Ренессанс e-learning. Почему 2020 год покажет все плюсы дистанционного обучения

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!

Электронное обучение или e-learning развивается, практикуется и совершенствуется уже много лет. Тема актуальна как в СМИ, так и среди научного и образовательного сообществ. С начала 2020 года дистанционная учёба стала еще более актуальной.

Мы в «ЛАНИТ-ТЕРКОМ» занимаемся заказной разработкой платформ электронного обучения. Работая с такими проектами, мы получаем все больше информации о требованиях компаний к образовательным курсам и платформам. Именно поэтому мы решили рассказать сегодня об электронном обучении и поделиться с Хабром нашим взглядом на то, чем интересен и как развивается этот рынок.

Источник

Нужно ли электронное обучение? За всех решил карантин


Проблема с кадрами и ресурсами возникла давно. Из-за острой нехватки специалистов в условиях быстро меняющегося современного мира технологий у компаний нет понимания, получится ли насытить в ближайшей перспективе некоторые отрасли людьми. На протяжении многих лет крупные корпорации США, Китая и других стран вкладывают огромные инвестиции в образование своих сотрудников.

Объем рынка корпоративного обучения показывает ежегодный рост. Сегодня он превышает отметку в $366 млрд. При этом спрос на высококлассных специалистов растет еще быстрее: по словам председателя комитета по труду Санкт-Петербурга Дмитрия Чернейко, в рамках национальной программы в 2020 году планируется переподготовить 10-11 тыс. человек, хотя потребность петербургских работодателей уже составляет 50 тыс. человек в год. Испытывает серьезную нагрузку и система высшего образования, перед которой стоит задача подготовки кадров для цифровой экономики. Заявленные показатели, которых надо добиться уже в ближайшее время, точно не могут быть достигнуты при нынешних контрольных цифрах приема на соответствующие программы.

Поэтому бизнес и вузы остро нуждаются в коренном изменении процесса подготовки и переподготовки кадров.

Оптимисты надеются на прогресс в развитии технологий образования, и он действительно заметен — от простых тестов, завершающих видеоуроки или главы электронных учебников, мы переходим к сложным платформам со встроенными биологическими (в смысле автономной настройки) алгоритмами адаптивного обучения, которые в реальном времени изменяют образовательную траекторию в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ученика. Но пока идея создать такую образовательную платформу, которая бы дала  возможность человеку быстро обучиться новой профессии и менять род деятельности несколько раз за жизнь (тем более получать рекомендации по таким изменениям) выглядит утопией.

Страны по разному приходят к внедрению e-learning.  Например, еще лет 15 назад в России активно обсуждалась идея создания учебных классов для программистов — курсов по ускоренному изучению Cobol, Java за три месяца без предварительной подготовки. У нас это не нашло большого отклика. Сразу поняли, что как-то не получается за пару месяцев переделать гуманитария в программиста Java. Максимум, что получилось сделать, — обучить тестировщиков, и то не уровня QA engineer.

Другой пример — Италия, в которой расположен европейский офис нашей компании. В стране поддерживают и развивают проекты типа  «Программист высокого уровня .Net за 160 часов». Обучение проходит по старинке с преподаванием в аудиториях. За последние два года в Италии появилось огромное количество классических курсов. Преподавать решили даже те, кто сам имеет пару лет опыта, но уже почувствовал себя серьезным преподавателем как минимум уровня senior. Правда, результат не лучший: и так невысокий уровень мастерства написания кода по стране продолжает идти на снижение, а студенты физико-математических отделений продолжают оставаться лучшими. 


Но надо отметить, что даже индустрия Италии все же осознала нехватку кадров и необходимость применения электронного обучения для их подготовки. Так, крупные банки (а банковская система Италии сложна и перегружена бюрократией в силу исторических причин) внедрили  какие-никакие электронные системы обучения для своих сотрудников. Стали подтягиваться предприятия торговли и других отраслей.

События же начала 2020 года, связанные пандемией, окончательно убедили даже консервативную Италию в необходимости наличия и использования надежных систем по удаленному обучению. Неуверенность в будущем, непонимание ситуации с распространением и защитой от вируса, введение карантина и необходимость работать/учиться из дома убедили весь мир в том, что e-learning — это решение многих проблем. Многие, возможно, помнят, как в советское время  был курс ОБЖ и разъяснение первых действий при наступлении атомной войны. Таким способом заранее пытались снизить уровень информационной неподготовленности и паники при условии наступления событий. А ведь идея была неплохая: хочешь мира — готовься к войне… Компания Area9 с помощью своих партнеров по образовательным курсам для медиков (AACC Learning Lab, NEJM Knowledge+) в кратчайшие сроки выпустила небольшой бесплатный микрокурс адаптивного обучения по вирусу COVID-19. Сейчас он доступен на русском… Мы его перевели и распространили. Эффект не заставил себя долго ждать.  Уровень тревожности значительно снизился.


