Трава была зеленее, солнце желтее, а фоновая заставка на консоли контрастнее и ярче. Во всяком случае, так вспоминается эпоха PSP.
Будучи подростками в 2006-2010 годах, многие из тех, кто сейчас читает эту статью, могут однозначно подтвердить — консоль была постоянным спутником на переменах между уроками, в дальних поездках, отелях курортов и дома, когда кто-то занимал компьютер или телевизор.
Конечно, консоль была не у всех. Юный обладатель PSP мог запросто стать самым главным парнем во дворе, классе или школе.
Игры, выпускаемые для PSP в те годы, воплощали в себе то, что для современной игровой индустрии может показаться недостижимым идеалом — душевные и оригинальные тайтлы без микротранзакций и NFT. Просто и лаконично — купил и играй. Для сегодняшнего дня — довольно консервативно, по правде сказать.
В далеком 2004 году...
Первый анонс некой новой компактной консоли от Sony состоялся на Е3 2003. Тогдашний исполнительный директор компании Кэн Кутараги рассказал про первую портативную версию PlayStation. Но это был лишь анонс — тогда еще никто не знал, как будет выглядеть устройство.
Поэтому, впервые мир увидел PSP спустя год — на E3 2004. Уже спустя полгода в Японии стартовали продажи. До Америки и Европы консоль успела добраться только к середине 2005 года. До России еще позже.
Кстати, это было первое в мире устройство, которое использовало оптические UMD-накопители (Universal Media Disc) в качестве основного носителя — те самые дребезжащие диски в полукруглом корпусе, которые захлопывались откидной крышкой консоли и тихо жужжали внутри, пока устройство неторопливо считывало информацию.
На тот момент у Sony были серьезные конкуренты — различные консоли Nintendo, одной из которых был популярный GameBoy Advance. И несмотря на то, что продажи Nintendo всегда были выше, по сравнению с конкурентами PSP стала настоящей революцией в портативном гейминге.
В какой-то степени именно тогда Sony нащупала некий абсолют эргономики портативной консоли — боковое расположение кнопок и стиков продолжает использоваться до сих пор, начиная от Nintendo Switch (или Steam Deck) и заканчивая малосерийными китайскими консолями с Windows на борту.
По сути, PSP сгладила тот самый переход от старого технологического стека 90-х годов к современным мощным смартфонам и быстрому интернету, оказавшись где-то посередине. И надо сказать, переход этот не занял много времени — эпоху PSP нельзя назвать долгой, хотя она была крайне интенсивной и в некоторых местах неоднозначной.
ЗЫЗа — от 1000 до Go
Первая версия консоли имела «кодовое название» PSP-1000. Это была та самая «fat-ка» с 32 мегабайтами флеш-памяти и 333 МГц тактовой частоты — сейчас эти цифры кажутся совсем смешными.
Многие коллекционеры и сейчас предпочитают эту консоль — толстый корпус лежит в руке гораздо лучше, чем у поздних версий.
Интересно, что в русскоязычном интернете PSP называли «ЗЫЗа» — по всей видимости, из-за того, что в те времена поисковики исправляли запрос полностью на кириллицу, думая, что пользователь ошибся раскладкой.
В течение последующих 4 лет Sony каждый год выпускала всё более легкие и всё более мощные ревизии оригинальной консоли.
В 2007 году появилась «PSP-2000», которую все стали называть «slim-кой» из-за официального названия «PSP Slim and Lite». По заверениям Sony, новая версия была на 33% легче и на 19% тоньше, чем «fat-ка».
Не прошло и года, и в 2008 году вышла «PSP Bright» под номером PSP-3000. Дизайн несильно отличался от slim-версии — изменения претерпели кнопки (они стали овальными) и насыщенность дисплея. Плюс добавили встроенный микрофон.
Наверное, лучшей версией PSP можно считать именно Bright. Модель имела все тот же классический дизайн, но с большим функционалом. К тому же разнообразие цветов консоли зашкаливало — собственно, название консоли говорит само за себя.
Примерно на эти годы (и на эти версии) приходится выход самых популярных игровых тайтлов консоли.
Наверняка каждый помнит игры серии Ridge Racer от Namco, которые выходили почти на всех версиях PlayStation, в том числе и на PSP.
Лоупольная (по сегодняшним меркам) машинка с прогрессивным на тот момент отражением на корпусе эффектно пускалась в дрифт, изредка постукиваясь о борты трассы, словно баскетбольный мячик.
