RAIFHACK: История про хакатон, который смог

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.


Если помните, недавно мы публиковали анонс хакатона RAIFHACK, который прошел онлайн 14-15 ноября совместно с командой Russian Hackers. Казалось бы, это обычный хакатон. Но на нем было все: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие, шутки и, конечно же, мемасы.

Основной повесткой RAIFHACK было создание решений для малого и среднего бизнеса в двух треках:

  • «Знай клиента и конкурента» — это об использовании данных. Участники разрабатывали продукт в парадигме Data as a Service на основе анонимизированных клиентских данных.
  • «Платить — легко» — это об использовании API системы быстрых платежей. Здесь предлагали полезные для бизнес-клиентов решения на основе API СБП от Райффайзенбанка, которые упростят работу с покупателями.

Про темы и сам хакатон


Обслуживание малого и среднего бизнеса — приоритетное направление для нашего банка.

Мы отслеживаем запросы клиентов в этой сфере и стараемся тут же внедрять для них новые услуги. Речь как о стандартизированных, так и о гибких ИТ-решениях. Например, мы стали лидером внедрения системы быстрых платежей (СБП) в свои продукты. Это одно из первых решений на российском рынке, которое позволяет выставлять счета покупателям прямо со смартфона продавца.

Если говорить о продуктах в парадигме Data as a Service, то предыстория такая: в 2019 году после многочисленных кастдевов с партнерами программ лояльности, мы получили следующую картину: бизнес остро ощущает нехватку объективной информации о своих клиентах в реальном конкурентном окружении.

Дальнейшие исследования привели к созданию нашего продукта Data as a Service, по аналогии с моделью SaaS. В его рамках уже реализовано несколько бизнес-кейсов, которые построены на основе пересечения данных о покупках клиентов и данных о поведении и интересах клиентов в соцсетях. Но подобный анализ — не предел, и нам интересны любые идеи в этом направлении.

Формат, регистрации, таймлайн


В организации RAIFHACK мы решили не идти путем классического хакатона, когда команды получают задачу и 24-48-72 часа на ее выполнение. Нам хотелось, чтобы участники изначально погрузились в сам продукт. Поэтому CJM был таким:

  • зарегистрироваться командой;
  • ознакомиться с задачей трека и прислать свою идею продукта;
  • пройти отбор на финал;
  • получить на финале датасет и доступ к API, допилить продукт и представить демо.

Тема хакатона вышла узкой, но мы получили 900+ индивидуальных регистраций, 100+ командных решений на этапе отбора, а в финал вышло 28 команд.

Пожалуй, этап отбора всегда будет узким местом любого соревнования. Всегда будут проекты, которые понравились больше, и проекты, которые не дотянули или не убедили жюри. Так было и у нас — и это вызвало цунами. Отрицание началось, когда мы объявили результаты отборочного тура.

Получив на отборе 60 идей в треке DaaS и 51 в СБП, мы приступили к оценке заявок. Решения смотрели менторы треков: как минимум продуктовый и технический + дополнительные. Уже на этапе отбора мы оценивали, насколько реализуемо решение — например, в треке DaaS огромный вес имела DS-составляющая, отчего многие команды получили в этой части очень низкий балл. Эти оценки вызвали много гнева. Как и то, что некоторые проекты были просмотрены бОльшим количеством менторов, другие — меньшим, и те, что вызвали более живой интерес, получили и рейтинг повыше. В целом это соответствует реальной ситуации, когда стартап презентует идею инвестору.


Не обошлось без эмоциональных реакций :)

Не будем делать вид, что мы белые и пушистые — у нас тоже случился косяк. Итоги подводились в спешке и в одной из таблиц банально уехала формула. В итоге мы выкатили результаты с ошибкой и справедливо заметили, что работа сделана в стиле: «тяп-ляп — и в продакшен!». Спасибо участникам, что это заметили, хоть и стыдно. Так мы добрали в финал категории СБП еще 5 команд.

По поводу системы оценок готовых решений дискутировать можно вовсе бесконечно. У нас одно видение, у некоторых участников — другое. Гнев породил собой гневные комментарии, мемасы и демотиваторы (sic!).



