Сервис для UX-тестирования мобильных приложений за 45 часов: результаты онлайн-хакатона с Oprosso

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Привет, хабр! Представь что ты Usability-специалист, разрабатываешь UX для мобильного приложения с 10 000+ активными пользователями в день в час. Тебе необходимо постоянно тестировать его на большом количестве респондентов. Желательно без встраивания скриптов в исходный код приложения (какая служба безопасности тебе его выдаст?).

К чему это все? Дело в том, что Oprosso вместе с нашей командой Phystech.Genesis с 16 по 18 апреля провели онлайн-хакатон Hack.Genesis_online_, посвященный поиску подходов к решению задачи UX-тестирования мобильных приложений. 

Если ты не знал, то Oprosso создает продукты, которые помогают управлять клиентским опытом и проводить сложные исследования в онлайне, чтобы лучше понимать поведение людей в цифровых каналах, изучать их отношение к брендам, продуктам, сервисам.  Поэтому задача для них особенно актуальна. 

На хакатон мы получили 305 заявок из 13 городов и 4 стран! После долгих обсуждений и подсчетов баллов было отобрано 12 лучших команд (52 человека) для решения задачи. К нам пришли специалисты из разных сфер: мобильные разработчики, аналитики, дизайнеры, проектные менеджеры. И всем было интересно пройти этот челлендж!

В чем состояла задача?

Мы с Oprosso предложили командам создать веб-сервис для удаленного немодерируемого  UX-тестирования мобильных приложений. Можно было выбрать одну из платформ: iOS и/или Android. 

Где ТЗ? 

На хакатоне мы не даем ТЗ, максимум User Flow. В нашем случае он выглядит следующим образом:

«Пользователь (для поставленной задачи usability-специалист) заходит в онлайн-сервис, указывает идеальный сценарий выполнения задания по своему приложению, сервис формирует ссылку на исследование. Затем пользователь отправляет ссылку респонденту, респондент открывает ссылку с мобильного устройства и видит задание, выполняет его в приложении. 

Сервис записывает все действия респондента (видеозапись, тапы, свайпы, переходы, ввод, успешное-неуспешное выполнение задания). Период, в течение которого должна проходить запись должен быть ограничен триггерами, активируемыми через пользовательский интерфейс решения. 

Респондент должен явно начать задание и явно закончить его. По окончании данные о проведенном исследовании должны быть сохранены на бекенде сервиса. 

Данные должны быть переданы и записаны в таком формате, чтобы из них можно было построить визуализацию переходов пользователя между экранами и отобразить действия на каждом из них»

Какие критерии? Рассказываем:

  1. решение не должно требовать дополнительного оборудования для записи действий пользователя, все должно отслеживаться внутри устройства респондента;

  2. решение использует устройство респондента для сбора данных о выполнении задания;

  3. решение не блокируется политикой безопасности;

  4. решение записывает и сохраняет данные исследования;

  5. сохраненные данные описывают реальные действия пользователя в период исследования (между триггерами начала и завершения/остановки).

Реально ли разработать решение, удовлетворяющее всем этим критериям за 45 часов? Конечно, нет! 

Поэтому мы оценивали критерии бинарно, ставили 0 или 1 балл за каждый критерий. В приоритете решения, которые не предполагают внедрение кода в исследуемое приложение.

А зачем вообще был нужен хакатон?

Как нам рассказал Иван Шкварун, директор по развитию бизнеса Oprosso, задача с виду кажется простой, но, как говорится, есть нюансы. Сейчас на рынке нет полноценного сервиса для удаленного немодерируемого UX-тестирования мобильных приложений, и в Oprosso хотят его сделать!  После самостоятельных поисков, анализа и генерации идей внутри, решили обратиться к силе коллективного разума участников хакатона, потому что в атмосфере здоровой конкуренции и технологического креатива рождаются порой потрясающие  идеи.

Что в итоге получилось?

До финальной презентации дошли 8 команд с 3-мя разными подходами к решению: 

  • использование openCV;

  • перевод мобильного приложения в веб;

  • лайфхаки с дебаг режимом приложений и использованием специальных возможностей Android и iOS.

Подробнее пройдемся по решениям победителей.

1-ое место взяла команда «Cache Invalidation»

Они сделали приложение для UX-тестирования, которое отслеживает действия пользователя и определяет текущий View тестируемого приложения. 

