Это рассказ о том, как, имея лишь небольшой навык работы в графическом редакторе и желание этим заняться, я начал разработку шаблона удостоверяющей печати, о проблемах, с которыми довелось встретиться, их преодолении, и о том, чем всё, в итоге, закончилось.
Началось всё в 2009 году, когда вместо того, чтобы, для документов в электронном виде, отсканировать печать (как это обычно делается), я, по разным причинам (включая уже заметную на тот момент деформацию полимера действующей печати), запланировал отрисовать её заново. Но перед этим решил проверить: не была ли она сделана при помощи одного из популярных генераторов. Моё предположение оказалось верным и, через несколько минут, печать, со 100% точностью, я получил просто, выбрав подходящий шрифт и введя нужные данные в поля программы. Результат выглядел примерно так:
Таким же образом, «благодаря» отверждаемому, под воздействием ультрафиолетового излучения, полимеру – дешевой и потому легко доступной технологии, в течении часа (с учётом времени на изготовление в ближайшей типографии) этой же печатью (средством заверения подлинности документов и подтверждения их юридической силы), мог завладеть любой школьник с доступом к компьютеру и деньгами на обед в школьной столовой.
Эту ситуацию нужно было исправлять при первой же возможности, и она не заставила себя долго ждать: когда в банке попросили заменить «поплывшее» клише печати, в связи с выходом оттиска за пределы допустимых отклонений от контрольного, я принялся за работу над новым шаблоном. Но сперва предстояло определиться в выборе между лазерной гравировкой и флэш (flash) технологией изготовления печати. Полимер, как вариант, по понятным причинам, больше не рассматривался.
Флэш технологию часто называют новой, что не совсем верно: первые серийные образцы оборудования для производства красконаполненных печатей по флэш технологии появились в 1964 году в Японии. Создаваемые по этой технологии печати могут иметь элементы разного цвета в полях произвольной формы. Вокруг полей разного цвета выдерживается определенное, зависящее от оборудования, минимальное расстояние. Такие печати имеют хорошую разрешающую способность, а их оснастки компактны и бесшумны при проставлении оттисков. Заполняются они краской устойчивой, после высыхания, к воздействию воды и спирта.
Однако, именно лазерная гравировка качественной резины на хорошем оборудовании позволяет добиться наибольшей разрешающей способности, что и стало главным аргументом при выборе мной этой технологии. Есть возможность использовать и разную по своим свойствам краску и, при помощи специальных штемпельных подушек, получать оттиск с разными цветами. Формат оснастки можно подобрать под условия эксплуатации печати: от металлических настольных, повышенной прочности, до легких карманных, со встроенной штемпельной подушкой и без.
На следующем этапе нужно было определить минимально допустимую толщину линий и размер элементов микротеста для печати, но не найдя ничего конкретного, пришлось ориентироваться на ГОСТ Р 51511-2001, относящийся к печатям с воспроизведением государственного герба Российской Федерации, а именно на п. 6.2.3: «Наличие линий толщиной 0,08+0,01 мм.», и п. 6.2.1, 6.2.2: «Размер элементов микротекста от 0,5 до 0,8 мм.»
Помимо микротекстов типа «белый текст на черном фоне» и «черный текст на белом фоне», хотелось повторить еще один защитный приём: правильную геометрию букв текста, вписанного в окружность:
Но, не смотря на все попытки сделать это при помощи эффекта арки (arc) в Photoshop, желаемого эффекта добиться не удалось, пришлось спешно знакомиться с Illustrator и, попутно, регистрироваться на профильных форумах в поисках решения. И найдено оно было далеко не сразу, кажущаяся простой задача сопротивлялась не один день.
Изрядно намучившись с текстом, шрифт которого я создал с нуля (его можно видеть на последней работе) и, до этого, с переплетающимися волнистыми линиями – еще одним защитным элементом (реализация которого векторными масками в Photoshop была, пожалуй, самой сложной частью работы), я начал думать над тем, что должно быть в середине шаблона. Воображение рисовало красивые сцены с мифическими животными, но отсутствие художественных навыков вынуждало искать решение проще, времени на работу почти не оставалось. В итоге пришлось просто заполнить середину точками, сдвинуть некоторых из них и немного изменить размер (имитировать дефекты). В законченном виде шаблон выглядел примерно так:
В целом результатом я был доволен, заказ оформлен, оплачен и, спустя какое-то время, получен. Пробные оттиски впечатляли (тот шаблон, к слову, используется до сих пор). Однако я не учёл особенности зрительного восприятия человеком объектов, когда они могу казаться больше или меньше, чем есть на самом деле.
То же самое изображение:
Так это выглядит на самом деле (одинаковый размер печатей):
Таким образом, при одинаковых оснастках (обычно 40 мм.), оттиск по моему шаблону визуально кажется меньше, чем оттиск обычной круглой печати. Избежать этого эффекта, в моем случае, можно было заказав печать на оснастке 42-45 мм.
Несколько лет спустя я, наткнулся на исходные файлы шаблона и задумался о том, как бы он выглядел, если бы я делал его сейчас. Я не планировал заказывать его гравировку, поэтому не стал ограничиваться пределами допустимых размеров. Вот, что получилось через несколько часов:
Наигравшись, я забыл о нём еще на несколько лет, до тех пор, пока, всё-таки, не захотел нормально освоить Illustrator, знакомство с которым, на тот момент, ограничивалось опытом работы над одним единственным элементом. Тогда, ожидаемо, очередные размышления на тему того, как бы сейчас выглядел шаблон, привели меня к следующей работе. В этот раз всё было по-другому: я продумывал каждый микрон, каждый элемент многократно переделывался. Иногда проходило несколько дней, прежде, чем он начинал меня полностью устраивать. Если я в чём-то сомневался, то откладывал работу, чтобы потом посмотреть на неё «свежим» взглядом. Примерно через год, был закончен первый вариант и меня он устраивал всем, кроме казавшейся не достаточной устойчивостью к секторному копированию (как я это назвал), когда для того, чтобы воссоздать «тело» печати достаточно отрисовать только небольшую её часть. Дальнейшую работу я продолжил в надежде исправить этот недостаток и, спустя какое-то время, сделать это мне удалось в полном объеме от задуманного.
Как работает защита от секторного копирования в моей реализации можно понять, по следующим кадрам:
Текущий проект оформлен таким образом, чтобы большая часть нового шаблона генерировалась автоматически при помощи скриптов. Таким образом можно получить бесконечное множество визуально одинаковых, но разных по сути шаблонов (для чего это может быть нужно, станет понятно позднее). Адаптацию одного из скриптов под свою версию Illustrator пришлось заказывать на стороне. Общий объем чистого проекта (в котором уже нет ничего лишнего) можно представить по следующим кадрам:
Оставалось разобраться только с шаблоном под ультрафиолетовую краску, однако создавать что-то принципиально новое, учитывая количество уже потраченного времени, было бы полным безумием, и за его основу я взял этот же шаблон. Убрав штриховой код, я добавил еще 2 варианта оформления центральной части. Таким образом, при необходимости, можно обрезать шаблон до нужного размера, или использовать целиком как отдельную печать.
На мой взгляд максимально защищенная схема выглядит следующим образом: одна печать для документов, вторая печать (сгенерированная отдельно) для договоров и прочих важных документов и третья печать (снова сгенерированная отдельно) для ультрафиолетовой краски, в этом случае шаблон либо обрезается и добавляется ко второй печати, либо делается отдельно (что даёт большую гибкость в использовании).