Смогут ли военные спасти от свалки смертоносного охотника за террористами?

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Беспилотник MQ-9 Reaper был ключевым звеном в войне на Ближнем Востоке. Теперь перед разработчиками стоит вопрос: можно ли его адаптировать к новым боевым условиям?

Дистанционно-пилотируемый самолет MQ-Reaper совершает маневр над военно-воздушной базой Creech в штат Невада. 2015 год
Дистанционно-пилотируемый самолет MQ-Reaper совершает маневр над военно-воздушной базой Creech в штат Невада. 2015 год

Еще в начале 2021 года, до вывода войск США из Афганистана, MQ-9 Reaper с двадцати метровым размахом крыла рыскал в небе на высоте 6 километров, выполняя миссии по тактической разведке и наблюдению. Его полезная нагрузка включает 8 ракет AGM-114 Hellfire – настолько точных, что ЦРУ иногда заменяет взрывающиеся боеголовки на особые клинки, позволяющие поражать конкретные сидения в  движущемся автомобиля.

Беспилотник Reaper MQ-9 (жнец) управляется двумя сотрудниками: пилотом, отвечающим за управление, и оператором, в обязанности которого входит прицеливание и навигация (комплекс MTS-B). Эти люди находятся на расстоянии более 11 000 километров на авиабазе ВВС Уайтмен в штате Миссури. 

Ссылка на видео.

История из жизни

Ко времени, когда пилот еще только занимает свое рабочее место за пультом управления, беспилотник уже находился в воздухе 15 часов. Команды пилота достигают беспилотника за 1,2 секунды, а на экране пульта управления в это время отображается видео текущей обстановки в высоком разрешении. Уже через 15 минут после начала смены пилот получает уведомление, что дружественные войска находятся под огнем противника и им требуется подмога.

MQ-9 Reaper может находиться в воздухе до 27 часов без дозаправки, поэтому пилот разворачивает беспилотник в сторону указанных в уведомлении координат и получает от оператора информацию по возникшей ситуации: 15 боевиков с винтовками и гранатометами приближаются к войскам Афганских вооруженных сил.

Как только беспилотник прибывает по заданным координатам, пилот выходит на прямую связь с человеком на земле, координирующим поддержку с воздуха. Система JTAC (Joint Terminal Attack Controller) передает точные данные о положении, как собственных сил, так и приближающегося противника. Точность сенсоров дает гарантию – вооружение беспилотника наводится на нужную цель.

«Каждый день мы живем с мыслью о том, что можем применить оружие, – говорит пилот. – И в каждой ситуации решается вопрос жизни и смерти. Это не видеоигра».

Пилот работает вместе с оператором по навигации, наводя на врага две ракеты. Одним лишь нажатием кнопки они устремляются к цели со скоростью около 1600 км/час. При столкновении их фугасные осколочные боеголовки взрываются, разбрасывая шрапнель во все стороны, убивая множество бойцов противника. Оставшиеся в живых бегут с поля боя.

Дистанционно-пилотируемый самолет имитирует полеты экипажей в кабине MQ-9 Reaper на базе ВВС Крич, штат Невада. Сентябрь 2019 года
Дистанционно-пилотируемый самолет имитирует полеты экипажей в кабине MQ-9 Reaper на базе ВВС Крич, штат Невада. Сентябрь 2019 года

MQ-9 Reaper выслеживает свои цели уже 14 лет. Сегодня это известный охотник за террористами. Но в преддверии новой эры войн технологий, в которые вплетены другие страны, акценты с антитеррористических операций смещаются на новые задачи. В этих потенциальных конфликтах сценарии беспилотника будут отличаться от войны на Ближнем Востоке, и неясно, получится ли адаптировать MQ-9 Reaper для них. Американские военные проводят учения, пытаясь проверить универсальность беспилотника и если он не сможет соответствовать этим требованиям, то может быть снят с вооружения. В итоге один из самых титулованных и успешных военных беспилотников может быть отправлен на пенсию.


Когда в 2007 году MQ-9 пришел на смену General Atomics MQ-1 Predator, он значительно расширил возможности дистанционного пилотирования и наблюдения за боевыми пространствами Афганистана и Ирака. MQ-9 Reaper больше и мощнее своего предшественника, так как инженеры отказались от 115-сильного двигателя в пользу турбовинтового двигателя Honeywell TPE331-10 мощностью 900 лошадиных сил. Это позволило MQ-9 Reaper более чем в 2 раза увеличить максимальную скорость, по сравнению с MQ-1, и более чем в 15 раз увеличить грузоподъемность. Суммарно, за период с 1996 по 2019 год эти дроны провели в воздухе более 4 миллионов часов – в 8 раз больше, чем самолет-шпион U-2 в период с 1958 по 2021 год.

