Сегодня наш разговор пойдет об открытии и исследовании нетронутой гробницы фараона XXI династии Псусеннеса I ( годы правления 1039—993гг. до н.э.). Предыстория исследований вот тут, настоятельно рекомендую прочитать во избежание непонимания перипетий сюжета нашего рассказа. Ведь это практически увлекательный археологический детектив, который безусловно надо читать с начала, а не с середины книги.
Часть фото современных высокого качества (кликабельны), но в статье будет так же много черно-белых старых фото из газет, журналов, архивов неважного качества. Они мелкие, не слишком качественные, но это Zeitgeist — «дух времени» и менять их на красивые, но явно постановочные кадры не стал.
Вот перед нами чуть ниже схема гробницы Псусеннеса I. Однако, нам с вами следует помнить, что к началу 1940 года Пьер Монте исследовал только «прихожую», в которой нашли серебряный саркофаг фараона Шешонка II с останками его мумии с золотой маской и украшениями, а так же погребальную камеру принца Анехфенмута с пустым саркофагом (читайте об этом в первой части). О том, что в гробнице должны быть другие помещения Монте знал, но сколько их и как туда попасть оставалось загадкой.
Как и главный вопрос: не опередили ли их еще в древности грабители гробниц?
Его осторожный оптимизм египтологи встретили весьма скептически. Он уже нашел нетронутое захоронение фараона – первое со времен открытия Тутанхамона, найти еще одно царское погребение в этой гробнице было бы невероятным везением!
Судьба распорядилась иначе, Пьеру Монте суждено найти здесь же еще два (!) нетронутых погребения царей древнего Египта. Вторая мировая война в Европе не только прервет дальнейшее исследование гробницы на шесть долгих лет, но и отвлечет внимание всего мира от этого одного из величайших открытий в истории египтологии.
На западной стене гробницы еще в 1939 году Пьер Монте заметил, как набухает и сочится влагой сырая штукатурка по прямоугольным контурам. Вот фотография того времени, справа «голова» серебряного соколиного саркофага Шешонка II. Прямо перед нами темные пятна сырой штукатурки на росписи. На ней изображен фараон, совершающий жертвоприношение богам загробного мира.
После очистки штукатурки, были сняты тонкие известняковые плиты, за ними оказались две массивные пробки из красного гранита. Вес одной такой пробки, как потом выяснилось, достигал шести тонн. Судя по тому, что ни крыша гробницы, перекрытая огромными блоками, ни сами гранитные пробки, закрывающие входы, не сдвигались никогда со времени запечатывания входов, шансы найти нетронутую гробницу возросли. Хотя… оставался шанс, что грабители могли пробить ход сбоку или даже снизу.
Чтобы представить, что представляют из себя эти гранитные пробки, рассмотрим пример входа в гробницу Осоркорна II :
Пробки забивались во вход, как клин, сужающейся частью вперед. Таким образом протолкнуть дальше вперед их было невозможно, а вытянуть назад, забитый вровень со стеной блок крайне сложно. Причем гранитные блоки в гробнице Псусеннеса были куда массивней и длиннее. Обойти их разрушив известняковые плиты не удалось бы, в случае же с Осоркорном II грабители нашли более простой способ проникнуть в гробницу.
Что же сделал Монте? Для начала он разобрал известняковые плиты вокруг гранитных пробок и убедился, что за ними сплошные гранитные стены. Выхода было два: либо долбить гранит (неопределенно долго), либо все же попробовать вытащить пробки. Пьер Монте выбрал второй вариант.
Пять дней ушло на то чтобы прочно закрепить тросы на гранитном блоке и установить лебедку. На шестой день 15 февраля 1940 года состоялась первая и сразу же удачная попытка сдвинуть блок. Основная трудность была именно сдвинуть блок, а дальше он поехал на удивление легко. Дело в том, что древние строители установили в двух канавках прочные бронзовые цилиндры диаметров 2 см и длиной 25 см, именно по ним как по каткам с помощью лебедки и откатили блок.Сама же «пробка» оказалась архитравом (поперечным блоком перекрытия колонн) храма Рамзеса II.
