Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Мы в We Wizards разрабатываем сайты и веб-сервисы разной сложности, и сегодня расскажем о том, как формируются цены на наши услуги. Бизнес услуг может очень сильно разниться в стоимости: вы можете заказать сайт как за 100 000р., так и за несколько десятков миллионов. Давайте разберемся, в чем отличие дешевого сайта от дорогого и из чего сегодня складывается стоимость разработки с нуля.
Стоимость любой услуги складывается из цены человеческого времени и сопутствующих расходов. Поэтому почасовая ставка специалистов, которые будут работать над вашим проектом — ключевой показатель при расчете общей стоимости за разработку сайта.
Мы можем легко декомпозировать сайт, разработка которого стоит 100 000р.: скорее всего, это сайт-визитка, собранный на лоу-код или зеро-код конструкторе вроде Tilda с несколькими разделами («Главное», «О компании», «Услуги», «Контакты»). С такой работой самозанятый фрилансер может справиться в одиночку за 5-15 рабочих дней с учетом пресейла и промежуточных согласований.
Стоимость в несколько миллионов может сложиться, если вам нужен крупный сайт или сервис, который нуждается в системном подходе к разработке с последующими масштабированием и поддержкой. Например, есть корпорация, которой необходимо внедрить и автоматизировать бизнес процессы. Но в крупных компаниях уже есть какая-то система складского учета, своя CRM, сеть департаментов и несколько тысяч сотрудников. Границы такой системы определить очень сложно, поэтому компании-разработчики проводят работу над такими проектами итерациями, и до начала всех операций производят детальную аналитику (так называемое ППО — предпроектное обследование, которое определяет, с чего же мы начнем и как будем строить систему).
Для анализа стоимости разработки в этой статье мы возьмем сайт интернет-магазина, потому что это популярное направление, которое можно легко стандартизировать. Его также можно собрать из готовых блоков на Tilda за 100 000р., а можно заказать разработку с нуля у агентства.
Почему делать сайт с нуля или заказывать услуги агентства выгодно?
1. Ответственность за конечный результат документально зафиксирована. Все мы знаем о минусах работы с фрилансерами: неопределённость, срыв дедлайнов, проблемы со связью и т. д. При заключении договора с агентством, вы снимаете с себя все риски, связанные с человеческим фактором.
2. Компании выгодно сделать хороший кейс. Работая над вашим проектом, она повышает свою репутацию и значимость на рынке.
3. Агентство, которое разработало проект с нуля, заинтересовано в том, чтобы и дальше его поддерживать. В случае с интернет-магазином, это неизбежное масштабирование бизнеса, регулярные обновления и интеграция с внешними сервисами. Скажем очевидное: большую часть выручки компании-разработчика составляет дальнейшее обслуживание и развитие проектов своих клиентов.
Сколько стоит разработка?
Чтобы ответить на этот вопрос, определим минимальный состав команды для разработки сайта с нуля:
Бизнес-аналитик
Это человек, который помогает определить бизнес-требования, утвердить техническое задание, сформировать CJM и написать User Stories. Цель этого этапа — сформировать документацию и предоставить прототипы будущего сайта с функционалом, который будет заложен в первую итерацию*.
*На этапе пресейла мы формируем предварительное коммерческое предложение на основе базовых функциональных требований, которые исходят из нашего опыта разработки подобных проектов. То есть, мы можем заранее примерно оценить объем работ и показать клиенту предварительную стоимость, которая будет незначительно меняться в большую или меньшую сторону в процессе согласования. Для удобства мы составляем рамочный договор а к нему 2 заказа: на бизнес-аналитику и на разработку.
Проектный менеджер
Это сердце разработки, он отвечает за коммуникацию между членами команды и клиентом, ставит задачи, определяет риски, формирует сроки и следит за всеми таймлайнами. Менеджер несет ответственность за ход проекта на каждом этапе.
