Разработка hexapod с нуля (часть 11) — стабилизация

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Всем привет! Разработка медленно продолжается и я внес достаточно важные изменения в ядро передвижения, так же появилась новая версия платы управления. В результате гексапод теперь умеет выравнивать свое тело благодаря наличию акселерометра и возросла скорость передвижения. Все технические подробности в статье. Как всегда, вас ждет фото и видео.

Github: https://github.com/NeoProg2013/AIWM_hexapod (активная ветка: strain_gauge)

Этапы разработки:
Часть 1 — проектирование
Часть 2 — сборка
Часть 3 — кинематика
Часть 4 — математика траекторий и последовательности
Часть 5 — электроника
Часть 6 — переход на 3D печать
Часть 7 — новый корпус, прикладное ПО и протоколы общения
Часть 8 — улучшенная математика передвижения
Часть 9 — завершение версии 1.00
Часть 10 — датчики касания
Часть 11 — стабилизация

Немного об изменениях в железе

Появилась новая версия платы управления, на этот раз в синем цвете (надоел зеленый). На ней я разместил дополнительный 3V3 стабилизатор напряжения для питания камеры. Так же появились дополнительные разъемы для датчиков касаний, акселерометра и FTDI для реализации терминала в будущем.

Плата управления - вид сверху
Плата управления - вид сверху

Появился вспомогательный микроконтроллер STM32F030, находится он снизу и занимается сбором и обработкой информации с MPU6050 и шести датчиков касания на базе HX711. Он периодически передает результаты обработки данных с датчиков по USART на скорости 1Мбит\с в основной контроллер. В целом на него возложена работа с датчиками, которые только косвенно относятся к ядру передвижения и ядро без этих датчиков будет работать отлично. Я решил вынести это в отдельный МК, чтобы не усложнять логику основного — пусть там будет только ядро передвижения и нечего лишнего. В будущем это открывает возможность кастомизации -- меньше стоимость, меньше функционала.

Например: если убрать датчики касания, то можно сэкономить порядка 2-3к рублей, что достаточно неплохо.

Для общения с HX711 потребовался 8-канальный преобразователь уровней 3V3-5V0. Весь необходимый функционал пока влезает в двухслойную печатную плату, но места для маневров уже остается мало. К счастью, сейчас Китай предлагает производство четырехслойной печатной платы за очень хорошие цены и в будущем это не сильно повлияет на стоимость гексапода.

Плата управления - вид снизу
Плата управления - вид снизу

На плате предусмотрены радиаторы для отвода тепла от стабилизаторов. В корпусе гексапода стоят 2 вентилятора 30х30 для охлаждения силовых DC-DC, плата управления располагается над вентиляторами и при всасывании воздуха внутрь корпуса охлаждается и плата управления.

Стабилизация. Железо

Стабилизация является очередным шагом для реализации адаптации к ландшафту. Гексапод, к сожалению, не умеет как пауки цепляться за стены, поэтому ему нужно выравнивать свое тело для сохранения устойчивости.

Для реализации стабилизации необходимо как-то получить углы наклона тела гексапода в пространстве в текущий момент времени. Для этих целей очень хорошо подходит широко известный MPU6050, стоит копейки, работать с ним просто.

Он имеет на борту акселерометр и гироскоп, а так же Digital Motion Processor. Вот за наличие DMP я и люблю его. DMP это процессор, который не имеет энергонезависимой памяти и в него нужно каждый раз заливать код по I2C. К сожалению, это код никак не документирован и остается надеяться, что он работает как надо (аномалий не замечал ни разу). Засада с ним заключается в его FIFO буфере — его размер не кратен размеру пакета с данными, который в него кладется. Соответственно, при переполнении FIFO часть данных пропадет и все последующие данные будут повреждены. Поэтому частота опроса MPU6050 должна быть выше частоты работы DMP, мы же не хотим допустить переполнения.

DMP позволяет уйти от фильтраций показаний акселерометра и гироскопа, а так же позволяет забыть о компенсации дрейфа гироскопа. На выходе DMP кватернионы, из которых после нехитрых вычислений можно получить нужные нам углы наклона по осям Х и Y, их мы и будем фильтровать. Максимальная частота опроса DMP — 200Hz. Этой частоты более чем достаточно для реализации стабилизации.

