Сказ об успешном бюджетировании проектов

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Блог компании Цифра

Привет, Хабр! Меня зовут Светлана Захарова, и это мой первый пост. Я работаю в команде внедрения ВИСТ, ГК «Цифра», а именно обеспечиваю жизненный цикл бюджетирования проектов нашей компании. Хочу поделиться своим опытом и сконцентрировать внимание заинтересованных читателей на некоторых деталях этого процесса. В этой статье речь пойдет о начальных этапах управления проектом – его бюджете, и, возможно, тема будет не столько интересна сообществу разработчиков, сколько руководителям проектов внедрения, которые, как ни удивительно, слишком часто проявляют некоторое легкомыслие при планировании. В дальнейших статьях я постараюсь рассмотреть более технические вопросы, связанные с интеграцией наших систем в единую систему управления проектами внедрения.

Цена вопроса…

Первый вопрос, на который необходимо ответить руководителю IT-проекта – «А сколько это стоит и стоит ли вообще?». Только ответив на него, мы можем принять решение о запуске проекта. Небольшой спойлер: окончательный ответ будет получен только после завершения проекта. Все остальное время мы можем лишь прогнозировать.

Прогноз затрат и необходимых средств составляется в виде структурированного документа, который отвечает на вопросы о том, сколько, когда и на что будут потрачены средства в процессе реализации проекта. Да уж, без правильного распределения денежных ресурсов далеко не уедешь. Но, к сожалению, руководители проектов часто совершают серьезную ошибку, когда решают начать проект без составления бюджета или составив его, как говорится, «на глазок».

Когда же необходимо приступить к составлению бюджета проекта?

Ответ: как можно раньше. Оценка рентабельности проекта необходима с момента подготовки ТКП. Конечно, такие бюджеты имеют большую долю погрешности, так как составляются довольно укрупненно и передают только смысл и суть предстоящих работ.

И, увы, опыт показывает, что часто к расчётам ТКП подходят достаточно халатно. Это безусловно может привести к тому, что ожидания от проекта после заключения контракта и составления уже более подробного бюджета проекта, мягко говоря, не оправдываются. В моей практике был такой случай: проект с маржинальностью в ТКП в 30%  в итоге оказался с маржинальностью -300%. Но и это был не предел понижения, т. к. проект просто приостановили. Конечно, там было много факторов, сыгравших такую злую шутку с бюджетом этого проекта, дело не только в ТКП. Но этот отрицательный опыт теперь является нашей «настольной книгой» при запуске новых проектов, чтобы больше никогда не повторять подобных ошибок.

Продолжим. Окончательное бюджетное обеспечение составляется после заключения договора с клиентом, определения всего необходимого для выполнения проекта и формирования всех расходов с учетом времени, отведенного на реализацию проекта. Такой бюджет, согласованный и утвержденный, дает старт проекта.

Все этапы бюджетного процесса при реализации проекта можно свести в таблицу.

Создание бюджета проекта является частью этапа планирования.

Я хочу рассказать вам об базовых шагах для успешного бюджетирования.

 С чего начнем?

Во-первых, определите объём проекта.

Прежде чем вы сможете узнать затраты, связанные с вашим проектом, вы должны сначала четко определить объем проекта, сроки и результаты. Например, если большой проект должен быть завершен в короткие сроки, вам, вероятно, понадобится помощь большего количества персонала. Следовательно, четко определенный план проекта является необходимым условием для составления бюджета в управлении проектами.

Идеальным подходом является создание структуры разбивки работ для проекта. Структура разбивки работ позволяет охватить всю работу, связанную с реализацией проекта, на детальном уровне. Становится намного проще оценить потребности в ресурсах для составления бюджета.

А что затем?

Определите необходимые ресурсы.

После того, как вы поймете, что влечет за собой проект, вы можете начать склеивать кусочки бюджета.

  • Персонал: самый главные и дорогой кусочек. Сколько требуется сотрудников для реализации вашего проекта и на какой срок? В нашей компании принят расчёт нагрузки на персонал в часах.

  • Инструменты: это могут быть станки, оборудование и машины или даже программное обеспечение для управления проектами. Какие инструменты требуются для вашего проекта? Обязательно зафиксируйте это в своем бюджете.

  • Другие элементы: различного рода дополнения, влияющие на стоимость проекта в зависимости от его конкретных потребностей. Если вам надо поехать куда-нибудь в рамках проекта, не забудьте включить командировки в бюджет. Либо вы планируете привлечь стороннего исполнителя для работы на своем проекте, обязательно заложите в бюджет оплату его труда.

В итоге у вас должен получиться список всех людей и предметов, которые понадобятся для успешного завершения проекта в установленные сроки. Соотнесите ресурсы, необходимые для проекта, с тем, что у вас уже есть сегодня. Любой пробел может стать дополнительной статьей расходов. Здесь нужно быть внимательным, т. к. мне встречались руководители проектов, которые просто «перезакладывали» ресурсы в рамках вверенных им проектов, ожидая, что, сэкономив по факту, получат вознаграждение, при этом искусственно понижая плановую маржинальность. Вымышленная нагрузка на специалистов и увеличение затрат, конечно, неприемлемы. Так как у грамотного руководителя проекта в конечном результате план-факт должны быть с минимальным «отрывом».

 Ну вот, теперь мы можем приступить к подсчетам.