На стадии торга появились петиция на change.org за отмену результатов хакатона и даже предложение всем непрошедшим в финал собраться в Discord на митинг и устроить свои независимые питчи. Прогнозируя следующую стадию, кто-то из участников создал бота в Telegram для оказания психологический помощи жертвам судейского произвола.



Несмотря на все, финал все же состоялся и прошел 14-15 ноября. Расписание было крайне плотным, и мы ожидали, что от одной до трёх команд просто не дойдут до конца — это нормально для подобных хакатонов. Удивительно, но у нас до конца дошли все!

Хакатон, кодинг и хардкор


Расписание хакатона — жесткое, датасет — огромный, пилить приходилось немерено, а еще целых 3 точки контроля менторами и не протестированный командами API. Участникам приходилось подключаться и сдавать, что есть, иначе команда снимается с дистанции.

Все чек-поинты мы разбили на 3 этапа:

  • идея и план реализации;
  • черновая версия прототипа;
  • правки прототипа + обсуждение презентации.

Каждый чек-поинт — это демонстрация прогресса разработки и получения фидбека от двух менторов в рамках созвона на 15-20 минут. Один ментор отвечал за продукт, второй — за техническую составляющую проекта. По результатам звонка менторы решали, пропускать дальше команду или нет. Такой подход помогал лучше планировать работу участников, давал регулярную ретроспективу и синхронизировал команды, причем менторам в таком формате было проще отслеживать прогресс.

Сетка чек-поинтов со стороны менторов выглядела примерно так:



Фактически, менторы совершили подвиг и отработали в таком ритме все выходные. Они подбадривали команды и оставались с ними всегда на связи. Сами участники отмечали это уже по итогам хакатона: «Отлично! Менторы смотрели со стороны и реально помогли нам сделать проект лучше. Очень подробные и дружелюбные ответы».

Одни команды столкнулись с техническими проблемами, другие — буксовали с идеями, а одну из них в процессе вообще покинули сразу два участника, в том числе их тимлид. В этой команде остался один разработчик и 14-летний дизайнер. Да, самому молодому участнику хакатона было 14 лет. Это была Света Симак, она из Петербурга и все мероприятие лидировала в нашем неофициальном списке «приз организаторских симпатий».

Демо и питчи


До демо добрались все. В этот раз мы решили не делить выступления и слушали все команды в едином потоке. Это был эксперимент, и он оказался не самым удачным, это правда. Сами признаем: 28 презентаций подряд — это перебор. Мы получили пять предложений все же делить выступления на этапы, но большинству смотреть чужие проекты было довольно интересно.

Не все выступления прошли гладко. Тайминг был очень жесткий: ровно 5 минут на выступление и 2 минуты на вопросы. У одной из команд в ответственный момент вообще отвалился интернет. Но все справились, и это было действительно круто и интересно! Одна команда даже арендовала вендинговую «хватайку» специально для презентации в финале!

Оценка производилась по 10-балльной шкале. Жюри пришлось постараться, чтобы выделить лучшие проекты. Выбор шел не только по математическому принципу, но и с точки зрения инвестора, который собирается вкладывать деньги в тот или иной проект. Поэтому кроме коэффициентов был и такой фактор, как субъективизм, на уровне «понравилось — не понравилось». Это дает возможность приблизить условия хакатона к условиям бизнес-инкубатора, когда авторам идеи нужно не просто представить ее, но показать жизнеспособность и доказать перспективность на субъективном уровне.

Кто же выиграл? Далее мы расскажем о проектах, которые одержали победу в рамках своих направлений.

Победитель DaaS — команда «DS29»




Суть проекта: сервис группы подписок от бизнес-клиентов банка с формированием предложения на основе транзакций клиентов.

Задача проекта: разработать продукт в парадигме «Data as a Service» на основе данных о клиентах и их транзакциях.

Как решили задачу: создали «PRime» — подписочный сервис от бизнес-клиентов банка конечным пользователям. Это гибкая система групп подписок, которая формируется на основе данных клиентов о транзакциях, что позволит банку, клиентам и конечным пользователям оставаться в плюсе и тратить свое время эффективнее.