Настало время войти в камеру, покой которой не беспокоили три тысячи лет…
Погребальная камера оказалась полностью из красного гранита – по настоящему королевская гробница! Гранитные камеры использовались в древнем Египте исключительно для царских погребений и никаких более, всем остальным приходилось довольствоваться материалом попроще. Слишком прочный и твердый, а потому чрезвычайно затратный материал для обработки – лишь фараоны могли себе такое позволит. Ведь именно гранит мог защитить царскую мумии от посягательств и, следовательно, обеспечит вечное существование фараона в ином мире.
Однако, место для захоронения фараон выбрал крайне неудачное – по стенам камеры одна за другой стекали капли воды, воздух был перенасыщен влагой. Увы, в таком месте сохранность царской мумии обеспечить невозможно.
Узкая темная камера в дальней части была заполнена огромным саркофагом из красного гранита. Перед ним находился невысокий бронзовый жертвенный стол с драгоценной утварью, чуть ближе каменная плита, а перед ней множество предметов: золотая и серебряная посуда, сотни ушебти (слуги фараона, которые будут служить ему после смерти), четыре канопы (сосуды для хранения внутренностей мумии).
Причем в этом хаосе был явный порядок: и посуда, и ушебти, и канопы лежали и стояли так, как будто были упакованы в ящики – у куч были ровные прямоугольные края. Так оно и было, просто деревянные ящики полностью истлели за тысячелетия в этой влажной камере.
Фотография погребальной камеры Псусеннеса I (лучшего качества не нашел) и прорисовка данного помещения в отчетах экспедиции
А теперь рассмотрим эти предметы получше.
Бронзовые и фаянсовые ушебти фараона — его слуги в царстве мертвых
Золотая посуда фараона
Серебряная чаша и золотой кубок, в центре – стенд в Каирском музее с погребальной посудой фараона Псусеннеса I
Канопы фараона Псусеннеса I,раскрашенный алебастр. Их всегда четыре по числу сыновей бога Горы. Каждая канопа изображает одного сына Гора: Хапи (павиан) – в этой канопе хранились легкие, Амсет (человек) – печень, Дуаматеф (вечно голодный шакал) – желудок, Квебехсенуф (сокол) – кишечник.
Из других вещей стоит упомянуть вот об этом. Это рисунок наконечников рогов боевого лука фараона Псусеннеса I. Так написано на картуше, видите звезду и птицу? По ним легко узнать имя нашего фараона, а вот второй картуш – некоего фараона Аменемнесу. О нем мало что известно, возможно, он некоторое время был соправителем Псусеннеса I.
А теперь от золота и серебра перейдем куда как к более интригующему нас предмету – нераскрытому саркофагу из красного гранита.
Пьер Монте в погребальнойкамере осматривает крышку саркофага
Сегодня крышка этого саркофага хранится отдельно в Каирском музее. Почему – об этом чуть позднее. Размеры саркофага впечатляют: высота вместе с крышкой 1 м 55 см, длина – 2 м 40 см, ширина – 1м 20 см.
На крышке саркофага лежит фараон в виде Осириса. Иcида и Нефтида изображены у его ног и изголовья. Фигурка маленькой богини защищает руками голову фараона.
Так почему же крышка выставлена отдельно?
Обратите внимание – она подсвечена изнутри и под ней находится зеркало. Посетители могут рассмотреть, что же находится на внутренней стороне крышки саркофага.
Великолепное по своей красоте изображение. Это Нут — древнеегипетская богиня звездного неба, мать Осириса, Исиды, Сета и Нефтиды.
Мы привыкли, что в европейской традиции саркофаги королей, царей украшались лишь снаружи - для зрителей. Древние египтяне же создавали саркофаги именно для умерших, точнее для их жизни после смерти, а потому внутренняя отделка была не менее важна чем внешняя.
На самом деле это лишь внешний саркофаг фараона Псусеннеса I. По традиции для хранения царской мумии их должно было быть, минимум, три. Впрочем, забегая вперед, так оно и было.
Как выяснилось потом, Псусеннес I присвоил себе саркофаг фараона Мернептаха (сына Рамзеса II). Хотя камнетесы тщательно сбили старые картуши снаружи и поверх них набили новые, внутри их работа оказалась не столь аккуратной. Египтологи смогли прочитать имя фараона Мернептаха, одного из самых могущественных фараонов Нового Царства. Многотонный саркофаг был привезен из фиванского царского некрополя на расстояние почти 700 км! Впечатляет?
