Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
«Какой моделью кода мне воспользоваться?» — часто возникающий, но нечасто разбираемый вопрос при написании кода для архитектуры х64. Тем не менее, это довольно интересная проблема, и для понимания генерируемого компиляторами машинного кода х64 полезно иметь представление о моделях кода. Кроме того, для тех, кто беспокоится о производительности вплоть до мельчайших команд, выбор модели кода влияет и на оптимизацию.
Информация по этой теме в сети, или где бы то ни было еще, встречается редко. Самым важным из доступных ресурсов является официальный х64 ABI, скачать его можно по ссылке (далее по тексту он будет упоминаться как «ABI»). Часть информации также можно найти на
Важное замечание: эта статья не является обучающим материалом для начинающих. Перед ознакомлением рекомендуется уверенное владение C и ассемблером, а так же базовое знакомство с архитектурой х64.
Также смотрите нашу предыдущую публикацию на схожую тему: Как x86_x64 адресует память
В архитектуре х64 отсылки и на код, и на данные ведутся через командно-относительные (или, используя жаргон х64, RIP-относительные) модели адресации. В этих командах сдвиг от RIP ограничен 32 битами, однако могут возникнуть случаи, когда команде при попытке адресовать часть памяти или данных попросту не хватит сдвига в 32 бит, например при работе с программами больше двух гигабайт.
Один из способов решения этой проблемы — полный отказ от RIP-относительного режима адресации в пользу полного 64-битного сдвига для всех ссылок на данные и код. Однако, этот шаг обойдется очень дорого: для покрытия (довольно редкого) случая невероятно больших программ и библиотек, даже простейшие операции в рамках вообще всего кода потребуют большего чем обычно числа команд.
Таким образом, компромиссом становятся модели кода. [1] Модель кода это формальное соглашение между программистом и компилятором, в котором программист указывает свои намерения относительно размера ожидаемой программы (или программ), в которую попадет компилируемый в данный момент объектный модуль. [2] Модели кода нужны для того чтобы программист мог сказать компилятору: «не волнуйся, этот объектный модуль пойдет только в небольшие программы, так что можно пользоваться быстрыми RIP-относительными режимами адресации». С другой стороны, он может сказать компилятору следующее: «мы собираемся компоновать этот модуль в большие программы, так что пожалуйста используй неторопливые и безопасные абсолютные режимы адресации с полным 64-битным сдвигом».
Мы поговорим о двух описанных выше сценариях, малой модели кода и большой модели кода: первая модель говорит компилятору, что 32-битного относительного сдвига должно хватить для всех ссылок на код и данные в объектном модуле; вторая настаивает на использовании компилятором абсолютных 64-битных режимов адресации. Кроме того, существует еще и промежуточный вариант, так называемая средняя модель кода.
Каждая из этих моделей кода представлена в независящих друг от друга PIC и не-PIC вариациях, и мы поговорим про каждую из шести.
Для демонстрации обсуждаемых в этой статье концептов я воспользуюсь представленной ниже программой на С и скомпилирую ее с различными моделями кода. Как можно видеть, функция
Пример компиляции в объектный модуль через большую модель кода с использованием PIC:
Перевод цитаты из man gcc на тему малой модели кода:
Другими словами, компилятор может спокойно считать, что код и данные доступны через 32-битный RIP-относительный сдвиг из любой команды в коде. Давайте взглянем на дизассемблированный пример программы на С, которую мы скомпилировали через не-PIC малую модель кода:
Как можно видеть, доступ ко всем массивам организован одинаково — с использованием RIP-относительного сдвига. Однако в коде сдвиг равен 0, поскольку компилятор не знает, где будет размещен сегмент данных, поэтому для каждого такого доступа он создает релокацию:
Давайте в качестве примера полностью декодируем доступ к
RIP-относительная адресация относительна очередной команде, таким образом сдвиг необходимо запатчить в команду
Также интересно отметить следующее: пусть команды доступа к
Наконец, давайте взглянем на отсылку к
Поскольку операнд
В заключение отметим, что благодаря малой модели кода компилятор воспринимает все данные и код будущей программы как доступные через 32-битный сдвиг, и тем самым для доступа к всевозможным объектам создает простой и эффективный код.
Перевод цитаты из
Пример дизассемблированного кода
И вновь полезно взглянуть на релокации:
Поскольку нет необходимости делать предположения относительно размеров секций кода и данных, большая модель кода довольно унифицирована и одинаковым образом определяет доступ ко всем данным. Давайте вновь взглянем на
Двум командам необходимо получить желаемое значение из массива. Первая команда размещает абсолютный 64-битный адрес в
Так что давайте сфокусируемся на команде по адресу
А что насчет функции вызова?
За уже знакомым нам
Как можно видеть, в большой модели кода нет каких-либо предположений о размере секций кода и данных, равно как и о финальном расположении символов, она попросту ссылается на символы через абсолютные 64-битные шаги, своего рода «безопасную дорожку». Однако обратите внимание как, по сравнению с малой моделью кода, большая модель вынуждена использовать дополнительную команду при обращении к каждому символу. Таковая цена безопасности.
Итак, мы с вами познакомились с двумя полностью противоположными моделями: в то время как малая модель кода предполагает, что все вмещается в нижние два гигабайта памяти, большая модель предполагает, что нет ничего невозможного и любой символ может находиться где угодно во всей полноте 64-битного адресного пространства. Компромиссом между этими двумя моделями становится средняя модель кода.
Как и ранее, давайте взглянем на перевод цитаты из
Аналогично малой модели кода, средняя модель предполагает что весь код скомпонован в двух нижних гигабайтах. Тем не менее, данные разделены на предполагаемо скомпонованные в нижних двух гигабайтах «малые данные» и неограниченные по размещению в памяти «большие данные». Данные попадают в категорию больших при превышении ими предела, по определению равного 64 килобайтам.
Также важно отметить, что при работе со средней моделью кода для больших данных по аналогии с секциями
Теперь становится понятно, почему в примере появились те массивы
Обратите внимание на то, как ведется доступ к массивам: обращение к массивам
Средняя модель кода это умелый компромисс между большой и малой моделями. Навряд ли код программы окажется слишком велик [4], так что подвинуть его сверх лимита в два гигабайта могут разве что статически скомпонованные в него большие куски данных, возможно как часть некоего объемного табличного поиска. Так как средняя модель кода отсеивает такие объемные куски данных и особым образом их обрабатывает, то вызовы кодом функций и малых символов будут так же эффективны, как и в малой модели кода. Только обращения к большим символам, по аналогии с большой моделью, потребуют от кода воспользоваться полным 64-битным методом большой модели.
