Майкл Сибель — сооснователь (в 25 лет) стартапов Justin.tv/Twitch (капитализация $15 млрд) и Socialcam, член правления Reddit.
Итак, самые большие ошибки, которые совершают начинающие основатели, когда только открывают свою компанию и в первые год после ее открытия.
1. Основатели берутся решать задачи, до которых им особо нет дела
Это не фатальная ошибка и существует огромное количество примеров, когда основатели со временем научились любить свой продукт или свои задачи.
Однако, одна вещь которая бросается мне в глаза это то, что многие стартаперы зачастую терпят неудачу, потому что теряют мотивацию вкладывать усилия в свою компанию. Во многом это связано с тем фактом, что им на самом-то деле не особо по душе решать те проблемы, с которыми они сталкиваются в самом начале. Они пытаются выбрать проблему, которая, как им кажется, понравилась бы людям, либо они думают, что быстро преуспеют, или что они будут круты в своем деле. Но на самом деле это не было чем-то, чему они были бы готовы посвятить значительное количество времени, например, около пяти, или больше, лет своей жизни. Не было сильной связи с задачей.
2. Помощь людям, до которых вам нет дела
Ну, знаете, у нас был подобный опыт в justin.tv и Twitch. В начале justin.tv мы вроде как были в восторге от самой идеи сделать трансляции демократичными, и сделать их простыми для всех пользователей, чтобы они могли делиться трансляциями с друзьями. Но мы по сути не были по уши влюблены в людей, которые выбрали платформу как продолжение для своего роста. И только когда Эммет по-настоящему изменил курс компании относительно стриминга видеоигр, мы вновь обрели любовь к нашим пользователям. Эммет был геймером, ему нравились геймеры и ему нравилось создавать что-то для геймеров. И это было основой успешности Twitch.
3. Выбор со-основателей, которых вы плохо знаете
Конечно, существуют исключения из правил, но в целом стартапы это настолько сложно, что здорово, когда есть какие-либо предшествующие взаимоотношения с вашими сооснователями, хотя бы для чувства уверенности в том, что вы сможете пережить тяжелые времена вместе и сможете сработаться. Предшествующими взаимоотношениями может быть дружба, это могут быть ваши коллеги, это могут быть люди из вашей школы, с которыми вы делали школьный проект. Может быть полезно, если у вашего общения есть некий контекст и вы не просто нашли кого-то на улице вчера.
4. Отсутствие прозрачного диалога
Еще одна из проблем с вашими сооснователями. Существуют типичные темы для разговора, которые создают драму в работе команды. Мой сооснователь такой же трудолюбивый, как и я. Цели, которые мы хотим достичь, — это наши общие цели. Правила; кто должен заниматься проектированием, кто должен заниматься продуктом, кто должен говорить с заказчиками — чаще всего у основателей нет этих абсолютно прозрачных честных диалогов на подобные темы. В результате копятся обиды, ухудшаются отношения и затем диалог превращается в спор, что критически вредит стартапу. Поэтому очень важно вести открытые прозрачные диалоги, хорошо организованные диалоги, которые предназначены не для ссор и споров, а для того, чтобы вы могли поделиться своими ощущениями о текущей ситуации в компании и распределить обязанности.
5. Не запускать продукт
Запуск становится интересным этапом. Когда люди думают о запуске компании, они думают: “О, я попаду в прессу. Я буду в новостях. Я буду в этих популярных блогах”. По этой причине они боятся запуска, они попросту не готовы к такому вниманию. Одна из тех вещей, что мы говорим людям — сперва подумайте о продуктах, которые вы, возможно, используете, которых сейчас очень много. Помните ли вы день запуска Snapchat? А день когда был запущен Instagram? Whatsapp? Uber или Lyft? Скорее всего вы не помните. Получается, что запуск ни капли не значимое событие как для ваших пользователей, так и для вас. Вам следует запустить продукт как можно скорее. Пока он не попадет к вашим клиентам, вы не сможете утверждать точно, приносит ли он им пользу. Пусть лучше это будет дерьмовый, но скорый релиз продукта. Он попадет к клиентам и вы сможете увидеть, хотят ли они им пользоваться. Что касается исключений. Например, на самых регулируемых рынках, как банковское дело или кредитование, крайне сложно делать запуск. Нужно все довести до конца еще до того, как продукт попадет к клиентам. Но в большинстве потребительских и “Бизнес для бизнеса” стартапах, с которыми мы имеем дело, возможно что-то получить и от минимально жизнеспособного продукта, и запустить его меньше, чем за месяц. Вам следует задуматься об этом.
6. Не использовать аналитику
Не определять, что ваши пользователи делают, когда заходят на сайт — еще одна из ошибок. Мы наблюдаем это раз за разом. Неотъемлемая часть создания продукта это оценка, что используется, а что — нет.
7. Не понимать, откуда придут ваши первые пользователи
Я получаю много емейлов, где основатели спрашивают меня, где я нашел первых пользователей. И тут я размышляю, что вы выбрали именно эту проблему, выбрали именно это ее решение, и это странно, что вы выбрали то, где вы не знаете, кому это могло бы понадобиться. Я считаю, что это совершенно другой вопрос, где я взял первую сотню своих пользователей или первую тысячу, здесь нужно будет глубоко копать. Но где я нашел первых двух, трех, четырех, пятерых пользователей? Это должно исходить от тех людей, которых вы знаете, или от людей, которых вы определили каким бы то ни было способами.
8. Расставление приоритетов
Чаще всего люди выбирают вишенку, а не сам торт. Они ставят на первое место прессу, найм, конференции, инвесторов. Все это то, что находится далеко от самого продукта и взаимодействия с пользователями. Потом мы смотрим на эти стартапы и этот культ карго в стартапах. Вы притворяетесь стартапом, так как настоящая работа стартапов в том, чтобы продвигать продукт, попавший в руки пользователей, пытаться понять, нравится ли им он, и затем повторное его улучшение.
Итак, это наиболее распространенные ошибки, которые допускают основатели стартапов.
Заявляю, что готов поспорить, вы можете назвать стартапы, которые совершили какие-либо из этих ошибок и, тем не менее, успешны. На самом деле, я даже готов поспорить, что существует стартап, который наступил на все эти грабли и стал успешным. Но они лишь исключения. И если вы пытаетесь в целом повысить шансы своего стартапа на успех, старайтесь минимизировать все эти ошибки, насколько это возможно.
Спасибо за внимание!
(Мы готовим полный перевод всех учебных материалов Startup School и YC Startup Library, следите за новостями в телеграм или фейсбуке )
Полезные материалы
- Какие стартапы ищет Y Combinator в 2020 году
- Подборка 143 переводов эссе Пола Грэма (из 184)
- Все 16 лекций школы стартапов Y Combinator с русскими субтитрами версии «Весна 2017»
- Все 20 лекций школы стартапов Y Combinator 2018 с русскими субтитрами
- Вся 21 лекция школы стартапов Y Combinator с русскими субтитрами 2019 года
- Чат Y Combinator in Russian
- Паблик в фейсбуке YCombinator in Russian