Но меня лично куда больше впечатляет, что это лишь третий (!) внутренний саркофаг Мернептаха, представьте себе – внешний саркофаг больше всей погребальной камеры Псусеннеса в ширину и высоту! Его размеры – 4 метра в длину, 2,3 метра в ширину и 2,5 метра в высоту.
Становится понятно, что даже великолепная гробница Пcусеннеса I лишь тень величия гробниц по настоящему могущественных фараонов Нового Царства.
Крышка внешнего саркофага Мернептаха. KV8 –Долина Царей. Фиванский некрополь.
21 февраля крышку внешнего саркофага Псусеннеса подняли и сдвинули – под ней оказался черный саркофаг в виде мумии из темного отполированного гранодиорита.
Пьер Монте рассматривает второй саркофаг фараона
На самом деле и этот саркофаг Псусеннес I позаимствовал из могилы сановника XIХ династии. Однако, на этот раз каменотесы поработали более усердно и имя бывшего владельца не сохранилось, но то что он не был фараоном достаточно очевидно: в руках нет скипетра – символа царской власти, на голове отсутствует царский урей.
Между вторым и первым саркофагом у стенок лежали истлевшие и почти полностью уничтоженные временем вещи. По крайней мере шесть украшенным золотом посохов, включая, возможно, царскую булаву. Более-менее точно удалось определить так же три бронзовых меча, лезвия которых оказались полностью разрушены. Сохранились лишь инкрустированные золотом ручки. Вот одна из них:
Наконец, в присутствии египетского короляФарука 28 февраля 1940 года был вскрыт черный внутренний саркофаг. Ожидаемо, там был третий саркофаг.На этот раз это был великолепный инкрустированный золотом серебряный саркофаг в виде мумии самого фараона.
Вот здесь никаких сомнений не было: этот саркофаг был создан для самого Псусеннеса I — тончайшая ювелирная работа.
Некоторые бдительные читатели не без основания сразу зададутся вопросом – каким образом сохранился серебряный саркофаг в тех же условиях, где полностью разложилась даже практически вечная бронза?! Ведь серебро подвержено коррозии довольно сильно, уж точно не менее бронзы. Это объясняется достаточно просто – это не чистое серебро, а сплав серебра, золота и меди, называемый электрум, а он гораздо устойчивей к коррозии чем само серебро.
Вот тут кто-может снова перебить меня, неужели у фараона с золотом было так туго, что не хватило на саркофаг из чистого золота?
Ответ – да, многие золотые рудники стали недоступны для фараонов верхнего Египта ХХI династии, эпохи крушения великой империи Египта – Нового Царства, но это вовсе не та причина, по которой они предпочли себе делать саркофаги из серебра. Дело в том, что в древнем Египте серебро по цене приближалось к золоту (в соотношении 1 к 2, в отличии, например от Вавилонии, где цены на эти металлы были в соотношении 1 к 10), по той простой причине, что золото добывалось в самом Египте, а вот серебро приходилось везти издалека.
Древние египтяне называли золото «плотью богов», подразумевая его вечность и красоту, а серебро называли «костью богов». Кроме того, серебро мене ковкий и мягкий металл, то есть работа с ним требовала от ювелиров большего искусства. А значит саркофаг из серебра вовсе не попытка сэкономить, а наоборот – невероятная роскошь даже для царей Египта.
Безмятежный взгляд сквозь вечность
Лицо «серебряного фараона»
Три тысячелетия отделяют его от нас…
Необычный крупный план зато хорошо видны повреждения и следы коррозии
Еще один нестандартный ракурс
Вскрытие серебряного гроба планировалось провести позже. Но человек предполагает, а обстоятельства, увы, располагают. Первого марта 1940 года при попытке вынуть серебряный саркофаг из гранитного у него выпало дно и развалилось на множество кусков. Таким образом содержимое серебряного саркофага осталось лежать в черном гранитном саркофаге.
Пьер Монте у крышки серебряного саркофага фараона Псусеннеса
Первое, что бросилось в глаза – блеск золота, вся мумия, точнее то, что от нее осталось, была полностью покрыта листовым золотом.