Теперь, когда вы знаете потребности проекта в ресурсах, пришло время определить необходимые объемы средств. Пробегитесь по списку ресурсов сверху вниз и начните оценивать затраты для каждого пункта.

Да, посчитать деньги чаще всего очень трудно. Для этого необходимо изучить бюджеты аналогичных проектов в прошлом; провести онлайн-исследование или опрос членов команды, которые имеют представление об отдельных элементах и связанных с ними расходах на проект.

Наконец мы можем создать наш бюджет.

Список ресурсов и соответствующих им сумм и будет вашей оценкой проекта. Да, и не забудьте включить резервный фонд на случай непредвиденных расходов.

Затем зафиксируйте свою оценку в ПО для управления проектами или в любом инструменте, который ваша компания использует для этой цели.

Мы для этого пользуемся продуктом фирмы 1С, а именно решением «1С:РМ Управление проектами». Если вы используете электронную таблицу или другой инструмент свободной формы, полезно было бы сгруппировать связанные элементы вместе.

Отдельное внимание при построении бюджета необходимо уделить различным спорным предположениям. Какие-то из таких предположений уже после начала проекта могут оказаться верными, а другие — нет, что приведет к отклонению фактических расходов от запланированного бюджета.

Выделив такие предположения, вы поймете, в каких местах бюджет не совпал с реальностью.

Обязательно учтите временную шкалу, если бюджет охватывает значительный период времени. Все расходы должны быть четко привязаны ко времени и срокам.

Наконец, обсудите бюджет с партнерами по проекту и соберите обратную связь. Иной взгляд на бюджет поможет выделить недостающие элементы и подтвердить точность сумм. Это также поможет вам избежать ошибок при защите и утверждении бюджета.

 Осталось получить одобрение и внедрить.

Когда вы представляете бюджет проекта заинтересованным сторонам или руководителям, которые должны его утвердить, будьте готовы обосновать статьи и суммы. Именно здесь вы должны указать на все спорные моменты и ключевые предположения.

После утверждения бюджета контроль над ним входит в обязанности руководителя проекта. Рекомендуется использовать программное обеспечение для управления проектами для отслеживания затрат. Как диктует треугольник управления проектами, если партнеры по команде начнут отставать или в проекте возникнут неожиданные задержки, это повлияет на затраты.

И напоследок несколько советов по бюджетированию проекта:

1.     Самый трудный бюджет проекта — первый. Дальше будет легче, ведь у вас уже будет свой бесценный опыт. Поэтому для составления первого бюджета обратитесь к более опытному коллеге или наставнику.

2.     Учитесь на других проектах. Найдите похожий (аналогичный) проект и используйте его как шаблон.

3.     Контролируйте основные расходы, начните с планирования затрат, необходимых для запуска, а затем сравните основные расходы с общим бюджетом.

4.     Не удивляйтесь тому, что бюджет меняется. Большинство первоначальных оценок являются всего лишь предположениями. Из-за изменения объемов и других колебаний бюджет может измениться в любой момент времени. Этот факт только подчеркивает необходимость постоянного управления бюджетом. Бдительный руководитель проекта сравнивает текущие фактические данные с первоначальными, а затем с плановыми затратами.

5.     Отслеживайте активы. Заработная плата — важная часть вашего бюджета, поэтому еженедельно проверяйте использование ресурсов, чтобы убедиться, что все работают и посвящают работе все отведенное время.

6.     Делитесь информацией. Держите свою команду в курсе изменений прогнозов бюджета. Сообщите, что ожидается от них в рамках бюджета. Люди сами начнут отслеживать, как они распределяют часы и другие расходы по проекту.

7.     Контролируйте масштаб. Бюджеты увеличиваются в объеме. Чтобы избежать незапланированной работы, которая приводит к перерасходу средств, формируйте дополнительные соглашения и договоры на работы, выходящие за рамки первоначальных требований проекта, с точным прогнозом дополнительных затрат.

Некоторые проекты сложно определить по размеру и бюджету. Например, при внедрении нового ПО для крупной компании не знаешь, какие проблемы возникнут и когда. В любом случае, даже опытному руководителю проекта иногда приходится сталкиваться с трудностями.

Хотелось бы ещё добавить, что бюджетирование не должно осуществляться ради бюджетирования. Бюджетирование может и должно обеспечивать мотивацию персонала компании. Успешность каждого этапа или бизнес-процесса, на который заложен бюджет, должен быть оценен с принятием управленческих решений. Иначе это будет всего лишь нерезультативный процесс.

Источник: https://habr.com/ru/company/zyfra/blog/675412/


Интересные статьи

Интересные статьи

Это случилось за день до известного всем события.На платформе «66 километр» лил проливной дождь. Время от времени небеса озарялись ослепительными вспышками, из которых выскакивали молнии. Создавалось ...
У сотрудников компании RSA закончился десятилетний срок действия соглашений о неразглашении (NDA), так что они наконец-то смогли рассказать о событиях, которые случились в 2011 году. ...
Краткая история о том как менеджер самого среднего звена умную сауну делал. Понимаете, каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню. Это у нас такая традиция. Год 2020 выдался необы...
Мне нравятся разговоры на тему «мне раньше в школе/институте/родители говорили, а теперь я узнал». Если по счастливой случайности я оказываюсь хоть немного компетентен в обсуждаемом вопросе, то т...
Те, кто собираются открывать интернет-магазин, предварительно начитавшись в интернете о важности уникального контента, о фильтрах, накладываемых поисковиками за копирование материалов с других ресурсо...