGL-приложениях может быть вполне высокий FPS и хорошая плавность. Я наблюдал разные признаки торможения в двух самых популярных рабочих окружениях (KDE Plasma 5 и Gnome 4) как в X11, так и в Wayland. Я хочу поделиться советом про то, как ситуацию можно исправить на примере дистрибутива Fedora $releasever (на момент описания это 37).
Итак, дано: вы ощущаете, что анимация рабочего стола тормозит (ключевые слова: laggy, jerky, stuttering).
Если речь идёт о Gnome, то решением может стать включение динамической тройной буферизации кадров. Прямо сейчас это изменение ещё не принято в Mutter, но для Fedora есть отдельный Copr-репозиторий с нужными патчами. Сходите по ссылке, там есть все нужные инструкции. Кстати, в Ubuntu 22.04 подобный патч уже применён.
Далее, на скорость отрисовки интерфейса влияет работа framebuffer. Есть смысл включить сжатие фреймбуфера ради повышение FPS в анимациях (и не только). Для этого следует создать файл /etc/modprobe.d/i915.conf с таким содержимым:
options i915 enable_fbc=1
И дать команду:
sudo dracut --force
Эффект наступит после перезагрузки машины.
Если у вас KDE Plasma, то фокус с Mutter, разумеется, не актуален. Plasma имеет свойство более медленно работать в Wayland нежели в X11, что иногда расстраивает (например, если хочется погонять Waydroid). Однако, я случайно нашёл быстрый фикс. Посмотрите, какой вывод у вас даёт команда:
cat /sys/devices/system/cpu/cpu*/cpufreq/scaling_governor
Почти наверняка там будет либо 'powersave', либо 'schedutil'. Изменим его на 'performance':
echo performance | sudo tee /sys/devices/system/cpu/cpu*/cpufreq/scaling_governor
Вопреки распространённому мнению, это не приведёт ни к опустошению батареи ноутбука, ни к излишнему нагреву CPU. Смысл изменения: расширить рамки динамического регулирования частоты CPU и GPU. Изменения по-прежнему будут происходить по запросу. Здесь есть интересные детали.
В контексте KDE Plasma 5 указанный фикс делает анимации оконного менеджера Kwin мягкими и шелковистыми. Да, это похоже на костыль, но он работает. Если вам и этого мало, попробуйте отключить в эффектах Размытие, это поможет точно.
Наконец, нашёлся ещё один, довольно неожиданный способ победить "необъяснимые тормоза" эффектов рабочего стола Plasma. Внезапно, иногда kwin не может правильно определить частоту обновления кадров вашего монитора и требует ручной настройки. Попробуйте в файл ~/.config/kwinrc в разделе [Compositing] добавить такие строки:
MaxFPS=60
RefreshRate=60
Вместо 60 может быть и другая цифирь (75, 144 etc), в зависимости от параметров экрана. Эффект наступит после перезапуска оконного менеджера.
Спасибо, что дочитали. Надеюсь, что мои советы помогут кому-нибудь.