К сожалению, университеты и школы Италии не были заранее готовы к такой ситуации. Тогда как во многих странах мира уже внедрены полноценные курсы для студентов в медицинских вузах, и им не страшны карантины, они могут проходить обучение без каких-либо проблем из любой точки мира.

Изучая опыт дистанционного обучения миллионов студентов и сотрудников компаний, в том числе негативный, у нас есть  четкое понимание того, какими характеристиками должна обладать идеальная система электронного обучения: 

  • В основе должны лежать проверенные и наиболее качественные образовательные методики. В идеале, система должна выступать в роли индивидуального тренера-наставника, который не только выстраивает персональную образовательную траекторию, но и поощряет решение сложных задач, вовремя напоминает и просит повторить новый материал, предлагает отдохнуть, замечая переутомление или поверхностное отношение к процессу обучения. Именно использование устаревших методик, которые, кстати, все чаще критикуются и при живом обучении в классе, может быть одной из причин недоверия к электронному образованию и неудовлетворенности его результатами.
  • Постепенный переход от итогового оценивания (когда вначале проходит ознакомление с материалом, а затем проверяется степень его освоения) к формирующему (проверка проходит постоянно для выявления пробелов в знаниях и предоставления рекомендаций по их заполнению) с возможностью постоянного мониторинга не только финальных результатов обучения, но и всего его процесса. Причем желательно, чтобы обратная связь была и у обучающегося, и у преподавателя и даже у автора контента, который мог бы тем самым оценивать его качество и вносить изменения, улучшающие сам курс.
  • Удобство использования, широкое понятие, которое включает в себя как обязательную сейчас адаптивную верстку, масштабируемость, возможности для интеграции с другими распространенными системами через общие форматы, так  и возможность организатора обучения самостоятельно делать курсы на платформе без использования компании-разработчика и сторонних поставщиков контента.
  • Дистанционные курсы не должны быть очень дорогими, но и вряд ли могут быть абсолютно бесплатными. О моделях монетизации можно говорить бесконечно, для образования их даже больше, чем для традиционных мобильных и веб-приложений (так как за дело может взяться государство, попечительский совет вуза или миллионер-меценат).
  • Кроме денег стоит учитывать время.  Оно требуется на разработку самого курса (и здесь могут прийти на помощь поставщики контента),  на его постоянные обновления, и, наконец, собственно, время на обучение. Программисты вряд ли готовы потратить три дня жизни, чтобы пройти курс по безопасности на рабочем месте.

А это вполне реально — в  Италии курсы по безопасности обязательны для программистов и управленцев. До сих пор компании вынуждены отправлять в классы людей. Я сама проходила такой курс в Бари в группе из 60 человек. Перед учёбой нам для ознакомления присылали 40 страниц презентации в формате .pdf. Эффективность такого обучения, как вы сами понимаете, сильно низкая: много учеников в одном зале, подача сложного материала в формате презентации на «email», отсутствие интерактива, временные затраты рабочего времени по три с половиной часа ежедневно на просиживание в шумной аудитории, отсутствие возможности проверить усвоение материала — всё это создало негативное отношение бизнес-активного населения к данному виду обучения. Адаптивный курс, рассчитанный на 1 час в день, с хорошо структурированными блоками был бы намного эффективнее. Курс Salute e Sicurezza sul Lavoro — это классический пример устаревшей модели обучения кадров в Италии.

Электронный адаптивный курс был бы тут очень кстати. Сотрудник мог бы пройти его дома, потратив максимум по часу времени ежедневно в течение тех же трех дней. 

Немного теории, но не скучной



На этой диаграмме — так называемая модель обучения в четырех измерениях. Впервые она была сформулирована Чарльзом Фаделем с соавторами в небольшой книге «Four-Dimensional Education: The Competencies Learners Need to Succeed», опубликованной в 2015 году. Концепция нашла применение в  инновационных образовательных методиках уже в 75 странах мира, а у нас книга была дважды переведена на русский язык и издана Центром образовательных разработок Московской школы управления «Сколково» и Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее». 