Драйвер для MPU6050 с DMP можно взять с моего github. Вам только нужно подсунуть ему библиотеку I2C и заменить функции чтения\записи на свои.

Код DMP и процедура его инициализации были получены путем reverse engineering демонстрационной платы. Большое спасибо людям, которые потратили большое количество времени, чтобы сделать этот код доступным для использования!

Стабилизация. Математика

Начнем с ответа на вопрос "А с чего начать?". А начать нужно с определения метода выравнивания тела. Введем несколько обозначений. На картинке ниже показан идеальный вариант положения конечностей гексапода и земли (черная линия). Кругами обозначена нагрузка на приводы, в данном случае нагрузка распределена равномерно на обе стороны.

В реальности же земля имеет некий наклон и выглядит это следующим образом:

В результате этого на правые приводы возрастает нагрузка за счет изменения распределения массы в правую часть, а в левой части нагрузка уменьшается. На маленьких углах влияние наклона незаметно, но на больших приводы оказываются перегружены и они явно не рады этому. Может показаться, что крайний левый привод тоже должен быть нагружен, т.к. гексапода тянет в бок, но нет. Левая сторона оказывается недогруженной, и левая нога начинает проскальзывать.

Нужно каким-то образом выровнять корпус, чтобы как можно больше веса переместить в противоположную наклону сторону. Есть 2 варианта реализации этого.

Первый вариант заключается в поднимании ног на правой стороне и опусканием на левой на одинаковое расстояние. Данный способ простой в плане расчетов -- просто используем уравнение плоскости, которая проходит через точку (0;0;0) и перпендикулярна вектору наклона тела гексапода.

Но в нашем случае он не подходит. Дело в том, что мы не можем бесконечно опускать конечность, т.к. гексапод когда-нибудь ляжет на брюхо. Да и в целом уменьшать клиренс мысль не очень, это сильно ограничит проходимость.

Есть другой вариант: вместо синхронного опускания\поднимания ног мы будем поднимать только одну ногу (в данном случае поднимается права нога).

Такой подход немного усложняет расчеты, т.к. плоскость должна проходить не через (0;0;0), а через точку касания самой удаленной от центра гексапода конечности, причем с противоположной стороны наклона. Т.е. мы переносим начало координат в точку касания левой ноги. С виду сложности нет пока мы работаем по одной оси и с двумя конечностями.

Веселье начинается когда, появляется наклон по второй оси и еще 4 конечности, которые расположены далеко не на одной прямой, так они еще и постоянно меняют координаты точек касания во время походки. Веселье в том, что необходимо каждый раз пробегаться по координатам ног и выявлять самую удаленную, и уже относительно неё формировать уравнение плоскости. В целом это несложно, но всё же нюанс.

Реализация

Взглянем на код всего этого счастья. В данном коде для упрощения понимания я убрал обход конечностей и получения их координат, заменив их константами. По сути мы рассматриваем стабилизацию, когда гексапод не двигается.

  • -135.0f + 80.0f определяют точку "1";

  • 135.0f + 80.0f определяют точку "2";

  • 70.0f + 104.0f определяют точку "3";

  • -70.0f + 104.0f определяют точку "4";

// Surface normal
point_3d_t n;
n.x = 0;
n.y = 1;
n.z = 0;

// Move surface to max position
point_3d_t a = {0, 0, 0};
if (z_rotate < 0) a.x = +(135.0f + 80.0f);
else              a.x = -(135.0f + 80.f);
if (x_rotate < 0) a.z = +(70.0f + 104.0f);
else              a.z = -(70.0f + 104.0f);

// Rotate normal by axis X
float x_rotate_rad = DEG_TO_RAD(x_rotate);
n.x = n.x;
n.y = n.y * cosf(x_rotate_rad) + n.z * sinf(x_rotate_rad);
n.z = n.y * sinf(x_rotate_rad) - n.z * cosf(x_rotate_rad);

// Rotate normal by axis Z
float z_rotate_rad = DEG_TO_RAD(z_rotate);
n.x = n.x * cosf(z_rotate_rad) + n.y * sinf(z_rotate_rad);
n.y = n.x * sinf(z_rotate_rad) - n.y * cosf(z_rotate_rad);
n.z = n.z;