An MQ-1 predator. 2009 год
An MQ-1 predator. 2009 год
MQ-9 Reaper, пришедший на смену MQ-1. 2015 год
MQ-9 Reaper, пришедший на смену MQ-1. 2015 год

ВВС называют MQ-9 Reaper дистанционно-пилотируемым летательным аппаратом, или RPA (Remotely Piloted Aircraft). По размерам он примерно такой же, как и A-10 Thunderbolt II, может нести 1700 килограмм боеприпасов (включая 8 ракет Hellfire при соответствующей модификации) и преодолевать около 3200 километров без дозаправки. Для управления этим самолетом требуется до двух лет обучения в рамках программы подготовки пилотов, что схоже с подготовкой пилотов других тактических самолетов.

Дистанционные возможности беспилотника делают его довольно безопасным вариантом для американских военнослужащих, к тому же это наиболее востребованная форма поддержки с воздуха среди командующих войсками. В то время как пилоты ВВС могут развертываться и проводить боевые операции в течение четырех месяцев, пилоты MQ-9 Reaper могут выполнять несколько миссий каждый день, дистанционно подключаясь к беспилотнику в разных частях света. Ни один боевой пилот не ведет разведку в Ираке, не оказывает воздушную поддержку в Афганистане и не ведет наблюдение за важными объектами в Сирии в один и тот же день, но для экипажей MQ-9 Reaper это осуществимо. В обозримых конфликтах ближайшего будущего миссии MQ-9 Reaper могут быть еще более разнообразными.


Сражения в 21 веке будут происходить на равных и будут отличаться от технологически примитивного конфликта 11 сентября. В последние годы Пентагон сместил акцент на «соперничество великих держав» – стран, имеющих технологический паритет с США, а именно это имеет значительные последствия для роли MQ-9 Reaper.

Например, внимание США привлекло агрессивное поведение Китая на маршруте торгового пути в Южно-Китайском море, на который приходится почти треть всей мировой торговли. Китай заявил о своем праве собственности практически на все Южно-Китайское море и начал укреплять свои оборонительные позиции на местных островах, проигнорировав международное право. Вместе с союзниками из Японии и Великобритании США в настоящее время имеют возможность проводить свои военные корабли через захваченную Китаем территорию. Однако в случае эскалации конфликта, против войск США могут быть применены современные системы ПВО, ракеты класса «земля-воздух» и даже китайский стелс-истребитель Chengdu J-20.

«Никто не может видеть дальше, чем MQ-9 Reaper»

Похоже, что MQ-9 Reaper изо всех сил пытается найти свою роль на новых полях сражений. Война на Ближнем Востоке принесла MQ-9 Reaper международную известность, но широко распространенный спрос на эти операции привел к нехватке беспилотников на некоторых направлениях: например, на Тихоокеанском. ВВС продлили закупки MQ-9 Reaper до 2021 года, но спрос на самолеты в 2022 году еще не определен. ВВС продолжат закупать MQ-9 Reaper до 2021 года, но будет ли это актуально в 2022 году – еще не известно. Критики отмечают, что дозвуковой самолет без маскировки, такой как MQ-9 Reaper, может стать легкой мишенью для китайских систем ПВО в войне между двумя странами.

Уорд Кэрролл, автор и бывший офицер системы радиолокационного перехвата F-14 Tomcat ВМС США, ведущий свой канал на YouTube говорит: “Те самолеты, которые попали в видимость радара, потенциально могут быть сбиты». И есть прецедент, подтверждающий утверждения Кэрролла. В 2019 году члены элитной иранской революционной гвардии сбили самолет ВМС США Broad Area Maritime Surveillance (BAMS-D) – военно-морской вариант самолета ВВС RQ-4A Global Hawk. Как и MQ-9 Reaper, самолет RQ-4 не обладает маскировкой, но военные посчитали, что высота полета в 18 километров сможет защитить его от атак противника. Но Кэрролл, говорит: “RQ-4 все равно было легко сбить. Он медленный, без маскировки, и он – большая точка на радаре. Поэтому если вы хотите сбить что-то подобное, вы это сделаете».

