Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Люди осторожно относятся ко всему новому, опасаются слишком уж современных технологий вроде роботизированных автомобилей. Тем не менее результаты опроса показывают, что около 67% респондентов скорее доверили бы своего ребёнка машине с автопилотом, чем незнакомцу за рулём. Конечно, к этим результатам можно относиться скептически, но, судя по всему, роботизированные автомобили действительно становятся надёжнее, и им можно доверить свою жизнь. Подробнее об этом — под катом.
Что там за результаты такие?
Ещё в марте компания Waymo опубликовала в своём блоге отчёт, согласно которому общее расстояние, накатанное робомобилями по дорогам общего пользования, достигло 1,6 млн километров. Это около 40 поездок по экватору. За это время случилось всего около 20 происшествий с нулевым числом пострадавших.
А те происшествия, которые случились, возникли не по вине робомобилей. Вот причины инцидентов из отчёта:
легковой автомобиль выехал с парковочного места и столкнулся с Waymo AV
внедорожник выехал с проезжей части и столкнулся с Waymo AV
автомобиль, который остановился позади Waymo, резко двинулся вперёд и коснулся заднего бампера Waymo AV
легковой автомобиль, остановившийся за Waymo AV, проехал мимо Waymo AV слева. Задняя пассажирская дверь легкового автомобиля соприкоснулась с Waymo AV со стороны водителя
Среди всех этих случаев есть два, когда именно робомобиль врезался в другое транспортное средство. Но оба инцидента тоже произошли не по вине роботизированного автомобиля. В одном случае мотоциклист, проезжавший рядом с Waymo AV, не справился с управлением и упал на дорогу. При этом робомобиль резко затормозил, но всё же немного стукнул мотоцикл, который резко появился перед ним, причём уже в горизонтальном положении — просто по инерции его несло по асфальту. Во втором случае другой автомобиль подрезал Waymo AV, и роботизированная система хоть и затормозила, но столкновение всё же произошло.
При этом стоит понимать, что робомобили колесят не только в тихих городках, но и в мегаполисах. А ведь это огромные города с узкими улицами, сложными съездами с автострад и другими негативными для соблюдения ПДД факторами.
Похожие результаты объявили и представители другой компании, роботакси Cruise. Её авто тоже прошли 1,6 млн км. Но инцидентов было больше, хотя и ненамного — всего 36. Причина, насколько можно судить, не в том, что автопилот второй компании хуже, а в том, что компания занимается перевозками пассажиров в Сан-Франциско, где движение гораздо активнее, чем в пригородах Феникса, зоне работы Waymo.
Причины инцидентов были похожи на те, что описывали представители Waymo. Правда, один из случаев вообще не вписывается ни в какие рамки: водитель автомобиля, который врезался в роботакси, ехал по улице с односторонним движением в неверном направлении. Да ещё и смотрел при этом в экран телефона. В том, что случилась авария, нет ничего удивительного.
Вскоре обе компании планируют расширить присутствие в крупных городах, а также начать работу в таком мегаполисе, как Лос-Анджелес. Здесь всё гораздо серьёзнее, чем в случае пригородов или Сан-Франциско, движение можно назвать «бешеным», а трафик очень большой.
А что насчёт Tesla?
У компании не робомобили, а транспортные средства с «цифровым ассистентом» водителя. При этом компания настаивает на том, чтобы водители не передавали контроль автопилоту, как бывает в некоторых случаях. По словам разработчиков, цифровой ассистент должен только помогать в сложных случаях. Например, огибать препятствие, которое не заметил водитель, или остановиться, если возникает аварийная ситуация.
По статистике, приведённой The Washington Post, с 2019 по 2023 год в 736 авариях с участием автопилота Tesla в США погибли 17 человек, 11 из них — с мая 2022 года.
Тем не менее это единичные происшествия. Аварии, которые происходят с обычными автомобилями, исчисляются миллионами в год. Каждый день в катастрофах гибнут тысячи. Понятно, что машин Tesla пока гораздо меньше, чем представителей большинства других марок. Но всё же число ДТП действительно небольшое. Аварии с участием обычных автомобилей давно стали привычными происшествиями, по крайней мере для людей, непричастных к ним, а не для родственников и друзей пострадавших.
А вот любая авария с участием робомобиля привлекает внимание, и затем начинается очередная волна критики. Просто потому, что всё это — до сих пор новая, пугающая многих технология.
Согласно отчёту S&P Global Mobility 2023, автолюбители больше полагаются на традиционные системы безопасности, а не на полный автопилот. Так, самыми популярными системами помощи водителю стали системы мониторинга слепых зон (82,5%), камеры заднего вида (80,3%), предупреждения столкновений (80%), экстренное автоматическое торможение с функцией распознавания пешеходов и велосипедистов (80%) и система ночного видения (79,8%). Только 61% из 7 732 респондентов по всему миру проявил интерес к функции автопилота, что делает его наименее желательной системой. При этом лишь 47% выразили готовность ездить на автономной машине и рассмотреть такой транспорт к покупке.
Насколько можно судить, технологии автономного вождения продолжают развиваться и действительно становятся всё более совершенными и безопасными. Вряд ли в ближайшие пару лет автономные машины полностью заполонят улицы городов, но их постепенно становится всё больше. И хотелось бы надеяться, что количество аварий будет уменьшаться.