Как переделать весь контент в игре в короткие сроки, какие методы в этом помогут, с какими трудностями мы столкнулись и как их решали — этим аспектам разработки ремастеров посвящена данная статья.
Итак, перед нами стояла задача переработки почти всего контента в игре: графического пайплайна, роботов, пушек, визуальных эффектов, карт и т. д. Для этого нужно было внести множество технологических изменений в существующий код и поддержать эти изменения со стороны контента. Этот процесс занимает немало времени, но мы не могли остановить разработку самой игры для внесения всех этих изменений, ведь одно из требований к ремастеру — параллельная разработка с основным продуктом. Поэтому в первую очередь нам необходимо было выстроить процесс работы программистов и художников команды War Robots Remastered в рамках основного проекта. И для решения этой проблемы мы пошли по пути итерационной разработки и системы обратной совместимости.
Организация технического процесса работы над ремастером
Разработка War Robots ведется в системе управления версиями git по модели git-flow. В проекте есть основная ветка (develop), в которую по мере готовности вливаются ветки фичей (features). Из основной ветки создаются релизы, которые затем уходят в прод.
В эту схему мы добавили три элемента:
Ветку Remastered-develop, содержащую весь актуальный контент для проекта War Robots Remastered. Мы договорились о том, что эта ветка будет обратно совместимой с актуальной основной веткой игры. Это значит, что в этой ветке будут использоваться те же технологии и все фичи из ветки develop.
Ветки фичей для ремастера: Remastered/feature/branch. В этих ветках ведется работа над фичами, относящимися к контенту и графическому пайплайну ремастера. Они создаются от Remastered-develop и вливаются в нее же.
Ветки фичей для поддержания обратной совместимости feature/branch: в этих ветках ведется работа над технологиями, необходимыми в первую очередь для ремастера, но несовместимыми с основной веткой War Robots. К таким фичам относятся система загрузки ассетов, система управления качеством (Quality Manager) и т. д.
Процесс работы получался следующим:
В Remastered-develop постоянно заливалась ветка develop с актуальным кодом и контентом основного проекта;
Геймдизайнеры, художники и графические программисты, работающие над контентом для ремастера, работали в ветках Remastered/feature/branch;
Все новые технологии, ломающие обратную совместимость, сначала попадали в develop War Robots, а потом уже в develop War Robots Remastered.
Такая схема позволила нам работать над проектом итеративно, не опасаясь того, что War Robots Remastered не будет содержать тех же фичей, что и основная версия игры.
Однако поддержание обратной совместимости имеет свою цену: все фичи, кардинально меняющие технологии на проекте — например, система загрузки ассетов, — необходимо вносить сначала в основную ветку War Robots, а потом уже в ремастер. Это нетривиальный процесс: раз эти фичи подают в develop, значит, они попадают и в релизы. А чтобы вывести фичу в релиз, ее необходимо согласовать с годовым релиз-планом проекта, выбрать релиз, в который ее сможет забрать и поддержать команда основного продукта, и полноценно протестировать силами QA-отдела. Это увеличивало время разработки ремастера. Однако, как плюс, мы получили то, что на момент релиза War Robots Remastered большинство технологий уже были обкатаны в продакшене, и мы снимали часть технических рисков с запуском проекта.
Как мы переделывали контент для трех качеств ремастера и чем нам помог переход на Unity 2018
Итак, когда фундамент заложен, и у нас появилось понимание того, как будет организован процесс работы над проектом, пора приступать к самому ремастеру. И первая проблема, которую мы будем решать с момента старта проекта и почти до самого его релиза, — это его размер.
За свою семилетнюю историю War Robots успела обрасти множеством фичей и еще большим количеством контента. К моменту релиза ремастера в игре существовали:
81 робот;
109 пушек;
83 единиц эквипа: щиты, модули, встроенные абилки;
10 дронов.
Весь контент необходимо было пересобрать в Unity: обновить материалы, анимации, VFX и подготовить все это в трех качествах: Ultra Low Definition (ULD), Low Definition (LD), High Definition (HD). А после пересборки — еще и протестировать.
Итого мы имеем: 81 робота, 109 пушек, 83 эквипа, 10 дронов в трех качествах — 849 единицы контента.
В Unity используется понятие префаба (шаблона) как единицы контента. Это отдельный объект, включающий в себя модель, текстуры, материалы, анимации, визуальные и звуковые эффекты, сконфигурированные геймдизайнером. И его можно использовать в процессе работы приложения.
Сборка нового префаба робота из готовых ассетов в Unity может занимать от 1 до 3 дней, его полное тестирование, включая логику и визуал, — от 2 до 3 дней. Несложно подсчитать, что на сборку и тестирование одних только роботов у нас ушло бы 11 месяцев, и это без учета рисков в виде задержек со стороны подготовки арта, багов и т.д. Это нас не устраивало, ведь мы хотели завершить проект менее, чем за год.
Перед нами стояла еще одна проблема: единожды собранный робот в трех качествах не мог оставаться неизменным в течение целого года. В War Robots постоянно исправляются какие-то баги, меняется баланс, добавляется что-то новое. И если раньше геймдизайнеру нужно было внести изменения в один префаб робота, то теперь необходимо было это сделать в четырех местах: в основном проекте War Robots и в трех префабах качеств на War Robots Remastered. Это существенно увеличивало риск возникновения ошибок в связи с человеческим фактором, а мы хотели бы этого избежать.
Нам необходимо было автоматизировать процесс сборки контента и облегчить процесс тестирования. К счастью, в момент старта проекта War Robots Remastered в релиз-плане «ванильной» War Robots был запланирован переход на новую на тот момент версию Unity 2018 LTS. Эта версия Unity добавляла в движок новую технологию Prefab Variants, которой мы и решили воспользоваться.
