Проверяем ветхозаветную историю происхождения человечества от Адама и Евы с помощью популяционной модели

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!


Помню, как несколько лет назад сидел на последнем ряду аудитории и слушал лекцию по теории эволюции. Тогда мне это было особенно интересно: каждый вечер я штудировал доклады Дробышевского, Соколова, Панчина, Гельфанда и других причастных к Антропогенезу. И в один день преподаватель сердито посмотрела в окно и спросила меня, как долго должны ходить по газону люди, чтобы образовалась тропа.

На этот странный вопрос я ответить не смог, но он меня неожиданно натолкнул на идею для любопытного эксперимента. Зачем изучать тропообразовательный потенциал людей, когда можно построить симуляцию и проверить теологическую теорию о самом происхождении человечества. Мне стало интересно, может ли человечество развиться до 11 млрд со времен Адама и Евы к концу XXI века. О том, что из этого получилось, рассказываю под катом.

Ниже — фановая попытка решить интересную задачу, которая не претендует на научную точность. Я не демограф, не историк и не теолог. Сама тема достаточно объемная, с большим количеством переменных и условий. Если у вас есть свои предложения, замечания или вопросы — пишите в комментариях.

Библейская справка и проблемы с данными


Задача особенно интересна как с исторической, так и с теологической точки зрения: есть много условностей, которые важно учитывать. Попробую выделить основные из них.

  1. Проблема летоисчисления. Из-за разных способов датировок и других факторов нельзя точно сказать, как давно жили Адам и Ева. Самые популярные числа — 6000 и 7500 лет. Мы возьмем последнее и допустим, что история человека берет начало с 54 века до нашей эры.
  2. Отсутствие значений прогностических характеристик. Нельзя точно определить, какие были уровни смертности и рождаемости. Также важно учесть, что за историю был ряд эпидемий, великий голод, войны и прочие периоды повышенной смертности.
  3. Отсчет нужно проводить с потопа. По сути, за начало популяции можно взять отсчет после Всемирного потопа — с 34 века до нашей эры (рождение Адама от Всемирного потопа отделяют 2000 лет). После него спаслись только Ной, его жена, три сына — Сим, Иафет и Хам — и их жены. В общей сложности — восемь человек, животным повезло больше. Зато в мире появилась радуга!

Кроме того, нужно учитывать и данные о продолжительности жизни первых поколений по линии Ноя. Для примера рассмотрим генеалогию Сима.

Первое поколения — дети. Считается, что первое поколение после потопа — это последние полубоги, а продолжительность жизни Сима и его братьев составляет около 600 лет. Согласно Библии, у Сима было пять детей и X дочерей.

Второе поколение — внуки. Это уже не полубоги, но средняя продолжительность жизни составляла 350-450 лет. Деторождение приходилось на возраст от 30 лет.

Третье поколение — правнуки. Согласно Библии, это поколение стало основанием для множества современных народов. Правнуки Ноя расселились по берегам Средиземноморья, Черного и Каспийского морей, Африки и вдоль Тигра, Евфрата, Инда и Нила. Теоретически, это могло повлиять на рост населения: он должен был снизиться из-за меньшего генетического разнообразия и вырождения части семей из-за инцеста.


Такое расселение концептуально напоминает ранние миграции представителей Homo Sapiens. За исключением одного небольшого но: они были 70 000 — 100 000 лет назад.

Прочие поколения. Продолжительность жизни постепенно упала: начиная с пятого поколения люди жили от 80 до 250 лет, а детей рожали в 30 лет (в первом поколении деторождение приходилось на промежуток 60-600 лет).
Поколение
Продолжительность жизни
18 поколение
до 150 лет
35 поколение
до 100 лет
51 поколение (Иисус Христос)
до 80 лет
Для сравнения, средняя продолжительность жизни в разные эпохи, независимо от теологической теории:
Века, годы
Возраст
Каменный век
19 лет
Бронзовый век
21.5 лет
Европейская античность
20-30 лет
XVI в.
27.5 лет
XVII в.
29 лет
XVIII в.
28.5 лет
1801-1880 гг.
35.6 лет
1891-1900 гг.
40.6 лет
1901-1910 гг.
44.8 года
1924-1926 гг.
56 лет
1932-1936 гг.
59.8 лет
1946-1947 гг.
57.7 лет
1970-1980 гг.
73 года


Придумываем данные, или reverse engineering на минималках


Если нет данных об уровнях смертности и рождаемости, откуда их взять? Для этой проблемы я придумал довольно спорное решение.

Немного полазив по сети, я наткнулся на экспоненциальный график, который показывает, как росла популяция в течение нашей эры — вплоть до XXI века. Тогда я подумал, что можно взять эти данные и подобрать такие значения смертности и рождаемости «ноевых поколений», чтобы к «нулевому году» достичь отметки в районе 200-250 млн человек. Но перед этим значения нужно было сформировать.



Рост населения Земли. Источник.

Какие значения смертности и рождаемости бывают?


