В некоторых странах все популярнее становятся проекты «солнечных крыш» — то есть кровли, которая покрыта солнечными панелями или сама по себе является одним большим составным фотоэлементом. Идея проста — использование ненужного пространство для размещения солнечных панелей и получения электричества.
К сожалению, реализация этой идеи достаточно дорогая — она требует солидных вложений. В ряде стран государство спонсирует подобные проекты, но они все же остаются дорогими. И сейчас на этом рынке постепенно появляются частные компании, которые стараются упростить и удешевить изначальную идею. Одна из таких компаний — стартап Solstice, который, с одной стороны, привлекает обычных людей к технологиям получения солнечной энергии, с другой — стимулирует частный бизнес делать свои предложения в этой сфере более доступными.
Этот стартап родился не вчера, ему уже несколько лет, за время своего существования он смог привлечь к общественным «солнечным» проектам более 6400 домохозяйств. Такой способ подключения к солнечной энергетике доступен многим, причем крупные вложения практически не нужны. Участвовать могут даже те люди, у кого нет собственного частного дома.
Идея проста — команда местных жителей вкладывается в солнечные панели, определенную площадь. Далее эти фотоэлементы устанавливаются на крышах домов, а вырабатываемая энергия — направляется в локальную энергосеть. Все участники получают за это возможность платить меньше по счетам — от оплаты «за свет» отнимается стоимость электричества, соответственно долевому участию каждого члена команды. Чем больше вложено средств изначально, тем меньше, соответственно, приходится платить.
Для того, чтобы начать подобный проект, нужна «критическая масса» участников — с группой из 2-3 человек ничего не получится.
Если группа достаточно крупная (в каждой локации количество людей может быть разным), начинается работа с поставщиками фотоэлементов. И если обычно такие компании обязывают клиентов подписывать долгосрочные контракты (порой — вплоть до 30 лет), то общественные проекты значительно доступнее.
К слову, до того, как начать работу, компания провела изучение рынка — для этого была задействованы производительные компьютеры. Им «скормили» примерно 875 000 записей клиентов «солнечных компаний», в основном разработчиков интересовали платежи клиентов. Проанализировав массив данных, основатели стартапа получили детальные данные, которые помогли предположить, насколько выгодным или, наоборот, невыгодным окажется такой бизнес. Раз компания начала работу, можно предположить, что анализ показал позитивную картину.
На данный момент совокупная мощность солнечных батарей, установленных силами стартапа и его подписчиков, составляет 100 МВт — основные мощности расположены в штате Нью-Йорк и Массачусетс, США. Сейчас инициатива постепенно расширяется, так что стартап уже планирует выход на общенациональный, и, возможно, международные рынки.
В любом случае, общественные проекты такого рода помогают развивать солнечную энергетику и «двигать ее в массы».
К слову, интересуются солнечной энергетикой и фермеры. В частности, фермеры США охотно устанавливают фотоэлементы на своих землях — как для собственных нужд, так и для проектов, подобным описанным выше. Сейчас уже более 90 000 фермерских хозяйств установили на своих полях массивы фотоэлементов. Чаще всего фермеры сдают свои земли компаниям, которые развивают солнечные энергостанции. В месяц относительно небольшой массив панелей дает фермеру около $1000 прибыли.