Теперь давайте посмотрим на PIC варианты моделей кода, и как и раньше мы начнем с малой модели. [5] Ниже можно видеть пример кода, скомпилированного через малую PIC-модель:
Релокации:
Поскольку в малой модели кода различия между большими и малыми данными не играют никакой роли, мы сфокусируемся на важных при генерации кода через PIC моментах: различиях между локальными (статичными) и глобальными символами.
Как можно заметить, нет никакой разницы между сгенерированным для статичных массивов кодом и кодом в не-PIC случае. Это один из плюсов архитектуры x64: благодаря IP-относительному доступу к данным, мы бонусом получаем PIC, по крайней мере до тех пор пока не требуется внешний доступ к символам. Все команды и релокации остаются теми же, так что обрабатывать их лишний раз не нужно.
Интересно обратить внимание на глобальные массивы: стоит напомнить, что в PIC глобальные данные должны проходить через GOT, поскольку в какой-то момент их могут хранить, или пользоваться ими, общие библиотеки [6]. Ниже можно видеть код для доступа к
Интересующая нас релокация это
Теперь давайте взглянем на вызов функции:
В ней есть релокация операнда
Обратите внимание, какие неявные предположения совершает компилятор: что к GOT и PLT можно получить доступ через RIP-относительную адресацию. Это будет важно при сравнении этой модели с другими PIC-вариантами моделей кода.
Дизассемблирование:
Релокации:
В этот раз различия между большими и малыми данными все еще не имеют значения, поэтому мы сфокусируемся на
Ниже можно прочесть перевод связанной с этим цитаты из ABI:
Давайте посмотрим на то, как описанный выше пролог вычисляет адрес GOT. Во-первых, команда по адресу
Зачем же мучиться с вычислением адреса GOT? Во-первых, как отмечено в цитате, в большой модели кода мы не можем предполагать, что 32-битного RIP-относительного сдвига будет достаточно для адресации GOT, из-за чего нам и требуется полный 64-битный адрес. Во-вторых, мы все еще хотим работать с PIC-вариацией, так что мы не можем попросту поместить абсолютный адрес в регистр. Скорее сам адрес должен быть вычислен относительно RIP. Для этого и нужен пролог: он совершает 64-битное RIP-относительное вычисление.
В любом случае, раз у нас в
Релокация первой команды это
Обратите внимание на интересный момент: адрес GOT используется как привязка к
Но что насчет
Этот код несколько длиннее, а релокация отличается от обычной. По сути, GOT используется здесь более традиционным образом: релокация
Теперь давайте взглянем на ссылку кода для
Интересующая нас релокация это
Обратите внимание что вновь GOT используется как привязка, на этот раз для обеспечения независящей от адреса отсылки к сдвигу PLT входа.
Наконец, мы разберем сгенерированный для средней PIC-модели код:
Релокации:
Для начала давайте уберем вызов функции. Аналогично малой модели, в средней модели мы предполагаем, что ссылки на код не превышают пределов 32-битного RIP сдвига, следовательно, код для вызова
Это весь пролог: чтобы при помощи релокации
Вызывает интерес тот факт, что код для доступа к
Ситуация, тем не менее, отличается для
Этот случай похож на большую PIC-модель кода, поскольку тут мы все же получаем абсолютный адрес символа, которого нет в самом GOT. Так как это большой символ, о котором нельзя предположить его нахождение в нижних двух гигабайтах, нам, как и в большой модели, требуется 64-битный PIC сдвиг.
[1] Не стоит путать модели кода с 64-битными моделями данных и моделями памяти Intel, все это разные темы.
[2] Важно помнить: собственно команды создает компилятор, и режимы адресации фиксируются именно на этом шаге. Компилятор не может знать в какие программы или общие библиотеки попадет объектный модуль, одни могут оказаться малыми, а другие большими. Компоновщику известен размер итоговой программы, но уже слишком поздно: компоновщик может лишь патчить сдвиг команд релокацией, а не менять сами команды. Таким образом, «соглашение» модели кода должно быть «подписано» программистом на этапе компиляции.
[3] Если что-то осталось непонятным, ознакомьтесь со следующей статьей.
[4] Тем не менее, объемы постепенно растут. Когда я в последний раз проверял Debug+Asserts билд Clang, он почти достигал одного гигабайта, за что во многом спасибо автогенерируемому коду.
[5] Если вы еще не знаете как работает PIC (как в целом, так и в частности для архитектуры x64), самое время ознакомиться со следующими статьями по теме: раз и два.
[6] Таким образом, компоновщик не может самостоятельно разрешить ссылки, и вынужден переложить обработку GOT на динамический загрузчик.
[7] 0x25 – 0x7 + GOT – 0x27 + 0x9 = GOT
Информация по этой теме в сети, или где бы то ни было еще, встречается редко. Самым важным из доступных ресурсов является официальный х64 ABI, скачать его можно по ссылке (далее по тексту он будет упоминаться как «ABI»). Часть информации также можно найти на
man
-страницах gcc
. Задача данной статьи — предоставить доступные рекомендации по теме, обсудить связанные с ней вопросы, а так же хорошими примерами через используемый в работе код продемонстрировать некоторые концепты.Важное замечание: эта статья не является обучающим материалом для начинающих. Перед ознакомлением рекомендуется уверенное владение C и ассемблером, а так же базовое знакомство с архитектурой х64.
Также смотрите нашу предыдущую публикацию на схожую тему: Как x86_x64 адресует память
Модели кода. Мотивационная часть
В архитектуре х64 отсылки и на код, и на данные ведутся через командно-относительные (или, используя жаргон х64, RIP-относительные) модели адресации. В этих командах сдвиг от RIP ограничен 32 битами, однако могут возникнуть случаи, когда команде при попытке адресовать часть памяти или данных попросту не хватит сдвига в 32 бит, например при работе с программами больше двух гигабайт.
