Рейтинг площадок дополнительного образования в ИТ: по результатам исследования «Моего круга»

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!



Продолжаем публиковать результаты нашего исследования про образование в ИТ. В первой части мы разбирались с образованием в целом: как оно влияет на трудоустройство и карьеру, в каких сферах специалисты получают допобразование и какими мотивами руководствуются, насколько работодатель содействует такому образованию своих сотрудников.

Мы выяснили, что самой популярной формой допобразования — после самообразования с помощью книг, видео и блогов — являются курсы: 64% специалистов практикуют такой формат. Во второй части исследования мы разберёмся с существующими на отечественном рынке школами допобразования, узнаем самые популярные, что конкретно они дают своим выпускникам, построим их рейтинг.

Надеемся, наше исследование подскажет специалистам, куда лучше идти учиться, а школам поможет понять свои текущие сильные и слабые стороны и стать лучше.



1. О каких школах больше всего знают


В опросе мы предложили выбор среди 40 школ дополнительного образования в ИТ: про какие из них слышали, в каких хотели бы поучиться, в каких учились.

Пятая часть всех опрошенных знают более половины списка предложенных для голосования школ. Более половины респондентов слышали о таких школах как Geekbrains (69%), Coursera (68%), Codecademy (64%), HTML Academy (56%).

image

Что касается выбора площадки для своего будущего образования, то тут нет очевидных лидеров: только треть площадок получили более 10% голосов, остальные — меньше. Большинство голосов собрали Coursera (36%) и Яндекс.Практикум (33%), остальные — каждая менее 20%.

image

В ответе на вопрос о площадках, на которых было уже получено образование, голоса распределились ещё более разнообразно: только четверть площадок получили 10% и более. В лидерах оказались Coursera (33%), Stepik (22%) и HTML Academy (21%). На «Другое» пришлось 22% — это все площадки, которых не было в нашем списке. Остальные площадки набрали —  каждая менее 20%.

image

Все последующие расчеты мы проводили только по тем школам, которые были единственными у прошенных в их опыте прохождения курсов, и по которым набралось 10 или более мнений. Сделали это потому, чтобы иметь однозначную связь между выбранной респондентом школой и остальными параметрами, которые он выбирал в других местах опроса. В итоге из 40 школ у нас осталось 18.



2. Цели, которые школы помогают достигать


В первой части исследования мы увидели, что чаще всего получают доп.образование для общего развития — 63%, решения текущих задач — 47% и получения новой профессии — 40%. Там же мы увидели, как соотношение целей различается, в зависимости от имеющегося высшего образования или текущей специализации.

Теперь посмотрим на цели обучения в разрезе конкретных школ.

Если смотреть таблицу по строкам, то увидим, какая структура целей у студентов каждой школы. Например, в Hexlet идут в основном для получения новой профессии (71%), общего развития (42%) и смены сферы деятельности (38%). С похожими целями идут также в: HTML Academy, JavaRush, Loftschool, OTUS.

Если смотреть таблицу по столбцам, то можно сравнить школы друг с другом по тем целям, которые студенты считают, что могут в них достичь. Например, работают над повышением на работе чаще всего в MSDN, Stepik и Coursera (35-38%); меняют сферу деятельности — в Hexlet, JavaRush и Skillbox (32-38%).





3. Специализации, которые школы помогают осваивать


Далее совместим текущую специализацию респондента с той школой, где он учился.

Разглядывая таблицу по строкам, увидим структуру специализации каждой школы. Так, школы с самой широкой специализацией, то есть востребованные специалистами из самых разных сфер, это: Coursera, Stepik и Udemy — что логично, ведь это скорее платформы, на которых авторы сами могут размещать свои курсы. Но к ним близко примыкают и такие школы как Нетология с Geekbrains, в которых курсы добавляются самими организаторами. А школы с самой узкой специализацией — это: Loftschool, OTUS и JavaScript.ru.

Разглядывая таблицу по вертикали, можно сравнить школы по их глубине соответствия тем или иным специализациям. Так, фронтендерам лучше всего соответсвтует Loftschool (73%) и HTML Academy (55%), менеджерам — Стратоплан (54%), дизайнерам — Skillbox (42%), сисадминам — Специалист и MSDN (31-33%), тестировщикам — JavaRush и Stepik (20-21%)





4. Квалификации, которые школы помогают получать


В первой части исследования мы видели, что в целом в 60% случаев образовательные курсы не дают никакой новой квалификации, далее больше всего появляется джунов (18%), стажёров (10%) и миддлов (7%). Там же мы увидели, что при этом соотношение получаемых квалификаций зависит от сферы деятельности специалиста.

Теперь посмотрим на этот же вопрос в разрезе конкретных изучаемых нами школ.

Если смотреть по строкам, то видим, что реже всего дают повышение квалификации такие школы как: Coursera, Udemy и Stepik (69-79% выпускников указали, что не приобрели квалификации) — это платформы по добавлению авторских курсов самой широкой направленности. К ним близко примыкает и Специалист (74%). А чаще всего дают новые квалификации такие школы, как Hexlet, OTUS, Яндекс.Практикум, Loftschool и JavaRush (25-39% выпускников указали, что не приобрели квалификации).

Если смотреть по столбцам, то бросается в глаза, что Skillbox, Hexlet, JavaRush, Loftschool и HTML Academy более других ориентированы на подготовку джунов (27-32%), OTUS — на подготовку миддлов (40%), Стратоплан — на подготовку менеджеров высшего звена (15%).





