Протезы, которые «чувствуют»: операция по сенситивной связи протезов с нервной системой человека

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Несколько лет я пишу о российских разработках в области протезирования: о том, как Моторика делает протезы для детей, о тяговых протезах, миоэлектрическом протезе предплечья и так далее.

В этот раз технологии зашли еще дальше: на Хабре уже написали, что в ноябре 2021 года прооперировали двух пациентов с целью добиться обратной сенситивной связи. Операцию планировали и провели специалисты Центра компетенций НТИ "Нейротехнологии, технологии виртуальной и дополненной реальности" на базе базе Дальневосточного федерального университета.

Я пообщался с Артуром Биктимировым - врачом-нейрохирургом, который провел операцию, и получил фотографии у Центра компетенций НТИ и компании Моторика.

Операция стала частью совместного проекта российского разработчика протезов и решений для реабилитации Моторика, Центра компетенций НТИ на базе Дальневосточного федерального университета и Центра Нейробиологии и Нейрореабилитации имени В. Зельмана Сколковского института науки и технологий. Проект нацелен на решение проблемы фантомных болей у пациентов с ампутированными конечностями.

В случае с двумя пациентами цель была именно устранить фантомные боли. Первыми пациентами стали двое мужчин с ампутациями на уровне предплечья.

Оба пациента получили установленные на нервы специальные электроды для электрической стимуляции.

Около двух недель после операции отведены на обучение работе с бионическими протезами рук по новой системе. В скором времени специалисты начнут следующий этап: настроят для каждого из пациентов индивидуальные параметры стимуляции нервов для восприятия давления, боли, тепла и холода протезами.

Как именно обратная связь решает проблему?

«Уменьшению фантомных болей способствует использование протезов с устройством обратной связи. Составление карты фантомной чувствительности в перспективе позволит нам программировать стимуляцию на определенные параметры. Сейчас мы подобрали параметры стимуляции для того, чтобы вызвать у пациента тактильную и проприоцептивную чувствительность». 

Какова роль Центра компетенций НТИ?

«Центр компетенций занимался подготовкой технических вопросов: методологией, подготовкой технологии, вопросами, как будет проводиться операция, куда будут устанавливать электроды. Я как работник Центра компетенций Национальной технологической инициативы непосредственно выполнил операцию».

Когда появилась возможность проводить такие операции?

«Буквально 3-4 года назад подобное было невозможно, но сейчас, благодаря совместным усилиям Центра компетенций НТИ, Сколтеха и Моторики, это стало реальностью. Подобные операции требуют серьезной подготовки. Я уверен, что человечество готово к этой технологии», — врач-нейрохирург, эксперт Центра Компетенций НТИ на базе ДВФУ Артур Биктимиров.

Что могут чувствовать пациенты уже сейчас?

«Мы получили два вида чувствительности: это давление и проприоцептивная. Человек понимает, держит ли что-то в протезе — это проприоцептивная обратная связь. А чувство давления позволяет понять, можно ли еще сильнее сжать предмет, или он сжат максимально».

Источник: https://habr.com/ru/post/595249/


Интересные статьи

Интересные статьи

Точность навигации по LBS поможет найти автомобиль только в центре города.Многие производители не уделяют достаточного внимание навигации при отсутствии GPS сигнала, в итоге показываю точность даже ху...
Британский и американский английский — это по факту два совершенно разных языка, которые всего лишь сильно похожи друг на друга. Они ведь уже почти 250 лет развиваются от...
Клиенту и разработчику довольно трудно найти общий язык: они мыслят разными категориями и оперируют разными терминами. Мы составили небольшой словарь наиболее распространённых понятий в м...
Не так давно я писал о закрытии моего агентства UXhot. Но до того, как это случилось, нам довелось поработать над юзабилити одного интересного стартапа. Читат...
Ваш сайт работает на 1С-Битрикс? Каждому клиенту вы даёте собственную скидку или назначаете персональную цену на товар? Со временем в вашей 1С сложилась непростая логика ценообразования и формирования...