MQ-9 Reaper на взлетно-посадочной полосе на базе ВВС в Неваде. Декабрь 2019 года
MQ-9 Reaper на взлетно-посадочной полосе на базе ВВС в Неваде. Декабрь 2019 года

В связи с уязвимостями MQ-9 Reaper в 2020 году ВВС пересмотрели программу подготовки новых пилотов с тем, чтобы расширить возможности использования беспилотника. В дополнение к боевым сценариям, распространенным в таких точках, как Ближний Восток, пилоты MQ-9 Reaper тренируются в боевом поиске и спасении, морском и воздушном перехвате вражеских войск, а также в координации воздушного удара между близлежащими самолетами союзников и самим MQ-9 Reaper. Эти учения свидетельствуют об универсальности, как пилотов, так и самих беспилотников, а некоторые их возможности оказываются полезными в новых условиях. Например, сочетание аппаратуры наблюдения MQ-9 Reaper и возможности длительного нахождения в воздухе подходит для поисково-спасательных операций, как над открытым морем, так и над пустынями Ближнего Востока.

Пилоты считают свою подготовку в области морских сражений нормой среди своих коллег. Осведомленность беспилотника о позициях, технике и передвижениях противника может иметь решающее значение для крупномасштабного конфликта между мировыми державами. По их мнению, это преимущество продемонстрирует сильные стороны MQ-9 Reaper, которые были менее заметны на Ближнем Востоке.

«Когда мы думаем о ближнем бое, мы уже не ищем одного или двух человек. Мы ищем танки, самоходную артиллерию и радары. Никто не может видеть дальше, чем MQ-9 Reaper».

Базовая система наблюдения MQ-9 Reaper использует много-спектральную систему целеуказания, которая собирает данные с бортовых датчиков, включая инфракрасную, цветную или монохромную видеокамеру дневного света, видеокамеру с улучшенным разрешением, лазерный дальномер и лазерную систему подсветки целей. Пилоты MQ-9 Reaper могут просматривать эти данные на своих экранах как по отдельности, так и в едином потоке. По словам пилота: «В отличие от многоцелевого экрана, размер которого в большинстве самолетов составляет всего 6 дюймов и находится возле колена пилота, мы обладаем беспрецедентной способностью видеть и определять местоположение целей».

Несмотря на отсутствие маскировки, пилоты MQ-9 Reaper обучены использовать особую тактику для достижения успеха там – беспилотник может наблюдать за противником, находясь вне зоны его огня.

«Если нам будет поставлена задача, мы сможем уйти за пределы зоны поражения, но при этом видеть все, что нужно видеть. Мы сможем предоставлять эти данные группе аналитиков, которые могут использовать информацию и передавать ее лицам, принимающим решения, будь то военные или политики», – говорит пилот. Это означает, что системы наблюдения беспилотника доступны также и президенту.


Вскоре после того, как ВВС пересмотрели программу подготовки пилотов MQ-9 Reaper, они начали боевые учения под названием «Agile Reaper». В ходе первого этапа учений 3 беспилотника MQ-9 Reaper и их экипажи были переброшены в Нью-Мексико. Agile Reaper – это учения, в ходе которых беспилотники и пилоты перебрасываются в «незнакомое место» с тем, чтобы проверить сроки развертывания. Беспилотник может стать боеспособным в течение нескольких часов, в то время как другим боевым единицам на это могут потребоваться недели. В официальном заявлении подполковник Брайан Дэвис, командир 29-й ударной эскадрильи, сказал, что Agile Reaper – это «победа в скорости развертывания, поскольку мы доставляем MQ-9 Reaper в любое место до того, как противник нас обнаружит».

Представители ВВС оценили учения Agile Reaper как демонстрацию приспособленности беспилотников MQ-9 Reaper к потенциальным морским сражениям. Имея доступ к беспилотникам в радиусе нескольких часов полета в любой точке земного шара, американские военные смогут обнаруживать вражеские корабли на большом расстоянии. Кроме того, они могут служить мобильными сетевыми узлами, соединяя командиров и транспортные средства со спутниками, с которыми в противном случае они не могли бы общаться напрямую.

«При минимальных инвестициях в наши нынешние платформы мы можем создать трудности для наших противников»

Практически в любой военной операции, включающей тактическую авиацию, будут задействованы самолеты-заправщики для дозаправки истребителей в полете. Такие истребители, как F-16 или современный F-35, могут дозаправляться несколько раз за одну миссию, но учения Agile Reaper показывают, что MQ-9 Reaper может участвовать в длительных полетах и освобождать истребители для других задач, более подходящих для их возможностей. Пилот за пультом дистанционного управления делает эти сценарии более осуществимыми: беспилотник может находиться в небе дольше, чем длится смена пилота, поэтому пилоты проводят за «штурвалом» до восьми часов, работая посменно.