Один из способов решения этой проблемы — полный отказ от RIP-относительного режима адресации в пользу полного 64-битного сдвига для всех ссылок на данные и код. Однако, этот шаг обойдется очень дорого: для покрытия (довольно редкого) случая невероятно больших программ и библиотек, даже простейшие операции в рамках вообще всего кода потребуют большего чем обычно числа команд.
Таким образом, компромиссом становятся модели кода. [1] Модель кода это формальное соглашение между программистом и компилятором, в котором программист указывает свои намерения относительно размера ожидаемой программы (или программ), в которую попадет компилируемый в данный момент объектный модуль. [2] Модели кода нужны для того чтобы программист мог сказать компилятору: «не волнуйся, этот объектный модуль пойдет только в небольшие программы, так что можно пользоваться быстрыми RIP-относительными режимами адресации». С другой стороны, он может сказать компилятору следующее: «мы собираемся компоновать этот модуль в большие программы, так что пожалуйста используй неторопливые и безопасные абсолютные режимы адресации с полным 64-битным сдвигом».
О чем расскажет эта статья
Мы поговорим о двух описанных выше сценариях, малой модели кода и большой модели кода: первая модель говорит компилятору, что 32-битного относительного сдвига должно хватить для всех ссылок на код и данные в объектном модуле; вторая настаивает на использовании компилятором абсолютных 64-битных режимов адресации. Кроме того, существует еще и промежуточный вариант, так называемая средняя модель кода.
Каждая из этих моделей кода представлена в независящих друг от друга PIC и не-PIC вариациях, и мы поговорим про каждую из шести.
Исходный пример на С
Для демонстрации обсуждаемых в этой статье концептов я воспользуюсь представленной ниже программой на С и скомпилирую ее с различными моделями кода. Как можно видеть, функция
main
получает доступ к четырем разным глобальным массивам и одной глобальной функции. Массивы отличаются двумя параметрами: размером и видимостью. Размер важен для объяснения средней модели кода и не понадобится в работе с малой и большой моделями. Видимость важна для работы PIC-моделей кода и бывает либо статичной (видимость только в исходном файле), либо глобальной (видимость всем скомпонованным в программу объектам).int global_arr[100] = {2, 3};
static int static_arr[100] = {9, 7};
int global_arr_big[50000] = {5, 6};
static int static_arr_big[50000] = {10, 20};
int global_func(int param)
{
return param * 10;
}
int main(int argc, const char* argv[])
{
int t = global_func(argc);
t += global_arr[7];
t += static_arr[7];
t += global_arr_big[7];
t += static_arr_big[7];
return t;
}
gcc
использует модель кода как значение опции -mcmodel
. Кроме того, флагом -fpic
можно задать PIC компиляцию.Пример компиляции в объектный модуль через большую модель кода с использованием PIC:
> gcc -g -O0 -c codemodel1.c -fpic -mcmodel=large -o codemodel1_large_pic.o
Малая модель кода
Перевод цитаты из man gcc на тему малой модели кода:
-mcmodel=small
Генерация кода для малой модели: программа и ее символы должны быть скомпонованы в нижних двух гигабайтах адресного пространства. Размер указателей — 64 бит. Программы могут быть скомпонованы и статически, и динамически. Это основная модель кода.
Другими словами, компилятор может спокойно считать, что код и данные доступны через 32-битный RIP-относительный сдвиг из любой команды в коде. Давайте взглянем на дизассемблированный пример программы на С, которую мы скомпилировали через не-PIC малую модель кода:
> objdump -dS codemodel1_small.o
[...]
int main(int argc, const char* argv[])
{
15: 55 push %rbp
16: 48 89 e5 mov %rsp,%rbp
19: 48 83 ec 20 sub $0x20,%rsp
1d: 89 7d ec mov %edi,-0x14(%rbp)
20: 48 89 75 e0 mov %rsi,-0x20(%rbp)
int t = global_func(argc);
24: 8b 45 ec mov -0x14(%rbp),%eax
27: 89 c7 mov %eax,%edi
29: b8 00 00 00 00 mov $0x0,%eax
2e: e8 00 00 00 00 callq 33 <main+0x1e>
33: 89 45 fc mov %eax,-0x4(%rbp)
t += global_arr[7];
36: 8b 05 00 00 00 00 mov 0x0(%rip),%eax
3c: 01 45 fc add %eax,-0x4(%rbp)
t += static_arr[7];
3f: 8b 05 00 00 00 00 mov 0x0(%rip),%eax
45: 01 45 fc add %eax,-0x4(%rbp)
t += global_arr_big[7];
48: 8b 05 00 00 00 00 mov 0x0(%rip),%eax
4e: 01 45 fc add %eax,-0x4(%rbp)
t += static_arr_big[7];
51: 8b 05 00 00 00 00 mov 0x0(%rip),%eax
57: 01 45 fc add %eax,-0x4(%rbp)
return t;
5a: 8b 45 fc mov -0x4(%rbp),%eax
}
5d: c9 leaveq
5e: c3 retq
Как можно видеть, доступ ко всем массивам организован одинаково — с использованием RIP-относительного сдвига. Однако в коде сдвиг равен 0, поскольку компилятор не знает, где будет размещен сегмент данных, поэтому для каждого такого доступа он создает релокацию:
> readelf -r codemodel1_small.o
Relocation section '.rela.text' at offset 0x62bd8 contains 5 entries:
Offset Info Type Sym. Value Sym. Name + Addend
00000000002f 001500000002 R_X86_64_PC32 0000000000000000 global_func - 4
000000000038 001100000002 R_X86_64_PC32 0000000000000000 global_arr + 18
000000000041 000300000002 R_X86_64_PC32 0000000000000000 .data + 1b8
00000000004a 001200000002 R_X86_64_PC32 0000000000000340 global_arr_big + 18
000000000053 000300000002 R_X86_64_PC32 0000000000000000 .data + 31098
Давайте в качестве примера полностью декодируем доступ к
global_arr
. Интересующий нас дизассемблированный сегмент: t += global_arr[7];
36: 8b 05 00 00 00 00 mov 0x0(%rip),%eax
3c: 01 45 fc add %eax,-0x4(%rbp)
RIP-относительная адресация относительна очередной команде, таким образом сдвиг необходимо запатчить в команду
mov
таким образом, чтобы он соответствовал 0х3с. Нас интересует вторая релокация, R_X86_64_PC32
, она указывает на операнд mov
по адресу 0x38