Как и в традиционных системах обучения, одной из чрезвычайно важных составляющих являются знания. Авторы концепции лишь призывают внимательнее относиться к тому, какие знания становятся доступными при помощи современных поисковых систем, а какие требуют более серьезного отношения. Но, кроме знаний, модель включает в себя еще два равноценных компонента: навыки (способность человека применять знания) и характер — те черты личности, которые помогают нам преодолевать трудности, добиваться поставленных целей, создавать атмосферу сплоченности и т.д. Среди основных навыков, которые можно и нужно формировать средствами электронного обучения, особо выделяются знаменитые 4К — коммуникативность, командная работа, критическое мышление и креативность. Именно эти навыки определяют наше место в быстро меняющемся мире, помогают людям адаптироваться к новым ситуациям, успешно взаимодействовать с машинами и алгоритмами. С характером все сложнее, ведь он включает в себя пресловутые софт-скиллз, о которых так много говорят в последние несколько лет, но сформировать их силами исключительно электронного образования не так и просто. И здесь речь идет скорее не об универсальной платформе для формирования произвольного набора черт характера, а о кропотливой работе над перечнем тех черт, которые мы можем попробовать развивать с помощью дистанционных систем. Здесь важен каждый небольшой успех на этом непростом пути.

Если посмотреть на диаграмму еще раз, мы увидим, что пересечение этих трех компонентов и дает представление об идеальном обучающемся XXI века. Но если чуть отстраниться от экрана, можно заметить еще одну окружность, которая охватывает знания, навыки и характер. 

Мета-обучение. Развитие наших способностей переходит от частного к общему. Оно помогает осмыслить учебный процесс как таковой: осознание себя как ученика, трезвая оценка своего уровня знаний, способность наблюдать за его изменением, видение  своих плюсов и минусов, а главное, понимание — зачем я собственно учусь, что это дает мне, как это скажется на моей работе, перспективах и планах. Точная оценка своих текущих способностей позволяет сотруднику быстрее и увереннее двигаться вперед, фактически задавая установку на рост и развитие.

Идеальное воплощение этой модели на практике сегодня — адаптивное обучение. В современном виде — это автоматизированная платформа, которая в реальном времени адаптируется к потребностям каждого учащегося.  Это тот самый старший сотрудник, который «водит за ручку» новичка, учитывая его пробелы в знаниях, правильно мотивируя его и воплощая в жизнь персональный, личный подход. Учась с применением адаптивных алгоритмов, вы не тратите время на повторение или освоение того, что вы уже знаете. Адаптивность системы состоит в том, чтобы определять слабые места в ваших знаниях и навыках, и тренировать именно эти области, а также постоянно отслеживать вовлеченность учащегося в процесс.

Прекрасным примером может служить платформа Rhapsode. Отправной точкой идеи ее разработки была медицина, а студенты-медики должны не только наизусть знать теорию, но и поддерживать квалификацию. Все мы помним, насколько быстро стиралась информация, освоенная в ночь перед экзаменом в университете. По результатам исследований, на выветрившиеся новые знания приходится 70% по прошествии 24 часов. Студентам-медикам не стоит так учиться, подумали в университетах Дании. В США же выявили еще более интересный факт: уровень неосознанной некомпетентности сотрудников составляет от 20 до 40%. То есть доктор уверен, что он точно знает, что делать, но  на самом деле это не так. Платформа адаптивного обучения Rhapsode успешно справляется с этой критической проблемой не только для медиков, но и специалистов многих других отраслей, где также важно принимать правильные и осознанные решения.

Наиболее эффективным остается живой диалог в формате один на один. Но если мы представим себе тысячи или десятки тысяч обучающихся, мы сразу понимаем, что решить задачу персонализированного обучения без использования технологий невозможно: устанем оценивать преподавательские таланты этих десяти тысяч наставников. Хотя в жизни порой мы сталкиваемся с огромными компаниями, которые используют принцип наставничества. В сочетании с текучкой кадров и плохим обучением самих наставников это может приводить к парадоксальным результатам: когда никто из сотрудников не понимает, кто кого чему и зачем учит. 

Справится ли с такой задачей технология? Сама по себе — нет. Технологии нейтральны, но грамотное использование людьми наиболее совершенных из них позволяет уже сейчас добиваться потрясающих результатов.

Иллюстрация ниже показывает индивидуальные траектории трех реальных обучающихся, проходящих один и тот же курс, в одной из упоминавшихся ранее платформ.

Синтетическая инфографика на основании показателей трех реальных человек, прошедших один и тот же адаптивный курс

Отмечу, курс создавали предельно ответственно. У каждой цели обучения, у каждого задания было несколько рецензентов, зачастую разных. 

Каждый кружок — это одна из 25 целей обучения, предлагаемых к освоению. Размер кружка показывает, как часто сотруднику приходилось возвращаться к цели для ее освоения. Линии между кружками — траектории прохождения курса от одной цели к другой.