Ridge Racer была одной из немногих игр, которые демонстрировали возможности консоли и выдавались журналистам в виде единого кита для пресс-релизов. Туда также входили Everybody's Golf, Midnight Club 3, Ape Academy, Wipeout Pure, Medievil Resurrection, World Tour Soccer и Spider-Man 2 — последний был не игрой, а фильмом.
Да, PSP позиционировалась как полноценное мультимедийное устройство, на котором можно просматривать фильмы (MPEG-4), проигрывать музыку и выходить в интернет через браузер. Поэтому фильмы на UMD-дисках — довольно частое явление, особенно в Японии и США.
А еще, наверное, все помнят наглухо въедающийся в мозг припев «пон-пон-патапон» из Patapon.
Довольно неплохо для PSP была адаптирована серия игр GTA. Вернее, это даже не адаптация, а полноценное ответвление оригинальных сюжетных линий. На PSP GTA было три, и первые две стали бестселлерами: Liberty City Stories и Vice City Stories. Последняя же, Chinatown Wars, не похожа на привычное современным игрокам творение Rockstar Games — игра выполнена в духе самых первых частей GTA с видом сверху.
Motorstorm Arctic Edge, появившийся спустя несколько лет после выхода консоли, дал игрокам уникальный сеттинг Аляски, разнообразие техники (машины, квадроциклы, мотоциклы, вездеходы, грузовики), сочную аркадную физику и динамику событий на дороге. К тому же радовали крутые треки, при прослушивании которых до сих пор возникают соответствующие ассоциации.
Вместо типичной шкалы нитро — индикатор перегрева двигателя, который взрывался после превышения допустимой температуры. Кстати, иногда боты сами совершали суицид именно таким способом.
Почти на старте продаж консоли вышли такие запоминающиеся игры, как Tekken 5: Dark Resurrection (2005) и Tekken 6 (2007), за которыми в 2008 году последовал God of War: Chains of Olympus.
На PSP выходило большое число эксклюзивов (чего не скажешь про более поздние версии консоли).
Pursuit Force напоминал Just Cause своими прыжками с машины на машину.
Killzone: Liberation оказалась подстать портативности и имела камеру сверху, а не от первого лица. Кстати, впоследствии ее разработчик Guerrilla Games прославился с Horizon Zero Dawn, но уже на PS4.
Файтинг Naruto Shippūden: Ultimate Ninja Impact от CyberConnect2 на тот момент тоже выглядел шикарно. Однако это была не единственная игра по вселенной Naruto, выпущенная исключительно под PlayStation Portable — с 2007 по 2011 выходили эксклюзивные тайтлы Naruto Shippuden: Ultimate Ninja Heroes.
Среди многих других игр были также Assassin's Creed: Bloodlines, Сall of Duty: Roads to Victory, Valkyria Chronicles, Daxter, Manhunt, Dead Head Fred, Resistance: Retribution, Sonic Rivals, Metal Gear Solid: Portable Ops, LocoRoco. Перечислять все эксклюзивные игры для консоли бесполезно — список действительно внушительный.
Как и полагается, российский (и не только) обыватель не был готов платить по несколько тысяч за новую игру, поэтому для PSP быстро появились соответствующие прошивки.
И все же изредка можно было наблюдать настоящих мажоров, которые с легкостью носили в сумке вместе с PSP 20-30 перемешанных между собой дисков, периодически доставая один и заменяя тот, что уже внутри консоли. Однако это было исключение из правил. В какой-то степени прошивки победили официальный гейминг — особенно в последние годы жизни консоли и после прекращения ее официальной поддержки.
Все PSP можно было поделить на прошиваемые и непрошиваемые. Ведь в более поздних ревизиях Sony устанавливала новую на тот момент плату ТА-88v3 (с прошивкой выше 4.00), в которой была усилена защита от полноценной перепрошивки. Когда игроки пытались прошить такую консоль, она переставала работать, и спасти ее мог только сервисный центр.
Поэтому самые первые «fat-ки» и «slim-ки» (Date Code до 8B) прошивались «на ура». Более поздние модели можно было прошить только виртуально — такую прошивку необходимо было активировать после каждого рестарта консоли через Fast Recovery. По сути, кроме этой особенности, виртуальная прошивка ничем не отличалась от постоянной.
ChickHEN была одной из таких виртуальных прошивок для поздних версий PSP. Она основывалась на уязвимости официальной прошивки Sony (5.03) и позволяла запускать сторонние программы — так называемые homebrew, к числу которых и относятся игры.