и означает следующее: берем значение символа, добавляем слагаемое и вычитаем указываемый релокацией сдвиг. Если вы все корректно посчитали, вы увидите как результат разместит относительный сдвиг между очередной командой и global_arr
, плюс 0х1с
. Поскольку 0х1с
означает «седьмой int в массиве» (в архитектуре х64 размер каждого int
составляет 4 байта), то этот относительный сдвиг нам и нужен. Таким образом, используя RIP-относительную адресацию, команда корректно ссылается на global_arr[7]
.Также интересно отметить следующее: пусть команды доступа к
static_arr
здесь и схожи, его переадресация использует другой символ, тем самым вместо конкретного символа указывая в секцию .data
. Виной тому действия компоновщика, он размещает статический массив в известном месте секции, и таким образом массив нельзя использовать совместно с другими общими библиотеками. В итоге компоновщик урегулирует ситуацию с этой релокацией. С другой стороны, поскольку global_arr
может быть использован (или перезаписан) другой общей библиотекой, уже динамический загрузчик должен будет разобраться со ссылкой к global_arr
. [3]Наконец, давайте взглянем на отсылку к
global_func
: int t = global_func(argc);
24: 8b 45 ec mov -0x14(%rbp),%eax
27: 89 c7 mov %eax,%edi
29: b8 00 00 00 00 mov $0x0,%eax
2e: e8 00 00 00 00 callq 33 <main+0x1e>
33: 89 45 fc mov %eax,-0x4(%rbp)
Поскольку операнд
callq
тоже RIP-относителен, релокация R_X86_64_PC32
работает здесь аналогично размещению фактического относительного сдвига к global_func в операнд.В заключение отметим, что благодаря малой модели кода компилятор воспринимает все данные и код будущей программы как доступные через 32-битный сдвиг, и тем самым для доступа к всевозможным объектам создает простой и эффективный код.
Большая модель кода
Перевод цитаты из
man
gcc
на тему большой модели кода:-mcmodel=large
Генерация кода для большой модели: Эта модель не делает предположений относительно адресов и размеров секций.
Пример дизассемблированного кода
main
, скомпилированного при помощи не-PIC большой модели:int main(int argc, const char* argv[])
{
15: 55 push %rbp
16: 48 89 e5 mov %rsp,%rbp
19: 48 83 ec 20 sub $0x20,%rsp
1d: 89 7d ec mov %edi,-0x14(%rbp)
20: 48 89 75 e0 mov %rsi,-0x20(%rbp)
int t = global_func(argc);
24: 8b 45 ec mov -0x14(%rbp),%eax
27: 89 c7 mov %eax,%edi
29: b8 00 00 00 00 mov $0x0,%eax
2e: 48 ba 00 00 00 00 00 movabs $0x0,%rdx
35: 00 00 00
38: ff d2 callq *%rdx
3a: 89 45 fc mov %eax,-0x4(%rbp)
t += global_arr[7];
3d: 48 b8 00 00 00 00 00 movabs $0x0,%rax
44: 00 00 00
47: 8b 40 1c mov 0x1c(%rax),%eax
4a: 01 45 fc add %eax,-0x4(%rbp)
t += static_arr[7];
4d: 48 b8 00 00 00 00 00 movabs $0x0,%rax
54: 00 00 00
57: 8b 40 1c mov 0x1c(%rax),%eax
5a: 01 45 fc add %eax,-0x4(%rbp)
t += global_arr_big[7];
5d: 48 b8 00 00 00 00 00 movabs $0x0,%rax
64: 00 00 00
67: 8b 40 1c mov 0x1c(%rax),%eax
6a: 01 45 fc add %eax,-0x4(%rbp)
t += static_arr_big[7];
6d: 48 b8 00 00 00 00 00 movabs $0x0,%rax
74: 00 00 00
77: 8b 40 1c mov 0x1c(%rax),%eax
7a: 01 45 fc add %eax,-0x4(%rbp)
return t;
7d: 8b 45 fc mov -0x4(%rbp),%eax
}
80: c9 leaveq
81: c3 retq
И вновь полезно взглянуть на релокации:
Relocation section '.rela.text' at offset 0x62c18 contains 5 entries:
Offset Info Type Sym. Value Sym. Name + Addend
000000000030 001500000001 R_X86_64_64 0000000000000000 global_func + 0
00000000003f 001100000001 R_X86_64_64 0000000000000000 global_arr + 0
00000000004f 000300000001 R_X86_64_64 0000000000000000 .data + 1a0
00000000005f 001200000001 R_X86_64_64 0000000000000340 global_arr_big + 0
00000000006f 000300000001 R_X86_64_64 0000000000000000 .data + 31080
Поскольку нет необходимости делать предположения относительно размеров секций кода и данных, большая модель кода довольно унифицирована и одинаковым образом определяет доступ ко всем данным. Давайте вновь взглянем на
global_arr
: t += global_arr[7];
3d: 48 b8 00 00 00 00 00 movabs $0x0,%rax
44: 00 00 00
47: 8b 40 1c mov 0x1c(%rax),%eax
4a: 01 45 fc add %eax,-0x4(%rbp)
Двум командам необходимо получить желаемое значение из массива. Первая команда размещает абсолютный 64-битный адрес в
rax
, который, как мы скоро увидим, окажется адресом global_arr
, тогда как вторая команда загружает слово из (rax) + 0х1с
в eax
.Так что давайте сфокусируемся на команде по адресу
0x3d
, movabs
, абсолютной 64-битной версии mov
в архитектуре х64. Она может забросить полную 64-битную константу прямо в регистр, и так как в нашем дизассемблированном коде значение этой константы равно нулю, за ответом нам придется обратиться к таблице релокаций. В ней мы найдем абсолютную релокацию R_X86_64_64
для операнда по адресу 0x3f
, со следующим значением: размещение значения символа плюс слагаемого обратно в сдвиг. Другими словами, rax
будет содержать абсолютный адрес global_arr
.А что насчет функции вызова?
int t = global_func(argc);
24: 8b 45 ec mov -0x14(%rbp),%eax
27: 89 c7 mov %eax,%edi
29: b8 00 00 00 00 mov $0x0,%eax
2e: 48 ba 00 00 00 00 00 movabs $0x0,%rdx
35: 00 00 00
38: ff d2 callq *%rdx
3a: 89 45 fc mov %eax,-0x4(%rbp)
За уже знакомым нам
movabs
следует команда call
, которая вызывает функцию по адресу в rdx
. Достаточно взглянуть на соответствующую релокацию чтобы понять насколько она похожа на доступ к данным.Как можно видеть, в большой модели кода нет каких-либо предположений о размере секций кода и данных, равно как и о финальном расположении символов, она попросту ссылается на символы через абсолютные 64-битные шаги, своего рода «безопасную дорожку». Однако обратите внимание как, по сравнению с малой моделью кода, большая модель вынуждена использовать дополнительную команду при обращении к каждому символу. Таковая цена безопасности.