Дизайн: арт-директор, дизайнер
Арт-директор определяет визуальную концепцию и отвечает за итоговый продакшн. Он анализирует рынок и продукт клиента, формирует единую визуальную концепцию. UI-дизайнер отрисовывает интерфейс на базе прототипов, которые были созданы на этапе аналитики, формирует макеты в Figma (UI-Kit, мобильная версия и набор компонентов, которые будут потом использоваться в том числе при масштабировании сайта) и оформляет в красивую презентацию.
Разработка: тимлид, 2 разработчика (Frontend и Backend)
Тимлид на основе проведенной аналитики выбирает технологии, которые будут использованы при разработке, декомпозирует и ставит задачи, отвечает за всю систему окружения и за конечный продакшн кода. Frontend-разработчик верстает и пишет логику клиентской части, Backend-разработчик пишет серверную логику, занимается конфигурацией CMS (если разрабатываем на ней).
QA: ручной тестировщик
Этот человек тестирует CJM, функциональность каждого элемента сайта (форма обратной связи, платёжные формы и все пользовательские сценарии), проверяет блоки на соответствие макетам, находит баги.
Продакшн: контент-менеджер
Как правило, интернет-магазины просят выгрузить товар на готовый сайт из своих систем, например, 1С. Обычно это базовая номенклатура с количеством остатков, ценами и каким-то описанием, но в 90% случаев этот контент не подходит для витрины сайта. Контент-менеджер загружает фотографии нужного размера, распределяет характеристики товара и подгоняет клиентские данные под утвержденный дизайн. Заказчик может предоставить своего контент-менеджера, но проще взять человека от агентства хотя бы на старте, потому что зная специфику системы и дизайн-концепцию, он сделает эту работу быстрее и качественнее.
Административный цех и косвенные расходы
Многие забывают включать в смету административную часть производственного цеха, но это важный пункт, который обеспечивает работоспособность всей системы. Это бухгалтер (человек, который занимается документооборотом и финансовыми операциями), руководитель проекта (в небольших компаниях эту роль может исполнять СEO), офисные расходы (аренда и обеспечение), пресейл (первичные созвоны, брифинг, формирование коммерческого предложения).
Как считается ставка каждого члена команды?
Для грубых расчетов можно вывести формулу:
Внутреняя ставка сотрудника (зп на руки)
+ НДФЛ 13%
+ ЕСН 25%
+ косвенные расходы (все косвенные расходы, деленные на кол‑во производственных единиц, допустим, 5%)
+ маржинальность для компании (в нашем случае 30%)
Получается, разработчик, который получает на руки 150 000р в месяц, обходится компании примерно в 280 000р, значит продавать его услуги выгодно примерно за 364 000р, отсюда ставка 2200 в час, если не брать в расчет отпускные и day off (у нас в компании в среднем это 7-8 дней в году).
Стандартная смета проекта сайта интернет-магазина
Для удобства мы приводим таблицу со средними почасовыми ставками каждого специалиста, затем разбиваем все работы по сайту на блоки и считаем стоимость и сроки исполнения на каждом этапе.
Аналитика
Разработка дизайна веб-сайта
Backend-разработка сайта
Frontend-разработка сайта
QA (Тестирование)
Предпродакшн
Публикация сайта
Итоговая стоимость
C этой сметой можно спорить (каждое агентство устанавливает ставки и закладывает необходимое количество часов, исходя из средней рыночной стоимости и своего опыта подобных проектов). Мы считаем, что указанные нами цифры останутся актуальными на 2024 год для клиентов с уже готовым бизнесом, которым нужен надежный, быстрый, а главное масштабируемый сайт интернет-магазина.
При разработке сайта с нуля мы можем с легкостью администрировать его, добавлять новый функционал, прикручивать интеграции с другими сервисами и постоянно актуализировать его под нужды бизнеса. Подкрепив такую разработку грамотно настроенной аналитикой (о специфике и важности этого этапа мы писали в одной из статей), вы получите онлайн-инструмент, который поможет не только продемонстрировать и реализовать ваш товар, но и увеличить его продажи.