Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Команда Rust рада сообщить о выпуске новой версии, 1.48.0. Rust — это язык программирования, позволяющий каждому создавать надёжное и эффективное программное обеспечение.
Если вы установили предыдущую версию Rust средствами rustup
, то для обновления до версии 1.48.0 вам достаточно выполнить следующую команду:
rustup update stable
Если у вас ещё не установлен rustup
, вы можете установить его с соответствующей страницы нашего веб-сайта, а также посмотреть подробные примечания к выпуску на GitHub.
Что вошло в стабильную версию 1.48.0
Звездой этого выпуска стал rustdoc с изменениями, облегчающими написание документации! Смотрите подробные примечания к выпуску, чтобы узнать о других изменениях, не представленных в данном анонсе.
Упрощение создания ссылок в rustdoc
rustdoc — инструмент для документирования библиотек, включённый в поставку Rust, позволяет вам писать документацию используя Markdown. Это делает его простым в использовании, но есть и неприятные моменты. Допустим вы пишете документацию для некоторого кода на Rust, который выглядит подобным образом:
pub mod foo {
pub struct Foo;
}
pub mod bar {
pub struct Bar;
}
У нас есть два модуля, каждый их которых содержит в себе структуру. Предположим, что мы хотим использовать эти две структуры вместе, а значит мы должны указать это в документации. Соответственно, мы должны написать что-то вроде этого:
pub mod foo {
/// Некоторая документация для `Foo`
///
/// Вы можете захотеть использовать `Foo` и `Bar` вместе.
pub struct Foo;
}
pub mod bar {
/// Какая-то документация `Bar`
///
/// Вы можете захотеть использовать `Bar` и `Foo` вместе.
pub struct Bar;
}
Всё выглядит хорошо, но было бы замечательно, если бы у нас была ссылка на другой тип. Пользователям нашей библиотеки было бы удобно переходить между ними в нашей документации.
Проблемой здесь является то, что Markdown не знает ничего о Rust и о ссылках, генерируемых rustdoc
. Из-за этого программистам на Rust приходится писать эти ссылки самостоятельно:
pub mod foo {
/// Некоторая документация для `Foo`
///
/// Вы можете захотеть использовать `Foo` и [`Bar`] вместе.
///
/// [`Bar`]: ../bar/struct.Bar.html
pub struct Foo;
}
pub mod bar {
/// Какая-то документация `Bar`
///
/// Вы можете захотеть использовать `Bar` и [`Foo`] вместе.
///
/// [`Foo`]: ../foo/struct.Foo.html
pub struct Bar;
}
Обратите внимание, что мы используем относительные ссылки, так что документация будет работать и в оффлайне. Этот процесс не только утомительный и подверженный ошибкам, но и иногда ошибочен. Если мы поместим pub use bar::Bar
в корне нашего пакета, чтобы реэкспортировать Bar
в корень, мы получим ошибку в ссылках. Но если мы исправим её так, то она будет не правильна для структуры Bar
из модуля. Вы не можете написать эту ссылку вручную и сделать так, чтобы она везде была точной.
Начиная с этого выпуска, вы можете использовать специальный синтаксис, чтобы дать понять rustdoc, что ваша ссылка указывает на тип, и он сгенерирует для него правильную ссылку. Посмотрите примеры, основанные на нашем предыдущем коде:
pub mod foo {
/// Некоторая документация для `Foo`
///
/// Вы можете захотеть использовать `Foo` и [`Bar`](crate::bar::Bar) вместе.
pub struct Foo;
}
pub mod bar {
/// Какая-то документация `Bar`
///
/// Вы можете захотеть использовать `Bar` и [`crate::foo::Foo`] вместе.
pub struct Bar;
}
Первый пример показывает такой же текст, как и раньше, но генерирует правильную ссылку на тип Bar
. Второй — ссылается на Foo
, но показывает весь путь crate::foo::Foo
как текст ссылки.
Здесь вы можете использовать несколько вариантов. Пожалуйста, посмотрите дополнительную информацию в главе "Linking to items by name" книги по rustdoc
. Также есть пост в блоге "Inside Rust" рассказывающий историю этой функциональности, написанный участниками, реализовавшими её!
Добавление псевдонимов поиска
Теперь вы можете добавить #[doc(alias = "<alias>")]
чтобы при поиске через пользовательский интерфейс rustdoc
можно было искать по псевдониму. Это небольшое, но очень полезное изменение. Оно выглядит следующим образом:
#[doc(alias = "bar")]
struct Foo;
С такой аннотацией, если мы введём "bar" в строку поиска rustdoc, одним из результатов будет Foo
, хоть и поисковый запрос не содержит "Foo".
Интересным вариантом использования являются пакеты FFI-адаптеров, где каждая функция Rust может ссылаться на адаптируемую C функцию. Пользователи, использующие библиотеку на C, могут с лёгкостью найти нужную функцию на Rust!
Изменения в стандартной библиотеке
Наиболее значимым изменением в стандартной библиотеке можно назвать стабилизацию [T; N]: TryFrom<Vec<T>>
. Что это значит? Вы можете использовать это когда пытаетесь преобразовать вектор в массив с заданной длиной:
use std::convert::TryInto;
let v1: Vec<u32> = vec![1, 2, 3];
// Это пройдёт успешно: наш вектор имеет длину 3 и мы пытаемся преобразовать
// его в массив из трех элементов.
let a1: [u32; 3] = v1.try_into().expect("неправильная длина");
// Но если мы попытаемся сделать это с вектором из 5 элементов...
let v2: Vec<u32> = vec![1, 2, 3, 4, 5];
// ... наш код запаникует из-за того, что мы используем неправильную длину.
let a2: [u32; 3] = v2.try_into().expect("неправильная длина");
В предыдущем выпуске мы говорили о том, что стандартная библиотека может использовать константные обобщения. Это хороший пример типов API, которые мы можем добавить с помощью таких функций. В скором времени ожидайте услышать больше о стабилизации константных обобщений.
Дополнительно в этом выпуске были стабилизированы пять новых API:
slice::as_ptr_range
slice::as_mut_ptr_range
VecDeque::make_contiguous
future::pending
future::ready
Следующие ранее стабилизированные API стали const
:
Option::is_some
Option::is_none
Option::as_ref
Result::is_ok
Result::is_err
Result::as_ref
Ordering::reverse
Ordering::then
Смотрите подробные примечания к выпуску для более детальной информации.
Другие изменения
Синтаксис, пакетный менеджер Cargo и анализатор Clippy также претерпели некоторые изменения.
Участники 1.48.0
Множество людей собрались вместе, чтобы создать Rust 1.48.0. Мы не смогли бы сделать это без всех вас. Спасибо!
От переводчиков
С любыми вопросами по языку Rust вам смогут помочь в русскоязычном Телеграм-чате или же в аналогичном чате для новичковых вопросов. Если у вас есть вопросы по переводам или хотите помогать с ними, то обращайтесь в чат переводчиков.
Так же можете поддержать нас на opencollective: https://opencollective.com/rust-lang-ru.
Данную статью совместными усилиями перевели Belanchuk, andreevlex и funkill.