Это решение работает с помощью встраивания файловой системы Archlinux в андроид. Поверх этой файловой системы запускается ADB, который и дает всю информацию.

1-ое место
1-ое место

Наконечный Максим, технический директор Oprosso, отметил: «У первого места самое интересное и хитрое решение. Прям хакатонское!»

2-е место у ребят из команды «DigitalRats»

Они предложили прототип (концепт) комплекса UX-тестирования на основе данных перехвата событий. События перехватываются с помощью сервиса для людей с ограниченными возможностями извне тестируемого приложения.

2-ое место
2-ое место

Oprosso решение понравилось своей лаконичностью и простотой.

3-е место получила команда «Название потом придумаю»

Они разработали веб-сервис для кастомного UX-тестирования мобильных приложений на модульной структуре, которую легко масштабировать. При этом структура не ограничивает автоматически собираемую аналитику. 

Решение работает без установки скрипта в код приложения и не требует знания программирования. А также оно позволяет проводить параллельные тестирования сразу нескольких сценариев в рамках одного приложения, что делает его более мобильным и удобным.

3-е место
3-е место

«Это решение, которое заточено под узкий сценарий применения нашего продукта, но очень хорошо туда вписывается» — прокомментировал Наконечный Максим, технический директор Oprosso.

Что дальше

Подведем итоги. На хакатоне получили 3 разных подхода к решению поставленной задачи — создать веб-сервис для автоматизированного UX-тестирования мобильных приложений. Полученные идеи уже взяли в проработку. 

Иван Шкварун, директор по развитию бизнеса Oprosso, об оправданности их ожиданий и дальнейших планах:

«Точно оправдались. Видеть горящие глаза ребят это очень круто! Я лично стал больше верить в хакатоны, особенно если они хорошо и грамотно организованы. Из технологичных решений, которые предложили ребята, уже нашли несколько классных идей. На реализацию идей команд победителей требуется от 6 до 12 месяцев. Думаю мы предложим ребятам следующий этап работы над их проектами перед запуском полноценного продукта. Он будет длиться в районе месяца на нашем финансировании».

А вот что говорят по поводу хакатона и дальнейших планов  ребята из команды победителей «Cache Invalidation»:‎ «Мы ожидали, что задача будет безумно сложной, близкой к невыполнимой. Но мы как раз к такому и привыкли! Еще перед хакатоном обдумывали варианаты, как мы могли бы решить этот кейс. Поэтому заранее отсеяли плохие варианты и смогли сосредоточиться на дикой, но очень хорошо работающей идее. 

Наши ожидания оправдались. На пути к решению мы столкнулись с большим количеством проблем. Но многие из этих проблем красиво переплетались с концепциями дискретной математики, которую мы очень любим.

В дальнейших планах у нас посмотреть какие условие нам готовы предложить в Oprosso и, если контракт будет довольно мягким, продолжить работу. Проект все же связан с огромным количеством R&D, поэтому давать серьезные обещания пока рано. В любом случае, хотели бы развивать идею дальше. Есть ощущение, что она может помочь находить уязвимости в Android, а это общественно полезное дело :)».

В общем, все остались довольны. Верим, что у ребят все получится, и их крутые идеи будут реализованы в Oprosso. 

Генерите неожиданные подходы к решениям IT-задач и участвуйте в следующих наших хакатонах!

Источник: https://habr.com/ru/post/555056/


Интересные статьи

Интересные статьи

Корпоративные данные часто представляют собой коммерческую тайну. Их утечка может привести к удару по репутации, финансовым потерям или даже банкротству. Поэтому требования безопа...
Примечание. Оригинальный репорт опубликован на Medium на английском языке. Он содержит также цитаты респондентов и ссылки на участников. Доступна укороченная версия в виде твит-штор...
Доброе утро всем! Сегодня мы рады предложить вам перевод статьи, кратко рассказывающей о новом технологическом веянии под названием «Service mesh» (сервисная сеть). Наиболее интересным решение...
На третьей встрече из серии Backend United мы с коллегами из Booking, Dodo Pizza и Авито обменялись опытом работы с микросервисной архитектурой. Говорили о распилах, монолитах и всём, что за этим...
Несколько недель назад на Хабре публиковалась новость о том, что Илон Маск пообещал привезти Tesla Model 3 на конференцию Pwn2Own и отдать электромобиль тому, кто сможет его взломать. При это...