// Calculate Y offsets
for (int32_t i = 0; i < sizeof(g_limbs) / sizeof(g_limbs[0]); ++i) {
    float z_sign = 1.0f;
    if (g_limbs[i].position.z != 0) {
        z_sign = g_limbs[i].position.z / fabs(g_limbs[i].position.z);
    }
    float z = g_limbs[i].position.z + z_sign * 104.0f; // 104 - coxa position from center by axix Z
    
    float x_sign = 1.0f;
    if (g_limbs[i].position.x != 0) {
        x_sign = g_limbs[i].position.x / fabs(g_limbs[i].position.x);
    }
    float x = g_limbs[i].position.x + x_sign * 104.0f;
    
    offsets[i] = (-1) * (-n.z * (z - a.z) - n.x * (x - a.x)) / n.y;
}

В начале мы определяем нормаль и поворачиваем её по осям X и Z на углы, которые мы получили из MPU6050. На основании знака угла наклона мы можем определить в какую сторону наклонено тело гексапода и сформировать нужную точку, через которую будет проходить плоскость. Зная вектор и точку мы можем построить уравнение плоскости:

A(x−x0)+B(y−y0)+C(z−z0)=0

Отсюда нам нужен Y

Y=\frac{-C (z - z0) - A(x - x0)}{B} +y0

Но нам нужен не абсолютный Y, а смещение, т.е. на сколько нам нужно сдвинуть конечность, чтобы выровнять корпус. Поэтому y0 можно убрать, он будет добавлен при расчете кинематики.

Результат

Немного фото во время процесса переборки

High drain Li-Ion АКБ
High drain Li-Ion АКБ
Интеграция АЦП в корпус для датчиков касания
Интеграция АЦП в корпус для датчиков касания
Силовые DC-DC (да, кондеи припаяны прямо на выводы микросхем)
Силовые DC-DC (да, кондеи припаяны прямо на выводы микросхем)
Сзади теперь есть USB, всё это закрыто крышкой разумеется
Сзади теперь есть USB, всё это закрыто крышкой разумеется

Костыли

Ну куда же без них. В процессе работы с HX711 оказалось, что после считывания данных с них новая конверсия начинается на сразу, т.е. читать данные не обязательно, конверсия будет начинаться и без этого. Т.к. частота внутреннего тактового генератора в HX711 зависит от всего что только можно, разумеется получалась рассинхронизация и ни о какой параллельной работе с АЦП и речи быть не может.

Пришлось тактировать их от ноги STM32F030 и проводками припаиваться к ноге HX711, которая используется для подачи тактов от внешнего источника. Это позволило синхронизировать все АЦП и параллельно считывать с них данные. Но с этим нужно будет что-то делать, т.к. передавать такты по проводам с частотой 8МГц неправильно.

P.S.

В целом статья получилась не очень объемной и достаточно простой. Спасибо всем за внимание. Надеюсь я кого-нибудь смог убедить, что стабилизация шестиногих роботов дело достаточно простое и эту задачу можно решить обладая школьными знаниями :)

Источник: https://habr.com/ru/post/567034/

Интересные статьи

Интересные статьи

Продолжение цикла статей, посвященных новому типу кривых и поверхностей.В этой части описывается реализация методов F-кривых в C3D Modeler.В первой части были освещены ос...
Вопрос, который актуален для любого вида разработки и машинное обучение (ML) тут не исключение. Но при этом наверняка многие спросят - чем ваш ML отличается от стандартно...
Добрый день. Меня зовут Никита Башун, работаю дата-аналитиком в группе компаний «Везёт». Мой рассказ будет о том, как мы командой из трёх человек с нуля создавали систему антифрода дл...
Доброго времени суток, Habr'овчане. В поисках различной информации по разработке бота для чата Telegram в сети Интернет обнаружил, что все tutorial'ы хоть и достаточно полны различными механик...
В конце апреля MongoDB объявили о покупке Realm — кроссплатформенной мобильной базы данных. В сегодняшнем материале — о том, как компании подошли к сделке и что планируют. ...