Итак, мы с вами познакомились с двумя полностью противоположными моделями: в то время как малая модель кода предполагает, что все вмещается в нижние два гигабайта памяти, большая модель предполагает, что нет ничего невозможного и любой символ может находиться где угодно во всей полноте 64-битного адресного пространства. Компромиссом между этими двумя моделями становится средняя модель кода.
Средняя модель кода
Как и ранее, давайте взглянем на перевод цитаты из
man
gcc
:-mcmodel=medium
Генерация кода для средней модели: Программа скомпонована в нижних двух гигабайтах адресного пространства. Здесь же расположены и малые символы. Символы размера большего, чем задано через -mlarge-data-threshold, попадают в больше данные или секции bss и могут находиться выше двух гигабайт. Программы могут быть скомпонованы и статически, и динамически.
Аналогично малой модели кода, средняя модель предполагает что весь код скомпонован в двух нижних гигабайтах. Тем не менее, данные разделены на предполагаемо скомпонованные в нижних двух гигабайтах «малые данные» и неограниченные по размещению в памяти «большие данные». Данные попадают в категорию больших при превышении ими предела, по определению равного 64 килобайтам.
Также важно отметить, что при работе со средней моделью кода для больших данных по аналогии с секциями
.data
и .bss
создаются специальные секции: .ldata
и .lbss
. Это не так важно в призме темы текущей статьи, однако я собираюсь немного от нее отклониться. Детальнее с данным вопросом можно ознакомиться в ABI.Теперь становится понятно, почему в примере появились те массивы
_big
: они нужны средней модели для интерпретации «больших данных», которыми они, при размере в 200 килобайт каждый, и являются. Ниже можно ознакомиться с результатом дизассемблирования:int main(int argc, const char* argv[])
{
15: 55 push %rbp
16: 48 89 e5 mov %rsp,%rbp
19: 48 83 ec 20 sub $0x20,%rsp
1d: 89 7d ec mov %edi,-0x14(%rbp)
20: 48 89 75 e0 mov %rsi,-0x20(%rbp)
int t = global_func(argc);
24: 8b 45 ec mov -0x14(%rbp),%eax
27: 89 c7 mov %eax,%edi
29: b8 00 00 00 00 mov $0x0,%eax
2e: e8 00 00 00 00 callq 33 <main+0x1e>
33: 89 45 fc mov %eax,-0x4(%rbp)
t += global_arr[7];
36: 8b 05 00 00 00 00 mov 0x0(%rip),%eax
3c: 01 45 fc add %eax,-0x4(%rbp)
t += static_arr[7];
3f: 8b 05 00 00 00 00 mov 0x0(%rip),%eax
45: 01 45 fc add %eax,-0x4(%rbp)
t += global_arr_big[7];
48: 48 b8 00 00 00 00 00 movabs $0x0,%rax
4f: 00 00 00
52: 8b 40 1c mov 0x1c(%rax),%eax
55: 01 45 fc add %eax,-0x4(%rbp)
t += static_arr_big[7];
58: 48 b8 00 00 00 00 00 movabs $0x0,%rax
5f: 00 00 00
62: 8b 40 1c mov 0x1c(%rax),%eax
65: 01 45 fc add %eax,-0x4(%rbp)
return t;
68: 8b 45 fc mov -0x4(%rbp),%eax
}
6b: c9 leaveq
6c: c3 retq
Обратите внимание на то, как ведется доступ к массивам: обращение к массивам
_big
идет через методы большой модели кода, тогда как обращение к остальным массивам идет через методы малой модели. Обращение к функции тоже ведется по методу малой модели кода, а релокации настолько аналогичны предыдущим примерам, что я даже не буду их демонстрировать.Средняя модель кода это умелый компромисс между большой и малой моделями. Навряд ли код программы окажется слишком велик [4], так что подвинуть его сверх лимита в два гигабайта могут разве что статически скомпонованные в него большие куски данных, возможно как часть некоего объемного табличного поиска. Так как средняя модель кода отсеивает такие объемные куски данных и особым образом их обрабатывает, то вызовы кодом функций и малых символов будут так же эффективны, как и в малой модели кода. Только обращения к большим символам, по аналогии с большой моделью, потребуют от кода воспользоваться полным 64-битным методом большой модели.