Пьер Монте рассматривает золотое покрытие и маску снятые с мумии фараона Псусеннеса
Золотое покрытие мумии фараона Псусеннеса I. Каирский египетский музей
Маска фараона ПсусеннесаI. Черно-белое фото 1940 года
Отдельно стоит остановиться на золотой погребальной маске мумии фараона. Это поистине одно из самых прекрасных произведений ювелирного искусства древнего Египта. Вечно юный и прекрасный фараон…
Конечно, же данное изображение имеет весьма малое отношение к реальному облику царя – это лишь его идеализированный образ, таким он хотел предстать перед богами в загробном мире.
Но все же сравните его маску с маской Тутанхамона – у царя Тута заметно более припухлое детское, а точнее женственное лицо.
Маска Псусеннеса I сделана без использования полудрагоценных камней и гораздо менее массивна чем маска Тутанхамона. Она сделана из очень тонкого листового золота.Здесь хорошо видны вмятины на задней части маски.
А пока просто еще две фотогафии золотой маски. Поверьте, она того стоит!
Кстати, обратите внимание на щегольские «бакенбарды» у маски и «головы» серебряного саркофага.
На самом деле это вовсе не бакенбарды, а шнур поддерживающий накладную бороду фараона. Смотрите ниже росписи с гробниц Нового Царства, там этот шнур хорошо виден (слева и по центру – Сети I), а вот реально небритый фараон выглядит иначе (справа – на остраконе, вероятно, он же – Сети I).
Что же увидел Монте, сняв маску и золотые пластины?А вот что – смотрите ниже.От царской мумии остались лишь кости, но они были сплошь покрыты золотыми украшениями, амулетами, браслетами, кольцами…
Фотография останков фараона Псусеннеса в каменном саркофаге
Массивное золотое ожерелье фараона весом восемь килограмм. Золото, сердолик, лазурит. Такое носить постоянно – не позавидуешь, тяжела ноша фараонова!
Деталь ожерелья - скрепляющая пластина: крылатый солнечный диск распростер свои крылья над картушами царя с его двумя именами. Картуши с двух сторон окружены изображениями двух сидящих божеств: справа от картуша находится бог Амон с двумя длинными перьями на голове. У него в руках жезл-крест Анкх (символ вечной жизни). Слева - богиня Мут. Она держит в руках тот же жезл-скипетр и на голове у нее двойная корона Верхнего и Нижнего Египта, а также царский урей на лбу.
А вот чрезвычайно интересное ожерелье – массивные бусики «прощай молодость» из лазурита и золота.
Чем же оно так интересно?
А вот чем: видите ярко-синюю бусину? На ней клинописная надпись на ассирийском языке! Она гласит, что этот камень подарил своей старшей дочери великий советник ассирийского царя, дабы ей покровительствовали божества Энлиль и Нинлинь, и никто не должен приобретать его ни по воле богов, ни по царской воле.
Каким образом бусина оказалось в ожерелье фараона более чем за тысячу километров от Ассирии – неизвестно.
Четыре пекторали (нагрудных украшения) Псусеннеса I. Две последних очень похожи, но на самом деле они все же разные.
Золотая пластина, закрывающая разрез на животе, через который бальзамировщики доставали внутренние органы. Считалась, что эта пластина с обращением к богам заживит рану фараона после смерти.
На руках и ногах мумии пальцы были закрыты золотыми футлярами в виде… правильно, пальцев. Тутанхамон обошелся напальчниками без колец, но наш с вами фараон, видимо, большой франт .
Золотые напльнички для пальцев руки и ног
А это золотые шлепанцы мумии фараона ПсусеннесаI, разумеется он в них никогда и никуда не ходил.
Ниже на фото тапки мумии одной из жен Тутмоса III(1479-1425 гг. до н.э.) , 18 династия, Новое Царство. Очень, кстати, похожий фасончик, включая рисунок на сандалиях. Даром что прошло с тех пор до Пусеннеса I прошло почти пять сотен лет. Сильны традиции в древнем Египте!
«Прогресса нет. И хорошо, что нет». © И.Бродский
Теперь золотые браслеты (они в основном парные).
Первый, простенький такой, но основательный браслет.
Второй, еще проще.
Третий, этот уже покрасивее.
Четвертый.
Крупным планом
А теперь переходим к кольцам: три кольца-печатки с Уаджетом (глазом бога Гора).
.