Что считать низким, средним или высоким значением? Чтобы ответить на этот вопрос, я несколько раз прогнал популяционную модель только «вдоль» нашей эры. Получилась матрица, в которой каждому столетию соответствуют два фактора — значения самих уровней.
Столетие
Уровень смертности
Уровень рождаемости
1
2
2
2
2
2
3
2
2
4
2
2
5
2
2
6
2
2
7
2
2
8
2
2
9
2
3
10
2
2
11
2
2
12
2
2
13
2
2
14
2
2
15
2
2
16
2
2
17
2
3
18
2
3
19
2
4
20
2
6
21
0
7
Уровни смертности и рождаемости прямо пропорциональны соответствующим значениям. И подобраны так, чтобы максимально повторить рост графика выше.

Также обратите внимание на «масштаб»: это приближенные значения, поскольку в течение столетия сменяется не одно поколение и темп роста населения может меняться от десятилетия к десятилетию. Например, с шестидесятых годов XX века реальная динамика населения стала сильно отходить от гиперболической кривой, а в настоящее время темпы резко упали.


Темпы роста населения Земли. Источник.

Как посчитать естественный прирост?


Хорошо, для каждого столетия определены уровни смертности и рождаемости, но как их перевести в какие-то конкретные числа, проценты, чтобы посчитать естественный прирост? Ответ прост: никак.

Низкий, средний, высокий уровни — это простая абстракция, которая обобщает какой-то промежуток чисел. Кроме того, таких промежутков может быть довольно много: уровень рождаемости может быть очень низким, а может и вовсе отсутствовать. Чтобы учесть это при расчетах, для каждого уровня я задал интервалы с «процентами».

Программа смотрит на уровень смертности/рождаемости, обращается к коллекции __gen_arr_items и выбирает случайное значение из соответствующего интервала.


Несложно догадаться, что для расчета естественного прироста высшая математика не нужна. В каждой новой итерации программа просто смотрит численность населения в предыдущем столетии и суммирует с приростом.


Значения уровней до нашей эры


В результате я подобрал несколько комбинаций с разными значениями для уровней смертности и рождаемости. Даже с учетом того, что представители первых ноевых поколений жили сотни лет, сложно сказать, какой был уровень смертности. Нельзя же отрицать, что кто-то мог, например, упасть со скалы — вопросов много, ответов мало.

Так как после потопа были проблемы с генетическим разнообразием, продолжительность жизни была велика, можно усреднить значения уровней. И допустить, что люди могли погибать в тех же схватках с живностью, вышедшей из ковчега. Объективно? Нет, но я старался.
Столетие
Уровень смертности
Уровень рождаемости
-34
4
4
-33
4
4
-32
4
4
-31
4
4



-5
3
4
-4
3
4
-3
3
4
-2
3
4
Теперь давайте посмотрим, что же показывает симуляция с такими входными значениями.

Возможно, эти тексты тоже вас заинтересуют:

→ Решаем задачу по взаимодействию микросервисов на Python тремя способами
→ Альфа-тестирование MidJourney V5: научилась ли нейросеть рисовать руки и неоновых котиков
→ 5 полезных и просто занимательных проектов на Raspberry Pi начала весны 2023 года

Результаты расчетов


Супер — данные есть, но как все это прогнать через популяционную модель? Вот отсюда, наверное, начинается самая «железная» часть моего импровизированного исследования.

Код проекта доступен в репозитории на GitHub — делайте форк, экспериментируйте с параметрами и предлагайте свои улучшения.


Чтобы учесть как можно больше вариантов развития человечества после потопа, различные комбинации значений смертности и рождаемости, я заварил чай и пошел спать. За пару часов симуляция прогнала 10 млн испытаний и зафиксировала самый высокий показатель популяции — 84 130 685 человек. Это примерно 0.0076 от 11 млрд, которые прогнозируют ООН к концу XXI века.


Результаты и характеристики эксперимента ↕
Максимальное значение популяции: 84 130 685 человек

Минимальное значение популяции: 25 237 139 человек

Продолжительность эксперимента: 8163 секунды

Процессор: IntelCore i5-8400

Оперативная память: DDR4 8 ГБ 2400 МГц

Результаты дискуссионны: есть много вариаций входных параметров, с помощью которых можно достичь похожих цифр. Еще больше тех, которые могут побить даже самые оптимистические прогнозы ООН. Особенно если для первых несколько столетий установить нулевую смертность. Вопрос в том, насколько это реалистично и как определить объективность параметров. Что насчет этого думаете вы? Поделитесь мнением и результатами своих экспериментов в комментариях.
Источник: https://habr.com/ru/companies/selectel/articles/729828/


Интересные статьи

Интересные статьи

В этой небольшой заметке предлагается рассмотреть несколько способов компиляции модуля для WebAssembly, используя три разных подхода. Мы реализуем решение одной и той же задачки на трёх языках и скомп...
Всем привет! Я Head of QA в Scalable Solutions. Так как компания разрабатывает высоконагруженную платформу для управления цифровыми активами и онбордит преимущественно middle+ и senior специалист...
Недавно свет увидело обновление линейки бюджетных проекторов Epson для школ и офисов, принесшее ряд пусть не революционных, но весьма полезных улучшений. А еще так совпал...
Поставили как-то передо мной задачу написать несколько юнитов на Delphi, обеспечивающих доступ к следующим возможностям Windows: Shared memory. Pipes. Читать дал...
За последние несколько лет концепция монорепозиториев успешно зарекомендовала себя, так как позволяет значительно упростить процесс разработки модульных программных проектов, таких как инфрас...