Малая PIC-модель кода
Теперь давайте посмотрим на PIC варианты моделей кода, и как и раньше мы начнем с малой модели. [5] Ниже можно видеть пример кода, скомпилированного через малую PIC-модель:
int main(int argc, const char* argv[])
{
15: 55 push %rbp
16: 48 89 e5 mov %rsp,%rbp
19: 48 83 ec 20 sub $0x20,%rsp
1d: 89 7d ec mov %edi,-0x14(%rbp)
20: 48 89 75 e0 mov %rsi,-0x20(%rbp)
int t = global_func(argc);
24: 8b 45 ec mov -0x14(%rbp),%eax
27: 89 c7 mov %eax,%edi
29: b8 00 00 00 00 mov $0x0,%eax
2e: e8 00 00 00 00 callq 33 <main+0x1e>
33: 89 45 fc mov %eax,-0x4(%rbp)
t += global_arr[7];
36: 48 8b 05 00 00 00 00 mov 0x0(%rip),%rax
3d: 8b 40 1c mov 0x1c(%rax),%eax
40: 01 45 fc add %eax,-0x4(%rbp)
t += static_arr[7];
43: 8b 05 00 00 00 00 mov 0x0(%rip),%eax
49: 01 45 fc add %eax,-0x4(%rbp)
t += global_arr_big[7];
4c: 48 8b 05 00 00 00 00 mov 0x0(%rip),%rax
53: 8b 40 1c mov 0x1c(%rax),%eax
56: 01 45 fc add %eax,-0x4(%rbp)
t += static_arr_big[7];
59: 8b 05 00 00 00 00 mov 0x0(%rip),%eax
5f: 01 45 fc add %eax,-0x4(%rbp)
return t;
62: 8b 45 fc mov -0x4(%rbp),%eax
}
65: c9 leaveq
66: c3 retq
Релокации:
Relocation section '.rela.text' at offset 0x62ce8 contains 5 entries:
Offset Info Type Sym. Value Sym. Name + Addend
00000000002f 001600000004 R_X86_64_PLT32 0000000000000000 global_func - 4
000000000039 001100000009 R_X86_64_GOTPCREL 0000000000000000 global_arr - 4
000000000045 000300000002 R_X86_64_PC32 0000000000000000 .data + 1b8
00000000004f 001200000009 R_X86_64_GOTPCREL 0000000000000340 global_arr_big - 4
00000000005b 000300000002 R_X86_64_PC32 0000000000000000 .data + 31098
Поскольку в малой модели кода различия между большими и малыми данными не играют никакой роли, мы сфокусируемся на важных при генерации кода через PIC моментах: различиях между локальными (статичными) и глобальными символами.
Как можно заметить, нет никакой разницы между сгенерированным для статичных массивов кодом и кодом в не-PIC случае. Это один из плюсов архитектуры x64: благодаря IP-относительному доступу к данным, мы бонусом получаем PIC, по крайней мере до тех пор пока не требуется внешний доступ к символам. Все команды и релокации остаются теми же, так что обрабатывать их лишний раз не нужно.
Интересно обратить внимание на глобальные массивы: стоит напомнить, что в PIC глобальные данные должны проходить через GOT, поскольку в какой-то момент их могут хранить, или пользоваться ими, общие библиотеки [6]. Ниже можно видеть код для доступа к
global_arr
: t += global_arr[7];
36: 48 8b 05 00 00 00 00 mov 0x0(%rip),%rax
3d: 8b 40 1c mov 0x1c(%rax),%eax
40: 01 45 fc add %eax,-0x4(%rbp)
Интересующая нас релокация это
R_X86_64_GOTPCREL
: позиция входа символа в GOT плюс слагаемое, минус сдвиг за применение релокации. Другими словами, в команду патчится относительный сдвиг между RIP (следующей инструкции) и зарезервированного для global_arr
в GOT слота. Таким образом, в rax
в команду по адресу 0x36
размещается фактический адрес global_arr
. Следом за этим шагом идет сброс ссылки на адрес global_arr
плюс сдвиг на его седьмой элемент в eax
.Теперь давайте взглянем на вызов функции:
int t = global_func(argc);
24: 8b 45 ec mov -0x14(%rbp),%eax
27: 89 c7 mov %eax,%edi
29: b8 00 00 00 00 mov $0x0,%eax
2e: e8 00 00 00 00 callq 33 <main+0x1e>
33: 89 45 fc mov %eax,-0x4(%rbp)
В ней есть релокация операнда
callq
по адресу 0x2e
, R_X86_64_PLT32
: адрес PLT входа для символа плюс слагаемое, минус сдвиг за применение релокации. Другими словами, callq
должен корректно вызывать PLT трамплин для global_func
.Обратите внимание, какие неявные предположения совершает компилятор: что к GOT и PLT можно получить доступ через RIP-относительную адресацию. Это будет важно при сравнении этой модели с другими PIC-вариантами моделей кода.
Большая PIC-модель кода
Дизассемблирование:
int main(int argc, const char* argv[])
{
15: 55 push %rbp
16: 48 89 e5 mov %rsp,%rbp
19: 53 push %rbx
1a: 48 83 ec 28 sub $0x28,%rsp
1e: 48 8d 1d f9 ff ff ff lea -0x7(%rip),%rbx
25: 49 bb 00 00 00 00 00 movabs $0x0,%r11
2c: 00 00 00
2f: 4c 01 db add %r11,%rbx
32: 89 7d dc mov %edi,-0x24(%rbp)
35: 48 89 75 d0 mov %rsi,-0x30(%rbp)
int t = global_func(argc);
39: 8b 45 dc mov -0x24(%rbp),%eax
3c: 89 c7 mov %eax,%edi
3e: b8 00 00 00 00 mov $0x0,%eax
43: 48 ba 00 00 00 00 00 movabs $0x0,%rdx
4a: 00 00 00
4d: 48 01 da add %rbx,%rdx
50: ff d2 callq *%rdx
52: 89 45 ec mov %eax,-0x14(%rbp)
t += global_arr[7];
55: 48 b8 00 00 00 00 00 movabs $0x0,%rax
5c: 00 00 00
5f: 48 8b 04 03 mov (%rbx,%rax,1),%rax
63: 8b 40 1c mov 0x1c(%rax),%eax
66: 01 45 ec add %eax,-0x14(%rbp)
t += static_arr[7];
69: 48 b8 00 00 00 00 00 movabs $0x0,%rax
70: 00 00 00
73: 8b 44 03 1c mov 0x1c(%rbx,%rax,1),%eax
77: 01 45 ec add %eax,-0x14(%rbp)
t += global_arr_big[7];
7a: 48 b8 00 00 00 00 00 movabs $0x0,%rax
81: 00 00 00
84: 48 8b 04 03 mov (%rbx,%rax,1),%rax
88: 8b 40 1c mov 0x1c(%rax),%eax
8b: 01 45 ec add %eax,-0x14(%rbp)
t += static_arr_big[7];
8e: 48 b8 00 00 00 00 00 movabs $0x0,%rax
95: 00 00 00
98: 8b 44 03 1c mov 0x1c(%rbx,%rax,1),%eax
9c: 01 45 ec add %eax,-0x14(%rbp)
return t;
9f: 8b 45 ec mov -0x14(%rbp),%eax
}
a2: 48 83 c4 28 add $0x28,%rsp
a6: 5b pop %rbx
a7: c9 leaveq
a8: c3 retq
Релокации:
Relocation section '.rela.text' at offset 0x62c70 contains 6 entries:
Offset Info Type Sym. Value Sym. Name + Addend
000000000027 00150000001d R_X86_64_GOTPC64 0000000000000000 _GLOBAL_OFFSET_TABLE_ + 9
000000000045 00160000001f R_X86_64_PLTOFF64 0000000000000000 global_func + 0
000000000057 00110000001b R_X86_64_GOT64 0000000000000000 global_arr + 0
00000000006b 000800000019 R_X86_64_GOTOFF64 00000000000001a0 static_arr + 0
00000000007c 00120000001b R_X86_64_GOT64 0000000000000340 global_arr_big + 0
000000000090 000900000019 R_X86_64_GOTOFF64 0000000000031080 static_arr_big + 0
В этот раз различия между большими и малыми данными все еще не имеют значения, поэтому мы сфокусируемся на
static_arr
и global_arr
. Но прежде необходимо обратить внимание в этом коде на пролог, ранее мы не сталкивались с подобным:1e: 48 8d 1d f9 ff ff ff lea -0x7(%rip),%rbx
25: 49 bb 00 00 00 00 00 movabs $0x0,%r11
2c: 00 00 00
2f: 4c 01 db add %r11,%rbx
Ниже можно прочесть перевод связанной с этим цитаты из ABI:
В малой модели кода ко всем адресам (включая GOT) можно получить доступ через предоставленную архитектурой AMD64 IP-относительную адресацию. Именно поэтому нет нужды в явном указателе GOT и таким образом нет нужды в устанавливающем его прологе в функции. В большой и средней моделях кода необходимо определить регистр для хранения адреса GOT в независимых от расположения объектах, поскольку AMD64 ISA не поддерживает мгновенное перемещение размером больше чем 32 бит.
