Дорогостоящие последствия продолжаются и продолжаются
Иногда складывается ощущение, что русские люди рождаются с мыслью о том, как бы вырасти и перебраться на Запад, потому что там-то всё замечательно в отличие от России. Не воруют, деньги налогоплательщиков действительно идут на ремонт дорог и благоустройство социальных объектов, общество справедливо и гуманно.
Было бы всё так просто, не было бы там протестов и волнений. В IT тоже совсем всё не так радужно, как мы себе представляем: в статье, которая привлекла мое внимание, описаны, как сотни млн долларов и фунтов стерлингов были потрачены на пустые государственные проекты, причем неперспективность многих из них была понятна уже на старте.
Что это? Скорее всего, систем распределения бюджетов, которая во всех странах, развитых и не очень, малоэффективна. А люди? Как известно, люди просто винтики, и если механизм госмашины запущен, ему сложно противопоставить здравый смысл.
Провалы крупных и дорогостоящих государственных IT-проектов незамедлительно вызывают взрывную реакцию в СМИ, но при этом так же быстро выпадают из поля зрения общественности, как только ее внимание переключается на очередной негативный инфоповод. Однако во многих случаях последствия подобных неудач проявляются многие годы, хотя об этом мало говорят. Приводим пять примеров таких неудавшихся IT-проектов за последнее десятилетие.
Британский проект FiReControl
План: 2004‒2007, 100 млн фунтов стерлингов
Факт: 2004‒2010, 469 млн фунтов стерлингов
Это была попытка интегрировать 46 автономных постов управления пожарной охраны в девять региональных центров, которая с треском провалилась. Проект стоимостью 100 млн фунтов стерлингов, запущенный в марте 2004 года, планировалось завершить к ноябрю 2007 года. А закрыли его только в декабре 2010 после того, как уже потратили 469 млн фунтов стерлингов!
За это время было построено восемь центров, при этом использовался только один в Лондоне. В конце концов шесть из них сдали в аренду или продали, чтобы вернуть часть потраченных денег. Последний — центр в Тонтоне. Эти сделки обеспечили общую ожидаемую экономию около 100 млн фунтов до 2032 года.
Провал проекта вынудил правительство дополнительно инвестировать 81 млн фунтов в улучшение работоспособности местных IT-систем пожарного контроля. Однако выдыхать рано: профсоюз пожарных команд пожаловался, что эти системы по-прежнему постоянно выходят из строя и подвергают жизни опасности. До тех пор пока не станет понятно, сколько еще инвестиций потребуют доработки, определить финальную стоимость проекта FiReControl невозможно.
Модернизация Департамента автотранспортных средств Калифорнии (DMV)
План: 2006‒2012, 208 млн долларов
Факт: 2006‒2013, 134 млн долларов
Рассчитанный на шесть лет проект стоимостью 208 млн долларов закрыли в феврале 2013 года спустя семь лет после запуска. На него было потрачено 134 млн долларов. Заменить устаревшую систему на новую пытались дважды — предыдущий проект свернули в 1994 году, потратив семь лет и 44 млн долларов. Обе попытки потерпели неудачу из-за слабого управления проектами, чрезмерно оптимистичных затрат и графиков, а также из-за множества непредусмотренных рисков.
Инфраструктурная отсталость DMV вызвала огромные очереди, проблемы в применении законов идентификации личности и регистрации избирателей по водительскому удостоверению.
Постоянные компьютерные сбои стали камнем преткновения во время избирательной кампании на местных выборах осенью 2018 года. Кандидаты обещали решить все проблемы в случае избрания: например, вновь избранный губернатор Калифорнии Гэвин Ньюсом до вступления в должность заявлял, что любого губернатора, который не сможет исправить ситуацию, следует отозвать. Настрадавшиеся люди, если ничего не изменится, могут припомнить ему эти слова.