Колец на самом деле много больше, но не стал размещать все фото. Что-то я забыл про амулеты – поехали: сердечный амулет из синего лазурита и частично покрыт золотым листом. Его помещали в грудь мумии, замещая сердце, которое хранилось в отдельной канопе.
Амулеты – золотые миниатюрные статуэтки богов Себека и Бастет.
Это далеко не все драгоценности – я показал вам лишь малую их часть: только браслетов двадцать шесть: десять на правой руке и двенадцать на левой, два чуть ниже колен и два на лодыжках. Кроме того, более тридцати золотых цепей с нагрудными украшениям, шесть больших шейных ожерелий, шесть бус из драгоценных и полудрагоценных камней, более тридцати подвесок, а также множество других драгоценностей. Только на разбор драгоценностей фараона на его мумии ушло четыре дня.
Первым останки Псусеннеса в 1940 году исследовал доктор Дугласом Дерри - профессор анатомии медицинского иснтитута Каирского университета, который раньше так же первым работал с мумией Тутанхамона, но это был скорее первичный поверхностный осмотр – до недавних пор останки Псусеннеса больше никто не беспокоил.
Лишь в 2010 (через 70 лет!) было проведено более тщательное исследование останков фараона преемником Дерри профессор анатомии медицинского иснтитута Каирского университета доктором Фози Габалла.
Фараон оказался достаточно развитым физически, но под конец жизни страдал рядом болезней, в том числе ревматизмом, нижняя часть позвоночника его практически срослась, кроме того, он пережил перелом позвоночника, скорей всего после падения на жесткую поверхность, но поскольку смещения не было, сломанный позвонок сросся и инвалидом фараон не стал. Умер он возрасте примерно 80 лет. Вероятной причиной смерти стал гнойный абсцесс в верхней челюсти. К старости фараон уже потерял большинство своих зубов, но воспаление под оставшимся у него коренным зубом оказалось очень запущенным, в процессе гниения было разрушено даже твердое небо во рту, к тому времени как зуб выпал или был вырван болезнь уже перешла в необратимую стадию.
Всемогущий фараон умер из-за того, что ему просто во время не удалили зуб…
Dr. Fawzy Gaballah, former head of anatomy at Cairo University,who re-opened the examination into Psussenes bones. Cairo, Egypt.
Облик фараона восстанавливала Melissa Dring судебный эксперт (Великобритания, США).
Ниже на фотографии – она за работой.
Внешность реконструирована по черепу и костям. Один глаз на рисунке выше другого - это не фантазия художника, а особенность лица фараона.
Знакомьтесь – фараон Псусеннес I собственной персоной.
Итак, мы с вами, мои читатели, встретились наконец с фараоном Псусеннесом I и полюбовались его сокровищами, изучили его гробницу. Фараон долго и тщательно готовился к переходу в иной мир, ведь для древнего египтянина его земная жизнь лишь преддверие другой уже вечной жизни.
Псусеннес I сделал что мог: создал неприступную гробницу - гранитный сейф, наполнил ее сокровищами, амулетами, молитвами, заклятиями призванными защитить его. Предстал ли он перед богами Египта в образе юного и прекрасного фараона, как и мечтал?
Нет, сокровища и богатство, украденные саркофаги гранитные блоки, молитвы жрецов и посмертные дары не сделали его особенным – дальше была лишь черная бездна небытия…
Но все же благодаря этому фараону мы сегодня можем восхищаться работой безвестных мастеров и художников древнего Египта, и если на свете есть бессмертие – то оно создавалось именно их руками!
Ну, а мы с вами вернемся пока в апрель 1940 года. Пьер Монте спешит закончить исследование захоронения Псусеннеса и планирует на этом окончание экспедиции в этом сезоне. Впереди возвращение на родину – во Францию.
Материала для изучения и анализа уже более чем достаточно. В то время ощущение угрозы над Францией уже висит в воздухе, до генерального немецкого наступления остаются считанные недели…
Но король Египта Фарук настаивает на продолжении и требует уже в этом месяце открыть еще одно помещение гробницы, запечатанное блоком красного гранита.
Продолжение следует… и обязательно будет!
С вами был сегодня ваш старый Лысый Камрад (@LKamrad).
Оригинал публикации
Часть фотографий взято с замечательного сайта http://www.nefershapiland.de