Давайте посмотрим на то, как описанный выше пролог вычисляет адрес GOT. Во-первых, команда по адресу
0x1e
загружает свой собственный адрес в rbx
. Затем совместно с релокацией R_X86_64_GOTPC64
совершается абсолютный 64-битный шаг в r11
. Эта релокация означает следующее: берем адрес GOT, вычитаем перемещаемый сдвиг и добавляем слагаемое. Наконец, команда по адресу 0x2f
складывает оба результата вместе. Итогом становится абсолютный адрес GOT в rbx
. [7]Зачем же мучиться с вычислением адреса GOT? Во-первых, как отмечено в цитате, в большой модели кода мы не можем предполагать, что 32-битного RIP-относительного сдвига будет достаточно для адресации GOT, из-за чего нам и требуется полный 64-битный адрес. Во-вторых, мы все еще хотим работать с PIC-вариацией, так что мы не можем попросту поместить абсолютный адрес в регистр. Скорее сам адрес должен быть вычислен относительно RIP. Для этого и нужен пролог: он совершает 64-битное RIP-относительное вычисление.
В любом случае, раз у нас в
rbx
теперь есть адрес GOT, давайте посмотрим на то как получить доступ к static_arr
: t += static_arr[7];
69: 48 b8 00 00 00 00 00 movabs $0x0,%rax
70: 00 00 00
73: 8b 44 03 1c mov 0x1c(%rbx,%rax,1),%eax
77: 01 45 ec add %eax,-0x14(%rbp)
Релокация первой команды это
R_X86_64_GOTOFF64
: символ плюс слагаемое минус GOT. В нашем случае это относительный сдвиг между адресом static_arr
и адресом GOT. Следующая инструкция добавляет результат в rbx
(абсолютный адрес GOT) и сбрасывает ссылку со сдвигом по 0x1c
. Для простоты визуализации такого вычисления ниже можно ознакомиться с псевдо-C примером:// char* static_arr
// char* GOT
rax = static_arr + 0 - GOT; // rax now contains an offset
eax = *(rbx + rax + 0x1c); // rbx == GOT, so eax now contains
// *(GOT + static_arr - GOT + 0x1c) or
// *(static_arr + 0x1c)
Обратите внимание на интересный момент: адрес GOT используется как привязка к
static_arr
. Обычно GOT не содержит в себе адрес символа, и так как static_arr
не является внешним символом, нет причин хранить его внутри GOT. Тем не менее, в данном случае GOT используется как привязка к относительной адресу символа секции данных. Этот адрес, который кроме всего прочего не зависит от расположения, можно найти полным 64-битным сдвигом. Компоновщик в состоянии урегулировать эту релокацию, так что модифицировать секцию кода во время загрузки нет необходимости.Но что насчет
global_arr
? t += global_arr[7];
55: 48 b8 00 00 00 00 00 movabs $0x0,%rax
5c: 00 00 00
5f: 48 8b 04 03 mov (%rbx,%rax,1),%rax
63: 8b 40 1c mov 0x1c(%rax),%eax
66: 01 45 ec add %eax,-0x14(%rbp)
Этот код несколько длиннее, а релокация отличается от обычной. По сути, GOT используется здесь более традиционным образом: релокация
R_X86_64_GOT64
для movabs
лишь говорит функции разместить сдвиг в GOT, там где в rax
расположен адрес global_arr
. Команда по адресу 0x5f
берет адрес global_arr
из GOT и помещает его в rax
. Следующая команда сбрасывает ссылку на global_arr[7]
и помещает значение в eax
.Теперь давайте взглянем на ссылку кода для
global_func
. Вспомним что в большой модели кода мы не могли делать предположений относительно размера секций кода, так что нам следует полагать что даже для доступа к PLT нам потребуется абсолютный 64-битный адрес: int t = global_func(argc);
39: 8b 45 dc mov -0x24(%rbp),%eax
3c: 89 c7 mov %eax,%edi
3e: b8 00 00 00 00 mov $0x0,%eax
43: 48 ba 00 00 00 00 00 movabs $0x0,%rdx
4a: 00 00 00
4d: 48 01 da add %rbx,%rdx
50: ff d2 callq *%rdx
52: 89 45 ec mov %eax,-0x14(%rbp)
Интересующая нас релокация это
R_X86_64_PLTOFF64
: адрес PLT входа для global_func
минус адрес GOT. Результат размещается в rdx
, куда затем помещается rbx
(абсолютный адрес GOT). В итоге мы получаем адрес PLT входа для global_func
в rdx
.Обратите внимание что вновь GOT используется как привязка, на этот раз для обеспечения независящей от адреса отсылки к сдвигу PLT входа.
