Разработка стековой виртуальной машины и компилятора под неё (часть II)

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!

В первой части Разработка стековой виртуальной машины и компилятора под неё (часть I) сделал свою элементарную стековую виртуальную машину, которая умеет работать со стеком, делать арифметику с целыми числами со знаком, условные переходы и вызовы функций с возвратом. Но так как целью было создать не только виртуальную машину, но и компилятор C подобного языка, пришло время сделать первые шаги в сторону компиляции. Опыта никакого. Буду действовать по разумению.

Одним из первых этапов компиляции является синтаксический анализ (parsing) исходного кода нашего "C подобного языка" (кстати, надо какое-то название дать как только он станет более формальным). Задача простая - "нарубить" массив символов (исходный код) на список классифицированных токенов, чтобы последующий разбор и компиляция не вызывали сложности.

Итак, первый шаг - определиться с типами токенов (интуитивно будем ориентироваться на синтаксис C), символами которые будут отделять токены друг от друга, а также определить структуру для хранения токена (тип, текст токена, длина, строка и столбец в исходном коде).

	constexpr char* BLANKS = "\x20\n\t";
	constexpr char* DELIMETERS = ",;{}[]()=><+-*/&|~^!.";

	enum class TokenType {
		NONE = 0, UNKNOWN, IDENTIFIER,
		CONST_CHAR, CONST_INTEGER, CONST_REAL, CONST_STRING,
		COMMA, MEMBER_ACCESS, EOS, 
		OP_BRACES, CL_BRACES, OP_BRACKETS, CL_BRACKETS, OP_PARENTHESES, CL_PARENTHESES,
		BYTE, SHORT, INT, LONG, CHAR, FLOAT, DOUBLE, STRING, IF, ELSE, WHILE, RETURN,
		ASSIGN, EQUAL, NOT_EQUAL, GREATER, GR_EQUAL, LESS, LS_EQUAL,
		PLUS, MINUS, MULTIPLY, DIVIDE, AND, OR, XOR, NOT, SHL, SHR,
		LOGIC_AND, LOGIC_OR, LOGIC_NOT
	};

	typedef struct {
		TokenType type;          
		char* text;              
		WORD length;             
		WORD row;                
		WORD col;                
	} Token;

Далее напишем класс для разбора, ключевым методом которого станет parseToTokens(char*). Тут алгоритм простой: идем до разделителя (BLANKS и DELIMETERS), определяем начало и конец токена, классифицируем его и добавляем в вектор (список) токенов. Особые случаи разбора - это отличать целые числа от вещественных, вещественные числа (например, "315.0") отличать от применения оператора доступа к членам структуры/объекта ("obj10.field1"), а также отличать ключевые слова от других идентификаторов.


void VMParser::parseToTokens(const char* sourceCode) {

	TokenType isNumber = TokenType::UNKNOWN;
	bool insideString = false;                                         // inside string flag
	bool isReal = false;                                               // is real number flag
	size_t length;                                                     // token length variable

	char nextChar;                                                     // next char variable
	bool blank, delimeter;                                             // blank & delimeter char flags

	tokens->clear();                                                   // clear tokens vector
	rowCounter = 1;                                                    // reset current row counter
	rowPointer = (char*)sourceCode;                                    // set current row pointer to beginning

	char* cursor = (char*)sourceCode;                                  // set cursor to source beginning 
	char* start = cursor;                                              // start new token from cursor
	char value = *cursor;                                              // read first char from cursor

	while (value != NULL) {                                            // while not end of string
		blank = isBlank(value);                                          // is blank char found?
		delimeter = isDelimeter(value);                                  // is delimeter found?
		length = cursor - start;                                         // measure token length
		
    // Diffirentiate real numbers from member access operator '.'
		isNumber = identifyNumber(start, length - 1);                    // Try to get integer part of real number
		isReal = (value=='.' && isNumber==TokenType::CONST_INTEGER);     // Is current token is real number

		if ((blank || delimeter) && !insideString && !isReal) {          // if there is token separator                   
			if (length > 0) pushToken(start, length);                      // if length > 0 push token to vector
			if (value == '\n') {                                           // if '\n' found 
				rowCounter++;                                                // increment row counter
				rowPointer = cursor + 1;                                     // set row beginning pointer
			}
			nextChar = *(cursor + 1);                                      // get next char after cursor
			if (!blank && isDelimeter(nextChar)) {                         // if next char is also delimeter
				if (pushToken(cursor, 2) == TokenType::UNKNOWN)              // try to push double char delimeter token
					pushToken(cursor, 1);                                      // if not pushed - its single char delimeter
				else cursor++;                                               // if double delimeter, increment cursor
			} else pushToken(cursor, 1);                                   // else push single char delimeter
			start = cursor + 1;                                            // calculate next token start pointer
		}
		else if (value == '"') insideString = !insideString;             // if '"' char - flip insideString flag 
		else if (insideString && value == '\n') {                        // if '\n' found inside string
			// TODO warn about parsing error
		}
		cursor++;                                                        // increment cursor pointer
		value = *cursor;                                                 // read next char
	}

	length = cursor - start;                                           // if there is a last token
	if (length > 0) pushToken(start, length);                          // push last token to vector