Наша идея заключалась в том чтобы создать единую базу для каждого робота (пушки, дрона и т. д.), содержащую всю игровую логику и общие компоненты для всех качеств: настройки абилок, звуков, точки креплений пушек и т. д., — а также создать префаб-варианты для каждого пресета качества (ULD, LD, HD), которые будут содержать только визуальную составляющую: геометрию, материалы, VFX.
Для примера — базовый префаб робота Cossack и его HD-префаб вариант:
Красным выделены объекты, присущие только HD-качеству: скелет, геометрия и материал, а также дополнительные звуковые эффекты.
Схема разделения префабов:
Заметим, что на схеме отображено четыре качества, а не три: Legacy, ULD, LD и HD. Качеством Legacy было принято называть контент из основного проекта War Robots. Также сам механизм разделения на базовые (base) префаб-варианты стал одной из фичей основной игры по поддержке обратной совместимости с War Robots Remastered.
Такая схема построения контента решала две проблемы:
Внесение изменений в префаб теперь можно было делать только один раз. При изменении общих значений для всех качеств, таких как настройки абилок, геймдизайнер редактирует только base префаб, а при изменении визуальной составляющей — только префаб необходимого качества.
Сокращается время тестирования единицы контента. В случае с четырьмя независимыми префабами QA необходимо было протестировать и логику, и визуал каждого префаба в отдельности. В новой же схеме тестирование логики проводится только один раз, что сокращает время тестирования единицы контента на 70%.
Что касается самого процесса разделения префабов на базу и префаб-варианты, для этой задачи силами программистов был создан отдельный инструмент, который позволил автоматизировать этот процесс.
Как уже упоминалось ранее, создание нового префаба робота в War Robots может занимать от 1 до 3 дней работы геймдизайнера — и это очень много, когда дело касается более 80 префабов роботов. Однако, благодаря общей базе и префаб-вариантам нам уже не нужно было создавать робота целиком — необходимо было лишь заменить ему визуальные компоненты.
Префаб-варианты качеств ULD, LD и HD отличаются между собой всего несколькими элементами:
материалом (шейдером и набором текстур);
набором LOD-ов;
структурой VFX (набором систем частиц).
Замена этих компонентов легко поддается автоматизации.
Однако изначально у нас было только одно качество: Legacy, которое мы получили на выходе работы инструмента по разделению на префаб-варианты. Legacy-качество отличалось от ремастерных качеств, помимо прочего, еще и структурой скелета и анимациями. И если замену материалов, лодов и VFX-ов мы легко могли автоматизировать, то замена скелета анимаций требовала ручных усилий от геймдизайнеров для настройки новых точек креплений пушек, VFX и т. д. В результате мы создали два инструмента для геймдизайнеров: утилиту по портации префаба Legacy в качество ремастера и инструмент для генерации качеств HD, LD, ULD из готового качества ремастера.
Процесс создания ремастер-контента со стороны геймдизайнера теперь стал разделяться на следующие этапы:
Геймдизайнер использует инструмент для портации Legacy-качества в ремастер-качество (обычно в LD). Этот инструмент заменяет скелет, анимации, материалы и VFX.
Геймдизайнер вручную донастраивает ремастер-префаб: указывает новые ссылки на точки креплений пушек, VFX и т. д. На выходе этого этапа мы имеем один полноценный префаб-вариант для ремастер-качества.
Геймдизайнер запускает инструмент по генерации остальных качеств, автоматически заменяющий оставшиеся визуальные компоненты.
Такой процесс позволил сократить время сборки одного робота в трех качествах с трех дней до пары часов.
Помимо этого, мы получили инструмент, который позволит нам в дальнейшем интегрировать ассеты любых качеств в пару кликов мыши — например, Medium Definition (MD) и Ultra High Definition (UHD).
В текущем виде инструмент по созданию и инспектированию роботов выглядит так:
С появлением системы автоматизации сборки контента мы получили еще одну возможность — автоматически проверять его целостность. На данный момент мы проверяем следующие вещи:
настройки освещения рендеров;
использование правильных материалов и текстур в префабах;
наличие самих префабов в билде;
настройки лодирования.
Эти проверки выполняются автоматически при каждой сборке билда. Где они проходят, кто их запускает и в каком виде получает результат — вполне себе тянет на тему для отдельной статьи, поэтому пока остановимся на этом.
Суммарно внедрение процесса автоматизации сборки контента позволило нам собрать и протестировать более 800 единиц контента всего за 7 месяцев, а не порядка трех лет, как было оценено изначально.
Подводя итоги: какие практики хороши при переделке контента для крупного игрового проекта
При работе над таким большим проектом, как War Robots, невозможно вносить крупные изменения одномоментно. Только итерационный процесс позволяет внедрять технологии, кардинально меняющие структуру проекта в продакшене.
Итерационный процесс позволяет тщательнее протестировать новые технологии в продакшене. На момент запуска ремастера мы протестировали и закрыли большинство рисков, связанных с их использованием.
Грамотное использование gitflow, декомпозиция задач и контента и работа над поддержкой обратной совместимости позволяет избежать множества конфликтов в ходе внесения изменений в проект несколькими независимыми командами. Но важно, чтобы все члены команды понимали схему работы над проектом, и лиды координировали свои действия при планировании задач на свои отделы.
Не стоит забывать о силе автоматизации: чем объемнее проект, тем больше в нем однотипных задач, которые можно автоматизировать. В таких случаях несколько недель работы программистов могут сократить работу других отделов на несколько месяцев.