Средняя PIC-модель кода
Наконец, мы разберем сгенерированный для средней PIC-модели код:
int main(int argc, const char* argv[])
{
15: 55 push %rbp
16: 48 89 e5 mov %rsp,%rbp
19: 53 push %rbx
1a: 48 83 ec 28 sub $0x28,%rsp
1e: 48 8d 1d 00 00 00 00 lea 0x0(%rip),%rbx
25: 89 7d dc mov %edi,-0x24(%rbp)
28: 48 89 75 d0 mov %rsi,-0x30(%rbp)
int t = global_func(argc);
2c: 8b 45 dc mov -0x24(%rbp),%eax
2f: 89 c7 mov %eax,%edi
31: b8 00 00 00 00 mov $0x0,%eax
36: e8 00 00 00 00 callq 3b <main+0x26>
3b: 89 45 ec mov %eax,-0x14(%rbp)
t += global_arr[7];
3e: 48 8b 05 00 00 00 00 mov 0x0(%rip),%rax
45: 8b 40 1c mov 0x1c(%rax),%eax
48: 01 45 ec add %eax,-0x14(%rbp)
t += static_arr[7];
4b: 8b 05 00 00 00 00 mov 0x0(%rip),%eax
51: 01 45 ec add %eax,-0x14(%rbp)
t += global_arr_big[7];
54: 48 8b 05 00 00 00 00 mov 0x0(%rip),%rax
5b: 8b 40 1c mov 0x1c(%rax),%eax
5e: 01 45 ec add %eax,-0x14(%rbp)
t += static_arr_big[7];
61: 48 b8 00 00 00 00 00 movabs $0x0,%rax
68: 00 00 00
6b: 8b 44 03 1c mov 0x1c(%rbx,%rax,1),%eax
6f: 01 45 ec add %eax,-0x14(%rbp)
return t;
72: 8b 45 ec mov -0x14(%rbp),%eax
}
75: 48 83 c4 28 add $0x28,%rsp
79: 5b pop %rbx
7a: c9 leaveq
7b: c3 retq
Релокации:
Relocation section '.rela.text' at offset 0x62d60 contains 6 entries:
Offset Info Type Sym. Value Sym. Name + Addend
000000000021 00160000001a R_X86_64_GOTPC32 0000000000000000 _GLOBAL_OFFSET_TABLE_ - 4
000000000037 001700000004 R_X86_64_PLT32 0000000000000000 global_func - 4
000000000041 001200000009 R_X86_64_GOTPCREL 0000000000000000 global_arr - 4
00000000004d 000300000002 R_X86_64_PC32 0000000000000000 .data + 1b8
000000000057 001300000009 R_X86_64_GOTPCREL 0000000000000000 global_arr_big - 4
000000000063 000a00000019 R_X86_64_GOTOFF64 0000000000030d40 static_arr_big + 0
Для начала давайте уберем вызов функции. Аналогично малой модели, в средней модели мы предполагаем, что ссылки на код не превышают пределов 32-битного RIP сдвига, следовательно, код для вызова
global_func
полностью аналогичен такому же коду в малой PIC-модели, равно как и для случаев массивов малых данных static_arr
и global_arr
. Поэтому мы сфокусируемся на массивах больших данных, но сначала поговорим о прологе: здесь он отличается от пролога большой модели данных.1e: 48 8d 1d 00 00 00 00 lea 0x0(%rip),%rbx
Это весь пролог: чтобы при помощи релокации
R_X86_64_GOTPC32
разместить GOT адрес в rbx
, потребовалась всего одна команда (по сравнению с тремя в большой модели). В чем же разница? Дело в том, что так как в средней модели GOT не является частью «секций больших данных», мы предполагаем его доступность в рамках 32-битного сдвига. В большой модели мы не могли совершать подобные предположения, и были вынуждены пользоваться полным 64-битным сдвигом.Вызывает интерес тот факт, что код для доступа к
global_arr_big
похож на такой же код в малой PIC-модели. Это происходит по той же причине, почему пролог средней модели короче пролога большой модели: мы полагаем доступность GOT в рамках 32-битной RIP-относительной адресации. Действительно, к самому global_arr_big
нельзя получить такой доступ, но этот случай все равно покрывает GOT, так как фактически global_arr_big
в нем и находится, причем в виде полного 64-битного адреса.Ситуация, тем не менее, отличается для
static_arr_big
: t += static_arr_big[7];
61: 48 b8 00 00 00 00 00 movabs $0x0,%rax
68: 00 00 00
6b: 8b 44 03 1c mov 0x1c(%rbx,%rax,1),%eax
6f: 01 45 ec add %eax,-0x14(%rbp)
Этот случай похож на большую PIC-модель кода, поскольку тут мы все же получаем абсолютный адрес символа, которого нет в самом GOT. Так как это большой символ, о котором нельзя предположить его нахождение в нижних двух гигабайтах, нам, как и в большой модели, требуется 64-битный PIC сдвиг.
Примечания:
[1] Не стоит путать модели кода с 64-битными моделями данных и моделями памяти Intel, все это разные темы.
[2] Важно помнить: собственно команды создает компилятор, и режимы адресации фиксируются именно на этом шаге. Компилятор не может знать в какие программы или общие библиотеки попадет объектный модуль, одни могут оказаться малыми, а другие большими. Компоновщику известен размер итоговой программы, но уже слишком поздно: компоновщик может лишь патчить сдвиг команд релокацией, а не менять сами команды. Таким образом, «соглашение» модели кода должно быть «подписано» программистом на этапе компиляции.
[3] Если что-то осталось непонятным, ознакомьтесь со следующей статьей.
[4] Тем не менее, объемы постепенно растут. Когда я в последний раз проверял Debug+Asserts билд Clang, он почти достигал одного гигабайта, за что во многом спасибо автогенерируемому коду.
[5] Если вы еще не знаете как работает PIC (как в целом, так и в частности для архитектуры x64), самое время ознакомиться со следующими статьями по теме: раз и два.
[6] Таким образом, компоновщик не может самостоятельно разрешить ссылки, и вынужден переложить обработку GOT на динамический загрузчик.
[7] 0x25 – 0x7 + GOT – 0x27 + 0x9 = GOT