5. Критерии, по которым выбирают школы


Из первой части исследования мы знаем, что самые важные критерии, по которым выбирают курсы — это программа обучения (74% отметили этот критерий) и формат обучения (54%).

Теперь посмотрим, как эти критерии отличаются при выборе той или иной школы.

Отметим только самые яркие точки таблицы, остальное каждый сможет увидеть самостоятельно. Так, получение сертификата крайне важно при выборе Специалиста и MSDN (50% выпускников назвали этот критерий). Преподавательский состав играют огромную роль в  OTUS (67%) — этот критерий для данной школы вообще оказывается самым важным. По отзывам в интернете выбирают такие школы как Hexlet и Loftschool (62% и 70% соответственно). Для Loftschool также очень значим критерий стоимости обучения (70%).



Как видим, школы дополнительного образования очень сильно отличаются друг от друга: по своей специализации, выдаваемой квалификации, достигаемым целям, критериям своего выбора. В итоге, на данный момент нет школы, которая была бы однозначным лидером на рынке допобразования.

Тем не менее, попробуем далее построить рейтинг школ, опираясь на те косвенные данные, что мы получили в нашем опросе.



6. Рейтинг школ дополнительного образования


Мы исходим из того, что образовательные курсы должны решать чисто практические задачи своих выпускников, а именно:

  1. Школа должна давать нужный опыт (назовём это «действительными знаниями» и дадим этому критерию вес 4) и помогать с непосредственным трудоустройством (назовём это «действительной помощью» и дадим вес 3).
  2. Кроме того, было бы неплохо, чтобы школа выдавала сертификат, который признается работодателем, а также давать работы в портфолио (назовём всё это вместе «косвенной помощью» и дадим вес 3).

В итоге, если каждый выпускник скажет, что школа дала ему нужный опыт (4), помогла с трудоустройством (+3), а также дала работы в портфолио и хороший сертификат,  который помог в трудоустройстве и карьере (+3), то школа получит максимальную оценку 10.

Для начала посчитаем косвенную помощь, которую школы оказывают своими сертификатами и работами в портфолио выпускников. Красными столбцами выделены данные опроса: какая доля выпускников отметила данное качество школы, а фиолетовыми — наши вычисления.



Сначала считаем среднюю помощь сертификата как среднее арифметическое его помощи при трудоустройстве и карьере. Получаем, что например, сертификат Loftschool помогает 27% выпускников, а сертификат Codeacademy — только 5%.

Дальше посчитаем среднюю косвенную помощь школы как среднее арифметическое помощи сертификата и помощи работами в портфолио. Получаем, что например, у Hexlet не очень хорошо с сертификатами (8%), зато круче всех с работами в портфолио (46%). В итоге, их средняя получается хорошей, хотя и не самой большой — 27%.

Далее, совместим все наши три основные критерия, рассчитаем суммарный балл и отсортируем по нему: вот и наш итоговый рейтинг!



Пример расчёта общего балла по Loftschool: 0.73 x 4 + 0.18 x 3 + 0.32 x 3 = 4.41.

Этот рейтинг построен на основе косвенных данных нашего опроса. Со временем мы начнем строить его на «Моём круге» на регулярной основе, добавив на страницы школ возможность оценивать их по нескольким критериям. Как делаем это уже для компаний-работодателей.

А сейчас предлагаем всем, кто проходил курсы допобразования, зайти на «Мой круг» и добавить их у себя в профиле: чтобы можно было видеть интересную статистику по выпускникам. Профили школ, вошедших в топ-5, на «Моём круге»: LoftScool, Hexlet, OTUS, HTML Academy, Специалист.



P.S. Кто принял участие в опросе


В опросе приняли участие порядка 3700 человек:

  • 87% мужчин, 13% женщин, средний возраст 27 лет, половина респондентов в возрасте от 23 до 30 лет.
  • 26% из Москвы, 13% из Петербурга, 20% из городов-миллионников, 29% из других городов России.
  • 67% — разработчики, 8% — системные администраторы, 5% — тестировщики, 4% — менеджеры, 4% — аналитики, 3% — дизайнеры.
  • 35% средних специалистов (middle), 17% младших специалистов (junior), 17% старших специалистов (senior), 12% ведущих специалистов (lead), 7% студентов, по 4% стажёров, менеджеров среднего и высшего звена.
  • 42% работают в небольшой частной компании, 34% — в крупной частной компании, 6% — в государственной компании, 6% — фрилансеры, у 2% свой бизнес, 10% временно не работают.
Источник: https://habr.com/ru/company/moikrug/blog/454906/


Интересные статьи

Интересные статьи

Ученье — детям не игрушка Пока ребенок ходит пешком под стол, планшет — часть его обучения. Все радостно качают малышам Toca Boca, помогают укладывать пальцем простейшие пазлы, поют с ни...
Всем привет! Не так давно на работе в рамках тестирования нового бизнес-процесса мне понадобилась возможность авторизации под разными пользователями. Переход в соответствующий р...
Пандемия наглядно продемонстрировала, насколько российская система образования не готова к диджитализации. Чтобы осознать это, потребовалось прямо-таки уткнуть себя в негативный опыт....
Среди советов по улучшению юзабилити интернет-магазина, которые можно встретить в инете, один из явных лидеров — совет «сообщайте посетителю стоимость доставки как можно раньше».
Получить трафик для интернет-магазина сегодня не проблема. Есть много каналов его привлечения: органическая выдача, контекстная реклама, контент-маркетинг, RTB-сети и т. д. Вопрос в том, как вы распор...