В какой-то момент Sony анонсировала нечто экстравагантное и еще более портативное — PSP Go. По сути, это обычная PSP, скрещенная со «слайдером» — популярным в нулевых годах типом мобильных телефонов с выдвигающейся вниз клавиатурой. Шла середина 2009 года.
На первый взгляд, появление новой консоли похоже на даунгрейд — дисплей уменьшился с 4,3 дюймов до 3,8. С другой стороны, вес тоже упал почти в 2 раза. Хотя UMD-дисковод был убран полностью, PSP Go имела уже 16 Гб внутренней флеш-памяти вместе с поддержкой внешних карт Memory Stick Micro и Memory Stick Duo.
Все игры загружались только из официального магазина PlayStation Store. Довольно решительно и прогрессивно для 2009 года, учитывая что спустя 10 с лишним лет PS5 все еще поддерживает диски, хотя и осторожно предлагает покупателю Digital-версию консоли без поддержки оптических накопителей.
Тот самый слайдер (скользящий механизм) скрывал основные кнопки и аналоговый стик, когда консоль убиралась в карман или сумку.
И все же задумка Sony уменьшить габариты консоли (а-ля true-портативность), переместив управляющие элементы с боковых сторон не просто вниз, а прямо под дисплей, оказалась не самым удобным решением. Впрочем, через 2 года выпуск PSP Go был полностью прекращен.
И хотя далее Sony вернулась к «истокам», даунгрейд консоли она не прекратила. В 2011 году компания решила выпустить PSP эконом-класса — PSP Street (PSP-E1000).
Несмотря на необычный матовый цвет, очередная ревизия не имела некоторых базовых элементов: Wi-Fi-модуля, одного из динамиков (был реализован монодинамик без стереозвука) и микрофона. К тому же вариативность цветов сошла на нет — консоль либо черная, либо белая. Да и тактильные ощущения от удешевленного корпуса совсем не такие, как от версии Bright. В общем, вместе с ценой были урезаны и возможности консоли.
На этом эра PS Portable закончилась. Из портативного дальше была только PS Vita, которую «выкатили» в 2012 году. В какой-то степени Vita выглядела свежее и современнее своих старших собратьев — тонкий закругленный корпус, улучшенный сенсорный дисплей, два стика с обеих сторон и даже две камеры.
В это время классическая PSP все чаще использовалась как эмулятор — всевозможные прошивки уже давным-давно распространились по миру, отчего консоли стали использоваться в самых разных целях.
Сторонние разработчики даже выпускали различные софтверные «перверсии» под стремительно стареющую PSP — HTTP-сервер, превращающий устройство в портативный хост или FTP-сервер для беспроводной загрузки игр с компьютера через Wi-Fi.
Эмуляторы более древних консолей (от той же Nintendo, например) устанавливались так же, как и обычные игры — их можно было запустить в списке раздела с приложениями.
Например, популярный NesterJ эмулировал уже многими забытую Nintendo Entertainment System (NES). Или некогда популярный PicoDrive, изначально существовавший на смартфонах Symbian и Windows Mobile, эмулировал Sega Mega Drive. Также можно было эмулировать Game Boy Advance с помощью утилиты gpSP.
Впрочем, сегодня PSP уже стала раритетом, поэтому и ее саму можно эмулировать на Android, например, с помощью PPSSPP. Да, в 2010 году мало кто мог подумать, что спустя 10 лет некогда мощная консоль сможет быть эмулирована в небольшом карманном телефоне размером с ладонь.
Vita
Слухи о новой портативной консоли берут свое начало еще в 2009 году. На тот момент PSP можно было уже считать старой и слабой консолью.
Многих фанатов смущало (в отличие от геймпада PS2 и PS3) управление только лишь одним стиком. К тому же современные игры требовали немного более мощного железа.
В итоге фанаты были услышаны в конце 2011 года. Sony представила новую консоль с двумя аналоговыми стиками, двумя камерами, обновленным железом, пятидюймовым сенсорным OLED-экраном и практически симметрично расположенными кнопками с обеих сторон. Внизу никаких кнопок не было — консоль выглядела довольно лаконично.
До официального анонса многие игроки называли ее PSP2, хотя рабочим названием среди разработчиков было Next Generation Portable (NGP).
Однако удался ли «некст дженерейшн»? Sony и на тот момент ее глава Казуо Хирая верили в светлое будущее портативного гейминга. И хотя новый дизайн был действительно интереснее PSP (консоль выглядела солидно) — «недолго музыка играла».