}

Наряду с методом parseToTokens, помогать в разборе и классификации нам будут простые методы, определяющие разделители и тип найденного токена. Плюс метод добавления токена в вектор.

class VMParser {
	public:
		VMParser();
		~VMParser();
		void parseToTokens(const char* sourceCode);
		Token getToken(size_t index);
		size_t getTokenCount();
	
  private:
		vector<Token>* tokens;
		WORD rowCounter;
		char* rowPointer;
  
		bool isBlank(char value);
		bool isDelimeter(char value);
		TokenType pushToken(char* text, size_t length);
		TokenType getTokenType(char* text, size_t length);
		TokenType identifyNumber(char* text, size_t length);
		TokenType identifyKeyword(char* text, size_t length);
	};

Попробуем используя класс VMParser разобрать строку исходного кода C подобного языка (исходный код бессмысленный, просто набор случайных токенов для проверки разбора):

int main()
{
    printf ("Wow!");
    float a = 365.0 * 10 - 10.0 / 2 + 3;
		while (1 != 2) {
		    abc.v1 = 'x';
		}
		if (a >= b) return a && b; else a || b; 
};

В итоге получаем в консоли следующий перечень классифицированных токенов:

Результат разбора исходного кода C подобного языка
Результат разбора исходного кода C подобного языка

Отлично, у нас есть базовый парсер. Теперь его надо как-то применить, например осуществить разбор простого арифметического выражения, а также написать компиляцию такого выражения в инструкции виртуальной машины.

Для простоты сначала реализуем компилятор арифметических выражений с целыми числами (приоритет "*" и "/" над "+" и "-" учитывается), без скобок, унарных операций и других важных вещей, в том числе проверки синтаксических ошибок. Разбор выражений напишем вот так:

void VMCompiler::parseExpression(size_t startIndex, VMImage* destImage) {
	Token tkn;
	currentToken = startIndex;
	parseTerm(destImage);
	tkn = parser->getToken(currentToken);
	while (tkn.type==TokenType::PLUS || tkn.type==TokenType::MINUS) {
		  currentToken++;
		  parseTerm(destImage);
		  if (tkn.type==TokenType::PLUS) destImage->emit(OP_ADD); else destImage->emit(OP_SUB);
		  tkn = parser->getToken(currentToken);
	}
}


void VMCompiler::parseTerm(VMImage* destImage) {
	Token tkn;
	parseFactor(destImage);
	currentToken++;
	tkn = parser->getToken(currentToken);
	while (tkn.type == TokenType::MULTIPLY || tkn.type == TokenType::DIVIDE) {
		  currentToken++;
		  parseFactor(destImage);
		  if (tkn.type == TokenType::MULTIPLY) destImage->emit(OP_MUL); else destImage->emit(OP_DIV);
		  currentToken++;
		  tkn = parser->getToken(currentToken);
	}
}


void VMCompiler::parseFactor(VMImage* destImage) {
	Token tkn = parser->getToken(currentToken);
	char buffer[32];
	strncpy(buffer, tkn.text, tkn.length);
	buffer[tkn.length] = 0;
	destImage->emit(OP_CONST, atoi(buffer));
}

Попробуем скормить этому компилятору выражение "3+5*6+2*3+15/5", запускаем компилятор с выводом скомпилированных команд и сразу запускаем виртуальную машину. Ожидаем, что результат вычисления должен остаться на вершине стека - 42.

Ура! Получилось! Первые шаги в сторону компилятора сделаны.

Источник: https://habr.com/ru/post/560986/


Интересные статьи

Интересные статьи

Продолжаю перевод отчёта проекта Asahi Linux. На этот раз речь пойдёт о загрузчике m1n1 и отладке Mac m1. Читать далее
Компилятор GCC написан с обильным использованием макросов. Очередная проверка кода GCC с помощью PVS-Studio вновь подтверждает мнение нашей команды, что макросы – это плохо. В таком коде тяжело...
Всем привет! Меня зовут Максим Рындин, я тимлид двух команд в Gett – Billing и Infrastructure. Хочу рассказать про продуктовую веб-разработку, которую мы в Gett ведем преимущественно на языке...
Здравствуйте. Я уже давно не пишу на php, но то и дело натыкаюсь на интернет-магазины на системе управления сайтами Битрикс. И я вспоминаю о своих исследованиях. Битрикс не любят примерно так,...
Как мы пришли к новому подходу работы с модулями в iOS приложении RaiffeisenBank. Проблема В приложениях Райффайзенбанка каждый экран состоит из нескольких, максимально независимых друг от ...