Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
С 1 сентября 2022 года все, кто размещает рекламу в рунете, связаны одним обязательством – маркировать все свои объявления. Иначе… штрафы? Да, штрафы будут, но не прямо сейчас.
Эта новость прозвучала 2 февраля 2023 года на круглом столе «Маркировка рекламы в Рунете» с представителями Роскомнадзора, ФНС, рынка и издательства «Деловой Петербург». По горячим следам собрали для вас тезисы того, о чем там говорили, и другие важные моменты.
Штрафы откладываются
Все пять месяцев действия нового закона тот тут, то там мелькала информация, что с 1 марта за неправильную маркировку рекламы или ее отсутствие рекламодателей будут штрафовать. Звучали даже страшные цифры штрафа в несколько миллионов, но все эти новости оказались, мягко говоря, преждевременными.
Срок «1 марта» не был закреплен ни в одном документе и был ориентировочным для апробации нового закона. Сейчас Роскомнадзор лучше понимает, как собирается информация о рекламе, какие есть ошибки и технические проблемы. И таких проблем довольно много, поэтому вводить конкретные составы административных нарушений и штрафы с 1 марта пока не будут.
Статистика и проблемы работы системы
Представитель Роскомнадзора рассказал, что в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) уже переданы данные по более чем 12 млрд креативов, 6 млн договоров, свыше 4 млн актов за рекламные размещения. Этот большой объем данных пока анализируется, чтобы понять, какие ошибки встречаются чаще всего и как оптимизировать процесс.
Вот какие проблемы видит РКН:
большое количество намеренных или случайных ошибок в самих данных, которые приходят в ЕРИР;
различия в интерфейсах и функционале сбора данных у участников рекламного рынка и различных ОРД;
технические сложности в сборе данных и их передаче в реестр;
большой временной зазор между передачей основной информации о рекламных кампаниях и отправкой актов об услугах;
нежелание некоторых рекламодателей маркировать рекламу.
Тем не менее, Роскомнадзор не считает эти проблемы критическими и заявляет, что со временем они будут решены.
Что вызывает вопросы у рекламодателей
Проще будет рассказать, что не вызывает вопросов. В целом ситуацию на рекламном рынке отражает стоковая картинка, которую выбрал для своей тематической статьи портал retail.ru. Вот эта:
Скажем мягко: со стороны рекламодателей и рекламораспространителей беспокойства больше. Многие моменты, связанные с маркировкой, остаются до конца неясными. Например, во время трансляции круглого стола в чате активно спрашивали:
как регистрировать в ОРД публикации по бартеру, нужно ли делать для этого бумажный договор;
на ком будет ответственность, если рекламодатель передает обязанность по маркировке блогеру/агентству, а последний допускает ошибки или просто не передает данные;
как при отсутствии маркировки будет определяться, кому принадлежит ответственность за конкретное рекламное объявление;
как и когда подавать отчетность по неудаляемым публикациям, например по вечным статьям;
какие документы о размещении должны быть поданы в ОРД, если реклама выполняется по бартеру;
как маркировать in-app-рекламу, если рекламодателю точно не известны площадки, на которых она будет показываться;
будет ли в будущем деятельность ОРД платной и как будет формироваться эта стоимость и пр.
Четкого однозначного ответа на эти вопросы пока нет. РКН добрался пока не до всех рекламных форматов, а дополнения в КоАП об ответственности за нарушения пока и вовсе только в проекте.
Но есть и моменты, по которым определенность есть.
Нужно ли блогерам маркировать рекламу? Да, независимо от того, работает ли блогер один или через агентство инфлюенс-маркетинга. Он должен предоставлять данные о себе как о субъекте экономической деятельности, о конкретной рекламной кампании и объявлениях, а также о договорах и актах с рекламодателем. Подробный список, того, что блогеру нужно отсылать в ЕРИР через ОРД, вы найдете в этой статье.
Как маркировать рекламу фрилансерам и агентствам? Обычно они посредники между рекламодателем и площадкой. И если они не пропускают через свои счета рекламные бюджеты (например, просто рисуют креативы и отдают заказчику), то ничего маркировать не нужно. Но если они размещают рекламу, то должны отправлять 2 группы данных до запуска РК и после, по ее итогам. Что это за данные – мы рассказали здесь.
Нужно ли маркировать рекламу на своем сайте? Да, нужно, независимо от того, рекламируете ли вы свою компанию на своем же сайте (самореклама) или размещаете баннер вашего партнера.
Нужно ли маркировать рассылки по собственной базе (email, СМС, в мессенджерах) и push-уведомления? Нет. Если это информирование ваших текущих клиентов о ваших маркетинговых акциях и продуктах, то маркировка не нужна.
Все наши материалы о том, как соблюдать новый закон, мы собрали в отдельном разделе блога.
Наш комментарий и выводы
Круглый стол подтвердил, что у всех участников рекламного рынка пока масса вопросов и к Роскомнадзору, и друг к другу, а большое количество понятийных и технических моментов не прописаны в документах. Маркировка рекламы фактически находится только на стадии проработки, сбора обратной связи и отладки. Поэтому создать на такой базе систему наказаний за нарушения попросту невозможно. Когда такая система появится – пока неясно, но Роскомнадзор явно дает понять, что она будет.
Поэтому рекламодателям, посредникам и площадкам нужно привыкать к новым правилам игры:
изучать требования закона;
регистрироваться в ОРД и ЕРИР;
отправлять необходимые данные в ОРД до запуска РК (самостоятельно или убедиться, что агентство/рекламный сервис делает это за вас, как, например, click.ru);
собирать статистику и отправлять ее в установленные сроки после проведения рекламных кампаний (самостоятельно или силами агентства/сервиса);
следить за тем, чтобы договоры и акты с вашими рекламными партнерами были в порядке, подавать данные по ним в ЕРИР (самостоятельно или силами агентства/сервиса).
А еще будет правильно отправлять в Роскомнадзор обратную связь о том, что в требованиях закона вам непонятно, что вызывает у вашей компании дополнительные затраты времени и бюджета и что вы считаете нужным изменить. Пока сбор данных продолжается, поэтому вероятность того, что вас услышат, есть.