Национальная IT-программа Великобритании NPfIT
План: 2004‒2010, 6 млрд фунтов стерлингов
Факт: 2004‒2011, 9,8 млрд фунтов стерлингов
Одним из крупнейших провалов в истории информационных технологий стала попытка Национальной службы здравоохранения Великобритании (NHS) создать систему электронных медицинских карт. Проект был свернут в сентябре 2011 года после того, как на него потратили не менее 9,8 млрд фунтов стерлингов и при этом не получили и двух процентов от запланированных результатов. Проект Национальной программы в области IT стартовал в 2004 году и должен был завершиться в 2010 году. Планировалось, что на его реализацию уйдет 6 млрд фунтов стерлингов.
Проект был изначально провальным — к этому было несколько предпосылок:
значительные проектные, контрактные и технические сложности;
отсутствие здравого подхода к управлению;
некомпетентность руководящего и исполняющего персонала.
С 2011 года правительство Великобритании потратило сотни миллионов фунтов в попытке поддержать работоспособность хотя бы элементов NPfIT и вновь безуспешно предприняло новые попытки цифровизации службы здравоохранения. В феврале 2016 года министр здравоохранения Джереми Хант объявил, что правительство выделит 4,2 млрд фунтов для создания к 2020 году «безбумажной» системы здравоохранения. Однако к 2019 году эта сумма выросла практически до 12,9 млрд фунтов, но и она, вероятно, слишком оптимистична.
Система выплаты компенсаций по безработице в Пенсильвании
План: 106,9 млн долларов
Факт: отставание от графика на 42 месяца, 166,9 млн долларов
Пенсильвания свернула этот проект в августе 2013 года после того, как он отстал от графика на 42 месяца и на 60 миллионов превысил первоначально согласованный бюджет в 106,9 млн долларов. В отчете среди проблем упоминались: неэффективное управление, несоблюдение техпроцессов и в частности сбора требований к техзаданию, а также плохо написанный код и слабое тестирование.
В 2013–2017 годах было потрачено 180 млн долларов на то, чтобы система поддержки безработных вовсе не развалилась. Три из восьми центров были закрыты, почти 500 государственных служащих были уволены из-за разногласий между губернатором Томом Вольфом и законодателями штата. Тупиковая ситуация вынудила безработных пенсильванцев отложить подачу заявлений, а значит, лишила их пособий по безработице.
В конце 2017 года из бюджета было выделено еще 115 млн долларов на разработку новой IT-системы для безработных, которая должна быть запущена к 2022 году. Окончательная стоимость проекта, вероятно, не будет известна даже к этому времени. Почему? В марте 2017 года губернатор Вольф объявил, что государство предъявляет иск к генеральному подрядчику IBM на 170 млн долларов. Скорее всего, пройдут годы, прежде чем этот спор будет урегулирован.
Инициатива виртуальных безопасных границ SBInet
Факт: 2006–2011, 1 миллиард долларов
Проект создания виртуального пограничного заграждения между США и Мексикой завершился провалом в 2011 году. На внедрение обновленных технологий наблюдения ушел миллиард долларов. Половина суммы была потрачена на его предшественника — проект интегрированной системы наблюдения и разведки «Американский щит».
Предполагалось, что проект SBInet охватит 600-километровую границу Аризоны с Мексикой, используя, по обещаниям генерального подрядчика Boeing, «проверенную, малорисковую и готовую к эксплуатации технологию». Как бы не так! Некомпетентное управление проектом и плохой государственный надзор привели к пустым тратам денег американских налогоплательщиков.
После провала SBInet правительство США пообещало выделить сотни миллионов долларов на оснащение пограничных систем наблюдения. В последующие годы попытки действительно предпринимались, хотя их эффективность и была спорной. Несмотря на отсутствие единого мнения о том, какие технологии работают хорошо, а какие нет, виртуальная пограничная стена всё равно рассматривается как альтернатива «Стене Трампа». И снова дежавю: тратится всё больше денег и подливается всё больше масла в огонь политических и технологических споров о том, как обезопасить границу.