Здесь можно скачать презентацию проекта.

«Я ожидала получить фидбек на первоначальную идею, проработать ее и, получить мерч и поесть :) Конечно, мы хотели выиграть и сделали все, чтобы этого достичь. Здорово, что нам удалось» — Анастасия Кишкун, тимлид и аналитик команды.

«Очень понравилась гибкость в работе с менторами: на чек-поинтах можно было подвинуть время звонка, на наши вопросы оперативно отвечали в чате, и это очень помогало в работе», — Алиса Аленичева, Data Scientist.

Победитель СБП — команда «LIFE Laboratory»




Суть проекта: приложение, которое дает возможность бизнесу использовать телефон в качестве терминала, обрабатывая заказы клиентов через веб-интерфейс.

Задача проекта: разработка системы быстрых и удобных платежей через СБП банка с возможностью использования NFC-модуля смартфона — устройства, которое всегда под рукой.

Перспективы: разработка реального сайта и приложения, которое даст возможность бизнес-клиентам предлагать друг другу взаимовыгодное сотрудничество.



Как решили задачу: реализовали приложение «NFC for SFP», которое получает от оператора QR-код с вшитыми для платежа данными. Клиент получает по NFC данные, которые позволяют выбрать свой банк-приложение, после чего остается лишь нажать кнопку «подтвердить оплату». В обычной ситуации курьеру приходится брать с собой платежный терминал; большинство моделей таких устройств достаточно тяжелые и неудобные, плюс дорогие. Гораздо проще использовать смартфон с модулем NFC.

Для проекта разработано как само приложение, так и веб-сервис, вернее, веб-интерфейс приложения. Веб-интерфейс приложения предназначен для оператора, на котором формируется заказ клиента, генерируется QR-код для оплаты, после чего все это передается курьеру.



Здесь можно скачать презентацию проекта.

«От хакатона ожидали купончики по 500 рублей на еду в «Яндексе», нудные и долгие чекпоинты, и сомневались в менторах. Но получилось, что организация хакатона была на том уровне, которого я ещё не видел, и менторы очень сильно нам помогли, весь период хакатона готовы были с нами общаться, за что им отдельная благодарность», — Роман Николенко, backend-разработчик.

Все презентации команд можно посмотреть и оценить здесь, а вот тут есть еще и церемония награждения.

Общий призовой фонд составлял 500 000 рублей. В каждом треке за первое место был выплачен денежный приз в размере 150 000 рублей на команду, а также подарен расширенный пак фирменного мерча нашего банка. За второе место выплачивалось по 100 000 рублей. За третье место каждый участник получил airpods и мерч. Все остальные команды получили мерч и нашу безграничную благодарность за участие, а создателю петиции на change.org мы презентовали фирменные тапочки, которым он был очень рад :)



Увидимся на следующем RAIFHACK!
Источник: https://habr.com/ru/company/raiffeisenbank/blog/531884/


Интересные статьи

Интересные статьи

1800 Жозеф Мари Жаккар учит ткацкий станок читать перфокарты, создавая первый многопоточный процессор. Изобретение в штыки принял ткачихи, которые уже тогда что-то подозревали. 1842 Ада Ла...
В детективных сериалах и фильмах, где криминалисты играют главную роль двигателя сюжета, частенько можно встретить, как по окурку от сигареты или по жвачке, прилепленной к столу, успешно опре...
Компании растут и меняются. Если для небольшого бизнеса легко прогнозировать последствия любых изменений, то у крупного для такого предвидения — необходимо изучение деталей.
От скорости сайта зависит многое: количество отказов, брошенных корзин. Согласно исследованию Google, большинство посетителей не ждёт загрузки больше 3 секунд и уходит к конкурентам. Бывает, что сайт ...
Другие статьи цикла: История реле Метод «быстрой передачи сведений», или Зарождение реле Дальнописец Гальванизм Предприниматели А вот, наконец, и реле Говорящий телеграф Просто соед...