На что стоит обратить внимание — это общая особенность всех трех траекторий, то есть финальные 100% освоения материалов. Каждый затратил для этого разное время (сотрудник А потратил в два раза меньше времени, чем сотрудник Б, и в четыре раза меньше, чем сотрудник В), и у каждого были выявлены не только пробелы в знаниях, но и те самые области неосознанной некомпетентности, где приходилось не просто учить, а переучивать. При этом за курс не ставится оценка 5, 4 или 3. В итоге все его прошли и могут использовать полученные знания и навыки (а кто-то еще и развил настойчивость и любознательность) на практике. Много полезной информации получили и в департаменте HR, так как виден не просто уровень знаний каждого, но и адекватность в самооценке. 

Но и на прохождении курса обучение не заканчивается. Какой бы изощренной ни была методика по выявлению и заполнению пробелов в знаниях, как отмечалось выше, каждый из нас очень быстро забывает новую для себя информацию. Именно поэтому еще одной важной функцией современной образовательной платформы является механизм повторений. В идеальном случае для каждого ученика должна строиться индивидуальная кривая забывания (кривая Эббингауза) и новые для него материалы будут повторяться несколько раз в нужное время. Кстати, кроме кривых забывания немецкий психолог открыл еще и так называемый краевой эффект: лучше всего запоминается информация, полученная в начале и конце урока (помните, в «Семнадцати мгновениях весны»: «Запоминается последняя фраза»?). Так вот, правильно спроектированные алгоритмы адаптивного обучения естественным образом «отодвинут» в конец модуля повторение тех целей обучения, с которыми было больше всего трудностей у конкретного ученика.

Нет предела совершенству


Мы видим, что качество электронного обучения растёт. Но необходимо учесть, что часть областей познания остается все еще непокрытой технологиями. Практическую часть в определенных областях даже удается тренировать с помощью тех же симуляторов/роботов или шлемов виртуальной реальности (о том, как это происходит, писали коллеги из «ЛАНИТ-Интеграции» в «Ведомостях»). Большие надежды производители систем обучения возлагают на технологии дополненной реальности и такие устройства, как смарт-очки. Только за последние два года появилось большое количество стартапов (например, этот), которые предлагают решить проблему тренировки через носимые устройства. Принцип действия примерно такой: студент/специалист, надевая очки дополненной реальности, удаленно контролируется своим преподавателем. Рабочий пример:  инженер-механик может сдать экзамен или пройти практическое занятие с реальным двигателем машины, а профессор/специалист из другого города будет следить и корректировать процесс. 

Признаем, что качество таких тренировок все еще оставляет желать лучшего. Электронно восстанавливать обстановку, в которой студент смог бы себя ощутить как в реальной, со всей атмосферой, запахами, звуками и всем тем, что на практике может существенно повлиять на результат, пока еще не научились. Ситуация, когда студент-медик прекрасно выучил теорию, прошел практику на симуляторах, роботах, оснащенных сенсорами повышенной чувствительности, но потом в реальных условиях не может принять правильное решение или падает в обморок при виде крови живого пациента, пока остается неподвластной технологиям. Смоделировать то, как специалист может ощущать себя в окружающем мире, принимая во внимание  его личностные качества и характеристики внешнего мира, пока не удается. А значит, тема совершенствования электронного обучения будет оставаться актуальной и получать свое развитие как с теоретической, так и с технологической точек зрения.

Статья написана в соавторстве с директором департамента цифровых решений компании «ЛАНИТ-ТЕРКОМ», преподавателем СПбГУ Маратом Немешевым maratnemeshev. 

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

Как вы относитесь к обязательному обучению?

  • 10,0%негативно;1
  • 50,0%надо так надо;5
  • 40,0%всегда интересно, и я понимаю, зачем это нужно;4
  • 0,0%свой ответ (дам в комментариях).0

Какой формат обучения вы предпочитаете?

  • 9,1%только очное в классе;1
  • 9,1%только электронное;1
  • 81,8%смешанный тип, сочетание очного и дистанционного обучения;9
  • 0,0%свой ответ (дам в комментариях).0
Источник: https://habr.com/ru/company/lanit/blog/495266/


Интересные статьи

Интересные статьи

Такие решения важно рассматривать, чтобы понимать, как применяют законодательные нормы на западе — видеть, чем в теории могут вдохновиться локальные регуляторы в других странах мира. ...
Всем привет. Когда я искал информацию о журналировании (аудите событий) в Bitrix, на Хабре не было ни чего, в остальном рунете кое что было, но кто же там найдёт? Для пополнения базы знаний...
Предлагаем вашему вниманию подборку с ссылками на новые материалы из области фронтенда и около него. Читать дальше →
Солнечная энергетика — это одна из тех сфер, где благие намерения человечества почти всегда опережают технические возможности и экономические реалии. Создатель первой солнечной панели, америк...
«А если ты не выстрелишь, то испорчусь я» Ещё недавно считалось, сервис должен просто работать. Нарисовали, заверстали, написали скрипты — вроде всё ок, можно катить на прод. Но конкуренты не...