«F-16 может провести в воздухе до 30 минут, прежде чем сможет подбить танк, – объясняет пилот. – А беспилотник проводит в небе по 18-20 часов».


Новые возможности для MQ-9 Reaper, похоже, находятся в процессе разработки и засекречены, но главным аргументом в пользу дальнейшей поддержки беспилотника со стороны военных может быть его низкая стоимость по сравнению с другими самолетами. Некоторые эксперты оценивают общие затраты на приобретение MQ-9 Reaper и всего вспомогательного оборудования в $32 миллиона, но ВВС оценивают затраты на замену планера в $4-5 миллионов. Это ничтожно мало по сравнению с $87,7 млн за небоевой F-15EX или $77,9 млн за новый перспективный F-35.

Но даже по самым скромным подсчетам, 5 миллионов долларов – это не пустяк. Тем не менее, одна ракета Patriot стоит около 3 миллионов долларов, поэтому уничтожение беспилотника может стоить другим странам примерно столько же, сколько запуск в небо нового “жнеца” для США. Это создает дилемму для вооруженных сил, подобных китайским. На что нацелиться: на дорогие тактические самолеты – такие, как F-35, или на самолеты постоянного наблюдения и разведки – такие, как MQ-9 Reaper? «При минимальных инвестициях в наши нынешние платформы мы можем создать трудности для наших противников», – говорит пилот.

MQ-9 Reaper выполняет тренировочную миссию на испытательным полигоном в Неваде, 15 июля 2019 года.
MQ-9 Reaper выполняет тренировочную миссию на испытательным полигоном в Неваде, 15 июля 2019 года.

Кэрролл сравнивает эту стратегию с игрой «Оверлорд» Второй мировой войны: «Китайцы или кто-либо еще имеют ограниченное количество ракет того или иного назначения. Поэтому, как и при вторжении в день «D», мы потеряем 35%, но остальные 65% до цели доберутся. В некоторых сценариях MQ-9 Reaper являются мишенями. Но они беспилотные и более дешевые, поэтому мы можем позволить себе потерять некоторые из них».

Сегодня ВВС приглашают специалистов к участию в конкурсе идей для платформы MQ-Next, которая сможет развить сильные стороны MQ-9 Reaper и сделать его более жизнеспособным в современном воздушном пространстве. Согласно планам ВВС, этот новый дистанционно пилотируемый самолет будет летать уже к 2030 году, но если учения Agile Reaper и обновленная программа обучения окажутся плодотворными и жизнеспособными в полевых условиях, MQ-Next не заменит своего предшественника. Универсальность и экономическая эффективность MQ-9 Reaper могут охладить пыл тех, кто призывает снять его с вооружения.

В качестве резюме

MQ-9 Reaper – продукт своего времени, связующее звено между ранними беспилотниками, теми что использовались на Ближнем Востоке, и автономными самолетами с искусственным интеллектом, которые разрабатывают мировые технологические сверхдержавы. В условиях близкого конфликта с  высокотехнологичной армией (например, Китая), отсутствие маскировки у MQ-9 Reaper является проблемой, но в современных реалиях, выраженных в долларах, бюджетный MQ-9 Reaper с его текущими возможностями не заслуживает того, чтобы отправлять его на свалку.


Материал подготовлен компанией ITSOFT. Поддержка и разработка сайтов, администрирование серверов. Размещение и аренда серверов и стоек в двух ЦОДах в Москве; colocation GPU-ферм и ASIC-майнеров, аренда GPU-серверов. Лицензии связи, SSL-сертификаты. UPTIME за последние годы составляет 100%.

Источник: https://habr.com/ru/company/itsoft/blog/583648/


Интересные статьи

Интересные статьи

Вооруженные силы Соединенных Штатов действуют на концептуальном уровне, выходящем за рамки любой другой школы мысли, за исключением, возможно, академической философии, потому что у них го...
Меня зовут Александра Царева. Я и мои коллеги работаем над проектами в сфере компьютерного зрения в Центре машинного обучения компании «Инфосистемы Джет». Мне хочется поделиться наш...
Но если для интернет-магазина, разработанного 3–4 года назад «современные» ошибки вполне простительны потому что перед разработчиками «в те далекие времена» не стояло таких задач, то в магазинах, сдел...
Эта статья для тех, кто собирается открыть интернет-магазин, но еще рассматривает варианты и думает по какому пути пойти, заказать разработку магазина в студии, у фрилансера или выбрать облачный серви...
Мы публикуем видео с прошедшего мероприятия. Приятного просмотра.