Консоль предлагала для множества (но не для всех) игр PSP обратную совместимость. Впрочем, то же самое касалось некоторых игр PlayStation 1 и PlayStation 2.
По сути, самураи портативного гейминга после неудачного выпуска PSP Go с кучей пустых функций решили взять реванш в битве с Nintendo. И создали Vita.
Но у них не вышло.
Цена консоли была высока. Примерно 250-300 долларов за Vita против 170 долларов за Nintendo 3DS. С точки зрения рынка, это существенно — даже крутые фичи и шикарная эргономика не могли повлиять на баланс сил. В количестве продаж Nintendo всегда лидировала.
Встроенная память на консоли отсутствовала. Да, и такое случается. Игры распространялись в виде специальных картриджей, которые вставлялись в слот в верхней части консоли. Это уже потом Sony соизволила добавить встроенную память в slim-версию — целый 1 гигабайт! Да... И это когда средний тайтл весил в лучшем случае 2 Гб.
Поэтому Sony «банчила» собственными проприетарными (не MicroSD) флеш-накопителями объемом до 16 Гб. Потом компания добавила карточки по 32 и по 64 Гб. Стоимость такой памяти составляла от 100 до 200 долларов — почти как сама консоль!
В итоге дорогая консоль была погребена самой же Sony. В 2013 году компания выпустила PlayStation 4 с рекомендуемой ценой в 400 долларов — чуть больше самой Vita. Поэтому в соотношении цены, мощности и поддержки победила PS4 — игроки отдали предпочтение ей. Именно тогда портативность Sony стала окончательно проигрывать.
К тому же «нашпигованные» в консоль всякие модные функции использовались всего в нескольких эксклюзивах, а в некоторых случаях вообще могли быть не к месту и только отвлекали от погружения в геймплей.
Так было в Gravity Rush: управление полетом героини с помощью гироскопа было крайне не юзабельно, отчего главная «Кэт» постоянно пролетала мимо нужных платформ.
Дальше Sony просто «забила» на консоль. Остальные несколько лет ее «вытягивали» разве что только энтузиасты. Увидев огромное количество продаж Nintendo 3DS, компания признала победу давнего соперника и перестала сопротивляться неотвратимому — консоль была пущена на самотек. Все внимание было отдано новой на тот момент PS4.
В таком виде Vita прожила до 2019 года, после чего консоль окончательно сняли с производства.
Разумеется, обширная деятельность энтузиастов на поле заброшенной консоли была бы невозможна без соответствующего джейлбрейка. Летом 2016 года появилась утилита HENkaku — специально под PS Vita. По сути, это аналог root-прав для Android, с помощью которого можно устанавливать неофициальные приложения, в том числе и игры. Короче, это была полноценная прошивка для Vita — такая же, как и другие прошивки для PSP.
И все же даже сегодня любители Nintendo Switch иногда ссылаются на PS Vita, как превосходящий по многим параметрам референс. И это при условии, что продажи Vita в разы меньше, чем Switch.
Например, функцию папок и тем оформления на Nintendo Switch завезли только в середине 2022 года, хотя эта возможность всегда была стандартной в консоли Sony.
Кстати, пользовательский интерфейс Nintendo Switch выглядит приятнее, современнее и лаконичнее, чем интерфейс Vita. Даже несмотря на то, что перед выпуском своей последней портативной консоли Sony разработала новую операционную систему Live Area.
По заверению самых первых пользователей Vita, новый интерфейс ощущался как более быстрый, чем в PS3 и других предыдущих устройствах Sony. В частности, Live Area позволял одновременно запускать несколько приложений (в виде отдельных окон) и переключаться между ними.
Однако некоторым Live Area может показаться примитивнее старого доброго интерфейса XrossMediaBar, на котором работала PSP. С помощью прошивки его работу (и PSP) можно целиком эмулировать на Vita, тем самым обеспечивая полную обратную совместимость игр на PSP.
По сути, PS Vita была попыткой повторить успех PSP, но по многим причинам консоль не сыскала подобного успеха. Vita оказалась конечной «остановкой» портативного гейминга Sony, даже несмотря на то, что официально выпуск консоли прекратился только в 2019 году.
Возможно, у вас где-то в старой пыльной тумбочке лежит забытая консоль минувшей эпохи, отчего ностальгическое желание заставит вас снова поставить ее на зарядку, чтобы насладиться старыми играми.
НЛО прилетело и оставило здесь промокод для читателей нашего блога:
— 15% на заказ любого VDS (кроме тарифа Прогрев) — HABRFIRSTVDS